СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земля-наш общий дом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие направлено на развитие навыков экологического мышления, формирование основ экологической грамотности.

 

Просмотр содержимого документа
«Земля-наш общий дом»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №15

(МБОУ СШ №15) г.Гуково Ростовской области



Внеклассное занятие по окружающему миру

Урок-игра в 1В классе



Подготовила и провела

учитель 1В класса

Грибанова И.В.







г.Гуково

2016г.



Оглавление описания внеклассного занятия «Земля -наш общий дом»

Введение____________________________________________________с.3

Цели, задачи, оборудование, оформление, актуальность, тип урока___ с.4

Ход урока____________________________________________________с.5

Результаты урока______________________________________________с.10

Выводы______________________________________________________с.10

Заключение___________________________________________________с.11

Приложения__________________________________________________с.12









































Введение:


2 2 апреля – Всемирный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. История этого праздника связана с именем американского жителя Джона Мортона. В конце 19 века Мортон переехал на территорию пустынной прерии штата Небраска, одинокие деревья которой усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Джон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем Дерева. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождение Мортона – 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли. В России же День Земли отмечается с 1992 года . 































Тема: «Земля - наш общий дом»

Цели: 
-углубление знаний учащихся по теме «Природа, наш дом, нуждается в защите», раскрыть понятие «экологическая катастрофа»; 
-развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни, формирование основ экологической грамотности; 
-воспитание любви и уважения к природе.

Задачи:

-учить бережному и доброму отношению к природе;

-учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;

-добиваться, чтобы каждый ребенок знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им;

-побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание.

Оборудование: мелодия «Alouette» в исполнении оркестра Поля Мориа, песня Красной Шапочки из кинофильма «Про Красную Шапочку», компьютер, мультимедийное сопровождение, костюмы для детей.

Оформление: плакаты с изображением деревьев, птиц, животных, цветы из цветной бумаги.

Актуальность: Пора понять, что Земля — живой организм, имеющий разум более сильный, чем наш. Она долго терпела насилие над собой. На наших глазах терпение лопается. Либо мы одумаемся и откажемся от технократической ереси3, либо следующая цивилизация будет теряться в догадках: обитал ли кто-нибудь на Земле до неё.

И.Яницкий «Физика и религия»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепление).





























Ход урока:

  1. Организационный этап:

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать

У себя внимательность,
А поможет всё узнать

Наша любознательность!

2.Актуализация знаний:

На экране картинка Земли (вид из космоса)-эл.прил.№1, звучит музыка из передачи «В мире животных» (эл.прил.№2)

Учитель:

Есть просто храм, 
Есть храм науки, 
А есть еще природы храм – 
С лесами, тянущими руки 
Навстречу солнцу и ветрам. 
Он свят в любое время суток, 
Открыт для нас в жару и стынь. 
Входя сюда, будь сердцем чуток, 
Не оскверняй ее святынь.

Как прекрасна планета, когда на нее смотришь из космоса! С высоты 300–350 километров перед нашими глазами оживают материки и океаны, горы и равнины, пустыни и реки, леса и озера. 
3.Постановка целей и задач урока:
Знаете ли вы, ребята, какой международный праздник отмечают на всей планете 22 апреля? Правильно – Международный день Земли — праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот день напоминает о страшных экологических катастрофах. Экологической катастрофой называют события, которые приводят к необратимым изменениям в природе и массовой гибели большого количества живых организмов. Каждый человек должен задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. Именно этому посвящено наше сегодняшнее занятие. Звучит тихая музыка. Заходит девочка в костюме Земли (Федорова Ксения): см.приложение «Фото»

Я планета - человечий дом. 
Но как мне жить под дымным колпаком, 
Где сточная канава - океан, 
Где вся природа поймана в капкан! 
Где места нет ни аисту, ни льву, 
Где стонут травы: «Больше не могу!» 

Просмотр видео ролика : «Земля – наш общий дом» (эл.прил.№3)

Земля: Ребята, о чем этот фильм?

Дети:…

Земля: А как вы можете помочь мне, что можете сделать для природы?

Ответы детей…

Стук в дверь.

Учитель: Кто бы это мог быть?

В класс заходит мальчик в костюме Воздуха (Горбачев Кирилл):
Дерево, цветок, трава и птица 
Не всегда умеют защититься 
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

Воздух: Здравствуйте, ребята! Я принес вам неутешительные вести…
Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Но человек должен стремиться к тому, чтоб Красная книга не пополнялась новыми растениями и животными! Берегите природу, научите этому и своих близких, и друзей! Обещаете?

Дети: Да!

Воздух: А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете окружающий мир. Время загадок!

Вас, прекрасные друзья, 
Приглашаю в гости я, 
В мир загадочной природы, 
В мир животных и погоды!

Отгадывание загадок (картинки-отгадки выводятся на экран, презентация-эл.прил.№4)

Загадки читает учитель:

Листья осенью летят,

Наступает... (листопад)


Вырос мягкий стебелек,

Он и ростом невысок,

Достает до ног едва,

Называется... (трава)


Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями. (Дерево)


Он деревьев младший брат,

Только ростом маловат,

А еще стволов полно

У молодчика того. (Кустарник)


Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

Спрятались в травке, притихли и ждут,

Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)


Сами гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это... (птицы)


Предметы природы, которые дышат,

Растут, размножаются, бегают, слышат,

Могут ходить и вертеть головой, —

Это предметы природы... (живой)


Птицы спят в нем и живут,

Яйца здесь свои несут.

Из веток сделано жилье

И называется... (гнездо)

 

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.

баран




Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

белка




Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину.

бобры



Всю жизнь ношу я два горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не горб, амбар!
Еды в них на семь суток!

верблюд



На овчарку он похож, 
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

волк


Ёжик вырос в десять раз, 
Получился …

Дикобраз


Воздух:

Засиделся я у вас! А ведь без меня природе- никак не обойтись!

До свидания, ребята!

Учитель: Ну вот, гостя проводили, можно продолжать.

В класс заходит красная Шапочка:

Нет-нет и нет! Здравствуйте, ребята! Долго к вам я добиралась! Боялась, что опоздаю! Я тоже очень люблю природу и…путешествия! Но прежде, чем продолжить занятие, предлагаю вам отдохнуть. Согласны? Тогда подпевайте!

Песенка Красной Шапочки- эл. прил.№5(одновременно выполняются движения, которые показывает Красная Шапочка)

Учитель: Спасибо тебе, Красная Шапочка за чудесную разминку! Хочешь поиграть с нами в игру?

Красная Шапочка: Я так давно не играла с детьми, только с бабушкой и …Волком, который живет в лесу.

Учитель: Значит, кое-что о поведении в лесу тебе уже известно! 

4.Первичное закрепление:
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"! 
Если я приду в лесок 
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок 
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок 
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, 
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер, 
А тушить не стану? (нет)

Если сильно насорю 
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу, 
И с собой я заберу? (да)

Я люблю свою природу, 
Я ей помогаю! (да) 
Ведущий: Вы усвоили все правила поведения в природе. Вы готовы вступить в общество охраны природы? 

Дети и Красная Шапочка: Да!



Клятва … 

Сокровища природы вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству, поэтому
- Клянусь охранять природу, быть ее другом и защитником!
Клянусь!
- Клянусь быть примером правильного отношения к окружающему миру!
Клянусь!
- Клянусь стремиться к познанию законов природы, ее тайн и особенностей!
-Клянусь!
- Клянусь в природе вести себя тихо и скромно, не стану без основания уничтожать растения, буду другом всех животных.
-Клянусь!
- Клянусь охранять родники, реки и пруды, буду заботиться о чистоте окружающей среды, буду пропагандировать идею охраны природы!
-Клянусь! Клянусь! Клянусь!
- Я поздравляю вас с вступлением в Общество Охраны Природы!

5. Творческое применение знаний в новой ситуации:

Ребята, предлагаю каждому сделать маленькую книгу о животном, птице или растении. И вместе с вами мы оформим выставку книг, посвященных охране природы!

6.Рефлексия:

Красная Шапочка:

Ветерок с березкой шепчется, 
На траве блестит роса, 
Нам с тобой земля – волшебница 
Снова дарит чудеса.

Миллион чудес загадочных 
Мы встречаем каждый час, 
Словно самый добрый сказочник 
Сочиняет их для нас.

Учитель:
Давайте будем 
Беречь планету! 
Во всей Вселенной 
Красивей нету. 
Во всей Вселенной 
Совсем одна! 
Что будет делать 
Без нас она? 
Именно в руках человека будущее планеты Земля!





















Результатом мероприятия стала выставка книг на тему: «Береги природу!»-см. приложение «Фото». Выставка состоялась 19.04.2016г.







Выводы о проведенном внеклассном занятии.

Внеклассное занятие проходило 31.03.2016г., рассчитано на 30 мин. Учащиеся 1В класса-12 человек, были активными участниками урока-игры (см. приложение «Заметка»). Цели и задачи соответствовали теме и были достигнуты в результате урока.





















Заключение:

Нельзя допустить, чтобы люди

Направляли на своё уничтожение

Те силы природы, которые они

Сумели открыть и покорить.

Ф. Жолио-Кюри

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворен­ные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чу­десах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Все­ленной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оста­ваться единственным, ни с чем несравнимым, величайшим, таин­ственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все за­гадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и ис­тории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, гря­дущих судеб цивилизации.

Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает че­ловеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохра­нить жизнь» - именно это является одной из приоритетных задач современного педагога.





































Приложения:

-электронные:

№1 «Земля-вид из космоса»

№2 Мелодия Поля Мориа «Alouette»

№3 Видео ролик «Земля -наш общий дом»

№4 Презентация «Картинки-отгадки»

№5 Песенка Красной Шапочки

- «Фото»

- «Заметка»


14