СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока: углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста, нау­чить писать портретный очерк.

 

Задачи урока:

  • отличать тексты разных стилей речи, знать признаки присущие каждому стилю речи;
  • проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;
  •  определять типы речи;
  • определять тему, идею и проблему текста;
  •  уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы.

 

Просмотр содержимого документа
«Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный).»

Тема: Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный).


Цель урока: углубление и развитие представлений о жанрах публицистического стиля речи; совершенствование навыков анализа текста, нау­чить писать портретный очерк.


Задачи урока:

  • отличать тексты разных стилей речи, знать признаки присущие каждому стилю речи;

  • проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

  • определять типы речи;

  • определять тему, идею и проблему текста;

  • уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;




  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

- Какое у вас настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно творчески и интересно работать. Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи.

Запишите в тетрадях число, классная работа

СЛАЙД №1


  1. Актуализация знаний.

  • Все мы с вами смотрим телевизор, читаем газеты, журналы. Но всегда ли мы задумываемся над тем, к какому стилю мы можем отнести, что слышим, читаем, видим? (Публицистический стиль)

  • Где же применяется публицистический стиль? (Сфера применения).

СЛАЙД №2


  • Как вы думаете, почему так называется жанр? (работает на публику)

  • Какое значение имеет это слово? (1. Лица, находящиеся в качестве посетителей, зрителе. 2. Люди, общество).

СЛАЙД №3


  1. Повторение и углубление ранее изученного материала.

1.Беседа

-Назовите функции публицистического стиля.

СЛАЙД №4

2. Перед вами карточки. Выпишите названия жанров публицистики

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

СЛАЙД №5 ПРОВЕРИМ!!!


3. А теперь сформулируем с вами тему урока и запишем в тетради.

СЛАЙД №6


4. Какие цели поставим перед собой?

СЛАЙД №7


 5. Подчеркните в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.

СЛАЙД №8 ПРОВЕРИМ!!!


IV Новый материал

1.Слово учителя

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, орато­ров, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе. Остановимся подробнее на ПОСЛЕДНИХ жанрах. В первую очередь они нас интересуют потому, что необходимы нам в работе: в этом жанре часто пишутся школьные сочинения.

СЛАЙД №9


Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т КА


2. Работа с учебником

Итак, что такое очерк?



-Что такое очерк? (По материалам учебника с. 272.)



Рассмотрим некоторые особенности очерков.

  • путевого (стр.272,273,275)

  • портретного (стр.280,285)

  • проблемного (стр. 287)



  • А встречались ли вы с этими жанрами публицистики?


3. Работа в группах. (Материал рязанских газет)

- Прочитайте очерки и определите их жанр. Докажите .


Авторы пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся пово­дом для авторских размышлений, обобщений, оценки.

(группы отчитываются о работе, называя характерные черты очерка, который анализировали).

- Какие стилевые черты очерка вы можете отметить?


СЛАЙД №10

Очерк касается самых разных вопросов общественной жизни: политиче­ских, экономических, научных, социальных, бытовых и т. д. Для этого жанра характерны документальность, достоверность, постановка проблемы и варианты ее разрешения.


Но ведь публицистический жанр отличается и языковыми средствами. Какими?

СЛАЙД №11


Очерк включает и факты действительности, и художественные образы, и размышления автора, который не просто описывает, обрисовывает явле­ние, но и дает ему свою оценку. Художественные образы, которые обяза­тельно присутствуют в очерке, сближают его с художественным стилем речи. С их помощью автор делает обобщения, выходит за пределы сиюми­нутной документальности. Таким образом, очерку обычно суждена более долгая жизнь, чем, например, репортажу (оперативному сообщению о ка­ких-либо фактах действительности).


  1. Применение знаний и умений

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

Счастье

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

(В. Розов)


- Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)

- Докажите. (ученики доказывают)

- Определите тему текста (тема текста – счастье) .

Основные проблемы:

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)


Какова авторская позиция?

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

- Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

  1. Домашнее задание

Собрать материал для очерка о своем товарище, друге или взрослом, уже работающем человеке (упр. 425).


  1. Словарная работа

Запишите слова в тетрадь и объясните их лексическое значение.

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Какое слово для вас новое?


Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.


Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.


  1. Рефлексия

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на уроке по трём направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал

1.Понял материал

2.Скучно

2.Отдыхал

2.Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3.Помогал другим

3.Не понял




Спасибо за урок!