МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50»
г. НОВОСИБИРСК.
Разработка урока химии в 9 классе
««Железо. Особенности строения атома. Свойства железа.
Получение. Применение».
Автор:
Еранова Людмила Николаевна
учитель химии.
Тип урока: Самостоятельная работа учащихся по изучению нового
материала.
Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.
Задачи обучения: Изучить особенности строения атома железа, как элемента восьмой группы побочной подгруппы. Систематизировать знания о физических и химических свойствах атома железа. Закрепить умение составлять уравнения химических реакций. Сформировать представление о способах получения железа из руд; о применении железа и его биологической роли.
Задачи развития: Используя ряд активности металлов, обучить учащихся прогнозировать возможности протекания химических реакций между металлами и солями.
Эксперимент. Д. Вытеснение железом атома меди из соли этого металла, как менее активного, чем железо.
Л.О. Качественные реакции на двух- и трехзарядные ионы железа.
Реактивы и оборудование. Д. Железо, сульфат меди, химические стаканчики.
Л.О. Хлорид железа(II), сульфат железа(III), гидроксид натрия, штатив с пробирками.
План урока
-
Строение атома железа.
-
Нахождение в природе.
-
Получение металла.
-
Физические свойства.
-
Химические свойства железа.
-
Соединения железа. Сплавы железа.
-
Биологическая роль железа. Применение.
-
Итог урока
Ход урока:
-
Строение атома железа.
Особенности строения электронной оболочки атома железа
Железо – элемент восьмой группы побочной подгруппы. Валентные электроны железа находятся на внешнем и предвнешнем слое энергетического уровня.
+26Fe 2e 8e 14e 2e
В древности людям было известно семь металлов. Считалось, что их не может быть больше, потому что столько же небесных тел хорошо видно с Земли. Каждому металлу посвящалось не только небесное тело, но и день недели: золоту– Солнце, воскресенье; серебру –Луна, понедельник; железу –Марс, вторник; ртути –Меркурий, среда; олову- Юпитер, четверг; меди –Венера, пятница; свинцу –Сатурн, суббота.
-
Нахождение в природе.
Железо – второй после алюминия по распространенности металл.
В свободном состоянии встречается только в метеоритах.
Природные соединения железа:
Красный железняк Fe2O3, магнитный железняк Fe3O4, серный колчедан
(пирит) FeS2.
Соединения железа входит в состав живых организмов.
-
Получение. Пирометаллургический метод.
2Fe2O3 + 3C = 4Fe + 3CO2
Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2
Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O
Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3
-
Физические свойства.
Серебристо-белого цвета.
Пластичный и ковкий материал.
Плотность железа 7,87 г/см3, температура плавления 1539 0С.
Железо обладает магнитными свойствами.
Сплавы железа
(показ мультимедийного фрагмента)
-
Химические свойства
Взаимодействие с простыми веществами:
А) с кислородом
4Fe + 3O2 = 2Fe2O3
Б) с фтором, хлором, бромом
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
В) с серой, йодом
Fe + S = FS
Взаимодействие со сложными веществами:
А) с растворами кислот, кроме азотной кислоты
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
Fe + HCl = FeCl3 + H2
Концентрированные азотная и серная кислоты при обычной
температуре с железом не реагируют.
Б) Железо вытесняет (восстанавливает) металлы, которые в ряду
активности стоят правее него, из их растворимых солей.
Для борьбы с вредителями садовых деревьев применяют раствор
медного купороса (CuSO4). Можно ли готовить и хранить раствор медного купороса в железном ведре? Ответ подтвердите
соответствующими уравнениями реакций.
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Fe + Cu2+ = Fe2+ + Cu
-
Соединения железа
Оксид железа (II) и гидроксид железа (II) проявляют основные
свойства, легко реагируют с кислотами:
Fe(OH)2 + 2HCl = FeCl2 + 2H2O
FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O
Соединения железа со степенью окисления +2 неустойчивы и легко
окисляются до устойчивой степени окисления +3:
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3
зеленый бурый
Соединения железа (III).
Разложение гидроксида железа(III) при нагревании:
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+.
Реактивом на ионы Fe2+ являются гидроксид-ионы OH-.
При действии раствора щелочи на раствор соли железа (II) образуется осадок зеленого цвета Fe(OH)2
FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4
зеленый
Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2
зеленый
Ион Fe3+ в водных растворах можно распознать с помощью
гидроксид-ионов OH- по осадку Fe(OH)3 бурого цвета:
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCl
бурый
Fe3+ + 3Cl- = Fe(OH)3
бурый
-
Сплавы железа.
(показ мультимедийного фрагмента)
Чистое железо непрочное, мягкое. Все изделия, которые называют
обычно железными, на самом деле изготовлены из сплавов железа
с углеродом.
Углерод изменяет свойства железа: понижает температуру плавления, повышает твердость и хрупкость, уменьшает ковкость и свариваемость.
В зависимости от содержания углерода в сплаве железа различают:
чугун и сталь
Чугун содержит более 2% углерода, обладает высокой твердостью,
хрупкостью, поэтому при ударе дробится на кусочки. При затвердевании чугун не сжимается, а расширяется. Поэтому из
чугуна отливают станины машин, корпуса двигателей, трубы, ограды
парков, изготавливают предметы домашнего обихода.
Сталь содержит менее 2% углерода. Сталь можно ковать, штамповать,
прокатывать. Сталь, содержащая и другие элементы, называют легированной. Важнейшими легирующими элементами являются
хром (Cr), никель (Ni), марганец (Mn), кремний (Si), ванадий(V), молибден (Mo).
Сталь, легированную хромом и никелем, называют нержавеющей.
Она применяется в химической, пищевой, машиностроительной и
других отраслях промышленности.
Сталь выплавляют из чугуна путем частичного удаления из него
углерода окислением.
-
Биологическая роль железа.
У животных и человека железо- СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГЕМОГЛОБИНА
КРОВИ, благодаря которой осуществляется перенос кислорода
из легких по тканям; соединениями железа являются многие ферменты. В организме человека содержится 4-5 г железа. Наиболее
богаты железом печень и селезенка. При малокровии рекомендуют
пищу, богатую соединениями железа (гречка, яблоки, салат).
Железо необходимо для растений. При его недостатке растения не
Образуют хлорофилл, теряют зеленую окраску, задерживается их
рост и развитие.
-
Итог
-
Какие вещества используют для получения железа из оксида
железа (III) Fe2O3?
А) CO2 , Б) H2, В) N2, Г) Al.
2. Железо реагирует с:
-
углекислым газом; 2) кислородом; 3) хлором; 4) цинком; 5)кислотами; 6) солями; 7) оксидом кальция.
Из перечисленных реакций возможны:
а) 2, 3, 4, 5; б) 2, 3, 5, 6; в) 3, 4, 5, 7; г) 1, 3, 4, 7.
Домашнее задание:
Учебник химия 9 класс, Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Москва «Просвещение» 2021.
§34 , стр. 177 упр. 4,5.
Карта-задание
Экспериментално-исследовательская работа
(раздается каждому учащемуся)
Фамилия_____________________ Класс ________ Дата______________
Соблюдайте технику безопасности
Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+.
Докажите опытным путем, что сульфат железа(II) содержит ион
железа Fe2+, а хлорид железа (III) содержит ион железа Fe3+.
Опыт №1 Обнаружение иона железа Fe2+
1.Проведите опыт. В FeSO4 прилейте 1мл гидроксида натрия NaOH.
2.Для реакций обмена составьте сокращенные ионно-молекулярные уравнения. Продолжите реакцию.
FeSO4 + NaOH =
__________________________________________________________
___________________________________________________________
3.Цвет осадка: _______________
Опыт №2. Обнаружение иона железа Fe3+
1.Проведите опыт. В FeCl3 прилейте 1мл гидроксида натрия NaOH.
2.Для реакций обмена составьте сокращенные ионно-молекулярные уравнения. Продолжите реакцию.
FeCl3 + NaOH =
____________________________________________________
_________________________________________________
3.Цвет осадка: ______________