РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС
Тема: Жанры публицистического стиля: репортаж, интервью.
Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст- репортаж заданной тематики, интервью.
Задачи: обучающая: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа и интервью;
развивающая: обработка и совершенствование навыков написания сочинения в виде репортажа, навыков самостоятельной работы, умения планировать предстоящую деятельность, наблюдать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать.
воспитательная : воспитание настойчивости, целеустремлённости в овладении знаниями; формирование интереса к творческим личностям, профессии журналиста, уважения к профессии пожарного.
Репортаж -глаза и уши читателя
Г. Я . Солганик
I. Организационный момент –лингвистическая разминка.
Учитель:
Внимание! Я, Волошина Валентина Викторовна, веду репортаж с урока русского языка в 7 классе. Это открытый урок. На нём присутствуют гости. В классе необычная тишина. Ребята слегка стесняются гостей и поэтому чувствуют себя скованно. Их можно понять:они защищают честь своей школы. Но волнения напрасны. Гости настроены доброжелательно. Смотрите, они улыбаются ребятам.
И вот блаженная тишина. Все замерли в ожидании.
II. Психотренинг( музыка группы «Нотр Дам» )
-Представьте, что вы тёплым осенним , солнечным днём в берёзовой роще. Над вами чистое-чистое синее небо. Вы сами- крепкие деревья, сросшиеся корнями глубоко в землю. Вы питаетесь энергией от земли, уверены в себе, поднимаетесь высоко, чувствуя тепло со всех сторон, вы развиваетесь… и нет конца вашему росту! Так вот и себя почувствуйте увереннои, пожалуйста, с радостью окунитесь в мир творчества! Желаю удачи! Ведь сегодня предстоит «творить» на уроке. Итак, урок начинается…
Откройте тетради, запишите дату …, классная работа, тема урока:
«Жанры публицистического стиля: репортаж, интервью»
Ребята, ещё раз посмотрите на тему урока и скажите , что мы будем делать на уроке, какова цель нашего урока?
III. Актуализация опорных знаний. Беседа-опрос.
1Что такое стиль речи? Назовите стили речи .
2.А сегодня мы с вами будемработать с каким стилем?
3. Что обозначает слово «публицистический»?
4.Так что собой представляет публицистический стиль?( Обратить внимание учащихся на выставку газет, журналов)
5.Какая задача публицистического стиля?
6. Давайте вспомним жанры публицистического стиля.
I Объяснение нового материала.
1.Беседа.
Учитель.Приходилось ли вам, ребята, слышать слово «репортаж» и где, в каких случаях?
Поскольку наша задача с вами на сегодня познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к эпиграфу нашего урока- это слова известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика : «Репортаж-это глаза и уши читателя».Как вы понимаете это высказывание?
2.Словарная работа.
Давайте обратимся к журнально-газетной лексике. Какие слова, относящиеся к работе журналиста, вы знаете? Запишем в тетрадь .
Найдите в толковом словаре лексическое значение слов «репортёр», «интервью», «репортаж» и запишите в тетрадь.
Учитель.
1).Итак, что же собою представляет репортаж?
2)Ребята, как вы думаете, какова цель репортажа?
Вывод: репортаж знакомит с важными и интересными событиями во всех подробностях, даёт возможность как бы самому своими глазами увидеть то, о чём сообщает репортёр, т. е. достигается «ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ». (записываем в тетрадь )
3)А какие виды репортажа вы знаете? Создание кластера «Виды репортажа»
Закрепление.
3.Работа с текстом.
-Перед вами текст, прочитайте внимательно;
Беседа:
-Является данный текст репортажем? Докажите.
-А какой это вид репортажа?
-Что создаёт эффект присутствия в репортаже?
Вывод: Да, это описание места действия, репортёр говорит, о том, что видел сам. А в конце мы чувствуем, как автор репортажа передаёт гордость и уважение к людям этой смелой профессии.
-На сколько частей можно разделить текст? Какие? Зачитайте границы каждой части.
Вывод: Репортаж как и любой текст состоит из трёх частей: начало, т.е. зачин; основная часть, т.е. репортажное описание; концовка, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.
Ребята, а был ли текст, произнесённый мною в начале урока, репортажем? Обоснуйте ответ.
4.Работа в парах.
-Подберите синонимы к слову «репортёр» и запишите (корреспондент, журналист, комментатор);
-А каким должен быть репортёр? Подумайте и запишите.
Ответы учащихся.
Вывод: репортёр должен быть отважным, целеустремлённым, горячо любить своё дело, должен владеть правильной литературной речью; знать тот вопрос, который он освещает. Репортёры часто сталкиваются с различными трудностями, поэтому должны быть смелыми и мужественными.
5.Телерепортаж.
Мы с вами работали с текстом газетного репортажа. А сейчас я предлагаю вам посмотреть репортаж нашей начинающей журналистки Насти Исаевой, которая знакомит телезрителей в своих репортажах на телеканале « Оплот» с интересными людьми нашей Донецкой республики.
Какой это вид репортажа? Чем интересен данный репортаж? (речь идёт о роли профессии пожарного и уважение к ней).
-А приходилось ли вам смотреть футбольные или хоккейные матчи? Кто сопровождает эти матчи, крупнейшие соревнования своим голосом? Как называют этих журналистов?
-Каких вы знаете спортивных комментаторов?
Одним из выдающихся спортивных комментаторов был Николай Озеров. Это замечательный актёр, чемпион Советского Союза по теннису, спортивный комментатор. Посмотрите видеорепортаж.
6.Фоторепортаж
7.Беседа.
Неотъемлемой частью репортажа является интервью. Найдите определение интервью в своих записях в тетради.
-От чего зависит успех интервью? Это монолог или диалог? Обычно чем заканчивается интервью?( вопросами о планах на будущее, о новых идеях и желаниях собеседника).
Вывод: Интервью надо построить так, чтобы интересно было не только журналисту, но и тому, кто отвечает на вопросы ( «эффект завораживания »). ( Запись в тетрадь)
8. Творческая работа в группах: ( 7-10 минут)
1-я группа-задание: оживите картину Сергея Григорьева «Вратарь» с помощью репортажа.
2-я группа - составить сочинение-репортаж, включив интервью, по картине Александры Сайкиной «Детская спортивная площадка».
3-я группа – экскурсия- репортаж « Наша школа».
9. Прослушивание и обсуждение созданных репортажей.
(Оценивание)
Соответствует репортаж требованиям?
Итак, у нас- интервью. Сейчас окунитесь в мир музыки и подумайте: у кого бы вы хотели взять интервью? (музыка звучит 1 минуту).
Ответы учащихся.
(Учащиеся берут интервью у своего учителя) Вопросы:…Расскажите, как Вы избирали себе профессию?
Кто повлиял на выбор Вашей профессии?
Хотелось ли Вам когда-нибудь сменить свою профессию? Если «да», то почему?
Что бы Вы пожелали нам, учащимся 7 класса?
Итог урока. Рефлексия.
Итак, закрывая нашу творческую мастерскую на сегодня, скажите, пожалуйста,
-Что вы узнали о репортаже?
-Что такое интервью?
-Чему вы учились на этом уроке?
-Какая работа была на уроке самой интересной?
Вывод:
Сегодня мы с вами познакомились с самыми популярными жанрами публицистики- интервью и репортажем. Я вижу, что вам интересно было работать, и, может быть,кто-то после сегодняшнего урока захочет в будущем выбрать для себя профессию репортёра- одну из самых трудных и в то же время нужных современному обществу.
Оценивание.
Инструктаж домашнего задания. (Дифференцированное д / з)
-
Взять интервью у родителей : Легко ли быть родителями?
-
Составить словарный диктант из 10 словосочетаний на тему: « Стили речи».