СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры научной речи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанр научной речи – исторически сложившийся устойчивый тип научной литературы, обладающий функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.

 

Просмотр содержимого документа
«Жанры научной речи»

Жанры научной речи Жанр научной речи – исторически сложившийся устойчивый тип научной литературы, обладающий функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой. Научный стиль реализуется в крупных и малых жанрах.

Жанры научной речи

Жанр научной речи – исторически сложившийся устойчивый тип научной литературы, обладающий функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.

Научный стиль реализуется в крупных и малых жанрах.

Подстили научного стиля речи 1. Собственно научный (академический) – монографии, статьи, диссертации, тезисы, доклады, сообщения, выступления, научно-технические отчеты. 2. Информационно-реферативный – рефераты, обзоры, аннотации, резюме. 3. Справочно-энциклопедический – энциклопедии, словари, справочники. 4. Научно-оценочный – рецензии, отзывы, экспертные заключения, полемические выступления, дискуссии. 5. Научно-учебный – учебники, учебные пособия, курсы лекций.  6. Научно-методический (инструктивный) – методические пособия, программы, рекомендации, инструкции. 7. Научно-деловой – патенты, авторские свидетельства, описания изобретений, стандарты, технические условия, спецификации, рекламации.

Подстили научного стиля речи

1. Собственно научный (академический) – монографии, статьи, диссертации, тезисы, доклады, сообщения, выступления, научно-технические отчеты.

2. Информационно-реферативный – рефераты, обзоры, аннотации, резюме.

3. Справочно-энциклопедический – энциклопедии, словари, справочники.

4. Научно-оценочный – рецензии, отзывы, экспертные заключения, полемические выступления, дискуссии.

5. Научно-учебный – учебники, учебные пособия, курсы лекций.

6. Научно-методический (инструктивный) – методические пособия, программы, рекомендации, инструкции.

7. Научно-деловой – патенты, авторские свидетельства, описания изобретений, стандарты, технические условия, спецификации, рекламации.

МОНОГРАФИЯ Монография – научный труд, посвящённый многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершённостью, сложной композиционной структурой.

МОНОГРАФИЯ

Монография – научный труд, посвящённый многоаспектному рассмотрению и решению актуальной проблемы, обладающий новизной теоретического или эмпирического содержания, единством научного подхода, смысловой завершённостью, сложной композиционной структурой.

СТАТЬЯ Статья обладает менее разветвлённой смысловой структурой и в связи с этим более простой композицией и меньшим объемом. Жанр статьи дифференцируется следующим образом: проблемно-постановочная статья; 2) статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 3) собственно научная статья, в которой достаточно подробно излагаются основные результаты исследования;  4) историко-научная обзорная статья;  5) дискуссионная / полемическая статья; 6) научно-популярная статья.

СТАТЬЯ

Статья обладает менее разветвлённой смысловой структурой и в связи с этим более простой композицией и меньшим объемом. Жанр статьи дифференцируется следующим образом:

  • проблемно-постановочная статья;

2) статья – краткое сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

3) собственно научная статья, в которой достаточно подробно излагаются основные результаты исследования;

4) историко-научная обзорная статья;

5) дискуссионная / полемическая статья;

6) научно-популярная статья.

ТЕЗИСЫ Тезисы – краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. Тезисы предполагают определённую и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование её актуальности, представление предмета исследования), 2) основного тезисного изложения (3 – 6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство), 3) заключительного тезиса (итога изложенного). Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное нарушение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора .

ТЕЗИСЫ

Тезисы – краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений.

Тезисы предполагают определённую и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из

  • преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование её актуальности, представление предмета исследования),

2) основного тезисного изложения (3 – 6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство),

3) заключительного тезиса (итога изложенного).

Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное нарушение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора .

РЕЦЕНЗИЯ Научная рецензия выполняет функции репрезентации научного труда, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия – давно сложившийся жанр с высокой степенью стандартизации на всех уровнях построения текста. Её отличают особый словарь (прежде всего оценочная лексика) и типовые грамматические структуры, посредством которых актуализируется диалогическая природа этого жанра.

РЕЦЕНЗИЯ

Научная рецензия выполняет функции репрезентации научного труда, его оценки и осмысления в общем пространстве научного знания. Рецензия – давно сложившийся жанр с высокой степенью стандартизации на всех уровнях построения текста. Её отличают особый словарь (прежде всего оценочная лексика) и типовые грамматические структуры, посредством которых актуализируется диалогическая природа этого жанра.

РЕЦЕНЗИЯ Основные функции рецензии – информирующая и оценочная. Объектами оценки в научной рецензии являются: обозначение рецензируемой работы через её жанр (словарь, справочник, учебное пособие, монография и др.); аспекты, методы исследовательской деятельности учёного; поставленная научная задача; материал исследования; характер стиля и др.

РЕЦЕНЗИЯ

Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.

Объектами оценки в научной рецензии являются: обозначение рецензируемой работы через её жанр (словарь, справочник, учебное пособие, монография и др.); аспекты, методы исследовательской деятельности учёного; поставленная научная задача; материал исследования; характер стиля и др.

 Рецензия  Как правило, в рецензии представлены четыре типа оценок научного произведения в целом и его отдельных аспектов: 1) общая аксиологическая оценка ( высокий уровень, хороший образец, блестящая идея); 2) ментальная оценка, включающая в себя психоло-интеллектуальную ( важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка и др.) и эмоционально-интеллектуальную ( остроумная идея, рациональный подход, тонкий анализ) оценку ; 3) практическая оценка, основывающаяся на отношении к норме, стандарту, традиции, актуальности, эффективности и т. д. ( идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы);  4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические состояния и реакции ( сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты).        

Рецензия

Как правило, в рецензии представлены четыре типа оценок научного произведения в целом и его отдельных аспектов:

1) общая аксиологическая оценка ( высокий уровень, хороший образец, блестящая идея);

2) ментальная оценка, включающая в себя психоло-интеллектуальную ( важный вклад, основополагающий метод, серьезная попытка и др.) и эмоционально-интеллектуальную ( остроумная идея, рациональный подход, тонкий анализ) оценку ;

3) практическая оценка, основывающаяся на отношении к норме, стандарту, традиции, актуальности, эффективности и т. д. ( идеальная классификация, академический труд, своевременная постановка проблемы);

4) эмоциональная оценка, обозначающая различные психологические состояния и реакции ( сильное впечатление, неожиданные выводы, поразительные результаты).

 

 

 

 

РЕФЕРАТ  Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым объёмом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время в сфере научной коммуникации реферат является одним из самых распространенных жанров. Главная функция любого реферата – информативная. Из всех вторичных документов он отличается наибольшей информативностью, благодаря чему в ряде случаев реферат может заменить первоисточник. Прежде всего это касается расширенных рефератов, типа публикуемых в экспресс-информации ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), реферативных журналов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) и т.п., а также кратких рефератов статей, содержащих описание изделий, технологических процессов, результатов экспериментов.

РЕФЕРАТ

Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым объёмом и вместе с тем достаточно полное изложение основного содержания первичного научного текста, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями разных категорий. В настоящее время в сфере научной коммуникации реферат является одним из самых распространенных жанров. Главная функция любого реферата – информативная. Из всех вторичных документов он отличается наибольшей информативностью, благодаря чему в ряде случаев реферат может заменить первоисточник. Прежде всего это касается расширенных рефератов, типа публикуемых в экспресс-информации ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации), реферативных журналов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) и т.п., а также кратких рефератов статей, содержащих описание изделий, технологических процессов, результатов экспериментов.

ДИССЕРТАЦИЯ Диссертация (от лат. Dissertatio – рассуждение, исследование) – научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения учёной степени.

ДИССЕРТАЦИЯ

Диссертация (от лат. Dissertatio – рассуждение, исследование) – научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения учёной степени.

ДИССЕРТАЦИЯ К основным характеристикам диссертационного исследования относятся: - актуальность; - цели и задачи диссертации; - объект и предмет исследования; - научная новизна; - научные положения, выносимые на защиту и их достоверность; - практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов.

ДИССЕРТАЦИЯ

К основным характеристикам диссертационного исследования относятся:

- актуальность;

- цели и задачи диссертации;

- объект и предмет исследования;

- научная новизна;

- научные положения, выносимые на защиту и их достоверность;

- практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Автореферат диссертации (АРД) фиксирует основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результатах проведённого исследования и введения их в сферу научной коммуникации . АРД включает три части: заголовочную (сведения о специализированном совете, ФИО автора, название темы, шифр и название специальности, название учёной степени); собственно реферативную, в которой излагается содержание диссертации; справочную (сведения о ведущей организации, научном руководителе, оппонентах, дате защиты, а также перечень опубликованных работ).

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Автореферат диссертации (АРД) фиксирует основное содержание диссертации, выполняющий функцию информирования о результатах проведённого исследования и введения их в сферу научной коммуникации .

АРД включает три части: заголовочную (сведения о специализированном совете, ФИО автора, название темы, шифр и название специальности, название учёной степени); собственно реферативную, в которой излагается содержание диссертации; справочную (сведения о ведущей организации, научном руководителе, оппонентах, дате защиты, а также перечень опубликованных работ).

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Особенность собственно реферативной части заключается в том, что она состоит из трех практически самостоятельных разделов. В первом разделе даётся общая поаспектная характеристика содержания диссертации, во втором излагается содержание диссертации по её структурным элементам, в третьем приводится обобщённое заключение. Поаспектная характеристика диссертации включает следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема (задача), цель исследования, объект и предмет исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, реализация результатов, пути их дальнейшей реализации, апробация работы, структура и объём диссертации.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Особенность собственно реферативной части заключается в том, что она состоит из трех практически самостоятельных разделов. В первом разделе даётся общая поаспектная характеристика содержания диссертации, во втором излагается содержание диссертации по её структурным элементам, в третьем приводится обобщённое заключение. Поаспектная характеристика диссертации включает следующие рубрики: актуальность темы, научная проблема (задача), цель исследования, объект и предмет исследования, результаты исследования, методы, материал, условия исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, реализация результатов, пути их дальнейшей реализации, апробация работы, структура и объём диссертации.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ Второй раздел АРД должен дать как можно более полное представление о содержании и внутреннем единстве диссертации. Здесь важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента. Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты. Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Второй раздел АРД должен дать как можно более полное представление о содержании и внутреннем единстве диссертации. Здесь важно показать, как были получены результаты, представить ход исследования, изложить суть использованных методов, привести данные об их точности и трудоёмкости, описать условия и основные этапы эксперимента. Во всех случаях – т. е. независимо от научной области, темы и других конкретных факторов – в АРД необходимо включать выводы и конечные результаты.

Сокращение текста в процессе реферирования достигается за счет уменьшения количества (или исключения) рассуждений, сравнений, обсуждений, обоснований, описаний и т. п. Резервом для сокращения могут послужить иллюстрации, из которых в АРД целесообразно включать лишь самые необходимые.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ В Заключении не стоит перечислять общие выводы диссертации, уже изложенные в первом и втором разделах, целесообразнее давать обобщенную итоговую оценку проделанной работы. При этом следует указывать, в чём автор видит главный смысл своего труда; какие важные побочные результаты получены при выполнении диссертации; каковы новые научные задачи / проблемы в связи с проведенным исследованием и возможные направления их решения. Заключение, составленное по такому принципу, дополнит характеристику теоретического уровня диссертации, а также продемонстрирует профессиональную зрелость автора и его научную квалификацию.

АВТОРОФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

В Заключении не стоит перечислять общие выводы диссертации, уже изложенные в первом и втором разделах, целесообразнее давать обобщенную итоговую оценку проделанной работы. При этом следует указывать, в чём автор видит главный смысл своего труда; какие важные побочные результаты получены при выполнении диссертации; каковы новые научные задачи / проблемы в связи с проведенным исследованием и возможные направления их решения. Заключение, составленное по такому принципу, дополнит характеристику теоретического уровня диссертации, а также продемонстрирует профессиональную зрелость автора и его научную квалификацию.

Рекомендуемая литература Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль ре чи. Оформление научной работы: Учеб. пособие. М., 1991. 2. Кожина М.Н., Стилистика русского языка. Изд. 4е, доп. и перераб. М., 2008. 3. Основы научной речи / Под ред. В.В.Химика, Л.Б. Волковой. М.; СПб., 2003.

Рекомендуемая литература

  • Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль ре чи. Оформление научной работы: Учеб. пособие. М., 1991.

2. Кожина М.Н., Стилистика русского языка. Изд. 4е, доп. и перераб. М., 2008.

3. Основы научной речи / Под ред. В.В.Химика, Л.Б. Волковой. М.; СПб., 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!