СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Жанр советского музыкального фильма на примере музыки И. Дунаевского к кинофильму «Цирк»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Жанр советского музыкального фильма на примере музыки И. Дунаевского к кинофильму «Цирк»»

Презентация по дисциплине «История отечественной музыки» на тему: «Жанр советского музыкального фильма на примере музыки И. Дунаевского к кинофильму «Цирк» Выполнила: Смирнова Алина Сергеевна Брянск 2020

Презентация по дисциплине

«История отечественной музыки»

на тему: «Жанр советского музыкального фильма на примере музыки И. Дунаевского к кинофильму «Цирк»

Выполнила:

Смирнова Алина Сергеевна

Брянск 2020

1900 1910 Родился 30 января в украинском городке Лохвица на Полтавщине 1919 поступил в Харьковское музыкальное училище (класс скрипки и композиции) Окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки и композиции (И. Ю. Ахрон, С. С. Богатырёва) 1920 композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре 1924-1926 Переезд в Москву. Музыкальный руководитель театра «Эрмитаж» В 1926—1929 годах  1925 Женился на балерине Зинаиде Судейкиной 1926-1929 1932 Руководитель Театра сатиры началась деятельность Дунаевского как кинокомпозитора

1900

1910

Родился 30 января в украинском городке Лохвица на Полтавщине

1919

поступил в Харьковское музыкальное училище (класс скрипки и композиции)

Окончил Харьковскую консерваторию по классу скрипки и композиции (И. Ю. Ахрон, С. С. Богатырёва)

1920

композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре

1924-1926

Переезд в Москву. Музыкальный руководитель театра «Эрмитаж» В 1926—1929 годах 

1925

Женился на балерине Зинаиде Судейкиной

1926-1929

1932

Руководитель Театра сатиры

началась деятельность Дунаевского как кинокомпозитора "Первый взвод",

1934

Выход на экраны первой советской музыкальной комедии с музыкой Дунаевского «Веселые ребята»

1937 - 1941

Возглавлял Ленинградский союз композиторов

1938

Был избран депутатом Верховного совета РСФСР.

1950

Удостоен звания народного артиста РСФСР.

1955

Умер в Москве 25 июля от сердечного приступа

Периодизация творчества Ранний период: 1924-1933 гг (пишет в жанрах оперетты и балета) Период творческой зрелости: 1934-1946 (музыка к к/ф) Поздний период : 1947-1955

Периодизация творчества

Ранний период: 1924-1933 гг

(пишет в жанрах оперетты и балета)

Период творческой зрелости: 1934-1946 (музыка к к/ф)

Поздний период : 1947-1955

Период творческого расцвета ( зрелый период творчества ).  С 1934 по 1940 год Исаак Осипович написал музыку к 16 кинолентам: 1934 — «Весёлые ребята» 1934 — «Золотые огни» 1935 — «Путь корабля» 1935 — «Три товарища» 1936 — «Вратарь» 1936 — «Девушка спешит на свидание» 1936 — «Дети капитана Гранта» 1936 — «Искатели счастья» 1936 — «Концерт Бетховена» 1936 — «Цирк» 1937 — «Теремок» 1937 — «Дочь Родины» 1938 — «Волга-Волга» 1939 — «Юность командиров» 1940 — «Моя любовь» 1940 — «Светлый путь» В этот же период были написаны оперетты «Золотая долина» и «Дороги к счастью», балет «Невеста и автомат».

Период творческого расцвета ( зрелый период творчества ).

С 1934 по 1940 год Исаак Осипович написал музыку к 16 кинолентам:

  • 1934 — «Весёлые ребята»
  • 1934 — «Золотые огни»
  • 1935 — «Путь корабля»
  • 1935 — «Три товарища»
  • 1936 — «Вратарь»
  • 1936 — «Девушка спешит на свидание»
  • 1936 — «Дети капитана Гранта»
  • 1936 — «Искатели счастья»
  • 1936 — «Концерт Бетховена»
  • 1936 — «Цирк»
  • 1937 — «Теремок»
  • 1937 — «Дочь Родины»
  • 1938 — «Волга-Волга»
  • 1939 — «Юность командиров»
  • 1940 — «Моя любовь»
  • 1940 — «Светлый путь»

В этот же период были написаны оперетты «Золотая долина» и «Дороги к счастью», балет «Невеста и автомат».

Особенности музыкального стиля Дунаевского  - работа преимущественно в области легкой музыки  - преобладание мажорного лада  - использование упругих, энергичных ритмов  - опора на бытовые жанры  - песня как главный жанр творчества  - проработанный мелодический ход, яркие, запоминающие мелодии.  - использование джаза («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»)  - использование интонаций народных и революционных песен  - связь с русской песенной культурой, с ее коренными бытовыми источниками.  - использование черт жанров русского городского романса, частушки, водевильных куплетов, революционно-маршевой песни  - построение развернутой песенной формы из двух-трех контрастирующих периодов  - неизменное стремление к изящной гармонизации и красочной инструментовке  - яркие образные контрасты внутри песни или танца Стилевые находки: молодежная песня-марш, военно-романтическая песня-воспоминание, сатирические куплеты, современный лирический романс

Особенности музыкального стиля Дунаевского

- работа преимущественно в области легкой музыки

- преобладание мажорного лада

- использование упругих, энергичных ритмов

- опора на бытовые жанры

- песня как главный жанр творчества

- проработанный мелодический ход, яркие, запоминающие мелодии.

- использование джаза («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»)

- использование интонаций народных и революционных песен

- связь с русской песенной культурой, с ее коренными бытовыми источниками.

- использование черт жанров русского городского романса, частушки, водевильных куплетов, революционно-маршевой песни

- построение развернутой песенной формы из двух-трех контрастирующих периодов

- неизменное стремление к изящной гармонизации и красочной инструментовке

- яркие образные контрасты внутри песни или танца

Стилевые находки:

молодежная песня-марш, военно-романтическая песня-воспоминание, сатирические куплеты, современный лирический романс

23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-холл состоялась премьера новой пьесы «Под куполом цирка». Ее создали в творческом содружестве Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев.  Спектакль был хорошо принят советскими критиками.   Чтобы закрепить успех, на основе своей пьесы авторы написали киносценарий «Под куполом». Режиссеру Александрову сценарий понравился и он начал работу над новым фильмом «Цирк». В мае 1936 г фильм «Цирк» вышел на экраны. В 1941 году фильм получил Сталинскую премию Первой степени. Более того, в мрачном 1937 году на Международной выставке в Париже «Цирк» был удостоен высшей премии «Гран при». История создания Режиссер-Григорий Александров

23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-холл состоялась премьера новой пьесы «Под куполом цирка». Ее создали в творческом содружестве Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев.

Спектакль был хорошо принят советскими критиками. Чтобы закрепить успех, на основе своей пьесы авторы написали киносценарий «Под куполом».

Режиссеру Александрову сценарий понравился и он начал работу над новым фильмом «Цирк». В мае 1936 г фильм «Цирк» вышел на экраны.

В 1941 году фильм получил Сталинскую премию Первой степени.

Более того, в мрачном 1937 году на Международной выставке в Париже «Цирк» был удостоен высшей премии «Гран при».

История создания

Режиссер-Григорий Александров

Действие фильма происходит в 1930-е годы в СССР.  Главная героиня этого фильма - Марион Диксон —известная иностранная цирковая актриса. Немец-импресарио шантажирует ее, грозясь рассказать всем о ее темнокожем ребенке. По этой причине она никак не может уйти из цирка. Марион приезжает в Москву и влюбляется в местного режиссера Ивана. А в цирке она выступает с номером «Полет на Луну» . Директор цирка впечатлен номером иностранцев и хочет воссоздать его силами своих артистов. Им удается не только сделать более грандиозный номер, но и помочь Марион в ее непростой судьбе. Ей и ее темнокожему ребенку предоставляют гражданство.

Действие фильма происходит в 1930-е годы в СССР. 

Главная героиня этого фильма - Марион Диксон —известная иностранная цирковая актриса. Немец-импресарио шантажирует ее, грозясь рассказать всем о ее темнокожем ребенке. По этой причине она никак не может уйти из цирка. Марион приезжает в Москву и влюбляется в местного режиссера Ивана. А в цирке она выступает с номером «Полет на Луну» . Директор цирка впечатлен номером иностранцев и хочет воссоздать его силами своих артистов. Им удается не только сделать более грандиозный номер, но и помочь Марион в ее непростой судьбе. Ей и ее темнокожему ребенку предоставляют гражданство.

 В главных ролях:   Любовь Орлова — Мэрион Диксон     Сергей Столяров — Иван Петрович Мартынов    Павел Массальский — Франц фон Кнейшиц     Владимир Володин — Людвиг Осипович, директор цирка

В главных ролях:

Любовь Орлова — Мэрион Диксон

Сергей Столяров — Иван Петрович Мартынов

Павел Массальский — Франц фон Кнейшиц

Владимир Володин — Людвиг Осипович, директор цирка

Постановка Григория Александрова Композитор — Исаак Дунаевский Текст песен — Василий Лебедев-Кумач Операторы — Владимир Нильсен, Борис Петров, Борис Арецкий Сорежиссёр — И. Е. Симков Ассистенты режиссёра — Н. А. Добрянская, К. Ф. Жуковский Звукооператор — Н. А. Тимарцев Декорации: Художник — Георгий Гривцов

Постановка Григория Александрова

Композитор — Исаак Дунаевский

Текст песен — Василий Лебедев-Кумач

Операторы — Владимир Нильсен, Борис Петров, Борис Арецкий

Сорежиссёр — И. Е. Симков

Ассистенты режиссёра — Н. А. Добрянская, К. Ф. Жуковский

Звукооператор — Н. А. Тимарцев

Декорации:

Художник — Георгий Гривцов

Черты советского музыкального стиля Преобладание бытовых жанров Опора на народные интонации Показ социалистического реализма Простота гармоний и форм Песни с характерными черты советской песни: широкими распева, энергичными ритмами и духом коллективизма Связь средств музыкальной выразительности с народно-песенной, музыкой Национальную определенность и конкретность образов Преобладание светлых эмоций, мажор Интерес к музыке для детей Народ как главное действующее лицо

Черты советского музыкального стиля

  • Преобладание бытовых жанров
  • Опора на народные интонации
  • Показ социалистического реализма
  • Простота гармоний и форм
  • Песни с характерными черты советской песни: широкими распева, энергичными ритмами и духом коллективизма
  • Связь средств музыкальной выразительности с народно-песенной, музыкой
  • Национальную определенность и конкретность образов
  • Преобладание светлых эмоций, мажор
  • Интерес к музыке для детей
  • Народ как главное действующее лицо
Песенный тип музыкальной драматургии, характерный для кинокомедий, достиг наивысшей своей точке именно в кинокомедиях Александрова с музыкой Дунаевского. «Песня – идеологический фокус…должна таить в себе, в своей музыкальной фактуре и в особенностях текста возможности такой внутренней драматургии, возможности симфонического обогащения, разработки и вариантности» (И. Дунаевский)

Песенный тип музыкальной драматургии, характерный для кинокомедий, достиг наивысшей своей точке именно в кинокомедиях Александрова с музыкой Дунаевского.

«Песня – идеологический фокус…должна таить в себе, в своей музыкальной фактуре и в особенностях текста возможности такой внутренней драматургии, возможности симфонического обогащения, разработки и вариантности»

(И. Дунаевский)

Музыкальная драматургия песенного фильма включает в себя: Спи, мой мальчик - песни-романсы  - лирически песни    - Вальс  - Марш «Колыбельная»   - Шуточные «Лунный вальс» - Центральная песня-марш   «Выходной марш»   «Песня на пушке»   «Песня о Родине»

Музыкальная драматургия песенного фильма включает в себя:

Спи, мой мальчик

- песни-романсы

- лирически песни

- Вальс

- Марш

«Колыбельная»

- Шуточные

«Лунный вальс»

- Центральная песня-марш

«Выходной марш»

«Песня на пушке»

«Песня о Родине»

Широка страна моя родная,  Много в ней лесов, полей и рек.  Я другой такой страны не знаю,  Где так вольно дышит человек! От Москвы до самых до окраин,  С южных гор до северных морей  Человек проходит, как хозяин  Необъятной Родины своей!  Всюду жизнь и вольно и широко,  Точно Волга полная, течет.  Молодым - везде у нас дорога,  Старикам - везде у нас почет. Наши нивы глазом не обшаришь,  Не упомнишь наших городов,  Наше слово гордое

Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек!

От Москвы до самых до окраин, С южных гор до северных морей Человек проходит, как хозяин Необъятной Родины своей! Всюду жизнь и вольно и широко, Точно Волга полная, течет.

Молодым - везде у нас дорога, Старикам - везде у нас почет.

Наши нивы глазом не обшаришь, Не упомнишь наших городов, Наше слово гордое "товарищ" Нам дороже всех красивых слов. С этим словом мы повсюду дома, Нет для нас ни черных, ни цветных, Это слово каждому знакомо, С ним везде находим мы родных.

Над страной весенний ветер веет, С каждым днем все радостнее жить, И никто на свете не умеет Лучше нас смеяться и любить. Но сурово брови мы насупим, Если враг захочет нас сломать, - Как невесту, Родину мы любим, Бережем, как ласковую мать!

«Колыбельная» Сон приходит на порог,  Крепко-крепко спи ты.  Сто путей,  Сто дорог  Для тебя открыты!  Все на свете отдыхает:  Ветер затихает,  Небо спит,  Солнце спит,  И луна зевает.   Спи, сокровище мое,  Ты такой богатый:  Все твое,  Все твое -  Звезды и закаты!  Завтра солнышко проснется,  Снова к нам вернется.  Молодой,  Золотой  Новый день начнется.     Близка русским протяжным песням: мелодия широкого дыхания, с характерным интервалом сексты, ее последующим заполнением и музыкально-ритмическим растягиванием заключительного слога каждой фразы

«Колыбельная»

Сон приходит на порог, Крепко-крепко спи ты. Сто путей, Сто дорог Для тебя открыты! Все на свете отдыхает: Ветер затихает, Небо спит, Солнце спит, И луна зевает. Спи, сокровище мое, Ты такой богатый: Все твое, Все твое - Звезды и закаты! Завтра солнышко проснется, Снова к нам вернется. Молодой, Золотой Новый день начнется.

Близка русским протяжным песням: мелодия широкого дыхания, с характерным интервалом сексты, ее последующим заполнением и музыкально-ритмическим растягиванием заключительного слога каждой фразы

ЛУННЫЙ ВАЛЬС  В ритме вальса все плывет,  Весь огромный небосвод.  Вместе с солнцем и луной  Закружился шар земной,-  Все танцует в этой музыке ночной.   В ритме вальса все плывет,  Весь огромный небосвод,  Все танцует, скользя,  Удержаться нельзя -  В ритме вальса все плывет!..  Светят звезды далеко,   Все и просто и легко...  Этой пляской голубой  Заражается любой,-  В ритме вальса мы закружимся с тобой!   В ритме вальса все плывет,  Весь огромный небосвод,  Все танцует, скользя,  Удержаться нельзя -  В ритме вальса все плывет!..

ЛУННЫЙ ВАЛЬС В ритме вальса все плывет, Весь огромный небосвод. Вместе с солнцем и луной Закружился шар земной,- Все танцует в этой музыке ночной. В ритме вальса все плывет, Весь огромный небосвод, Все танцует, скользя, Удержаться нельзя - В ритме вальса все плывет!.. Светят звезды далеко, Все и просто и легко... Этой пляской голубой Заражается любой,- В ритме вальса мы закружимся с тобой! В ритме вальса все плывет, Весь огромный небосвод, Все танцует, скользя, Удержаться нельзя - В ритме вальса все плывет!..

Марши Дунаевского - особая страница его творчества. Вспомнить хотя бы «Спортивный марш» или «Марш Энтузиастов», она были неимоверно популярны. В маршах Дунаевского слышится особый стиль - праздничный мажорный колорит, бодрящие пружинные ритмы, певучая, легкая, быстро запоминающаяся мелодия, близкая бытующим эстрадным жанрам. Стоит напомнить, что без марша не обходился почти ни один советский фильм.

Марши Дунаевского - особая страница его творчества. Вспомнить хотя бы «Спортивный марш» или «Марш Энтузиастов», она были неимоверно популярны. В маршах Дунаевского слышится особый стиль - праздничный мажорный колорит, бодрящие пружинные ритмы, певучая, легкая, быстро запоминающаяся мелодия, близкая бытующим эстрадным жанрам. Стоит напомнить, что без марша не обходился почти ни один советский фильм.

Спи, мой мальчик, сладко, сладко.  Спи, мой птенчик, спи, малыш.  Спят игрушки, спят лошадки.  Только ты один не спишь.   Месяц уж не раз глядел в окошечко.  Скоро ли заснет моя крошечка?  Спи, мой мальчик, спи, мой зайчик,  Ай, баю, баю, бай, бай.   Месяц ходит высоко.  Светят звезды далеко.  В этот синий, синий свет,  Где ни слез, ни горя нет,  Сердце хочет улететь от бед.     «Спи, мой мальчик»

Спи, мой мальчик, сладко, сладко. Спи, мой птенчик, спи, малыш. Спят игрушки, спят лошадки. Только ты один не спишь. Месяц уж не раз глядел в окошечко. Скоро ли заснет моя крошечка? Спи, мой мальчик, спи, мой зайчик, Ай, баю, баю, бай, бай. Месяц ходит высоко. Светят звезды далеко. В этот синий, синий свет, Где ни слез, ни горя нет, Сердце хочет улететь от бед.

«Спи, мой мальчик»

Общие черты Черты в музыке к/ф «Цирк» Преобладание бытовых жанров Опора на народные интонации Песни, марши, вальсы, песни-марши, колыбельные Песни с характерными чертами советской песни: широкими распева, энергичными ритмами и духом коллективизма Интонации русской протяжной в «Колыбельной» «Песня о Родине» Преобладание светлых эмоций, мажора Национальную определенность образов «Лунный вальс» - Es-dur Интерес к музыке для детей Элементы джаза в колыбельной «Спи, мой мальчик» «Спи, мой мальчик» - F-dur Показ социалистического реализма «Колыбельная» - F-dur колыбельные Патриотические тексты «Песня о Родине» - G-dur Простота гармоний и форм  Куплетные формы Лунный вальс», «Спи, мой мальчик» «Колыбельная»,«Песня о Родине»

Общие черты

Черты в музыке к/ф «Цирк»

Преобладание бытовых жанров

Опора на народные интонации

Песни, марши, вальсы, песни-марши, колыбельные

Песни с характерными чертами советской песни: широкими распева, энергичными ритмами и духом коллективизма

Интонации русской протяжной в «Колыбельной»

«Песня о Родине»

Преобладание светлых эмоций, мажора

Национальную определенность образов

«Лунный вальс» - Es-dur

Интерес к музыке для детей

Элементы джаза в колыбельной «Спи, мой мальчик»

«Спи, мой мальчик» - F-dur

Показ социалистического реализма

«Колыбельная» - F-dur

колыбельные

Патриотические тексты

«Песня о Родине» - G-dur

Простота гармоний и форм

Куплетные формы Лунный вальс», «Спи, мой мальчик» «Колыбельная»,«Песня о Родине»

Шик, блеск, красота!

Шик, блеск, красота!

Список литературы и используемых источников  Дунаевский И. «Когда душа горит творчеством…» Письма к Раисе Рыськиной. Составление, вступительная статья, комментарии и послесловие Н. Г. Шафера. — Астана: Елорда, 2000. – 98с. Егорова Т.К. Музыка кино/История современной отечественной музыки выпуск.//М.Е. Тараканов. – М.: “Музыка”, 2005. – 480с. Шафер Н.Г. Дунаевский сегодня / Н. Шафер. - М. : Сов. композитор, 1988. - 183 с.

Список литературы и используемых источников

  • Дунаевский И. «Когда душа горит творчеством…» Письма к Раисе Рыськиной. Составление, вступительная статья, комментарии и послесловие Н. Г. Шафера. — Астана: Елорда, 2000. – 98с.
  • Егорова Т.К. Музыка кино/История современной отечественной музыки выпуск.//М.Е. Тараканов. – М.: “Музыка”, 2005. – 480с.
  • Шафер Н.Г. Дунаевский сегодня / Н. Шафер. - М. : Сов. композитор, 1988. - 183 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!