СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанровое своеобразие сказки (Г.Черноголовина "Сказка об одном зернышке")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жанровое своеобразие сказки (Г.Черноголовина "Сказка об одном зернышке")»

Урок литературы

Тема урока:

Особенность композиции, жанровое своеобразие «Сказки об одном зернышке»

Г.В. Черноголовиной (до начала урока тема на доске не указывается)

УУД:
  • Создание условий для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения, расширения понятий жанра и композиции на основе содержательного обобщения.

  • Развитие способности анализировать, систематизировать материал.

  • Воспитывать бережное отношение к близким, к родной земле, традициям, формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности через развитие речи и мышления.

Постановка учебной задачи:

1. Зачем автор обращается к такому построению сказки, выбирает данный жанр? (особенности композиции «сказка в рассказе», жанр - рассказ)

2. Почему именно так сложилась жизнь братьев?

3. Что вам дало прочтение сказки?

(вопросы формулируются и записываются на доске в ходе урока)


Тип урока: урок усвоения новых знаний


Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)


Структура урока:

1. Стадия вызова (10 мин)

2. Стадия осмысления (30 мин)

3. Рефлексия (5 минуты)

Оборудование и наглядные пособия

1. Таблица «Пирамида ценностей».

2. Раздаточный материал, карточки-задания, цитаты.

3. Листы оценки знаний.

4. Флипчарты, фломастеры, иллюстрации, текст рассказа.

5.Компьютер





Ход урока

Этап урока

Содержание урока

ФОПД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

Психологический настрой

















Целеполагание



Формрование мотива:

-проблемная ситуация

Постановка проблемных

гр.

фр








Фр














гр

Приветствие учителя


Психотренинг: Возьмитесь за руки, сделайте вдох, почувствуйте тепло руки рядом сидящего, выдох. Озвучьте правила работы в группе. Заполнение листов эмоционального состояния.


Итак, мы начинаем: «Бабушка Ксеня постелила себе…» Так начинается сказка ?…


Действительно, название этой сказки записано у нас на доске.


Назовите автора сказки ?...

Прежде чем начнем детальный анализ сказки, хотелось бы узнать:


«Каково ваше первичное впечатлениее? Ассоциации?»


Какие цели вы ставите перед собой?

С каких вопросов нужно начать анализ?


Предлагаю вам три вопроса: Почему?

Зачем?

Что?


Сформулируйте каждый вопрос до конца и сформулируйте тему урока - Обсудите в группе


Запись вопросов на доске:

1.Зачем...? (жанр, композиция). Каков жанр? – сказка в рассказе

2. Почему...? (жизнь братьев)

3. Что...? (для вас)


Рассмотрев эти проблемные вопросы, мы сможем сформулировать тему, идею сказки.


Тема урока: жанровое своеобразие и особенность композиции


Разбиться на группы, выбрав номер.

Проговаривают правила работы в группе.

Настрой на групповую работу.



Слушают и отвечают

Об одном зернышке

- Г.В. Черноголовина

- Называют особенности сказки: композиция, мораль, символы, герои, жанр, магические числа, изученные ранее сказки обсужден

Формулировка вопросов

Осмысление































































Анализ текста сказки



гр.






Гр




















Гр.
















Гр




Распределение заданий по группам.

Работа в группах.

Физминутка. Натягивание лука, небо, земля.


Выступление групп или спикеров.

Оценивание группой оценщиков.

1 группа. В чем заключается особенность композиции? – на компьютере


р еальная жизнь


фольклор


зерно три брата


бабушка и внуки


Какова связь между двумя сказками?


Вывод: сказка бабушки – поучение для внуков, которые, как маленькие зернышки, будут расти и впитывать опыт предыдущих поколений, хранить память и вырастут хорошими людьми

Жанр: сказка в рассказе.

Оценивание.


2 группа. Найдите элементы сказки. Символы.

В жизни бабушки и внуков много элементов, связанных со сказочным миром:

- Чур (покровитель домашнего очага) - миф;

- Три героя, три раскладушки в ряд - граница, защита;

- Символы (посылка, пшеничный сноп, коробочка);

- бросал одно зерно – вернулось сорок;

- 7 сел, 7 городов,

- колос – достаток, семья

- загар - ветрогар

- дорога – выбор пути

Вывод: мифы проникают в жизнь людей и сосуществуют с ними рядом

Оценивание.


3, 4, 5 группы. Заполнение таблицы по каждому сказочному герою: исследование текста сказки с целью определения идеи, морали. Наблюдение над словом.








Схематично изображают кольцевую композицию
















Работают с текстом сказки, выписывают элементы сказки, делают выводы









- в группах

- на флипчартах


Старший

- золото

подвернулось

Средний

- сабля

увидел

Младший

-зерно

поднял

Каждый видит то, что хочет

жадность, богатство

блеск, слава

Хозяин (сытость, прочность)

золото звенит

сабля просвистит

Молчит (что? зачем?)

пустозвон, внутренняя пустота

Мыслитель (внутр. монолог)

для себя

смерть (насилие)

услышал голос земли - прокормлю

горб

калека

счастье

возвращение блудного сына

прощение

жить-доживать

жить-поживать

Вывод Каждый получил то, что заслужил


Вывод: Жизнь братьев сложилась по–разному: каждый выбрал свой путь в зависимости от желания.

Идея сказки: счастлив тот, кто приносит пользу не только себе, но и другим. Если человек трудолюбив, миролюбив, земля-кормилица всегда подскажет правильный путь.


Что ценно в жизни? – человек, любовь, жизнь, труд

Оценивание.


Рефлекс.-оцен. этап

Контроль и оценка знаний Рефлексия

инд

Вспомните, какую цель ставили в начале урока.


Что приобрели за урок?


Заполнение листов эмоционального настроя, оценочных листов

Организация заполнения листов оценки


Рефлексия учителя

Самооценка, взаимооценка


Рефлексия учащихся

Д\ з


инд

Расскажите о взаимоотношении в семье реальных героев.


Найдите элементы проникновения сказки в жизнь героев.




гр. – групповая работа

фр. – фронтальная работа

инд. – индивидуальная работа

рефлексия – рефлексия






Старший


Средний


Младший


Цель жизни


Цель жизни


Цель жизни



Находка


Находка


Находка



Глагол, указывающий на находку


Глагол, указывающий на находку


Глагол, указывающий на находку



Чего хотел?




Чего хотел?




Чего хотел?




Какое чувство движет героем?



Какое чувство движет героем?




Какое чувство движет героем?




Какой звук издает находка?


Вывод:



Какой звук издает находка?


Вывод:



Какой звук издает находка?


Вывод:



Что несла находка?



Что несла находка?



Что несла находка?



Что приобрел?


Что приобрел?


Что приобрел?


Каков итог жизни?



Каков итог жизни?




Каков итог жизни?




Вывод




Вывод




Вывод





Старший

Цитаты из текста. Свои выводы

Средний

Цитаты из текста. Свои выводы

Младший


Цель жизни


Цель жизни


Цель жизни



Находка


Находка


Находка



Глагол, указывающий на находку


Глагол, указывающий на находку


Глагол, указывающий на находку



Чего хотел?




Чего хотел?




Чего хотел?




Какое чувство движет героем?



Какое чувство движет героем?




Какое чувство движет героем?




Какой звук издает находка?


Вывод:



Какой звук издает находка?


Вывод:



Какой звук издает находка?


Вывод:



Что несла находка?



Что несла находка?



Что несла находка?



Что приобрел?


Что приобрел?


Что приобрел?


Каков итог жизни?



Каков итог жизни?




Каков итог жизни?




Вывод




Вывод




Вывод






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!