МБУДО «Центр детского творчества» Дубенского муниципального района РМ
Конспект
занятия
«Земля у нас одна!»
Разработала: Фалина Г.И.,
педагог дополнительного образования
с. Дубенки – 2020г.
Занятие приурочено ко Всемирному дню Земли и проводится среди обучающихся объединений «Мой край» и «Юный краевед» ( 3-5 кл.)
Тема: « Земля у нас одна!» - экологическая беседа.
Цели: Углубление экологических знаний учащихся, формирование у них целостного восприятия природы как исторически сложившейся сложной системы, развитие познавательного интереса к изучению природы, формирование экологической культуры учащихся; воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к ней.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог:
-Мы желаем друг другу добра?
-Мы желаем друг другу добра!
-Если будет трудно, друг другу поможем?
-Если будет трудно, друг другу поможем!
- Приветствую всех! Сегодня у нас праздник. Давайте заглянем в календарь, но не в простой, а в экологический и узнаем, какой праздник у нас с вами приближается?
1 апреля - Международный День птиц
4 апреля - Всемирный День крыс
7 апреля - Всемирный День охраны здоровья
15 апреля - День экологических знаний
15 апреля - 5 июня - Общероссийские Дни защиты от экологической опасности
18-22 апреля - Марш Парков
19 апреля - День подснежника
19-26 апреля - Весенняя Неделя Добра
22 апреля - Всемирный День Земли
24 апреля - Всемирный День защиты лабораторных животных
2.Актуализация знаний.
Педагог: - 22 апреля вся планета отмечает Международный день Земли. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых- это день защиты нашей природы Этот день – напоминание всем жителям Земли о том, что надо беречь и сохранять природу, все живые организмы на нашей планете. Земля – слово особенное. Так называется наша планета, обитаемый островок среди миллиардов километров космического пространства. В России с глубокой древности землёй называют самый верхний слой почвы, по которому ступает нога человека. Земля – это участок суши, который возделывался руками человека и который на протяжении многих веков был его кормильцем.
Земля – самая уникальная планета. Её уникальность состоит в том, что только на ней из всех планет Солнечной системы есть жизнь. Что мы знаем о нашей планете? Земле примерно 4,5 миллиарда лет, это третья планета от Солнца, у неё существует один естественный спутник — Луна. Больше 70% земной поверхности занимает Мировой океан. Длина экватора составляет 40 010 километров, расстояние от поверхности планеты до центра в среднем равно 6378 километрам. Самым холодным местом на Земле считается Антарктика - в 1983 году был зарегистрирован температурный рекорд -89°С. К самым жарким местами на планете относятся Долина Смерти в Калифорнии и Эль Азизия в Ливии, температурные рекорды которых 55,8°С и 57,8°С соответственно. Земля богата минералами – на сегодняшний день ученые классифицировали около 4000 их видов, каждый год этот список пополняется 50-100 новыми видами. В биосфере Земли обитает несколько миллионов видов растений, животных и других организмов. К великому сожалению, количество живых организмов на сегодняшний день резко сократилось. Планета наша весьма засорена, но мы, ещё пока не осознали опасности для жизни на этой огромной свалке.
- Предлагаю вашему вниманию видеоролик (ссылка в интернете- https://www.youtube.com/watch?v=pDLRIc1NcPs ).
Педагог: - Думаю вы поняли, что надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках, дорогие ребята!
- Прежде чем выбросить мусор, хорошо подумайте, не нанесём ли мы этим вреда природе.
Ни леса, ни реки, ни озёра, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? Нужно начать с самого простого. Увидели в лесу мусор –уберите его. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Не уносите с прогулок охапки цветов. Берегите птиц, муравьёв. Берегите природу и не приносите ей вреда!
В нашей школе стало доброй традицией проводить экологические акции: весной ученики приводят природу нашего села в порядок. Мы очищаем берега нашей реки от мусора, убираемся возле колодцев, убираем парк и улицы села.
-А что сделал ты?
-Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!” Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт.
3. Изучение нового материала.
Педагог: -Изначально, День Земли празднуется во многих странах в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна. Каждый год 21 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонит колокол мира.
- Ребята, давайте ознакомимся с историей праздника. (см. видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=VBa5KTeuaC8 ).
(Версия праздника связана с именем американца- Пола Уинера, который 22 апреля 1969г. убедил своих сограждан бросить все дела и немедленно начать ликвидацию последствий разлива нефти, который случился в штате Санта-Барбара в Америке. От разлива пострадали многие морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев сильное впечатление. Они решили, хотя бы раз в году, напоминать людям об отношениях с окружающей средой.)
Символ Дня Земли- зелёная греческая буква тета - Θ на белом фоне:
Педагог: - День Земли в России. В России до недавнего времени проходили лишь единичные мероприятия, организованные энтузиастами и приуроченные ко Дню Земли. В нашей стране официальной эта дата считается только с 1998 года. Этот день считается также днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать экологические проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. В России они проходят с 1992 года. День Земли отмечается с 2010 года, решение об учреждении праздника было принято на 63-й сессии Генеральной Ассамблее ООН в 2009 году.
Основное внимание в ходе празднования Дня Земли уделяется национальным паркам.
Праздник приобретает новое значение- МАРШ ПАРКОВ. Марши парков проводятся в целях привлечения граждан к участию в природоохранной деятельности заповедников и национальных парков .
- А теперь, давайте посмотрим следующий видеоролик -https://www.youtube.com/watch?v=1txx5AcgnMw
4. Закрепление нового материала.
Педагог: - Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.
Для этого выполним следующее задание : «Если я приду в лесок ». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
- Если я приду в лесок и сорву ромашку?
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
-Если разведу костер, а тушить не буду?
-Если сильно насорю, а убрать забуду?
-Если мусор уберу, банку закопаю?
-Я люблю свою природу, я ей помогаю!
- Следующее задание называется « Живи, родник. Живи». Ответьте на вопросы:
1.В роднике вода всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды).
2.Объясните понятие «мыльные воды». (Это воды водоемов, загрязненные моющими средствами)
3.Что нужно делать на предприятиях, чтобы загрязненная вода не попала в водоем?
(Ставить очистительные сооружения и использовать ту же воду много раз).
4.Назовите самое распространенное дерево речных берегов, которое их
укрепляет, оно очень гибкое, низко наклоняется на ветру, не ломается. (Ива).
5.Это болотное растение- главный природный очиститель прибрежной зоны большой реки. (Камыш).
6. Какое самое чистое, глубокое озеро, его ещё можно назвать морем? Байкал
- Задание « Почтовый ящик». Давайте обсудим следующие вопросы:
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка, черепаха).
2. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, недостаток один – медлительность (черепаха).
3. Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне (еж).
4. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья (птица).
5. Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно отращу себе новый (ящерица).
6. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом (медведь).
7. Помогу всем, у кого сломался будильник (петух).
8. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу
учесть, что занятия провожу ночью (Сова).
9. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени - отчеству. Патрикеевной больше не называть (лиса).
10. Добрым, но одиноким птицам помочь приобрести семейное счастье! Высиживай те моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни (кукушка).
11. Я лесной зверь. Днем я сплю, а ночью выхожу на кормежку. Зимой питаюсь корой деревьев. Быстро бегаю. Зимой моя шуба становится белой как снег (заяц).
- Следующая игра «Цветик – семицветик». Вы выбираете цвет лепестка, который соответствует сектору заданий.
1.Зеленый сектор (о растениях).
Как по пню дерева узнать сколько ему лет? (По годовым кольцам.)
Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)
Дерево, символ нашей Родины. (Береза.)
Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)
Какие лекарственные травы лечат простуду? (Липа, мята, душица.)
2.Синий сектор (о птицах).
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Какую роль играют птицы в природе? (Уничтожают вредителей.)
Какую из лесных птиц называют лесной флейтой и лесной кошкой? (Иволгу.)
Назовите зимующих птиц. (Воробей, сорока, голубь и др.)
С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)
3.Красный сектор (о зверях).
Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка.)
Какие животные спят зимой? (Медведь, еж.)
Какой хищник похож на кошку? (Рысь.)
Какое животное называют сохатым? (Лось.)
4.Черный сектор (закончи фразу).
Старайся не пользоваться пенопластом, потому что... (Он не разлагается в природе.)
Не выбрасывай ненужную бумагу, потому что... (Ее можно сдать на переработку.)
Не разводи костры в неположенных местах, потому что... (Может возникнуть пожар.)
5. Домашнее задание.
Творческое задание.
- Ребята, на день рождения дарят подарки. Предлагаю вам подарить открытку нашей имениннице – земле. Нарисуйте рисунок-открытку на тему «Земля у нас одна!».
Предлагаю также, пройти интернет- тестирование по сегодняшней теме по ссылке https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-den-zemli -
Желаю вам успехов!
До свидания.