СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жадность и жадины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие "О жадности и жадных" для первоклассников. 

Просмотр содержимого документа
«Жадность и жадины»

Жадность и жадины.



Цель: воспитывать у ребят положительные качества характера.



  1. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого.

Собака и ее тень.
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло. И осталась собака ни при чем.

Вопросы:

- Как можно охарактеризовать собаку? Почему?

- Чем же поплатилась Жучка за жадность?

- Как вы понимаете смысл слова «жадность»?

Учитель. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова написано:

«Жадность – чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания.»

Вопросы для анализа:

- Как выглядит жадный человек?

- К чему он может проявлять жадность?

- Жадность в деньгам, к еде, к работе. Прокомментируйте каждое высказывание.

- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?

2. Просмотр мультфильма «Жадный богач»

Учитель. Сейчас вы просмотрите сказку «Жадный богач» С. Михалкова, подумайте, можно ли к слову жадность поставить синоним бережливость?

Вопросы для анализа:

- Охарактеризуйте богача.

- Какие синонимы к слову «жадность» вы подобрали? (скупость, корыстолюбие.)

- Положительная ли это черта характера?

Жадина

Кто держит

Конфету свою

В кулаке,

Чтоб съесть ее

Тайно от всех

В уголке;

 

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Не даст

Прокатиться

На велосипеде;

 

Кто мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

В классе

Ни за что

Не поделится, -

Имя тому

Подходящее дадено,

 

Даже не имя,

А прозвище -

ЖАДИНА!

 

Жадину

Я ни о чем не прошу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

 

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

 

Поэтому -

Честно, ребята, скажу -

С жадиной

Я никогда

Не дружу!



Учащимся предлагается послушать небольшой рассказ.

Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у нее в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина, — сказал Сережа. — Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна? — сказала Марина и пошла играть».

Вопросы к рассказу: — Можно ли назвать Марину жадиной?

— Есть ли у Марины друзья в классе?

— Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?

— Как вы думаете, что лучше в жизни человека — умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?

Приведите примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявляет великодушие и помощь другому человеку. (Например, сказка «Теремок» и др.)

Анализ стихотворения Э. Мошковской «Жадных нет».

Жадные!

Поднимите руки!

Жадные, жадины и жадюги!

Нету рук...

Вдруг жадных не стало.

Как ни бывало.

Ну хоть бы мало!

Две-три штуки!

Поднимите руки,

Жадные девочки,

Жадные мальчики...

Поднимите хотя бы пальчики!

Сколько жадных?

Надо же знать!

Пять? Двадцать пять? Или сто двадцать пять?

Сколько жадных? Смотрим тщательно.

Жадных нет? Замечательно!

Анализ русских народных пословиц.

- Много хочешь - последнее потеряешь.

-Жадность всякому горю начало.

-Ненасытному все мало.

- Маленькая жадность приносит большой вред.

-У скупого корки не выпросишь.

Объясни смысл каждой пословицы.

Так почему жадность – всякому горю начало?

Жадность – это горе. Добра от жадности не ждите, его нет. Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».  





Подъемный кран

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,
Он совсем как настоящий.

Никому его не дам –

Это мой подъемный кран.



История 1-я «Про Колю и Диму»

Коле подарили новую игрушку – самосвал. Он давно мечтал о таком: с большими колесами, а главное – с откидывающимся кузовом.

Коля долго не мог решить, брать ли новую игрушку во двор. «Ведь ребята поцарапают машину, а то и вовсе сломают ее!» - раздумывал он.

Но играть дома одному с самосвалом было не очень интересно, и Коля решил все-таки взять его во двор.

Здесь Колю сразу обступили ребятишки и стали рассматривать новенькую игрушку.

- Коля, дай, пожалуйста, мне его повозить! – попросил лучший друг Дима.

- И мне! И мне! - закричали другие дети.

Коля нахмурился:

- Не дам! Вдруг вы его сломаете или запачкаете!

Он схватил самосвал, отошел с ним в сторонку и сел на скамейку.

- Ну и не надо! А еще друг называется! – обиделся Дима.

- Давайте все вместе дом строить, а песок и камешки можно в ведерках приносить, - предложила Аня. – Обойдемся без самосвала!

И ребята дружно взялись за постройку дома.

А Коля сидел на лавочке и любовался новой машиной. Но скоро ему стало скучно.

Дима иногда посматривал на друга, а потом подошел к нему и предложил:

- Пойдем играть с нами! А самосвал пусть рядом с тобой стоит, стройку украшает.

Учитель: - Как вы думаете, что же произошло дальше?

(варианты ответов детей)

- К счастью, в нашей истории Коля сумел победить свою жадность. Он стал играть вместе со всеми, дети по очереди нагружали самосвал и возили его. Подумайте, кого из мальчиков можно назвать настоящим другом и почему? (ответы детей).

История о жадности и щедрости.

На детской площадке для ребят построили замечательный корабль. Все мальчики хотели стать капитанами этого корабля, но воспитательница назначила капитаном Славу.

- Завтра, когда игра продолжится, капитаном будет Витя, а послезавтра капитаном Андрюша.

Но и завтра, и послезавтра капитаном оставался Слава. Зато у Вити появился новый электрический фонарик, а у Андрея – кассета с детскими песнями и сказками.

Славе так хотелось командовать кораблем, что он принес друзьям свои новые игрушки и подарил их, но взамен попросил, чтобы мальчики оставили его капитаном.

- Как вы думаете, правильно поступил Слава?

- Проявил ли он щедрость? Ведь он не пожалел для друзей новых игрушек?

- Могли бы вы так поступать? Почему?

Поступок Славы нельзя назвать щедростью. Ведь щедрый человек дарит друзьям подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая получить от них что-то взамен.

Самокат

Мне купили самокат, я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца – будем все кататься!

Дал Сереже и Алеше, дал Андрею, Кате, Гоше.

Пусть порадует ребят серебристый самокат.

Он сверкает и блестит, быстро он вперед летит

По дорожке возле дома, мимо клумбы, мимо клена…

Мы играли очень дружно – радостью делиться нужно!

Ковер-самолет

Представьте качели – ковер-самолет,

На нем отправляюсь в волшебный полет,

Лечу над полями, лечу над рекой,
А вам на прощанье махну я рукой!

Потом «приземлюсь» и друзьям во дворе

Я дам полетать на волшебном ковре.



История 2-я «Металлический рубль» (В. А. Сухомлинский)

Папа дал Андрейке металлический рубль и сказал:

— Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.

Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак на траву.

После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

— Что с тобой, Андрейка?

Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

— Поможем Андрейке,— сказала Таня. — У кого есть деньги, давайте. Соберем рубль!

Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:

— Надо беречь деньги. Сам потерял — сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.

Он повернулся ко всем спиной и пошел домой.

Ребята подсчитали собранные деньги — девяносто девять копеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла.

Радостный возвращался Андрейка домой.

На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степаном. Он остался один.

Степан жаловался учительнице.

— Почему же со мной никто сидеть не хочет?

— Спроси у товарищей,— ответила учительница.

- Про щедрость и жадность русский народ придумал такую пословицу: «Кто щедрый, тот в дружбе первый. А кто жаден, тот в дружбе не ладен». Не ладен – значит, не годится для дружбы.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Учитель: - Какой же человек годится для дружбы? С каким человеком вы хотели бы дружить? А каким человеком вы назвали бы себя? Не спешите отвечать, подумайте. И если кто-то считает себя немножко жадным, но вам стыдно в этом признаться – не беда. Знаете - почему?

Потому что любой человек, если захочет, может стать другим, и жадный превратится в щедрого. Такие чудеса – в ваших силах!

Кажется, это трудно: ведь так жалко дать кому-то, например, красивую куклу, так хочется поиграть с ней самой. Но вы попробуйте! И когда увидите, как обрадовался ваш друг, вам станет совсем не жалко! Потому что вместе с куклой вы подарите ему РАДОСТЬ, а это важнее самой лучшей игрушки!

Скажите: радость можно потрогать рукой? Нет, конечно. Ее берут из своего сердца и дарят другому сердцу!

А увидеть радость можно? Конечно! Ее можно увидеть в глазах, в улыбке вашего друга!

А вы знаете, Радость - это такая чудесная вещь! Если ее дарить другим людям, она непременно к вам возвратится!

Вы любите получать подарки? А дарить? Когда вы дарите подарок и видите, как ваш друг радуется, вам и самому становится радостно, правда?



- Ребята, а что бы было, если бы все люди на земле были бы жадными и скупыми?

(никто никому ничего не давал бы, жили не дружно, ссорились бы, было бы жить плохо, невесело)

-Чтобы такого не случилось, что надо делать? (делиться.)

-А вы делитесь? (да)

-Мы сейчас это проверим с помощью «ленточки щедрости».

Игра: «Ленточка щедрости»

– возьмитесь за ленточку, и скажите честно – чем вы делились с другими ( я делилась конфетами с детьми; я делился игрой, которую принёс в школу, я делился игрушками и т. д.)

- Значит, вы какие? (щедрые, не жадные, добрые, внимательные)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!