СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Женское мужество" литературно-музыкальная композиция

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована для проведения мероприятия в рамках патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях и ЦССВ.

Просмотр содержимого документа
«"Женское мужество" литературно-музыкальная композиция»





Открытое занятие

«Женское мужество»,

посвященное 80-й годовщине Великой Победы

(для проведения в ЦССВ и общеобразовательных учреждениях)





Подготовили:

социальные педагоги:

Киквадзе И. Е.

Андреева Е. С.








МОСКВА 2025




ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Пояснительная записка

Формирование потребности любви к России, уважительного отношения к прошлому и настоящему, знание истории начинается с самого раннего детства.

Патриотическое воспитание является актуальным и важным направлением в современном мире и влияет на подрастающее поколение нашей страны.

В 2025 году празднуется 80-я годовщина Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Мы должны хранить и беречь память о наших предках, чтить героев, равняться на их подвиги и опыт.

Знакомство и общение со 100-летней юбиляршей, участницей ВОВ, почетной жительницей муниципального округа Гольяново г. Москвы Розой Дмитриевной Лариной является ярким примером проявления женского мужества, доблести и отваги.

СТРУКТУРА

СОДЕРЖАНИЕ

Название

«Женское мужество»

Форма проведения

Литературно - музыкальная композиция

Продолжительность

40 минут

Место проведения

ГБУ ЦССВ, семейная группа

Участники

Воспитанники, социальные педагоги

Категория воспитанников

Группа воспитанников (от 8 до 17 лет)

Особенности детей и группы

Воспитанники младшего школьного возраста,

воспитанники среднего подросткового возраста,

воспитанники старшего подросткового возраста.

Группа работоспособна, готова к сотрудничеству и поисковой работе.

Дидактические средства

Визуальные (зрительные): карточки с пословицами о мужестве.

Аудиальные, аудиовизуальные: мультимедийная аппаратура-компьютер, презентация, фото с мероприятий, мультимедийный проектор, звуковые колонки.

Прочее оборудование: столы, скатерть, вазы с цветами, стулья, магнитная доска, магниты, плакат «Слава народу победителю», надпись 1941-1945гг., подвесные голуби, флаги триколор, «Вечный огонь»- демонстрация-поделка, георгиевские ленты.

Форма одежды воспитанников: парадная -белый верх, темный низ, пилотки, нагрудные значки с георгиевскими лентами.

Предварительная работа

Цель:

1. Составление плана-конспекта занятия (модифицирована).

2. Подготовка мультимедийной презентации «Женское мужество».

3. Изготовление подарка, поздравительной открытки для участницы ВОВ Лариной Розы Дмитриевны.

4. Изготовление памятных сувениров для участников ВОВ и СВО.

5. Экскурсия в музей ВОВ на Поклонной горе.

6. Встреча с участницей ВОВ Лариной Розой Дмитриевной.

7. Прослушивание и разучивание попурри песен военных лет.

8. Чтение литературных произведений и разучивание стихотворений русских и советских поэтов о ВОВ.

9. Просмотр кинофильмов военной тематики.

10. Участие в волонтерских акциях «Окопная свеча» и «Подарок ветерану».

11. Изготовление тематического оформления к открытому занятию.



ХОД ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Цель:

Формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей на примерах проявления героизма и мужества русского народа.

Задачи:

Образовательные:

-изучить роль человеческих качеств, их значение и влияние на формирование национального самосознания человека и российских граждан;

-  создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями военных лет на примере боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

Развивающие:

- развивать интерес к истории, литературе, родному языку, музыке России;

- способствовать развитию чувства патриотизма и гордости за подвиги русского народа.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны и защитникам Отечества;

- принять участие в волонтерской помощи для воинов СВО;

-посетить музеи, выставки, мемориалы славы и памяти воинов.

Принципы:

- принцип навигации (социальный педагог мотивирует самостоятельный поиск информации, оценивает деятельность воспитанников и конечный результат);

- принцип доступности (задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников);

- принцип системности (все задания логически связаны друг с другом);

- принцип эмоциональной окрашенности (методические и образовательные интегрированные задачи).

- принцип добровольности (все образовательные действия участники совершают без принуждения);

- принцип интеграции (использование разных видов деятельности).

Виды деятельности:

- коммуникативная,

- познавательно-исследовательская,

- двигательная

и т.д.

Критерии качества проведения:

- оригинальность сценария, целостность и логичность его построения;

- подчиненность определенному сюжету, а не только заданной теме;

- безопасность условий и видов деятельности для участников;

- вариативность форм и средств обучения и воспитания;

- создание атмосферы комфортного пространства.

Этап

Содержание деятельности

I. Вводно-организационный

(вступительное слово педагога, создание соответствующего эмоционального состояния, мотивация к деятельности)

Воспитатели и дети находятся в семейной группе.

Слайд (80 лет Победы) + фоновая музыка.

Выход ведущих.

Ведущий 1 (социальный педагог):

-На протяжении многих веков на долю нашей страны выпало немало страданий и войн. Великая Россия из войн всегда выходила победителем.

-В этом году мы празднуем 80-ю годовщину Победы русского народа в Великой Отечественной войне.

«Женское мужество!» тема нашего сегодняшнего занятия

Слайд (Видео стихотворения А. Ахматовой)

Ведущий 2 (социальный педагог):

-Стихотворение «Мужество» написала русская поэтесса Анна Ахматова в 1942 году.

II. Основной (деятельностный)

(развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность)

-Как вы понимаете строки: «Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет…»?

-Что такое мужество? (Ответы детей)


-Давайте вместе подберем синонимы к слову «мужество» (ответы).

Слайд (синонимы к слову «мужество»)

(На магнитную доску прикрепить слово «решительность»).

-Кого не покинет мужество, чтобы победить врага? (Ответы детей)

-Конечно, ребята. Люди должны быть мужественными.


-Из покон веков у русского народа сложились пословицы. Немало в них сказано и о мужестве.

Слайд Пословицы о мужестве (читают воспитанники и крепят пословицы на магнитную доску):

Мужество не оружием даётся.

Сражающийся под отчим небом приобретает мужество льва.

Сто малодушных не заменят одного мужественного.

Когда Родину охраняешь — сам мужаешь.

Бой не опасен, если ты мужеством красен.

Мужество создает победителей.

Мужество украшает человека.

Мужество рождается в борьбе.

Мужество — это сила.

Воспитанник:

-Мужество - это не только сила тела, но и сила духа.

(На магнитную доску прикрепить словосочетание «сила духа»).

Проявить силу духа, веру в победу в годы войны означало быть готовым на самопожертвование. Только одно имеет значение для сильного духом народа – победа над врагом.

Воспитанник:

Сила духа – это готовность отдать ради спасения Родины всё, что дорого. На протяжении многих веков во время различных воин наш народ проявил неимоверную силу духа.

Ведущий:

-Откуда берутся силы у народа?


Слайд (фото военных лет)

-Удивительно, но именно в самые тяжелые времена проявляются неимоверные возможности человека: поддержка друг друга, сплочение в едином порыве, в общей молитве, в труде, работе, в песне.

Воспитанник:

Проявить силу духа, веру в победу в годы войны означало быть готовым на самопожертвование, ведь только одно имеет значение для сильного духом народа – победа над врагом.

(На магнитную доску прикрепить словосочетание «вера в победу»).

Воспитанник:

Древнегреческий философ Аристотель говорил:

«Мужество — добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.»

(На магнитную доску прикрепить слово «добродетель»).


Ведущий:

-Мы знаем, что в годы войны совершали добрые дела на благо Родины.

В годы ВОВ в тылу, на заводах, фабриках, в полях трудились женщины и дети.

Слайд

Оказывать и сегодня посильную помощь и поддерживать воинов-наш долг и обязанность.

Слайд «наша деятельность» (волонтеры СВО+ окопные свечи, письма, посылки).

В настоящее время, когда идет СВО, многие неравнодушные люди сплотились воедино. Существуют волонтерские организации, помогающие фронту. Мы посещали их не раз. Мы пишем письма для воинов, рисуем открытки, собираем посылки, изготавливаем окопные свечи.

Воспитанник:

Слайд (труд в годы ВОВ)

-Мы знаем, что в годы ВОВ в тылу, ради приближения победы на заводах, фабриках, в полях трудились женщины и дети. -Посмотрите на эти фотографии.

Ведущий:

Но женщины трудились не только на заводах и полях. Девушкам грозных сороковых довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, рыли окопы. Они были медсестрами, снайперами, санитарками, разведчицами, связистками.

Посмотрите на эти фотографии. Совсем еще юные бойцы в сол­датских гимнастерках, в грубых кирзовых сапогах, и кокетливо надетых пилотках, подчеркивающих больше не мужество, а женственность.

На нас смотрят нежные девичьи лица. Такие хрупкие, нежные, очаровательные. Женственные! И одновременно мужественные, стойкие и отважные!


Ведущий:

Летом 1941 года 18-летние девчонки мечтали о любви, о прогулках под луной и о многом другом... Но их мечтам не суждено было сбыться.

В первые же дни войны сотни девчат пришли в военкомат с просьбой послать их на фронт. Судьба распорядилась по – разному: кто-то оказался в госпитале, кого-то сразу направили в санитарные поезда, а кто-то оказался на передовой.

Стихотворение «Зенитчицы» Р. Рождественский

(декламирует воспитанник).

(Фоном тихо звучит звук налета самолетов)


Ведущий:

Сегодня мы хотим познакомить вас с судьбой замечательной женщины, проживающей в нашем районе Гольяново – участницей Великой Отечественной войны- Розой Дмитриевной Лариной.

Слайд (Ларина Роза Дмитриевна).


Ведущий:

Ларина Роза Дмитриевна.

Роза Дмитриевна родилась в Москве 16 марта 1925 года и жила со своей семьёй на Арбате. Имя «Роза» получила благодаря маршалу, М. Н. Тухачевскому, который был ее крестным. Михаил Николаевич дружил с отцом Розы (ее папа тоже был военным), увидев новорожденную девочку, сказал отцу, что девочка будет очень красивой и, чтобы ей дали имя «цветка». Отец Розы Дмитриевны- Миладзе Дмитрий Эрастович, имеет грузинские корни. Бабушка Кристина Мариотис - была ученицей Айседоры Дункан.

До войны Роза Дмитриевна училась в Московской школе, после школы поступила в Академию имени Гнесиных, у неё был редкий голос сопрано, но из-за войны она так и не закончила Гнесинку. В 1941 году пошла работать на фабрику в Малокаретном переулке, где шили обмундирование для солдат. Вместе с подругами в ноябре 1941 года рыла противотанковые рвы под городом Очаково. Девчонки работали на жутком холоде. К сорокаградусным морозам добавились налёты вражеской авиации: немецкие лётчики не жалели патронов, обстреливая девчат.

В Армию Розу призвали в 18 лет в 1943 году, служила 515-м зенитно-артиллерийском полку ПВО. Благодаря своему уникальному слуху Роза Дмитриевна слышала вражеские налеты заблаговременно, и умела на слух отличать звук мотора летящего самолета, что не раз спасало жизни ей и ее сослуживцам. Участвовала в освободительной операции «Багратион». Во время войны Розе Дмитриевне было присвоено звание- ефрейтор. Закончила свою воинскую службу в Польше в г. Белосток.

Своего будущего мужа, Ларина Николая Петровича, Роза Дмитриевна встретила на войне. Он служил в армейской контрразведке «СМЕРШ». После войны поженились в первом советском городе по пути домой в г. Гродно в Белоруссии. К сожалению, Николай Петрович умер рано, и Роза Дмитриевна

одна воспитала своих детей. Работала журналистом в редакции газеты «За коммунизм». Роза Дмитриевна знает очень много наизусть стихов, знает 4 языка. За большой вклад в развитие района в 2018 году ей было присвоено звание «Почетный житель муниципального округа Гольяново». Имеет 34 Правительственные награды.

Ведущий:

16 марта 2025 года Розе Дмитриевне исполнилось 100 лет!


Роза Дмитриевна очень хотела прийти на наше мероприятие, но к сожалению, не смогла, в связи с проблемами со здоровьем.

Вчера мы посетили и поздравили Розу Дмитриевну. Наши ребята подготовили подарок и открытку, сделанные своими руками. В свою очередь, поблагодарив и растрогавшись нашему вниманию, передала видео послание для вас, ребята. Посмотрите на экран.

Видео (Ларина Роза Дмитриевна).

Слайд +Воспитанник:

-Как говорил маршал Советского Союза, военачальник Константин Константинович Рокоссовский: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим».

Слайд +Ведущий:

-Недаром в каждом уголке нашей необъятной Родины существуют памятные места в честь победы Русского народа над врагами. И в настоящее время в память новым событиям создаются музеи, памятники, мемориалы, часовни, храмовые комплексы.

Послушайте, что говорит Роза Дмитриевна о памяти предков, русском народе и его мужестве:

Видеоряд (Пожелание про мужество)

Ведущий

-Невозможно себе представить мужественность и стойкость без единого сплочения всего народа. В трудные годы войны большое значение имели музыка, песня и поэзия. Сколько пронзительных произведений родилось. Их помнят и отныне.

Послушайте и подпевайте вместе с нами.

Попурри песен военных лет.

III. Завершающий, рефлексивно-корригирующий

(контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия подведение итогов)

Вывод

-Сегодня на занятии мы разобрали, как проявляется народное мужество в самые сложные исторические периоды жизни страны;

-Мы убедились, что мужественными могут быть не только мужчины, но и хрупкие женщины;

-Ведь мужество это: решительность, сила духа, вера в победу, добродетель;

-Мы должны хранить и беречь память о наших предках, чтить героев, равняться на их подвиги и опыт. Роза Дмитриевна Ларина – участница ВОВ, живая легенда и большой пример для всех нас.

-Это наша история. Без прошлого нет настоящего и будущего.

Видео Скретч «Память».

(Все участники стоя просматривают видео)

Ведущий

Наше занятие подошло к концу.

Благодарим вас за внимание.

Литература

1. Жукова Ю.К. Девушка со снайперской винтовкой. М., 2006. 222 с.

2. Алексеевич С. У войны не женское лицо. М., 2004. 317 с.

3. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1974. 358 с.

4. Данишевский И.М. Кузница победы: подвиг тыла в годы Великой отечественной войны. М., 1974. 423 с.

5. Махаев С.К. Подвижницы милосердия. М., 2010. 144 с.

6. Никонова О. Женщины, война и «фигура» умолчания // Неприкосновенный запас. 2005. №2-3

7. Шмелева А.Ф. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., 1974. 237 с.


Интернет-источники

Интернет, статья «Отрада». Стихи о женщинах на войне» (http://www.epochtimes.ru/content/view/36859/45/).

Интернет, статья «Участие женщин в Великой Отечественной войне» (http://www.otvoyna.ru/statya21.htm)

Интернет, сайт, посвящённый женщинам в сражениях// prohorovskoe—pole.ruindex.php/history/dead.html.

Мурманцева, В.С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М, 1974.


Приложение 1

Пословицы о мужестве:


Мужество не оружием даётся

Сражающийся под отчим небом приобретает мужество льва

Сто малодушных не заменят одного мужественного

Когда Родину охраняешь — сам мужаешь

Бой не опасен, если ты мужеством красен

Мужество создает победителей

Мужество украшает человека 

Мужество рождается в борьбе

Мужество — это сила

Приложение 2


Для магнитной доски:

Решительность

Сила духа

Вера в победу

Добродетель



Приложение 3


Стихотворение «Зенитчицы» Р. Рождественский

Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь –девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая чёлка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне.
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслонясь рукой,
Скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой рОдная!..)
Огонь! –
И –залп!
И тут они заголосили,
Девчоночки,
Запричитали всласть
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась.


5