Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №15
(МБОУ СШ №15) г.Гуково Ростовской области
Внеклассное занятие по окружающему миру
Урок-игра в 1В классе
Подготовила и провела
учитель 1В класса
Грибанова И.В.
г.Гуково
2016г.
Оглавление описания внеклассного занятия «Земля -наш общий дом»
Введение____________________________________________________с.3
Цели, задачи, оборудование, оформление, актуальность, тип урока___ с.4
Ход урока____________________________________________________с.5
Результаты урока______________________________________________с.10
Выводы______________________________________________________с.10
Заключение___________________________________________________с.11
Приложения__________________________________________________с.12
Введение:
2
2 апреля – Всемирный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. История этого праздника связана с именем американского жителя Джона Мортона. В конце 19 века Мортон переехал на территорию пустынной прерии штата Небраска, одинокие деревья которой усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Джон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем Дерева. В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1млн деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождение Мортона – 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли. В России же День Земли отмечается с 1992 года .
Тема: «Земля - наш общий дом»
Цели:
-углубление знаний учащихся по теме «Природа, наш дом, нуждается в защите», раскрыть понятие «экологическая катастрофа»;
-развитие навыков экологического мышления, умения применять полученные знания в жизни, формирование основ экологической грамотности;
-воспитание любви и уважения к природе.
Задачи:
-учить бережному и доброму отношению к природе;
-учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
-добиваться, чтобы каждый ребенок знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им;
-побуждать детей к фантазии и творчеству, вызывать у них желание вносить посильный вклад в природоохранительное воспитание.
Оборудование: мелодия «Alouette» в исполнении оркестра Поля Мориа, песня Красной Шапочки из кинофильма «Про Красную Шапочку», компьютер, мультимедийное сопровождение, костюмы для детей.
Оформление: плакаты с изображением деревьев, птиц, животных, цветы из цветной бумаги.
Актуальность: Пора понять, что Земля — живой организм, имеющий разум более сильный, чем наш. Она долго терпела насилие над собой. На наших глазах терпение лопается. Либо мы одумаемся и откажемся от технократической ереси3, либо следующая цивилизация будет теряться в догадках: обитал ли кто-нибудь на Земле до неё.
И.Яницкий «Физика и религия»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепление).
Ход урока:
Организационный этап:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность!
2.Актуализация знаний:
На экране картинка Земли (вид из космоса)-эл.прил.№1, звучит музыка из передачи «В мире животных» (эл.прил.№2)
Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Как прекрасна планета, когда на нее смотришь из космоса! С высоты 300–350 километров перед нашими глазами оживают материки и океаны, горы и равнины, пустыни и реки, леса и озера.
3.Постановка целей и задач урока:
Знаете ли вы, ребята, какой международный праздник отмечают на всей планете 22 апреля? Правильно – Международный день Земли — праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот день напоминает о страшных экологических катастрофах. Экологической катастрофой называют события, которые приводят к необратимым изменениям в природе и массовой гибели большого количества живых организмов. Каждый человек должен задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. Именно этому посвящено наше сегодняшнее занятие. Звучит тихая музыка. Заходит девочка в костюме Земли (Федорова Ксения): см.приложение «Фото»
Я планета - человечий дом.
Но как мне жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан!
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»
Просмотр видео ролика : «Земля – наш общий дом» (эл.прил.№3)
Земля: Ребята, о чем этот фильм?
Дети:…
Земля: А как вы можете помочь мне, что можете сделать для природы?
Ответы детей…
Стук в дверь.
Учитель: Кто бы это мог быть?
В класс заходит мальчик в костюме Воздуха (Горбачев Кирилл):
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воздух: Здравствуйте, ребята! Я принес вам неутешительные вести…
Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Но человек должен стремиться к тому, чтоб Красная книга не пополнялась новыми растениями и животными! Берегите природу, научите этому и своих близких, и друзей! Обещаете?
Дети: Да!
Воздух: А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете окружающий мир. Время загадок!
Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
Отгадывание загадок (картинки-отгадки выводятся на экран, презентация-эл.прил.№4)
Загадки читает учитель:
Листья осенью летят,
Наступает... (листопад)
Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется... (трава)
Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями. (Дерево)
Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того. (Кустарник)
Красные, черные глазки видны,
Значит, уже подоспели они.
Спрятались в травке, притихли и ждут,
Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)
Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это... (птицы)
Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, —
Это предметы природы... (живой)
Птицы спят в нем и живут,
Яйца здесь свои несут.
Из веток сделано жилье
И называется... (гнездо)
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. |
баран |
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. |
белка |
Есть в реке работники Не столяры, не плотники, А выстроят плотину - Хоть пиши картину. |
бобры |
Всю жизнь ношу я два горба, Имею два желудка! Но каждый горб - не горб, амбар! Еды в них на семь суток! |
верблюд |
На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. |
волк |
Ёжик вырос в десять раз, Получился … |
Дикобраз Воздух: Засиделся я у вас! А ведь без меня природе- никак не обойтись! |
До свидания, ребята!
Учитель: Ну вот, гостя проводили, можно продолжать.
В класс заходит красная Шапочка:
Нет-нет и нет! Здравствуйте, ребята! Долго к вам я добиралась! Боялась, что опоздаю! Я тоже очень люблю природу и…путешествия! Но прежде, чем продолжить занятие, предлагаю вам отдохнуть. Согласны? Тогда подпевайте!
Песенка Красной Шапочки- эл. прил.№5(одновременно выполняются движения, которые показывает Красная Шапочка)
Учитель: Спасибо тебе, Красная Шапочка за чудесную разминку! Хочешь поиграть с нами в игру?
Красная Шапочка: Я так давно не играла с детьми, только с бабушкой и …Волком, который живет в лесу.
Учитель: Значит, кое-что о поведении в лесу тебе уже известно!
4.Первичное закрепление:
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не стану? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
И с собой я заберу? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Ведущий: Вы усвоили все правила поведения в природе. Вы готовы вступить в общество охраны природы?
Дети и Красная Шапочка: Да!
Клятва …
Сокровища природы вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству, поэтому
- Клянусь охранять природу, быть ее другом и защитником!
- Клянусь!
- Клянусь быть примером правильного отношения к окружающему миру!
- Клянусь!
- Клянусь стремиться к познанию законов природы, ее тайн и особенностей!
-Клянусь!
- Клянусь в природе вести себя тихо и скромно, не стану без основания уничтожать растения, буду другом всех животных.
-Клянусь!
- Клянусь охранять родники, реки и пруды, буду заботиться о чистоте окружающей среды, буду пропагандировать идею охраны природы!
-Клянусь! Клянусь! Клянусь!
- Я поздравляю вас с вступлением в Общество Охраны Природы!
5. Творческое применение знаний в новой ситуации:
Ребята, предлагаю каждому сделать маленькую книгу о животном, птице или растении. И вместе с вами мы оформим выставку книг, посвященных охране природы!
6.Рефлексия:
Красная Шапочка:
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса,
Нам с тобой земля – волшебница
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
Учитель:
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?
Именно в руках человека будущее планеты Земля!
Результатом мероприятия стала выставка книг на тему: «Береги природу!»-см. приложение «Фото». Выставка состоялась 19.04.2016г.
Выводы о проведенном внеклассном занятии.
Внеклассное занятие проходило 31.03.2016г., рассчитано на 30 мин. Учащиеся 1В класса-12 человек, были активными участниками урока-игры (см. приложение «Заметка»). Цели и задачи соответствовали теме и были достигнуты в результате урока.
Заключение:
Нельзя допустить, чтобы люди
Направляли на своё уничтожение
Те силы природы, которые они
Сумели открыть и покорить.
Ф. Жолио-Кюри
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой - вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем несравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить жизнь» - именно это является одной из приоритетных задач современного педагога.
Приложения:
-электронные:
№1 «Земля-вид из космоса»
№2 Мелодия Поля Мориа «Alouette»
№3 Видео ролик «Земля -наш общий дом»
№4 Презентация «Картинки-отгадки»
№5 Песенка Красной Шапочки
- «Фото»
- «Заметка»
14