Н.И.Мешков орто мектеби.
Муг. Канатова.М.
Сабактын максаты:
- Окуучулар нерселердин сууда с үзүү шарттары менен таанышышат.
- Сууда сүзүү, абада сүзуу кандай эрежелердин негизинде жүргүзүлүшүн түшүнүп ой жүгүртүшөт.
- Окуучулар эмгекчилдикке потриоттуулукка тарбияланышат.
1
F А 2 " width="640"
Эгерде оордук күчү Архимед күчүнө барабар болсо
F тяж = F А
F А
F тяж
Эгерде оордук күчү Архимед күчүнөн кичине болсо. F тяж F А
Эгерде оордук күчү Архимед күчүнөн чоң болсо F тяж F А
2
Тартылуу күч Архимед кучүнөн кичине болгон шарт үчүн карайбыз.
F тяж F A
Бул шарттын негизинде нерсе суюктуктун бетине көтөрүлө баштайт.
F тяж F A
Архимед күчү суюктукка матырылган телонун көлөмүнө көзкаранды болот.
Архимедова сила равна весу жидкости в объеме погруженной в нее части тела.
F тяж = F A
Архимед күчү оордук күчүнө барабар болгон учурда да тело суюктуктун ичинде сүзүп жүрөт.
3
ρ т ; тело суюктукта калкып калат. Эгер ρ с = ρ т; тело суюктуктун ичинде тең салмактуу абалда болот. Эгер ρ с ρ т; тело чөгөт. В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше? Идиште 3 турдү тело сузуп жүрөт. Алардын тыгыздыктарын салыштыргыла. 4 " width="640"
Ар кандай телолордун суюктукта чөгүшү же сүзүп жүрүшү алардын тыгыздыгына көзкаранды.
Эгер ρ с ρ т ; тело суюктукта калкып калат.
Эгер ρ с = ρ т; тело суюктуктун ичинде тең салмактуу абалда болот.
Эгер ρ с ρ т; тело чөгөт.
В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше?
Идиште 3 турдү тело сузуп жүрөт. Алардын тыгыздыктарын салыштыргыла.
4
Машинанын майына үч түрдүү тело салынган? Бул телолор суюктуктун ичинде кандай абалда болушат?
( Парафин. Жезь. Жыгач.)
A B C
Парафин
Медь
Сосна
Масло машинное
Масло машинное
5
6
Кемелер кандай заттардан жасалат?
Эмне себептен алар чөгүп кетпейт?
7
Суюктуктун бетинде с үзүп жүргөн нерсеге суюктук тарабынан анын абадагы салмагына барабар болгон Архимед күчү аракет этет.
8
Если бы корабли не имели внутри себя заполненных воздухом отсеков и целиком состояли бы из металла, они, конечно, не смогли бы удерживаться на воде. Корабли содержат много пустых помещений. Это и приводит к тому, что их средняя плотность оказывается меньше плотности воды.
9
Кеменин суудагы бөлүгү аркылуу сүрүлүп чыгарылган суунун салмагы , кеменин жүгү менен бирге алгандагы абадагы салмагына барабар. .
10
Кеменин сууга матырылган бөлүгүнүн тереңдиги анын тулкусунда ватер сызыгы деп аталуучу кызыл сызык менен белгиленет.
в а т е р сызыгы. .
11
На всех морских судах наносится знак, показывающий уровень предельных ватерлиний:
FW – в пресной воде;
IS – Индийском океане летом;
S – солёной воде летом;
W – солёной воде зимой;
WNA – Северной Атлантике зимой.
12
Вес воды, вытесненной судном, равен весу судна с грузом в воздухе.
Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии называют его
в о д о и з м е щ е н и е м.
Сейчас строят суда водоизмещением 5000000 кН, то есть судно с грузом весит в воздухе 5000000 кН. Вытесненная им вода весит 5000000 кН!
13
На подводной лодке открывают кингстоны балластной цистерны, чтобы заполнить их морской водой. Вода поступает в цистерну, воздух сбрасывается наружу, лодка погружается. Чтобы всплыть, вода из цистерн выдавливается сжатым воздухом под высоким давлением. Вес лодки уменьшается и она всплывает на поверхность.
14
Жаратылыш жана Архимед күчү.
15
---рыба регулирует глубину своего погружения благодаря плавательному пузырю, который обладает большой сжимаемостью
---водоплавающие птицы мало погружаются в воду благодаря воздушному пузырю, окружающему тело птицы.
---водные растения сохраняют вертикальное положение потому, что на концах их разветвлений заключены крупные пузыри воздуха, играющие роль поплавков.
16
F A
Аба шарларынын көтөрүчү күчү.
Аба шарлары аркылуу жогорууга көтөрүлүү .
Көтөрүү күчү : Архимед күчүнөн тартылуу күчүн кемиткенге барабар чоңдук көтөрүү күчү деп аталат..
F под
F к = F A – F т
F тяж
19
Подъем воздушного шара прекратится, если
F A = F тяж
Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают балласт или увеличивают пламя горелки.
Чтобы спустится на Землю, нужно уменьшить объем шара. В верхней части оболочки шара имеется специальный выпускной клапан, через который можно выпустить часть газа.
20
Исторические факты…
Воздушные шары, используемые с давних времен для воздухоплавания, иначе называются аэростатами . В переводе с греческого слово "аэростат" означает «неподвижно стоящий в воздухе». Неуправляемые аэростаты называются " монгольфьерами " или " шарльерами " по именам их изобретателей. Для исследования высотных слоев атмосферы используются стратостаты . Кроме того, существуют управляемые аэростаты - дирижабли .
21
Первый успешный полет на воздушном шаре совершил священник иезуит, Бартоломео Лоренцо де Гусмао. Произошло это торжественное событие в 1709 г. в присутствии королевских особ и знати.
А первые пассажиры в истории воздухоплавания появились в 1783 году. Это были баран, утка и петух. Воздушный шар, проделав путь в четыре километра, через восемь минут благополучно опустился на землю. Такая демонстрация полета на воздушном шаре была произведена братьями Монгольфье.
22
Маселе.
Балдар шарынын колөмү 0,003 м ³ Ал суутек газы менен толтурулгвн. Шардын массасы
3,4 г. Шарга кандай көтөрүу күчү таасир этет?
23
Берилди: СИ:
V = 0,003 м ³
m = 3,4 г 0,0034кг
ρ 1 = 0,09 кг/м ³
ρ 2 = 1,3 кг/м ³
g = 9,8 м/с ²
F к - ?
Жообу : F к =0,0023Н.
Решение:
F к = F а – F т
F тяж = m*g + ρ 1 * g*V ;
F а = ρ *g*V .
F тяж = 0,0034 кг*9,8 м/с ² +
+0,09 кг/м ³ *9,8 м/с ²* 0,003 м ³ =
= 0,0367Н
F а = 1,3 кг/м ³* 9,8 м/с ²* 0,003 м ³ =
= 0,039Н
F к = 0,039Н-0,0367Н=0,0023Н
24
Тапшырма:
§ 34.35 № . 13( 4,5 )
25
Список используемой литературы:
- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс.- М.: Дрофа, 2009 Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы./ Под ред. А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990. «Большая детская энциклопедия» (интерактивное путешествие в мир знаний) Энциклопедия «История открытий». - М.: Росмен, 2005г
- Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 8 класс.- М.: Дрофа, 2009
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов. - М.: Просвещение, 2007.
- Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы./ Под ред. А.В. Усовой. - М.: Просвещение, 1990.
- «Большая детская энциклопедия» (интерактивное путешествие в мир знаний)
- Энциклопедия «История открытий». - М.: Росмен, 2005г