МКОУ «Убинская средняя школа №2»
«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Классный час для учащихся 6 класса
Цель:
Формирование социально-активной,
творческой личности, сочетающей
в себе развитую нравственную,
гражданскую и экологическую культуру.
Задачи:
Создать условия для развития активных гражданских,
духовно-нравственных компетентностей учащихся. Привлечь школьников к решению
экологических проблем общества.
Создать условия для развития у учащихся коммуникативных компетентностей посредством групповой работы. Мотивировать активность учащихся через актуализацию личностного опыта.
1.Просмотр небольшого видеоролика (7 мин.) о планете и животных.
Это наш мир. Мир, в котором мы живем. Ребята, вы увидели, как прекрасна наша планета!
Чем удивительна наша планета?
В нем есть все – леса и поля, горы и реки. Сколько удивительных созданий – растений и животных населяет ее! На ней живем и мы – люди.
Чем является для всех нас планета Земля? (слайд 1,2)
Земля – это наш общий дом. Дом, в котором мы живем! Все вместе: и животные, и растения, и человек. Игра «Если вдруг…»(слайд 3)
Я предлагаю поиграть со мной в игру « Если вдруг…».Условия этой игры таковы :я вам буду давать начало ситуаций , а вы можете продолжить .Например :если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие насекомые, не станет меда ,очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы:
1)Если вдруг на пляжах перестанут убирать территорию … ( не будет места для купания, загорания и отдыха)
2) Если вдруг вырубят все леса на земле … (не где будет собирать грибы, ягоды, орехи)
3) Если вдруг уберут из дворов мусорные баки… (во дворах будут стоять кучи мусора)
-Да, ребята если не будет лесов, нам некуда будет идти на прогулку, за ягодами, лекарственными травами.
-Ребята представьте себе, что вы оказались в лесу или на берегу реки, и перед вами огромное количество мусора, а ведь лесу живут птицы, животные и это наносит им вред.
-Чтобы это не случилось, мы должны знать «правила природы»
-Подумайте, что означают знаки. Задание будет такое «Подбери название»
(Нужно подобрать к знаку название) (слайд 4)
«Осторожно, муравейник», «Не рвите цветы», «Не разводите костров в лесу», « Не разоряйте гнезд», « Не сорите», « Не ломайте ветки деревьев», « Не трогайте ядовитые грибы», « Не засоряйте мусором водоемы», « Дикие животные», «Осторожно, болото», «Не шуми в лесу», « Осторожно, молодняк»
-Да, ребята, из нашей работы видите, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого.
Работа над пословицами(слайд 5)
Объясните ,как вы понимаете смысл пословиц.
-Лес богатство и краса, береги свои леса!
-Растения – земли украшения!
-Лес – легкие Земли –береги ,как свои.
-Береги природу ,она добром ответит.
-Когда пьешь воду ,помни об источнике.
-Не сажал, не поливал, а рвать поспевал!
А сейчас отгадайте загадки. (слайд 6)
Весь мир кормлю ,
А сама не ем.
И топчу ее
И режу ее-
Она не серчает,
Добром отвечает. (Земля )
Если невидимка :
В дом не просится ,
А прежде людей бежит ,
Торопится. (Воздух)
Бродит одиноко
Огненное око
Всюду ,где бывает. (Солнце)
Дом со всех сторон открыт .
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук? (Вода)
Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
Тренинг «Деревья»
-Ребята, а где живет большинство животных?
-Конечно же, в лесу.
Представьте, что мы в лесу. Закройте глаза…. Опустите руки, расслабьтесь… Вы деревья…Тепло… светит солнце, ваши мощные корни прочно сидят в земле, они жадно впитывают из почвы жизненные соки… Они поднимаются вверх по стволу к ветвям. Ласково пригревает солнышко, веточки тянутся к нему, протягивают свои зеленые листики…. Весело щебечут маленькие птички вам хорошо…. вдруг…вы чувствуете страшную опасность, пламя обжигает ваши веточки и листочки…
Стоп. Открываем глаза.
- Ребята, будучи деревьями, что вы почувствовали? (боль и страх)
- Что произошло с деревьями?
- Какая угроза нависла над ними? (лесной пожар) (слайд 7)
- Посмотрите, что стало с нашей тайгой после страшного лесного пожара.
- Давайте посмотрим другие кадры и скажем, с какими другими проблемами сегодня сталкивается наша планета?
Работа со слайдами. (слайд 8) *Загрязнение воздуха. *Загрязнение воды.
*Мусор. *Вырубка леса. *Гибель животных. За последние 300 лет на Земле уничтожено 2/3 лесов!
Вместе с ними каждый день исчезает 70 видов животных и растений!
Растут горы мусора. В быту все больше используется пластмасса. А как известно, она разлагается только через 100 лет!.
Сегодня лишь 1 % воды на планете годен для питья!
Страшные кадры. Страшная статистика.
Ребята, как вы думаете, кто виноват в этом?
Да, человек. Сегодня он делает на Земле, что хочет. Но в природе все взаимосвязано.
Кто может исправить ситуацию? Кто может помочь нашему общему дому?
Тоже человек. Мы сами. Ребята, мы сегодня с вами обсудили многие проблемы Земли, но говорить о проблемах – это одно, нужно что-то делать!
Можем мы с вами остановить фабрики и заводы? Нет. Остановить производство? Нет. А что каждый из нас может сделать, чтобы наша планета была чистой и прекрасной?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
(Не бросать мусор ни на улице, ни в подъезде, думать о том, что это тоже наш дом. Правильно вести себя в лесу. Не рубить елки к Новому году, не ломать деревья, помнить, что они живые! Экономить воду и электроэнергию. Напоминать обо всем этом друзьям и взрослым. Надо, чтобы не наносили вред природе!
Тренинг «Яблоко»
Ребята, если взглянуть на нашу планету из космоса, то она покажется нам очень маленькой. Все космонавты, побывавшие в космосе, говорят: «Земля маленькая!»
Учитель добавляет: прямо как это яблоко. (Показывает яблоко).
А очень известный журналист Василий Песков сравнил нашу Землю с яблоком. Все живое на ней – деревья, растения, животные, птицы, рыбы, люди – образуют «кожуру жизни» на планете. Тонкую, хрупкую, которую легко повредить!
Ребята, давайте возьмем в руки нашу «Землю» и скажем по очереди, какой бы мы хотели ее видеть.
- Я хочу, чтобы наша планета была безопасной для всего живого…
-Я хочу……(говорят и передают друг другу яблоко)
Итак, Наша дом в наших руках! (слайд 8)
Земля – это наш общий дом. И то, в каком доме мы будем жить, зависит от нас.