СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жаулык (кимешек)- женский головной убор замужней казахской женщины.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о главном символе материнства в казахской культуре – кимешеке, женском головном уборе замужних женщин.

Просмотр содержимого документа
«Жаулык (кимешек)- женский головной убор замужней казахской женщины.»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Дом детского творчества» Беляевского района Оренбургской области

на базе МБОУ «Буранчинская основная общеобразовательная школа»


IX областной конкурс детских исследовательских и

проектных работ «Многонациональное Оренбуржье»



Номинация: «Национальный костюм»



Кимешек (Жаулык)- головной убор замужних казахских женщин







Автор: учащийся детского

этнографического объединения «Шашу»,

Салихова Асель

Руководитель: Киякова Менслу Кабдыкуловна








село Буранчи 2021г


Содержание

  1. Введение……………………………………………………….3

  2. Основная часть………………………………………………..4

  3. Заключение…………………………………………………….16

  4. Список использованной литературы и интернет ресурсов…20



























Введение

Замужней казахской женщине нельзя было ходить с непокрытой головой - древний обычай обязывает женщину прятать волосы, особенно в височной части, от посторонних глаз.
В конце 80-х годов прошлого века, еще можно было увидеть на улицах нашего села бабушек в традиционных белоснежных кимешеках. Кто-то сидел на низкой лавочке с уршуком (ручная прялка) в руках, кто–то в окружении голопузых внучат, а кто-то просто грел свои старые кости на солнышке. Но все они были одинаково степенными и величественными. Особенно было интересно наблюдать процесс надевания и снимания кимешека – это был всегда неторопливый и очень аккуратный процесс.

Проблема исследования: Современные замужние женщины, которые придерживаются традиционного образа жизни, выбирают арабский или турецкий вариант покрытия. А казахский национальный головной убор кимешек ошибочно называют степным хиджабом.

Цель: доказать, что кимешек – продукт среды обитания и быта, а не религии. Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения казахского женского головного убора, с его разновидностями.

  2. Изучить правила ношения, варианты покрытия, их отличия и значение.

  3. Узнать мнение жителей села Буранчи о сходстве или различие арабского хиджаба и кимешека.

  4. Создать буклет разновидности кимешека.

  5. Сшить кимешек.


Объект исследования: Казахский женский головной убор замужней женщины.

Предмет исследования: отношение людей к кимешеку.


Гипотеза исследования: Если мы докажем, что кимешек – традиционный головной убор замужней казахской женщины, а не степной хиджаб и, что этот головной убор не имеет отношения к религии, может тогда молодые женщины отдадут предпочтение родному кимешеку, который веками носили наши пробабушки.


Методы исследования: сравнение, опрос, наблюдение, сбор информации из разных источников, реконструкция.

Основная часть

В исламских странах девушки и даже девочки обязательно должны ходит с прикрытой головой. А у казахов незамужние девушки не покрывали волосы, лицо. Обычно, они носили такия(тюбетейки), борик (шапочка с меховой вставкой) и другие головные уборы, но волосы держали открытыми. Женщины не прятались в так называемой, женской половине дома. В юрте, где не было разделительной перегородки, женской половиной называлась лишь условная часть. На празднествах или джайлау девушки наравне с мужчинами, принимали активное участие в различных степных играх (например, «кыз-куу» девушку-догони – конные скачки, на котором джигит должен догнать и поцеловать девушку), айтысах (импровизированное состязание двух акынов(певцов), форма устной народной песенной поэзии) т.д., т.е. свободно могли общаться. В тяжелое для народа время женщина казашка могла оседлать коня и наравне с мужчинами отражать нападение врага. Образ казахской женщины хорошо отображают лирические произведения устного народного творчества: «Кыз-жибек», «Козы-корпеш-Баян-сулу» и др. Весомой и значительной в традиционном казахском обществе была фигура матери. Ей отводилась высокая роль в воспитании, в привитии ребенку национальных черт. Следовательно, хиджаб — не традиционная одежда казахов. Лицо девушки всегда было открыто. У казахов есть пословица «Жан шашта», что означает: «чем красивее волосы девушки, тем прекраснее ее душа».

Девушки в хиджабах

Такия Борик

Айтыс. Женщины наравне с мужчинами состязаются в острословии под аккомпанемент домбры.



Игра «кыз-куу» — «Догони девушку». Игра, в прошлом входила в свадебный обряд. Задача жениха тогда состояла в том, чтобы, догнав на коне впереди скачущую верхом невесту, показать не только быстроту, ловкость, но и подтвердить свою любовь, свое право на нее.

При неудаче такого права он лишался.


Замужние казашки в национальном Мы не знаем как выглядел кимешек в 13 головном уборе (Туркестанский альбом, или 15 веке, но, скорее всего также

рис. В. В. Верещагина) как и на исторических фото рубежа 19-20 вв


Женский головной убор замужней казахской женщины состоял из двух частей: нижней -жаулык, надеваемой на голову, и верхней –кимешек, в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Часто такой набор назвали или кимешек или жаулык. Оба названия правильные.

Жаулык облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону жаулыка обычно украшали вышивка гладью, серебряные бляшки, кораллы.

Вышивали его и по краям выреза. Самым нарядным был жаулык, впервые надеваемый молодой женщиной. Первый жаулык девушке-невесте шили еще в доме родителей, и нередко на него перешивали все украшения с ее девичьего нагрудника.



Убранство жаулыка уменьшалось с возрастом. Молодые женщины носили ярко украшенные жаулыки, но после 30 лет считалось неприличным, чтобы их видели с серебром или бисером. Пожилые женщины со взрослыми детьми ограничивались лишь несколькими узкими полосками вышивки или линией цветных нитей. Украшение ограничивалось краем отверстия для лица. А бабушки носили величественно-белоснежные головные уборы.

Северный Казахстан,1910 г

Жаулык- символ материнства

Этот головной убор разрешалось носить только тогда, когда женщина становилась матерью.

При кормлении ребенка жаулык позволяет прикрывать грудь, не обнажает потаенные части тела, тем самым придавая женщине ауру недоступности и чистоты, к тому же белый цвет особо оттеняет черты лица, освежая и облагораживая его.

«Степная мадонна» Художник Камиль Муллашев.

Кимешек- навершие в виде тюрбана, чалмы из длинной ткани, обматываемой вокруг и сверху жаулыка.

По кимешеку, точнее по способу обмотки тюрбана, можно определить местность, где она проживала, возраст женщины - молодая или пожилая, род, к которому она принадлежала. При кочевке кимешек использовался как пеленки или саван, ведь такая обмотка была длиной от 3 метров. У кочевников все имело практическое значение в первую очередь.

Разновидности кимешека по форме и по способу обматывания,
в зависимости от региона проживания



Виды казахского кимешека





Семья богатого казаха. Акмолинская область 1900 г.

Высокий кимешек спущенный кокетливо набок

Семья богатого казаха, Оренбургская губерния

(в дореволюционной России, казахов ошибочно называли киргизами).

Низкий кимешек также кокетливо наклонён набок.



Кимешек намотан узкой полоской в несколько слоев.

Казахский национальный головной убор скрывал все недостатки, которые могли появиться у женщины с возрастом, – седину, морщинки на лбу, второй подбородок.

Также скрывал волосы женщины, не давая им высвободиться наружу, что тоже являлось примером чистоты.


4.Моя деятельность в работе.

Теоретические – поиск и изучение информации.

Практические - опрос, создать буклет разновидности кимешека, реконструкция.


Проектно-исследовательская работа посвящена развенчиванию закоренелого заблуждения среди населения, что казахский национальный кимешек – это степной хиджаб и, что его могут носить только глубоко верующие люди. На самом деле, кимешек - продукт среды обитания и быта, а не религии. Я решила провести опрос среди жителей села Буранчи, 99% которого, составляют жители казахской национальности, и многие еще помнят этот головной убор или видят на национальных праздниках. Опрос был проведен в онлайн формате через популярные социальные сети. В «Одноклассниках» приняли участие 8 человек. В WhatsApp через Google Таблицы приняли участие 16 человек. Всего 24 человека среднего возраста.




Вопросы опросника:

  1. Знаете ли вы что такое кимешек (или жаулык)?

  2. Знаете ли вы, когда надевала женщина этот головной убор и для чего?

  3. Как вы думаете, кимешек и хиджаб – это одно и то же?

  4. Кимешек – это казахский национальный головной убор замужних женщин. Хотели бы вы, чтобы наши мамы и бабушки начали носить кимешек?












Заключение

Результаты исследовательской(проектной) работы

Судя по результатам первого вопроса, в основном все знают, что такое кимешек (или жаулык). 88% из всех опрошенных ответили положительно.

А вот второй вопрос вызвал даже споры между респондентами. Мнения разделились практически на равные по количеству три варианта. На вопрос- «Когда же женщина начинала одевать на себя кимешек?», 27% из опрошенных ответили, что сразу после свадьбы. 40 % из опрошенных же уверены, что кимешек имела право одеть, только бабушка, то есть, женщина, у которой уже есть внуки. Это наверно связано с тем, что многие опрашиваемые помнят, как в таких головных уборах ходили на тои (праздники) и на садака (поминки) их бабушки. А это уже было современное время, более молодые женщины тогда стеснялись старинных традиций и противились этому. Поэтому сложился ошибочное мнение, что только бабушки носили кимешек. 33% из опрошенных ответили верно, сказав, что молодая девушка, как только становилась матерью, должна была носить кимешек.

Вопрос о сходстве или отличие кимешека и хиджаба, в основном даже не вызвал сомнений. 88% респондентов считают, что хиджаб не имеет никакого отношения к кимешеку. А 12% из опрошенных все-таки называют его аналогом хиджаба и поэтому он вызывает отторжение, т.к. такая одежда, по их мнению, ущемляет женщин. К тому же, по их мнению, хиджаб могут носить, только глубоко верующие люди.

Последний вопрос практически раздел мнения жителей по полам: 56% ответили, что не хотят, чтобы женщины в их семьях носили кимешек, 44% ответили положительно. Первые так ответили потому, что все они в основном сами мамы и бабушки и считают такой головной убор очень неудобным, старомодным, неактуальным. Люди, которые ответили положительно, с теплотой вспоминают своё детство и образы любимых бабушек. Кто-то радеет за национальные традиции и обычаи своего народа, которых придерживались веками, которые, к сожалению, стираются под агрессивным навязыванием чуждых нам так называемых «европейских или американских ценностей».

Вывод

Моё предположение, что люди считают кимешек степным хиджабом, оказалось ошибочным. В основном опрашиваемые понимают разницу в этих женских головных уборах и мне не пришлось убеждать респондентов, что кимешек – продукт среды обитания и быта, а не религии. Понимание есть, но пока нет желания сделать шаг навстречу к своим национальным традициям и обычаям, к своим истокам… Нас отбрасывает от них бешенный ритм жизни, придуманные кем-то и навязанные нам мнения… А ведь на самом деле, только народ, со своими уникальными, богатыми и прочными традициями может быть прогрессивным и смело смотреть в будущее! Я уверена, что время кимешека еще придет, конечно в изменённом виде, а молодые мамы обязательно будут с гордостью носить этот головной убор не боясь насмешек. Ведь не зря кимешек издревле считается символом материнства. На Земле нет ничего прекрасней, чем женщина с младенцем в руках!



Реконструкция жаулыка молодой женщины, недавно ставшей матерью первенца

1. Машинная вышивка

2. Вышивка бисером







3. Как рассказали старожилы села, такие головные уборы пожилые женщины носили до 80-х годов XX века. Сейчас в Буранчи их надевают лишь во время национальных праздников.







Жат жерге барып, Ақ жаулық тағып, Цените и уважайте девушку!
Айналар ертең Анаға. Девушка уйдет в чужую землю,
Қыз деген - Ана.. Покроет голову Ақ жаулық и превратится в Мать
Ана деп қана бағала оны, бағала! Девушка будущая Мать!



Список литературы:

1. Кимешек. Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы,2005

2. «История и технология изготовления кимешека». ЕркибаеваГ.Г., Садибек А.К.-Социосвера 1 , 2016

3. «Мир традиционной культуры казахов». Шаханова Н.,1998

4. «Казахская национальная одежда: XIX начала XX в; Захарова И.В., Ходжаева Р.Д.1964




8