Тема: Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный).
Цель урока: углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста, научить писать портретный очерк.
Задачи урока:
отличать тексты разных стилей речи, знать признаки присущие каждому стилю речи;
проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
определять типы речи;
определять тему, идею и проблему текста;
уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
- Какое у вас настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно творчески и интересно работать. Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи.
Запишите в тетрадях число, классная работа
СЛАЙД №1
Актуализация знаний.
Все мы с вами смотрим телевизор, читаем газеты, журналы. Но всегда ли мы задумываемся над тем, к какому стилю мы можем отнести, что слышим, читаем, видим? (Публицистический стиль)
Где же применяется публицистический стиль? (Сфера применения).
СЛАЙД №2
Как вы думаете, почему так называется жанр? (работает на публику)
Какое значение имеет это слово? (1. Лица, находящиеся в качестве посетителей, зрителе. 2. Люди, общество).
СЛАЙД №3
Повторение и углубление ранее изученного материала.
1.Беседа
-Назовите функции публицистического стиля.
СЛАЙД №4
2. Перед вами карточки. Выпишите названия жанров публицистики
Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
СЛАЙД №5 ПРОВЕРИМ!!!
3. А теперь сформулируем с вами тему урока и запишем в тетради.
СЛАЙД №6
4. Какие цели поставим перед собой?
СЛАЙД №7
5. Подчеркните в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.
Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.
СЛАЙД №8 ПРОВЕРИМ!!!
IV Новый материал
1.Слово учителя
Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Остановимся подробнее на ПОСЛЕДНИХ жанрах. В первую очередь они нас интересуют потому, что необходимы нам в работе: в этом жанре часто пишутся школьные сочинения.
СЛАЙД №9
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т КА
2. Работа с учебником
Итак, что такое очерк?
-Что такое очерк? (По материалам учебника с. 272.)
Рассмотрим некоторые особенности очерков.
путевого (стр.272,273,275)
портретного (стр.280,285)
проблемного (стр. 287)
3. Работа в группах. (Материал рязанских газет)
- Прочитайте очерки и определите их жанр. Докажите .
Авторы пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся поводом для авторских размышлений, обобщений, оценки.
(группы отчитываются о работе, называя характерные черты очерка, который анализировали).
- Какие стилевые черты очерка вы можете отметить?
СЛАЙД №10
Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политических, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения.
Но ведь публицистический жанр отличается и языковыми средствами. Какими?
СЛАЙД №11
Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явление, но и дает ему свою оценку. Художественные образы, которые обязательно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюминутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о каких-либо фактах действительности).
Применение знаний и умений
У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.
Счастье
(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.
(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.
(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.
(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.
(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.
(В. Розов)
- Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.
(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)
- Докажите. (ученики доказывают)
- Определите тему текста (тема текста – счастье) .
Основные проблемы:
1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);
2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)
Какова авторская позиция?
(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)
- Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции
Домашнее задание
Собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке (упр. 425).
Словарная работа
Запишите слова в тетрадь и объясните их лексическое значение.
Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.
Какое слово для вас новое?
Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.
Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.
Рефлексия
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на уроке по трём направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1.Интересно | 1.Работал | 1.Понял материал |
2.Скучно | 2.Отдыхал | 2.Узнал больше, чем знал |
3.Безразлично | 3.Помогал другим | 3.Не понял |
Спасибо за урок!