СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Железников В.Г. "Чучело" (Два урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отношения подростков в современной действительности. 

Просмотр содержимого документа
«Железников В.Г. "Чучело" (Два урока)»

В.Железников «Чучело»

Цели:

  • Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.

  • Формировать умение давать развёрнутую характеристику литературному герою.

  • Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

Оборудование:

  • Тексты повести В. Железникова «Чучело»;

  • Портреты героев повести В.Железникова «Чучело», иллюстрации к произведению.

  • Фрагменты кинофильма Р.Быкова «Чучело».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

В.Железников.

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).

  • Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).

  • Приглашаю вас создать « Галерею подростков» повести «Чучело». Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.

  • Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).

  • А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? ( Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

III. Анализ повести «Чучело».

- Мы создали с вами «Галерею подростков» повести, определили причину их объединения – жестокое обращение с одноклассницей. Но ведь эти дети не родились жестокими, они стали такими.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).

  •  Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников о каждом представителе «Галереи подростков».

Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о каждом представителе «Галереи подростков» по следующим пунктам:

  1. семья;

  2. отношения в коллективе одноклассников;

  3. отношения с Леной;

  4. высказывания подростков относительно других героев повести;

  5. их действия, поступки.

  • -Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека. И всё же и среди них есть один человек, который осознаёт весь ужас положения вещей, пробуждается ото сна. Кто это? (Васильев).

  • Но среди этих детей, не знающих жалости, выделяется мальчик, которому, на первый взгляд, не чужды человеческие чувства жалости и сострадания. Кто это? (Дима Сомов).

  • Почему я сказала, что человеческие чувства ему не чужды только на первый взгляд? Какое объяснение даст нам более пристальный взгляд на этого человека? (В проявлении своих чувств он неискренен. Он показывает их только для того, чтобы выделиться из всех, ведь Дима - признанный лидер коллектива и очень боится не быть им).

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся.

Ученики дома готовят сообщения, в которых Дима показан в борьбе за лидерство, его отношение к Лене и раздвоение личности Димы, происходящее в этой борьбе. (Сцена в саду, рассказ о кошке, вытащенной из огня, драка с Валькой, сцена признания вины, сцена с маской, судьба Димы после разоблачения).

  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).

  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.

  • Что в поведении Димки вам не понравилось? ( Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).

  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

  • Что помогает понять нам этот фрагмент? (Мы читаем и видим всё ничтожество Димки, всю его трусость, жестокость).

  • Видят ли это ребята - одноклассники? Кто для них Сомов? (Нет, к сожалению, они не видят второго лица Сомова Димы. Для них он лидер, человек, не боящийся ничего и никого, знающий выход из любой ситуации).

  • Хочет ли сам Сомов разобраться в себе, увидеть правду? (Нет, Димка не хочет видеть горькой правды. Он живет, глядя на мир сквозь розовые очки и не хочет снимать их, страшась увидеть свою сущность).

  • И всё же находится человек, открывающий Сомову глаза на самого себя, заставляющий Димку задуматься: кто же он на самом деле - рыцарь или обыкновенный трус. Кто этот человек- исцелитель? (Маргарита Ивановна, классный руководитель).

  • Что особенного она сделала? (Назвала Димку трусом, а это было как гром среди ясного неба).

  • Какова была реакция Димки? (Он кричит: «Я трус!?» Ведь учительница задела самую больную струну его души, показала ему его истинное лицо).

  • От неожиданности он мог и прошептать, потеряв дар речи, но Железников вкладывает в его уста именно крик. Почему Димка кричит? (Он словно хочет своим криком заглушить правду).

  • Какой эпизод наиболее ярко характеризует Сомова как труса? (Когда он признаёт свою вину, но, видя, чем это может обернуться для него, говорит, что это шутка, и перекладывает всю вину на Лену).

  • Да, Лена... Обо всех мы поговорили, а о ней забыли. Хотя, нет, не забыли. Просто не может она существовать даже в разговоре о повести рядом с жестокостью и предательством. Она лучик солнца, которому не дают согреть землю тучи - одноклассники. А кто такая Лена? (Внучка Н.Н. Бессольцева, прозванного горожанами Заплаточником).

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

- Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича , изображённую на картине).

  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).

  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится).

  • Что или кто помогают Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается помощь? (Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца).

  • Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города).

  • Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними).

Просмотр кинофрагмента.

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда).



В.Железников «Чучело»

Цели урока:

  • развитие речи учащихся; развитие умений обобщать и делать выводы;

  • умение сопереживать и чувствовать боль других людей; воспитывать в себе чувство собственного достоинства.

Оборудование: рисунок, изображающий главных действующих лиц; таблицы.

Оформление доски:



Школьные годы - самые чудесные, неповторимые и запоминающиеся на всю жизнь своими интересными делами и преданными друзьями.

Учитель и ученик… Мы с вами - одна семья. Как должны складываться между нами отношения? Какие нравственные качества должны преобладать в каждом из нас, чтобы окружающим нас людям было легко и комфортно?

На эти сложные вопросы ищут ответы известные и только начинающие авторы: А.Алексин “Безумная Евдокия”, Ю.Яковлев “Гонение на рыжих”. Эти же вопросы волнуют и В. Железникова.

Сегодня на уроке мы будем говорить о проблемах, поставленных автором в повести “Чучело”. Это произведение завоевало широкое общественное признание, награждено международными дипломами, стало основой широко известного фильма, удостоенного Государственной премии СССР (1986 год).

Цель урока: попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть человек?

Прочитайте высказывание Бернарда Мандевиля, английского писателя 18 века и обратите внимание на выделенное слово. “Тот, кто не имеет сострадания, жесток”.

1. Объясните его лексическое значение.

2. Обращение к доске. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

3. Подберите синоним к  слову милосердие.

4. Понравилась ли вам повесть “Чучело”?

5. Какие впечатления и ощущения остались у вас после прочтения?

Впечатления.

1. Читается с большим интересом.

2. Хочется узнать, чем все кончится.

Ощущения.

1. Грусть.

2. Сочувствие героине.

3. Страх. Восхищение.

6. Какой эпизод вам запомнился больше всего?

Посмотрите на рисунок. Кого мы видим? (Действующих лиц повести)

Их окружает разная цветовая гамма. С точки зрения художника серый цвет- спокойный, мягкий, добрый. Розовый - цвет тревоги.

7. Давайте посмотрим, кто из героев повести излучает дружелюбие, спокойствие, а кто вызывает чувство тревоги?

Каждый из нас невидимыми ниточками связан с окружающим миром. Наша героиня (вспомните, как ее зовут) живет в небольшом, живописном, старинном городке, который богат своей историей, традициями, интересными людьми. В нем есть дом, который олицетворяет собой историю этого города.

Звучит сообщение о доме.

8. Прослушав это сообщение, на что вы обратили внимание?

Вывод. Дом описан как человек. Он в повести не только жилище, но и живое существо, которое радуется заботе хозяина о нем, его теплу. Дом- это свет и покой, место, где можно раскрыть свою душу и проанализировать свои поступки.

9. Назовите самую главную ценность, которую хранил дом на протяжении многих лет? (Картины. Значит, это не просто дом, а дом-музей)

10. Какую роль играли картины в жизни Николая Николаевича? (Глядя на них, он чувствовал себя хранителем традиций своего рода)

11. Кем было скрашено одиночество Николая Николаевича? (Внучкой)

Обращение к портрету.

12. На что вы бы обратили внимание, глядя на ее портрет?

На улыбку. Когда человек улыбается людям? (Когда он их любит, по-доброму относится к ним).

13. Какая черта характера проявляется здесь у Лены? (Человеколюбие)

Обратите внимание на глаза. Какие они? (Добрые, теплые)

Вывод. А глаза - это зеркало души. Отражение внутреннего мира. Глядя ей в глаза, мы можем сделать вывод, что и душа у нее тоже добрая.

14. Какую черту характера мы выделим? (Доброту)

15. А совпадает ли наша оценка с мнением автора? Как он описывает Лену? Звучит текст. “Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы были заплетены в два тугих канатика”.

16. Какую черту характера выделяет автор? (Доброжелательность - добра желает)

Совпадает наша оценка с мнением автора? (Да)

17. Как, по-вашему, должна была произойти первая встреча доброй, открытой девочки с одноклассниками? (Она должна была почувствовать дружелюбие ребят, интерес к себе).

Прослушайте эпизод “Знакомство с классом”. (Читает сам учитель)

16. Какое впечатление остается у нас после знакомства с этим отрывком? (Очень грустное, так как со стороны детей проявились грубость и невнимание.

18. Каким словом автор подчеркнул внутреннее состояние своей героини? (Одеревенела)

19. Что вы можете сказать о культуре поведения одноклассников? (Грубость, неуважение к деду, к старшим, свои прозвища они воспринимают как норму поведения. Текст “А чего плохого…)

20.Как автор, при помощи каких глаголов выражает свою обеспокоенность этим явлением. (Давился от хохота, заорал, загоготал). Сейчас вы карандашом выделите эти глаголы. Произносить мы их не будем, мне не хочется, чтобы в вашей речи звучали эти слова, потому что наша речь - это показатель уровня культуры. Учитель выборочно проверяет это задание.

21. Какую ошибку, по вашему мнению, допускает Лена? Доказать текстом.

1. “Я подумала, что они веселые и любят пошутить”

2. Она не защитила честь своего деда” Это внучка Заплаточника…”

3. Пошла на поводу этих ребят, не задумываясь, куда все это может завести.

22. Что является завязкой повести? (Конфликт в классе)

23. В чем суть конфликтной ситуации? Сообщение учащегося.

24. Можно ли было этот конфликт разрешить по-другому, не так, как это произошло в повести?

25. Кто мог и даже пытался направить ребят по правильному пути? (Димка Сомов)

26. Что взяло верх: сила, страх или совесть?

27. Назовите положительные поступки Димки Сомова и выделите черты характера.

Поступок

Черта характера

1. У Вальки отбивал собак

1. Жалость

2. Вытащил из горящего сарая кошку только потому, что плакала маленькая девочка.

3. Именно он предложил заработать на поездку собственными силами

2. Умеет сопереживать

3. Самостоятельность, умеет принимать решения.

28. Почему здесь, в этой конфликтной ситуации, он не смог противостоять лжи?

Вывод. Автор поднимает в повести тему силы, испытание властью. Не все люди, имея в руках власть, могут сохранить в себе справедливость, требовательность и принципиальность. Димка оказался в их числе. Автор показывает нравственную деградацию (постепенно ухудшаясь, приходит в упадок) этого человека. Страх быть разоблаченным затмевает в нем все хорошие человеческие качества. И он не только предает дружбу, но и отдает Лену на расправу одноклассникам.

29. А было ли в силах Маргариты Ивановны не допустить конфликта? (Конечно, подскажите ей свое решение)

1. Самой привести новенькую в класс.

2. Самой объявить об изменении расписания.

Вывод. Равнодушие помешало классному руководителю предотвратить страшную ситуацию, которая назревала в классе.

30. Какое наказание понес класс за срыв урока? Вы согласны с ним?

Вывод. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.

31. Зачем Лена взяла чужую вину на себя?

Вывод. Она это сделала из добрых чувств, чтобы защитить Димку от гнева ребят. На что она надеялась? Что в Димке заговорит совесть, и он во всем признается.

32. Какая черта характера проявляется в этом поступке? (Самопожертвование)

Вывод. Она действует в интересах другого человека, жертвуя своей репутацией, своим именем.

Обращение к таблице.



- Прочитайте высказывания и определите, кому они принадлежат.

- Что же превратило эту девочку в Железную кнопку? (Категоричность, отсутствие тени сомнения в собственной неправоте). Зачитать ее высказывания.

Вывод. На первый взгляд слова все правильные, но какие поступки за ними скрываются? (Бойкот, Лену начали пугать, началось преследование). Принцип правды Железной кнопки заключается в том, чтобы разоблачать и делать человеку больно. Это гуманно? Этот тип человека очень страшен: прикрываясь правильными словами, расчетливо, жестоко наносит удары.

Прочитайте высказывания Лены. Чего она хочет?

1. Справедливости.

2. Взаимопонимания.

3. Сострадания.

Вывод. Перед нами 2 правды. (А их может быть 2?)

Где же истинная правда? Одна жертвует собой во имя сострадания. Вторая стремится к разоблачению, чтобы показать свою правоту через некрасивые поступки. Вся череда событий зачастую очень жестоких, свидетельствующих о злобности, нетерпимости друг к другу приводит к черте, переступив которую, человек перестает быть человеком.

33. Назовите кульминацию повести. (“Пожар”)

Вывод. В этом эпизоде автор поднимает 2 темы: тему взаимоотношений школьников вне школы и жестокости. Эта сцена - прозрение героини. Что же она поняла? Димка - трус и предатель, а она наивна и доверчива. Нельзя подстраиваться под людей, надо быть личностью, иметь свою точку зрения и отстаивать ее в любых жизненных ситуациях. Лена начинает анализировать свои поступки. Она с ужасом поняла, что совершила предательство к самому близкому ей человеку, ее деду. Она стыдилась его внешнего вида, не разглядела, какой благороднейшей души человек перед нею.

34. Как называется эта нравственная черта, когда человек может вслух сказать о том, что он неправ? (Самокритичность. Она присуща людям только с сильной волей)

35. Какай урок жизни для себя вынесла Лена?

Назовите развязку повести (Одноклассники узнают имя истинного предателя)

Вывод. Развязка повести является моментом духовного прозрения одноклассников.

Заплакала Железная кнопка, поняв, что ее правда потерпела крах, что Лена с ее ошибками гораздо выше и чище ее. Оказывается, в жизни есть другие ценности”. На каких людей мы руку подняли?!”. Лена перевернула мировоззрение ребят. Они убедились, что главное в нашей жизни не сила, а доброта. Зачитать эпизод “Подарок классу”

36. Какой фразой мы можем подтвердить эти мысли? (“Чучело, прости нас”)

37. А хотелось ли вам узнать правду о себе? Какие вы? (Конечно)

Сейчас мы останемся наедине с самим собой и ответим про себя на мои вопросы.

1. Добрый ли я человек?

2. Умею ли я помочь другу, посочувствовать ему?

3. Были ли у меня жизненные ситуации, когда я совершила сделку с совестью?

4. Могу ли я упрекнуть себя в равнодушии к окружающим меня людям?

5. Были ли в моей жизни поступки, за которые мне было стыдно?

Вывод. Ваш ответ останется только с вами. Я уверена, что вы все отзывчивые, добры е и внимательные друг к другу и к окружающим вас людям.

А сейчас мы с вами откроем грустную, но самую светлую страницу повести.

Учитель читает эпизод “Прощание с классом”.

Вывод. В этом эпизоде звучит вера в пробуждение лучших человеческих качеств. Она наполнена глубоким философским смыслом: жить надо так, чтобы своим разумом, своими руками творить добро. Эта повесть- предупреждение людям. Миром должна править доброта, сострадание, терпимость, а не жестокость. Надо уметь принимать человека с его физическими недостатками, понимать его душу, ощущать его боль, т.е. нужно быть добрым, по настоящему милосердным человеком. И мне, как учителю, хочется верить, что вы на всю жизнь запомните слова Бернарда Мандевиля “Тот, кто не имеет сострадания, жесток”.

Домашнее задание: мини-сочинение “В наш класс пришла новенькая…”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя