Жестокая игра.
(Анализ фрагмента из рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
Цели: создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; продолжить работу над формированием умения собирать материал для характеристики героя; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к природе.
Одним из дурных последствий жестокого поступка является то,
что ожесточаются сердца очевидцев.
Ч.Бакстон
-Учитель. Часто можно услышать фразу :» Детство самая счастливая пора» .Но и в детстве есть много проблем . и проблемы эти трудные :ведь человек сталкивается с радостью и болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самим детям.
-На сегодняшнем уроке рассмотрим фрагмент из рассказа В. Распутина «Уроки французского», который воспроизводит ситуацию ,когда целая группа ребят обижает, унижает ,бьет одного.
-Обратите внимание на поведение всех участников конфликта. Подумайте над вопросами: »Почему конфликт переходит в драку? Можно ли избежать этого?»
- Будем внимательны к слову.
- Прочитайте пейзажную зарисовку со слов «Осень стояла теплая ..до слов «…теперь каждый день после школы…»
-Какие события произошли до этого?
-Как картина природы подчеркивает настроение героя.?
(Тяжело пришлось герою. Он часто голодал., а теперь стал выигрывать деньги и покупать себе кружку молока. Хоть и октябрь на дворе, но тепло и сухо, небо синеет по-летнему, солнце пригревает, трава мягкая и живая…
Настроение у героя радостное и счастливое.)
-Предупреждает ли природа ,что это счастье кратковременное, случайное?
Это счастье кратковременное, как дожди» случайно занесенные из непогодья).
- Какие еще приемы использует для характеристики героя?
-пейзаж, портрет, диалог, речь героя, авторская характеристика, монолог, деталь.
Задание 1-ой группе
Прочитайте диалог. Обратите внимание на речь Вадика. Какие слова он употребляет? Выпишите глаголы в повелительном наклонении. Как это его характеризует?
Загреб-забрал, драть-убегать, вякни- скажи. играй давай, иди отсюда, понюхай…
Эти грубые слова говорят о низком культурном и речевом уровне говорящего.
Задание для 2-ой группы
Выпишите портрет Вадика. Какую деталь в портрете Вадика подчеркивает писатель?
-Злые прищуренные глаза Вадика говорят о его злом, жестоком характере.
Задание для 3-ей группы .»Экскурсия в портретную галерею»(демонстрируются рисунки детей). Расскажите ,удалось ли нашим художникам передать злой и жестокий характер героев :Вадика и Птахи?
-Почему Вадик и Птаха избили героя? Может ли игра на деньги быть честной?
Герой быстро понял ,что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. Когда герой после долгих тренировок добился хороших результатов в этой игре, он не хитрил ,как Вадик, играл честно.
Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает. »Откуда мне было знать тогда , что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идет за ним следом…»
- Кто начал драку?
-Сколько человек участвовало в драке? Как были распределены силы?
-Знал ли герой этого третьего?
- Почему этот кто-то третий ввязался в драку?(Хотел выслужиться перед Вадиком. Поддался общему настроению, царящему в группе : «Как все , так и я».
-Какая разница между глаголами бить-пинать?
-Пинал-боялся в открытую бить, поэтому подло ,предательски бил по ногам.
-Работа с эпиграфом.
-Когда остановилась драка? Какое неписаное правило сработало?
-драка остановилась не сразу , а тогда ,когда герой упал.
Сработало правило: «Лежачего не бьют»
-В современной драке правила соблюдаются?
-Что бывает в ситуации , когда дерущиеся не соблюдают правила?
-Несоблюдение правил ведет к чрезмерной жестокости. Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том , не принесут ли они страдание другим.
Ответственность. Мы несем ответственность не только за свои поступки, но и какими людьми становимся.
Итог.
-Когда конфликт перерастает в драку? Как избежать этого?
Если потерять контроль над собой.
Если не думать о последствиях.
Конфликт перерастает в драку
Если быть солидарным с более
сильным соперником.
Если «делать как все».
Иногда бывает трудно строить взаимоотношения с другими людьми, определять свое место среди сверстников. Постоянная внутренняя работа, способность к переосмыслению поступков могут помочь удержаться в конфликтных ситуациях от чрезмерной жестокости.
Дома: дать развернутый ответ на вопрос: » Какие самые главные уроки преподала мальчику жизнь?»
1.В. Распутин .» Уроки французского»
2.Розов А.М., Выборнова В.Ю. «Вокруг тебя-мир» Издательство МАИК «Наука»