СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жемчужина Сибири-Байкал

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока можно найти материал, который пригодится при подготовке учителя к уроку

Просмотр содержимого документа
«Жемчужина Сибири-Байкал»

Тема урока: Жемчужина Сибири – Байкал

Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.

Формируемые УУД:

личностные: развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности;

метапредметные: формировать навыки учебной деятельности; организовывать выполнение задания по предложенному плану;

предметные: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.

Предполагаемые результаты обучения

Личностные: раскрыть значимость знаний об озере Байкал

Метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью. Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы

Предметные: уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.


Оборудование: физическая карта в Сибири, атласы, картина озера, схемы образования ветров на озере, слайды о животном мире озера.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

1. Оргмомент. Определение целей и задач урока.

«Чудо природы во всех отношениях» (Л.Берг)

-Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал, - так говорят сибиряки. Сегодня мы узнаем много об этом чудо природы.

2. Изучение нового материала: презентация

А) географическое положение озера и его краткая характеристика

Бай-Куль (тюрское)-богатое озеро.

1.Работа с картой.

А) где расположено озеро? (на юге В.Сибири)

Какие адмиристративные субъекты РФ (Иркутская обл., Бурятия.)

Б) Какие очертания имеет его котловина? (вытянутая, узкая)

Почему? (образовалась в разломе земной коры, т.е. технологического происхождения)

В) Определите возраст котловины? (байкальская складчасть 15-20 мил.лет)

Общие сведения об озере.

Геологическое строение и очертание берегов озера? (гористые, породы кристаллические)

Они трудно размываются и дают чистую воду, прозрачную воду, не дающую накипи (мягкую)

Климат Байкала

-Назовите климатический пояс (умеренный)

-Тип климата (редко континентальный) средняя температура января- 24 градуса. На побережье -14-17. А лето прохладное + 15 Почему? (озеро медленно поглощает тепло и медленно отдает)

Сообщение учителя

И

с

САРМА ураган ветер

з-за неравномерного нагрева суши и вод на озере образуются перепады атмосферного давления и возникают местные ветры.

60 м/сек

В

З





Ю









К

С

УЛКУК: юго-западный



В

З





Ю









Б

С

АРГУЗИН: (верховик) северо- восточный





В

З





Ю





Щ

С

В

З

Ю

ЕЛОНИК: (юго-восточный.)















Уникальность воды озера.

Чистая прозрачная вода- уровень прозрачности- 40 м.

-Вспомните, почему? (кристаллические породы)

По химическому составу близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г. солей, т.е менее 0,1 %) и богата кислородом. Уникальность воды в чистоте и прозрачности 366 рек впадает 1 река –Ангара- вытекает .

Вода холодная круглый год +10+12 замерзает в конце декабря и вскрывается поздно,1/10 – пресных вод планеты содержится в Байкале. Вода Байкала способна к самоочищению благодаря эпишуре. Маленькие рачки 15 мм. Очищают 15 кв. м. в год.

Органический мир озера. 1500 видов животных 100 видов растений в озере 70 % эндемики, т.е не всречающихся более нигде. ОМУЛЬ-самая промысловая рыба Байкала, весом до 5 кг, длина 50 см, любит температуру от 9 до 12 живет до 25 лет. Питается рачками, личинками. Разные популяции: селенгийский (многочисленный) баргузский и др. виды. Самка вылетает до 30000 икринок (но 10000 выживает 5-7 особей). Сазан амурский, осётр, голомянка -живородящая рыбка не имеющая чешуи, 18-20 см, розовато- белая, полупрозрачная, состоящая в основном из жира (раньше ее мертвую собирали с поверности и использовали в лечебных целях). Желтокрылка, арась, хариус, сиг. Байкальский тюлень-нерпа - точь-вточь похож на тюленя северного ледовитого океана Пресноводный тюлень – это загадка?

Экологические проблемы Байкала. Из-за развития отраслей промышленности, воды озера загрязняются.

Причины:

1. Целлюлозно-бумажные комбинаты.

2. Окисление и сжигание органических веществ.

3. Металлургия.

4. Химическая промышленность.

5. Дикий туризм.

Воды озера уже не могут самоочищаться. В воде обнаружены ядовитые вещества- токсины, диоксиды. Что же делать? Будут ли жить там омуль, Тюлень? Как сохранить заповедное озеро?

Охрана природы. -Посмотрите и назовите, какие заповедники организованы на территории озера и вокруг него?

1. О Ленско-Байкальском заповеднике

2. Прекрашен молевой сплав

3. Очистные сооружения

3. Закрепление изученного материала:

1) 1.Организмы, обитающие только на одной территории
2. Байкальский тюлень
3. Промысловая рыба.
4. Чего нет у голомянки?
5. Нежная и приятная на вкус рыба

6. Наиболее интересный эндемик

7. Живородящая рыба

(Эндемики, Нерпа, омуль , чешуи, осетр , бычки, голомянка)

2) тест в электронной тетраде

3) работа в электронной тетраде: дополнительный материал.

секреты Байкала 12 мин https://www.youtube.com/watch?v=Z81lZGFDNG8

7 невероятных загадок Байкала 10 мин https://www.youtube.com/watch?v=NKr1QJoS5qU

Байкал уроки географии http://2.russia.tv/video/show/brand_id/48984/episode_id/959170/video_id/964106/

уникальные животные Байкала 10 мин https://yandex.ru/video/%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B?source=relquery&filmId=13077509715663491623&top=0&text=%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE%20%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB&letter=%D0%92&letter_page=13&reqid=1521447449597945-841578653627416148911885-man1-3783-V

Байкал 27 мин https://russia.tv/video/show/brand_id/48984/episode_id/959170/video_id/964106/

4. Итого урока.

5. Домашнее задание: § 39, вопросы.