Тема; Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Цели и задачи урока:
- образовательные: закрепить знания по биографии М. Е. Салтыкова - Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; повторить значение литературных терминов;
- воспитательные: воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле;
- развивающие: развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни, развивать творческие способности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.
2. Проверка знаний.
1. Что вы помните из биографии писателя?
2. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И. Н. Крамским в 1887г.).
- Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.
- А. В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника! «
- А вот отзывы Н. К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как - то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски - добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».
3. Какие факты биографии Салтыкова - Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?
- Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».
- На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков - Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушил, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал писатель-сатирик об учебе в лицее. Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью : читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России. Знакомство Салтыкова с социалистом - утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.
- Уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства). Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.
- Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник». На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С. Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков - Щедрин ушел в отставку. («Я - писатель, в этом мое призвание».)
- Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант). Салтыков - Щедрин стал примером для своих товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно… Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли»). Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков - Щедрин - товарищи по журналу).
4. Каким человеком представляется Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин - писатель-сатирик, критик и публицист?
- Салтыков - Щедрин - человек необычайной работоспособности. Работа для него - непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку – другую», сколько мог»(С. Н. Кривенко).
- Салтыков - Щедрин представляется прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице – Робеспьером». Щедрин - создатель сатирических произведений.
5. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира - обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально - классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих - характерах и отношениях.) Физиолог И. М. Сеченов называет Салтыкова - Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».
3. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше.
Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.
2. История создания сказок.
В 80-е годы XIX века Салтыков - Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик. 80-е годы – «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)» - итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова - Щедрина, своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
3. Проблематика и поэтика сказок.
Основные темы сказок. (Записи на доске.)
1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел – меценат», «Сказка о ретивом начальнике»)
2. Народ и господствующие классы: отношения мужика и барина. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
3. Положение народа («Коняга», «Кисель»)
4. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась – идеалист», «Вяленая вобла»).
5. Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
4. Работа над литературными терминами.
Сатирические приёмы:
- ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
- сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
- гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
- иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
- гипербола - чрезмерное преувеличение.
Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
Салтыков - Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно - тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова - Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально - исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно - исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
5. Анализ сказок Салтыкова - Щедрина.
«Премудрый пискарь» (1882-1883)
Время написания и публикации сказки - трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков - Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.
Вопросы:
1. Какое впечатление произвела сказка?
2. Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним - умный, рассудительный. Антоним - глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный).
3. Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…)
4. А какие заветы оставляют своим детям другие отцы - герои классических произведений русской литературы?
Чичиков: «Копи копейку, копейка не выдаст».
Молчалин: «Угождать всем людям без изъятья…»
Петр Гринев: «Береги платье снову, а честь смолоду».
5. К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)
6. Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.)
7. Итог жизни пискаря?
8.Что за мысли «посещают» его перед смертью?
9. Почему сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу наделенную обывательскими чертами?
Выводы (записать в тетради):
М. Е. Салтыков - Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Не друзей у него не родных ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!». Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков - Щедрин приписал мелкой и жалко рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
«Дикий помещик»
1. Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика? (глупость, лень, упрямство, безответственность, паразитизм, неприспособленность, тунеядство, несправедливость.)
2. Каково отношение к мужику? (жалость - после отмены крепостного права жизнь не стала лучше, горечью проникнуты слова, обращение к народу. Терпит притеснения помещиков, к богу обращается с молитвой. В сказке звучит призыв - вопрос Некрасова «Ты проснешься ли исполненный сил?»).
3. Какой вывод можно сделать? (Народ - создатель материальных и духовных ценностей. Без него наступает голод и одичание.
4.К какой теме относится сказка? (Отношения мужика и барина).
6. Значение сказок Салтыкова-Щедрина.
Значение сказок велико:
«… то, что господин Салтыков называет сказками вовсе не отвечает своему назначению: его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…» (Из доклада цензора Лебедева).
Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок Салтыкова - Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу и гражданских чувств в русских людях.
7. Письменная самостоятельная работа
Вопросы.
1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
3. Как Салтыкову-Щедрину удалось ему избежать каторги?
4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?
5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?
6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?
7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?
8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?
10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?
ОТВЕТЫ.
1. Царскосельский лицей.
2. Кружка М. В. Петрашевского.
3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.
4. «Вятский плен» - почти 8 лет (1848-1855).
5. «История одного города» - Глупова, с 1731 по 1826 г.
6. «Современник» и «Отечественные записки».
7. Пенкосниматели.
8. Смех сквозь негодование.
9. «...литературу», «...литератора».
10. 32 сказки.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.
8. Викторина по сказкам.
Назвать сказки, написанные С-Щедриным.
Перечислить героев сказок: медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла.
В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»).
Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.)
Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки).
Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.)
Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок? (Ответы учеников.)
9. Подведение итогов
- Назовите основные темы сказок Салтыкова – Щедрина
- Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?
- В чем актуальность сказок в наши дни?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание
Написать мини - сочинение «О существовании героев Салтыкова - Щедрина в наше время».
Текст практической работы№7.
Между тем заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро чуть-чуть поменьше, причудливой формы и цвета: вода в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а какая-то бурая. Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожилы здешних мест. К юго-востоку от озёр простираются широкие водяные глади и топи. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий и превратившиеся впоследствии в гигантские болота.
В этот ранний час чудесной золотой осени мы движемся к озеру с пренеприятным названием – Поганому озеру. По совету сторожа, приютившего нас, мы прихватили с собой непромокаемые плащи, охотничьи сапоги-болотники, приготовили дорожную еду, чтобы не тратить время на разжигание костра, и двинулись в путь.
Два часа пробирались мы к озеру, обходя трясины и пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то колючего растения, затем чащобу, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландышей. Их правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, искусно придавшим им геометрически правильную форму, зашелестели у наших лиц.
В продолжение получаса мы предавались покою. Поднимаешь голову, а над тобой шумят сосны, величественные, стройные, верхушками упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы.
Кругом никого и ничего. Только темно-желтые сухие листья кружатся в воздухе. Позвать кого-нибудь? Попробуйте, крикните! Никто не услышит. Если вы крикнете громче, эхо отзовется вдалеке. Не рассчитывайте встретить здесь одинокого человека.