СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жарыктын жаратылышы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жарыктын жаратылышы»

Н.И.Мешков орто мектеби. Муг. Канатова.М.

Н.И.Мешков орто мектеби.

Муг. Канатова.М.

Сабактын максаты: Окуучулар нерселердин сууда с үзүү шарттары менен таанышышат. Сууда сүзүү, абада сүзуу кандай эрежелердин негизинде жүргүзүлүшүн түшүнүп ой жүгүртүшөт. Окуучулар эмгекчилдикке потриоттуулукка тарбияланышат.

Сабактын максаты:

  • Окуучулар нерселердин сууда с үзүү шарттары менен таанышышат.
  • Сууда сүзүү, абада сүзуу кандай эрежелердин негизинде жүргүзүлүшүн түшүнүп ой жүгүртүшөт.
  • Окуучулар эмгекчилдикке потриоттуулукка тарбияланышат.
1

1

F А 2 " width="640"

Эгерде оордук күчү Архимед күчүнө барабар болсо

F тяж = F А

F А

F тяж

Эгерде оордук күчү Архимед күчүнөн кичине болсо. F тяж F А

Эгерде оордук күчү Архимед күчүнөн чоң болсо F тяж F А

2

 Тартылуу күч Архимед кучүнөн кичине болгон шарт үчүн карайбыз.  F тяж  F A  Бул шарттын негизинде нерсе суюктуктун бетине көтөрүлө баштайт.  F тяж  F A Архимед күчү суюктукка матырылган телонун көлөмүнө көзкаранды болот. Архимедова сила равна весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела. F тяж = F A Архимед күчү оордук күчүнө барабар болгон учурда да тело суюктуктун ичинде сүзүп жүрөт. 3

Тартылуу күч Архимед кучүнөн кичине болгон шарт үчүн карайбыз.

F тяж F A

Бул шарттын негизинде нерсе суюктуктун бетине көтөрүлө баштайт.

F тяж F A

Архимед күчү суюктукка матырылган телонун көлөмүнө көзкаранды болот.

Архимедова сила равна весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела.

F тяж = F A

Архимед күчү оордук күчүнө барабар болгон учурда да тело суюктуктун ичинде сүзүп жүрөт.

3

ρ т ; тело суюктукта калкып калат. Эгер ρ с = ρ т; тело суюктуктун ичинде тең салмактуу абалда болот. Эгер ρ с ρ т; тело чөгөт. В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше? Идиште 3 турдү тело сузуп жүрөт. Алардын тыгыздыктарын салыштыргыла. 4 " width="640"

Ар кандай телолордун суюктукта чөгүшү же сүзүп жүрүшү алардын тыгыздыгына көзкаранды.

Эгер ρ с ρ т ; тело суюктукта калкып калат.

Эгер ρ с = ρ т; тело суюктуктун ичинде тең салмактуу абалда болот.

Эгер ρ с ρ т; тело чөгөт.

В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше?

Идиште 3 турдү тело сузуп жүрөт. Алардын тыгыздыктарын салыштыргыла.

4

 Машинанын майына үч түрдүү тело салынган? Бул телолор суюктуктун ичинде кандай абалда болушат? ( Парафин. Жезь. Жыгач.)  A B C Парафин Медь Сосна Масло машинное Масло машинное 5

Машинанын майына үч түрдүү тело салынган? Бул телолор суюктуктун ичинде кандай абалда болушат?

( Парафин. Жезь. Жыгач.)

A B C

Парафин

Медь

Сосна

Масло машинное

Масло машинное

5

6

6

  Кемелер кандай заттардан жасалат?  Эмне себептен алар чөгүп кетпейт? 7

Кемелер кандай заттардан жасалат?

Эмне себептен алар чөгүп кетпейт?

7

Суюктуктун бетинде с үзүп жүргөн нерсеге суюктук тарабынан анын абадагы салмагына барабар болгон Архимед күчү аракет этет.   8

Суюктуктун бетинде с үзүп жүргөн нерсеге суюктук тарабынан анын абадагы салмагына барабар болгон Архимед күчү аракет этет.

8

Если бы корабли не имели внутри себя заполненных воздухом отсеков и целиком состояли бы из металла, они, конечно, не смогли бы удерживаться на воде. Корабли содержат много пустых помещений. Это и приводит к тому, что их средняя плотность оказывается меньше плотности воды. 9

Если бы корабли не имели внутри себя заполненных воздухом отсеков и целиком состояли бы из металла, они, конечно, не смогли бы удерживаться на воде. Корабли содержат много пустых помещений. Это и приводит к тому, что их средняя плотность оказывается меньше плотности воды.

9

 Кеменин суудагы бөлүгү аркылуу сүрүлүп чыгарылган суунун салмагы , кеменин жүгү менен бирге алгандагы абадагы салмагына барабар. . 10

Кеменин суудагы бөлүгү аркылуу сүрүлүп чыгарылган суунун салмагы , кеменин жүгү менен бирге алгандагы абадагы салмагына барабар. .

10

Кеменин сууга матырылган бөлүгүнүн тереңдиги анын тулкусунда ватер сызыгы деп аталуучу кызыл сызык менен белгиленет.    в а т е р сызыгы. .     11

Кеменин сууга матырылган бөлүгүнүн тереңдиги анын тулкусунда ватер сызыгы деп аталуучу кызыл сызык менен белгиленет.

в а т е р сызыгы. .

11

 На всех морских судах наносится знак, показывающий уровень предельных ватерлиний:     FW   – в пресной воде;   IS   – Индийском океане летом;    S  – солёной воде летом;    W   – солёной воде зимой;   WNA – Северной Атлантике зимой.  12

На всех морских судах наносится знак, показывающий уровень предельных ватерлиний:

FW в пресной воде;

IS Индийском океане летом;

S солёной воде летом;

W солёной воде зимой;

WNA Северной Атлантике зимой.

12

Вес воды, вытесненной судном, равен весу судна с грузом в воздухе.  Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии называют его  в о д о и з м е щ е н и е м.       Сейчас строят суда водоизмещением 5000000 кН, то есть судно с грузом весит в воздухе 5000000 кН. Вытесненная им вода весит 5000000 кН! 13

Вес воды, вытесненной судном, равен весу судна с грузом в воздухе.

Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии называют его

в о д о и з м е щ е н и е м.

Сейчас строят суда водоизмещением 5000000 кН, то есть судно с грузом весит в воздухе 5000000 кН. Вытесненная им вода весит 5000000 кН!

13

На подводной лодке открывают кингстоны балластной цистерны, чтобы заполнить их морской водой. Вода поступает в цистерну, воздух сбрасывается наружу, лодка погружается. Чтобы всплыть, вода из цистерн выдавливается сжатым воздухом под высоким давлением. Вес лодки уменьшается и     она всплывает на поверхность. 14

На подводной лодке открывают кингстоны балластной цистерны, чтобы заполнить их морской водой. Вода поступает в цистерну, воздух сбрасывается наружу, лодка погружается. Чтобы всплыть, вода из цистерн выдавливается сжатым воздухом под высоким давлением. Вес лодки уменьшается и она всплывает на поверхность.

14

 Жаратылыш жана Архимед күчү. 15

Жаратылыш жана Архимед күчү.

15

---рыба регулирует глубину своего погружения благодаря плавательному пузырю, который обладает большой сжимаемостью  ---водоплавающие птицы мало погружаются в воду благодаря воздушному пузырю, окружающему тело птицы.  ---водные растения сохраняют вертикальное положение потому, что на концах их разветвлений заключены крупные пузыри воздуха, играющие роль поплавков. 16

---рыба регулирует глубину своего погружения благодаря плавательному пузырю, который обладает большой сжимаемостью

---водоплавающие птицы мало погружаются в воду благодаря воздушному пузырю, окружающему тело птицы.

---водные растения сохраняют вертикальное положение потому, что на концах их разветвлений заключены крупные пузыри воздуха, играющие роль поплавков.

16

F A  Аба шарларынын көтөрүчү күчү. Аба шарлары аркылуу жогорууга көтөрүлүү .   Көтөрүү күчү : Архимед күчүнөн тартылуу күчүн кемиткенге барабар чоңдук көтөрүү күчү деп аталат..  F под F к = F A – F т  F тяж 19

F A

Аба шарларынын көтөрүчү күчү.

Аба шарлары аркылуу жогорууга көтөрүлүү .

Көтөрүү күчү : Архимед күчүнөн тартылуу күчүн кемиткенге барабар чоңдук көтөрүү күчү деп аталат..

F под

F к = F A – F т

F тяж

19

Подъем воздушного шара прекратится, если  F A = F тяж   Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают балласт или увеличивают пламя горелки.   Чтобы спустится на Землю, нужно уменьшить объем шара. В верхней части оболочки шара имеется специальный выпускной клапан, через который можно выпустить часть газа.  20

Подъем воздушного шара прекратится, если

F A = F тяж

Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают балласт или увеличивают пламя горелки.

Чтобы спустится на Землю, нужно уменьшить объем шара. В верхней части оболочки шара имеется специальный выпускной клапан, через который можно выпустить часть газа.

20

 Исторические факты…  Воздушные шары, используемые с давних времен для воздухоплавания, иначе называются аэростатами . В переводе с греческого слово

Исторические факты…

Воздушные шары, используемые с давних времен для воздухоплавания, иначе называются аэростатами . В переводе с греческого слово "аэростат" означает «неподвижно стоящий в воздухе». Неуправляемые аэростаты называются " монгольфьерами " или " шарльерами " по именам их изобретателей. Для исследования высотных слоев атмосферы используются стратостаты . Кроме того, существуют управляемые аэростаты - дирижабли .

21

Первый успешный полет  на  воздушном  шаре   совершил   священник иезуит, Бартоломео Лоренцо де Гусмао. Произошло это  торжественное событие  в 1709 г. в присутствии королевских особ и знати. А первые пассажиры в истории воздухоплавания появились в 1783 году. Это были баран, утка и петух. Воздушный шар, проделав путь в четыре километра, через восемь минут благополучно опустился на землю. Такая демонстрация полета на воздушном шаре была произведена братьями Монгольфье. 22

Первый успешный полет  на  воздушном  шаре   совершил   священник иезуит, Бартоломео Лоренцо де Гусмао. Произошло это  торжественное событие  в 1709 г. в присутствии королевских особ и знати.

А первые пассажиры в истории воздухоплавания появились в 1783 году. Это были баран, утка и петух. Воздушный шар, проделав путь в четыре километра, через восемь минут благополучно опустился на землю. Такая демонстрация полета на воздушном шаре была произведена братьями Монгольфье.

22

Маселе. Балдар шарынын колөмү 0,003 м ³   Ал суутек газы менен толтурулгвн. Шардын массасы  3,4 г. Шарга кандай көтөрүу күчү таасир этет? 23

Маселе.

Балдар шарынын колөмү 0,003 м ³ Ал суутек газы менен толтурулгвн. Шардын массасы

3,4 г. Шарга кандай көтөрүу күчү таасир этет?

23

Берилди: СИ: V = 0,003 м ³ m = 3,4 г 0,0034кг ρ 1 = 0,09 кг/м ³ ρ 2 = 1,3 кг/м ³ g = 9,8 м/с ² F к - ? Жообу :  F к =0,0023Н. Решение:  F к = F а – F т  F тяж  = m*g + ρ 1 * g*V ;  F а = ρ *g*V .  F тяж = 0,0034 кг*9,8 м/с ² +  +0,09 кг/м ³ *9,8 м/с ²* 0,003 м ³ =  = 0,0367Н  F а  = 1,3 кг/м ³* 9,8 м/с ²* 0,003 м ³ =  = 0,039Н  F к = 0,039Н-0,0367Н=0,0023Н 24

Берилди: СИ:

V = 0,003 м ³

m = 3,4 г 0,0034кг

ρ 1 = 0,09 кг/м ³

ρ 2 = 1,3 кг/м ³

g = 9,8 м/с ²

F к - ?

Жообу : F к =0,0023Н.

Решение:

F к = F а – F т

F тяж = m*g + ρ 1 * g*V ;

F а = ρ *g*V .

F тяж = 0,0034 кг*9,8 м/с ² +

+0,09 кг/м ³ *9,8 м/с ²* 0,003 м ³ =

= 0,0367Н

F а = 1,3 кг/м ³* 9,8 м/с ²* 0,003 м ³ =

= 0,039Н

F к = 0,039Н-0,0367Н=0,0023Н

24

 Тапшырма: § 34.35 № . 13( 4,5 ) 25

Тапшырма:

§ 34.35 № . 13( 4,5 )

25

Список используемой литературы: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс.- М.: Дрофа, 2009 Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы./ Под ред. А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990. «Большая детская энциклопедия» (интерактивное путешествие в мир знаний) Энциклопедия «История открытий». - М.: Росмен, 2005г Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс.- М.: Дрофа, 2009 Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы./ Под ред. А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990. «Большая детская энциклопедия» (интерактивное путешествие в мир знаний) Энциклопедия «История открытий». - М.: Росмен, 2005г

Список используемой литературы:

  • Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс.- М.: Дрофа, 2009 Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы./ Под ред. А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990. «Большая детская энциклопедия» (интерактивное путешествие в мир знаний) Энциклопедия «История открытий». - М.: Росмен, 2005г
  • Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс.- М.: Дрофа, 2009
  • Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007.
  • Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы./ Под ред. А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990.
  • «Большая детская энциклопедия» (интерактивное путешествие в мир знаний)
  • Энциклопедия «История открытий». - М.: Росмен, 2005г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!