Тематические тесты по русской литературе. 9 класс: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / Е. В. Жилинская, Т. В. Авдонина. — Мозырь: Белый Ветер, 2015. — 42, [2] с.
Пособие содержит материал, полностью соответствующий современной школьной программе и учебному пособию для 9-го класса. Структура заданий дает возможность выработки единого подхода к проведению промежуточного контроля знаний. Тестовые задания помогут проверить учащимся степень усвоения материала, знаний по теории литературы и биографии авторов.
Адресовано учащимся учреждений общего среднего образования, учителям русского языка и литературы для использования вне образовательного процесса.
ЖИЛИНСКАЯ Елена Васильевна АВДОНИНА Татьяна Викторовна
О
т авторов
Тестирование как система оценки подготовленности выпускника школы и абитуриента приобрело особую актуальность в связи с требованиями объективности, сравнимости, измеримости получаемых результатов, их дифференциации. Тестовая система позволяет быстро и эффективно контролировать усвоение программы, выявлять пробелы в полученных знаниях, корректировать учебный процесс. Сегодня дефицит учебных часов по литературе по-прежнему актуален, очень трудно контролировать знания учащихся, уделять время на изучение теории литературы. Данный сборник тестовых заданий позволит педагогу проверить знания учащихся, не затрачивая на их проверку драгоценное время. Тестовые задания охватывают основные произведения школьной программы за 9 класс и проверяют знания по теории литературы и содержанию художественных текстов и их особенностей; выявляют уровень понимания главной идеи произведения и его проблематики, а также степень знания текстов, вопросов типизации героев, портретных и речевых характеристик и др.
Теоретико-литературные понятия проверяют уровень владения терминологическим инструментарием, необходимым для полноценного анализа художественного текста (знание основных законов литературного творчества, умение судить о произведении с позиции квалифицированного читателя, опирающегося на современные достижения науки о литературе).
Не менее важным является историко-литературный компонент подготовки учащихся, поскольку знание литературных фактов составляет содержательную основу учебной дисциплины. Без знания важнейших историко-литературных фактов, касающихся творческих биографий авторов, истории создания произведений, знаменательных вех в развитии отечественной литературы, нельзя говорить о целостном постижении предмета, умении видеть внутренние связи и закономерности литературного процесса.
Структура стандартизированных заданий по всем темам дает возможность выработать единый подход к проведению промежуточного и итогового контроля знаний. Каждый вариант теста состоит из 3 частей: часть А содержит задания с вариантами ответов, часть В предполагает краткий ответ и проверяет фактологический уровень владения учебным материалом. В части С (задания повышенного уровня сложности) тестируемый должен дать развернутый письменный ответ ограниченного объема. Ответ на проблемный вопрос выявляет не знание фактов как таковое, а умение пользоваться этим знанием в нужном контексте, способность размышлять о прочитанном на понятийно-предметном уровне. Главное требование — четкость, лаконичность и точность изложения мысли.
Систему оценки ответов каждый учитель может составить самостоятельно, ориентируясь на подготовленность класса, степень выполнения заданий, на цель проверки материала и др.
Использовать предложенные тесты можно как в классной, так и в домашней работе.
При написании пособия авторы ориентировались на академические издания по истории и теории литературы, опубликованные ранее сборники тестов и новейшие исследования творчества писателей.
Предложенные в пособии контрольно-измерительные материалы помогут организовать эффективную оценку знаний учащихся по русской литературе.
Литература — это в любом случае творчество, и мы надеемся, что предложенный сборник тестовых заданий поможет вам в решении многих интеллектуальных проблем и будет способствовать развитию вашего творческого потенциала.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕКСТА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Вариант 1
Часть А
А1. Укажите, с какого стиха начинается «Слово о полку Игореве»:
«Начнем же, братья, повесть эту...»;
«Не пристало ли нам, братья...»;
«О Боян, соловей старого времени...»;
«Все это свершилось из-за грехов наших...»
А2. Укажите, в который день похода пало войско Игоря:
в первый; 3) в третий;
во второй; 4) в четвертый.
A3. Укажите имя молодой жены князя Игоря:
Ефросинья; 3) Ярославна;
Рогнеда: 4) Евлампия.
А4. Укажите, как автор называет Всеволода Святославича:
Чародей; 3) Поганье;
Буй тур; 4) Большое Гнездо.
А5. Укажите реку, к которой обращается Ярославна:
к Дунаю: 3) к Днепру;
к Свислочи; 4) к Каяле.
А6. Установите, кому принадлежит реплика:
«Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его рапы на могучем его теле».
князю Всеволоду; 3) Ярославне;
князю Святославу; 4) князю Святополку.
А7. Укажите, кому приснился вещий сон о том, что войско князя Игоря разбито:
Ярославне; 3) боярам;
князю Святославу; 4) князю Владимиру.
А8. Укажите лирический эпизод в «Слове о полку Игореве»:
1) «золотое слово» князя Киевского;
2) описание природы, сопровождающей побег Игоря из половецкого плена;
«плач Ярославны»;
описание солнечного затмения.
А9. Укажите, кому в финале произведения воздается хвала:
Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине;
Ярославне и женам русских воинов;
Святославу и дружине;
дружине и русским воинам.
А10. Укажите, кем половецкий хан Кончак доводился князю Игорю:
сватом; 3) шурином;
кузеном; 4) троюродным братом.
Почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, названа «золотое слово»?
Часть В
В1. Запишите имя персонажа «Слова о полку Игореве», представленного в поэме неукротимым воином — «ярым туром», «буй туром».
В2. Запишите имя персонажа, которого автор «Слова о полку Игореве» назвал «соловьем старого времени».
В3. Запишите название средства художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», рассказывая о вещем Бояне:
«Растекашеться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облакы».
Часть С
Почему речь Святослава, обращённая к русским князьям, названа «золотое слово»?
Вариант 2
Часть А
А1. Укажите, кому из князей Боян давно припевку сложил:
«Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда божьего не миновать»?
Игорю; 3) Владимиру;
Всеславу; 4) Всеволоду.
А2. Укажите, что было дурным предзнаменованием перед походом:
звездопад; 3) стая черных воронов;
солнечное затмение; 4) встреча с волхвами.
A3. Укажите, о ком идет речь в отрывке:
«Скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».
о князе Владимире; 3) о князе Всеволоде;
о князе Игоре; 4) о князе Всеславе.
А4. Укажите, кто указал Игорю путь в «родовое гнездо»:
деревья; 3) птицы;
реки; 4) его конь.
А5. Укажите, кто из князей не принимал участия в походе Игоря на половцев:
сын Игоря — князь Владимир Путивльский;
племянник — князь Святослав Ольгович Рыльский;
3) двоюродный брат Всеволод — князь Курбский и Трубчевский;
4) князь Изяслав.
А6. Укажите, кто помог Игорю бежать из плена:
хан Кончак; 3) смог бежать сам;
половец Лавр; 4) Ярославна.
А7. Укажите, что означает описанный в «Слове о полку Игореве» сон князя Святослава:
смерть тому, кто видел этот сон;
завоевание Киева печенегами;
поражение русичей в битве с половцами;
победу в войне.
А8. Установите, кто из князей упоминается автором в следующем отрывке из «Слова...»:
«Тот ведь ... мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял ... Тогда ... засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков; б княжьих крамолах жизни человеческие сокращались».
Рюрик — начальник варяжского военного отряда, основатель династии Рюриковичей;
Словен — основатель стольного града, впоследствии названного Новгородом;
Аскольд, по преданию, правил вместе с князем Диром в Киеве;
4) Олег — дед князя Игоря, прозванный Гориславичем.
А9. Укажите, кому принадлежит «золотое слово, со слезами смешанное»:
Игорю; 3) Всеславу;
Святославу; 4) Владимиру.
А10. Укажите, кто из перечисленных поэтов не занимался переводом «Слова...» на современный русский язык:
В. А. Жуковский; 3) А. Майков;
А. С. Пушкин; 4) Л. Мей.
Часть В
В1. Напишите имя персонажа, который обращается к Игорю со словами:
«Оба мы — Святославичи».
В2. Напишите имя персонажа, который, обращаясь к солнцу, упрекает светило за то, что оно испортило оружие русских воинов:
«О ветре, ветрило! Чему мы чеши хиновськыя стрел кы на своею нетрудного крилцю на моея лады вой?»
В3. Напишите имя персонажа, которому принадлежит горестный возглас:
«О, Русская земля, а ты уже скрылась за холмом!»
Часть С
Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князь Игорь, русские жёны, русская природа, русская земля)?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «КОМЕДИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Вариант 1
Часть А
А1. Расставьте события по хронологии:
приезд Чацкого и встреча с Софьей;
свидание Софьи с Молчалиным;
падение Молчалина с лошади;
Молчалин излагает свою жизненную позицию Чацкому;
Софья признается Чацкому в своей любви к Молчалину;
Чацкий уезжает из дома Фамусова;
Фамусов в растерянности восклицает: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»;
Софья велит Молчалину покинуть дом.
А2. Укажите, сколько времени длится действие комедии:
1 сутки; 3) 3 года;
3 дня; 4) 2 дня.
A3. Определите, какое событие является завязкой в пьесе:
разговор Лизы и Софьи в первой сцене комедии;
сцена, в которой Лиза переводит часы;
первое появление Чацкого в доме Фамусова;
первое столкновение Чацкого с Фамусовым.
А4. Определите, кто из действующих лиц комедии «Горе от ума» так отзывается о книгах:
«И в чтенье прок-от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится».
Скалозуб; 3) Лиза;
Фамусов; 4) Молчалин.
А5. Укажите, кем доводился Фамусову Максим Петрович, который «не то на серебре, на золоте едал... весь в орденах...»:
дядей; 3) братом;
дедом; 4) кузеном.
А6. Укажите, куда Фамусов грозится «сослать» Софью:
на Кавказ, к ссыльному брату;
в Петербург, к дядьке;
в Тарханы, к бабушке;
в Саратов, к тетке.
А7. Определите, о ком идет речь:
«Уж, точно, стал не тот в короткое ты время:
Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла».
о Гориче; 3) о Скалозубе;
о Чацком; 4) о Загорецком.
Часть В
В1. Запишите термин, обозначающий персонажей, во всем противостоящих друг другу.
В2. Напишите фамилию героя пьесы, который высказывает сомнение в сумасшествии Чацкого, говоря: «Ну, все, так верить поневоле, А мне сомнительно».
В3. Впишите недостающий фрагмент реплики.
«Человек он светский, отъявленный мошенник, плут: ...-при нем остерегись: переносить горазд, и е карты не садись: продаст».
Часть С
Каковы суждения Фамусова о книгах, о службе, о нынешнем веке?
Вариант 2
Часть А
А1. Комедия «Горе от ума» — это комедия двух параллельных интриг. Укажите, какие конфликтные линии не развиваются в пьесе:
любовный, личный конфликт;
конфликт поколений;
социально-политический;
4) психологический конфликт, происходящий в душе главного героя.
А2. Укажите, с какой целью Чацкий появляется в доме Фамусова:
чтобы возобновить прежние связи;
ему нужно покровительство Фамусова;
хочет сделать предложение Софье;
чтобы обличить фамусовское общество.
A3. Определите, какое событие является развязкой в пьесе:
восклицание Фамусова «...что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»;
восклицание Чацкого «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок!»;
3) сцена разоблачения Молчалина Софьей и Чацким;
4) монолог Чацкого «Не образумлюсь... виноват, и слушаю, не понимаю...».
А4. Укажите фамилию героя, которого в разговоре с Софьей случайно упомянул Чацкий, из-за чего Софья окончательно рассердилась:
Скалозуб; 3) Загорецкий;
Молчалин; 4) Горич.
А5. Укажите персонажа, о котором идет речь:
«А вот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился».
Горич; 3) Скалозуб:
Репетилов; 4) Фамусов.
А6. Укажите город, из которого Фамусов взял на службу «безродного» Молчалина:
Тверь; 3) Тамбов;
Саратов; 4) Псков.
А7. Соотнесите: сплетню о сумасшествии Чацкого...
распустил Г. N.; Б) Г. D.; Горич; Г) Репетилов | с подачи Молчалина; Загорецкого; Софьи; княгини-внучки |
Часть В
В1. Напишите термин, которым определяется созвучие концов стихотворных строк:
«А кем из них я дорожу?
Хочу — люблю, хочу — скажу.
Молчалин! Будто я себя не принуждала?
Вошли вы, слова не сказала.
При них не. смела я дохнуть.
У вас спросить, на вас взглянуть».
В2. Укажите героя комедии «Горе от ума», которому принадлежит реплика:
«Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь.
А смешивать два этих ремесла
Есть тьма искусников, я не из числа».
В3. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!» — так в пятом явлении о Чацком впервые говорит один из персонажей. Напишите его имя.
Часть С
Какую оценку дают Софья и Лиза Чацкому и Молчалину?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА»
Вариант 1
Часть А
А1. Установите соответствие «тема — произведения» ряда:
А) гражданская лирика; Б) интимная лирика; B) тема поэта и поэзии; Г) пейзажная лирика | 1) «Я помню чудное мгновенье...», «19 октября» (1825 г.), «Няне», «Я вас любил...», «Мадонна»; 2) «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; 3) «Вольность», «К Чаадаеву», «Узник», «К морю»; 4) «Погасло дневное светило...», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» |
А2. Укажите жанр стихотворения «К Чаадаеву»:
элегия; 3) ода;
баллада; 4) послание.
A3. Стихотворение «19 октября» (1825) Пушкин назвал одним из своих шедевров. Эта дата была особенно дорога поэту. Укажите причину:
в этот день русские войска окончательно изгнали армию Наполеона с территории Родины;
именно в этот день Державин «благословил» молодого Пушкина на поэтическое творчество;
в этот день поэт познакомился с Натальей Гончаровой;
в этот день был открыт Царскосельский лицей.
А4. Укажите, какой художественный прием позволил поэту образно передать ощущение чувств, переполняющих героя в отрывке из стихотворения «На холмах Грузии...»:
«... полна тобою, Тобой, одной тобой.»
анафора; 3) аллитерация;
повтор; 4) верлибр.
А5. В стихотворении «К морю» говорится о двух могилах: о могиле Наполеона и могиле...:
Джорджа Байрона; 3) адмирала Нельсона;
Вальтера Скотта; 4) Даниэля Дефо.
А6. Укажите название стихотворения, в котором содержится восклицание «Нет, весь я не умру — ...»:
«Я памятник себе воздвиг...»; 3) «Пророк»;
«К морю»; 4) «Узник».
А7. Определите, какие центральные темы своей поэзии Пушкин называет в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»:
темы дружбы и верности;
темы народа и русской природы;
темы прошлого России и ее будущего;
темы свободы и милости.
А8. Укажите стихотворение, из которого взяты эти строки:
«Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки».
«Зимняя дорога»;
«Зимнее утро»;
«Зимний вечер»:
«Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...»
А9. Из какого стихотворения следующие строки?
«...Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена».
«К Чаадаеву»; 3) «В Сибирь»;
«Деревня»; 4) «Во глубине сибирских руд...»
А10. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» любовная тема сочетается:
с призывом к свободе;
с темой северной природы;
3) с философскими размышлениями о радости бытия, жизни и творчества;
4) с темой родины.
Часть В
B1. Напишите название стихотворения А. С. Пушкина, которое построено на приеме антитезы: первая часть — идиллические картины природы, вторая часть — обличение «невежества» и «рабства».
В2. Метафорический смысл стихотворения «Узник» — это мечта о ... . Допишите нужное слово в предложном падеже, единственном числе.
В3. Назовите один из трех «штилей» (по М. В. Ломоносову), к которому относится стихотворение «К Чаадаеву».
В4. Стихотворение «Пророк» (1826) является вольным переводом слов одного из библейских пророков. Запишите имя этого пророка.
Часть С
В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина?
Вариант 2
Часть А
А1. Определите жанр стихотворения «Мадонна»:
послание; 3) сонет;
элегия; 4) баллада.
А2. Стихотворение «Узник» было написано в 1822 г. в южной ссылке. В каком городе поэт отбывал наказание?
в Гурзуфе; 3) в Ялте;
в Кишиневе; 4) в Симферополе.
A3. Укажите стилистическую фигуру речи в двух последних строках, завершающих стихотворение «Узник»:
анафора; 3) эвфемизм;
эпифора; 4) энциклика.
А4. Определите размер, которым написано стихотворение «Зимнее утро»:
«Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный, Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!»
хорей; 3) ямб;
дактиль; 4) анапест.
А5. С каким фактом биографии поэта связаны строки из стизотворения «19 октября» (1825)?
«Я пью один; вотще воображенье вокруг меня товарищей зовет.»
с южной ссылкой;
с путешествием на Кавказ;
с ссылкой в Михайловское;
4) с невозможностью выехать из Болдино из-за эпидемии холеры.
А6. Из какого стихотворения взяты следующие строки:
«Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.»
«К ***».
«Я вас любил: любовь еще, быть может...»;
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...»;
«Мадонна».
А7. Из какого стихотворения приведен фрагмент: «...Пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора. Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер... да я!..»
«К морю»; 3) «Арион»;
«Буря»; 4) «Узник».
А8. Стихотворение «Пророк» заканчивается прямой речью — к поэту (лирическому герою) обращается...
архангел Гавриил; 3) Бог;
шестикрылый Серафим; 4) ангел Божий.
А9. Чему, с точки зрения А. С. Пушкина, должна быть «послушна Муза» (стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)?
«веленью Божию»; 3) «веленью Фебову»;
«веленью мудрости»; 4) «веленью гения».
А10. Укажите, к какому традиционно выделяемому типу лирики можно отнести стихотв-е «Вновь я посетил...»:
вольнолюбивой; 3) пейзажной;
любовной; 4) философской.
В4. Напишите название элемента композиции, позволяющего автору в стихотворении «Зимняя дорога» воссоздать поэтическую картину зимы:
«Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит...»
Часть В
В1. Стихотворение «К морю» (1824) начато в Одессе. Напишите, где оно было закончено.
В2. Запишите имя и фамилию человека, передавшего ссыльным декабристам послание «В Сибирь» от Пушкина.
В3. Напишите фамилию дамы, которой посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»
Часть С
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «РОМАН А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Вариант 1
Часть А
А1. Укажите название приема, использованного Пушкиным в первой главе, чтобы рассказать о детстве и юности своего героя:
ретроспекция; 3) рефлексия;
медитация; 4) реминисценция.
А2. Расставьте по порядку события, традиционно наполняющие день Евгения Онегина в Петербурге (1 глава):
«Домой одеться едет он»;
«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе»;
3) «Онегин полетел к театру»;
4) «Мы, лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал»;
5) «К Talon помчался»;
6) «Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут».
A3. Почему дядя Онегина «уважать себя заставил»?
получил генеральский чин;
завещал Онегину наследство;
совершил подвиг;
освободил своих крестьян от крепостной зависимости.
А4. Онегин не хотел общаться с деревенскими соседями, потому что они...
были не столь богаты, как он
были ему скучны;
не были образованны;
не были ему равны по социальному положению.
А5. Найдите фразу, с которой начинается роман «Евгений Онегин»:
«Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как ни будь...»;
«Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог...»;
«Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя...»;
«Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой...».
А6. О ком идет речь: «Он три часа по крайней мере Пред зеркалами проводил и из уборной выходил Подобный ветреной Венере».
о Ленском;
об Онегине;
о Зарецком;
о Буянове.
А7. Кто был проводником Татьяны в ее сне?
1) медведь; 3) заяц;
2) волк; 4) лиса.
Часть В
В1. «Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы».
Автор романа тоже «родился на брегах Невы»? Ответьте словами «да» или «нет».
В2. Запишите название строфы, которую Пушкин изобрел для написания своего романа.
Часть С
Почему встреча с Онегиным произвела на Татьяну такое впечатление?
Вариант 2
Часть А
А1. В VIII главе содержится прямое указание на возраст Евгения Онегина. Сколько лет Онегину?
«Дожив без цели, без трудов До ... годов».
35; 3) 26;
28; 4) 18.
А2. Укажите, с какой целью Онегин едет в деревню:
ухаживать за больным дядюшкой;
в гости на юбилей любимого дяди;
вступать во владение наследством;
отдохнуть от столичной суеты.
A3. Назовите авторов, книги которых любил читать Онегин:
Феокрит и Вальтер Скотт; 3) Адам Смит и Байрон;
Гомер и Руссо; 4) Аристофан и Геродот.
А4. Укажите, чье изображение хранил Онегин в своем кабинете в деревне:
«И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом»?
Петра I; 3) Дидро;
Робеспьера; 4) Наполеона.
А5. О ком идет речь?
«Богат, хорош собою....
Везде был принят как жених...»
о Ленском; 3) о Зарецком;
об Онегине; 4) о Петушкове.
А6. Укажите книги, которые предпочитала читать Т. Ларина:
поэмы Гомера и Байрона;
романы Ричардсона и Руссо;
трагедии Сумарокова и Озерова;
романы Дефо и Дидро.
А7. Чего из перечисленного нет в романе?
1) путешествий; 3) дат;
2) дуэли; 4) описаний природы.
Часть В
В1. Какой конфликт является центральным в романе «Евгений Онегин»?
В2. Укажите город, в котором происходят основные события восьмой (последней) главы романа.
Часть С
Почему Пушкин в романе «Евгений Онегин» в качестве композиционного приема использует открытый финал?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Вариант 1
Часть А
А1. Укажите, кто рассказывает историю любви Бэлы и Печорина:
автор; 3) Печорин;
Максим Максимыч; 4) Бэла.
А2. Соотнесите названия повестей с соответствующими им жанровыми разновидностями:
А) «Бэла»; Б) «Княжна Мери»; В) «Фаталист»; Г) «Тамань» | 1) «светская повесть»; 2) рассказ о «таинственном случае», характерный для фантастической прозы; 3) лирическая новелла со слабовыраженным сюжетом и атмосферой таинственности; 4) соединение черт путевого очерка и романтической новеллы о любви. |
A3. Отметьте, какая из частей романа является центральной и придает произведению психологический характер:
«Бэла»; 4) «Княжна Мери»;
«Фаталист»; 5) «Максим Максимыч».
«Тамань»;
А4. Укажите, чем промышляли слепой мальчик Янка (глава «Тамань») и его друзья:
«делами нечистыми»; 3) воровством;
контрабандой; 4) торговлей наркотиками.
А5. Определите, кто рассказывает историю Бэлы в романе:
Печорин; 3) Автор;
Максим Максимыч; 4) Вернер.
А6. Где происходит действие главы «Княжна Мери»?
в Пятигорске; 3) в Тифлисе;
в Тамани; 4) в Ереване.
А7. В своей записке к Печорину Вера просила его о том, чтобы он...
не женился на Мери; 3) уезжал из городка;
не искал Веру; 4) не играл в карты.
А8. Как называется повесть (роман «Герой нашего времени»), в которой рассказано об этом событии из жизни Печорина?
«Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был связан... Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!»
«Бэла»;
2) «Максим Максимыч»;
3) «Тамань»;
4) «Княжна Мери»;
5) «Фаталист».
Часть В
В1. Запишите название повести (главы) из романа «Герой нашего времени», где Печорин рассказывает о себе:
«Около двух часов пополуночи я. отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну... В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом; я спрыгнул с балкона на дерн. Невидимая рука схватила меня за плечо».
В2. Запишите фамилию персонажа романа, портретная характеристика которого приведена.
«Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно' дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно...»
В3. В одной из глав романа «Герой нашего времени» действие происходит в казачьей станице. Укажите название этой главы.
Часть С
С какой целью автор романа «Герой нашего времени» постоянно меняет рассказчиков?
Вариант 2
А1. Восстановите хронологическую последовательность событий в романе по расположению повестей:
«Бэла»; 4) «Княжна Мери»;
«Фаталист»; 5) «Максим Максимыч»;
«Тамань»; 6) «Предисловие к «журналу Печорина».
А2. Найдите соответствие характеристики и ее обладателя:
A) «Юнкер, всего год на службе, но носит толстую солдатскую шинель и героический солдатский крестик. Это для дам. Его амплуа — необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдание, сам он так часто уверяет других, что он — существо, обреченное каким-то тайным страданиям, что почти сам в этом уверился». Б) «Скептик, материалист, и вместе с тем поэт, хотя и не пишет стихов, зато его злой язык лишил покоя многих». B) «Она среднего роста, с правильными чертами, цвет чахоточный, а на правой щеке черная родинка». | 1) Печорин; 2) Вернер; 3) Грушницкий; 4) Максим Максимыч; 5) Веpa; 6) Ундина; 7) Вцлич; 8) княгиня Лиговская; 9) княжна Мери. |
A3. Укажите, из чего складывается образ Печорина:
из восприятия Максима Максимыча;
из восприятия Бэлы;
из восприятия Автора;
из восприятия Грушницкого;
на основе самоанализа героя.
А4. Укажите, где происходят основные события романа
«Герой нашего времени»:
в Петербурге; 3) на Кавказе;
в Западной Европе; 4) в Персии.
А5. Укажите, в образе кого из героев романа раскрывается тема «маленького человека»:
Максима Максимыча; 3) Грушницкого;
Вулича; 4) Азамата.
А6. Укажите проблему, которой нет в романе:
проблема любви и дружбы;
проблема современного поколения;
проблема «отцов и детей»;
проблема положительного героя.
А7. Кого Печорин вызвал на дуэль?
драгунского капитана; 3) Грушницкого;
Вернера; 4) Мартынова.
А8. Какой персонаж романа «Герой нашего времени» так рассуждает о своем понимании жизни:
«Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью!»
1) Вернер; 3) драгунский капитан;
2) Печорин; 4) Грушницкий.
Часть В
В1. Одна из частей романа является центральной и придает произведению характер психологического романа. Запишите ее название.
В2. О ком из героинь романа Печорин размышлял:
«...За что она меня, так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?..»
В3. Назовите героя, про которого Печорин говорит:
«Я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..»
Часть С
С какой целью автор нарушил хронологию событий («перепутал» повести)?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПОЭМА Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Вариант 1
Часть А
А1. Укажите, как называются широко используемые Н. В. Гоголем образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление («ни в городе Богдан ни в селе Селифан»):
пословицы; 3) присказки;
поговорки; 4) заговоры.
А2. Определите среди предложенных вариантов главный совет из наставлений отца Чичикова, отражающий нравственную суть всего семейства Чичиковых:
«береги честь смолоду»;
«береги и копи копейку»;
«не забывай о бережливости и аккуратности»;
«уважай начальствующих и почитай родителей своих».
A3. Все наставление отца Павлу Чичикову содержит скрытую насмешку автора. Как называется такой прием?
сатира; 3) юмор;
сарказм; 4) ирония.
А4. Укажите, кого из героев поэмы Гоголь не относит к «мертвым душам»:
Чичикова; 3) умерших крестьян;
Плюшкина; 4) Селифана.
А5. В поэме Гоголь, рассказывая о помещиках, дает развернутую картину прошлой жизни только одного из них. Укажите его:
Манилов; 3) Коробочка;
Ноздрев; 4) Плюшкин.
А6. Укажите нарицательный смысл образа Плюшкина:
воплощение праздного мечтателя;
воплощение скряги;
воплощение взяточника;
воплощение делового человека.
А7. Укажите, кто был изображен на портрете в доме Коробочки, где ночевал Чичиков:
Наполеон; 3) Кутузов;
покойный муж хозяйки; 4) император.
А8. Укажите, о ком из персонажей идет речь:
«Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом., куда ни повороти, был очень порядочный человек».
о Манилове; 3) о Ноздреве;
о губернаторе; 4) о Чичикове.
А9. «Люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Укажите, о ком из героев сказано:
о Чичикове; 3) о Манилове;
о Ноздреве; 4) о губернаторе.
А10. Укажите, о ком идет речь:
«Свеж он был, как кровь с молоком: здоровье, казалось, так и прыскало с его лица...»
о Ноздреве; 3) о Собакевиче;
о Плюшкине; 4) о Чичикове.
Часть В
В1. Запишите фамилию героя поэмы «Мертвые души», которого автор характеризует так:
«На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
В2. Запишите фамилию героя поэмы, к которому относятся слова:
«Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему показали его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
ВЗ. По описанию поместья одного из героев поэмы определите, кому оно принадлежит:
«... Дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или. лучше, дикими стенами. — дом вроде тех, icaic у нас строят для, военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства...»
Часть С
Почему в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?
Вариант 2
Часть А
А1. Укажите, у кого из героев поэмы «в кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он постоянно читал уже два года»:
у Ноздрева; 3) у Манилова;
у Чичикова; 4) у Собакевича.
А2. Укажите, фамилия кого из персонажей поэмы пропущена в реплике:
«Кулак, кулак! — подумал Чичиков про себя, торгуясь с .... — да еще и бестия в придачу!»
с Собакевичем; 3) с Маниловым;
с Ноздревым; 4) с Плюшкиным.
A3. Соотнесите авторскую характеристику персонажа с его фамилией:
исторический человек; Б) дубинноголовость; В медведеобразный человек-кулак; Г) прореха на человечестве; Д) прекраснодушный прожектер | 1) Плюшкин; 2) Манилов; 3) Ноздрев; 4) Собакевич; 5) Коробочка |
А4. Укажите, зачем Чичиков в детстве тренировал мышь:
любил цирк;
хотел развеселить товарищей;
увлекался биологией;
дрессированную мышь можно продать дороже.
А5. Чичиков — главный герой поэмы «Мертвые души». Укажите, в какой главе произведения автор приподнимает завесу тайны над происхождением Чичикова:
в первой; 3) в десятой;
в шестой; 4) в одиннадцатой.
А6. Укажите, как называется прием, когда действие в произведении возвращается назад, в прошлое (автор рассказывает историю созревания идеи Чичикова о купле-продаже крестьян, числящихся по ревизским сказкам в числе живых):
ретроспекция; 3) реконструкция;
реминисценция; 4) рефлексия.
А7. Назовите художественный прием, использованный автором в этом отрывке:
«... героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».
парцелляция; 3) гипербола;
сарказм; 4) эвфемизм.
А8. Гоголь, давая прозвище Ноздреву — «исторический человек», использует один из художественных тропов, цель которого — скрыть истинный смысл высказывания. Как называется этот троп?
ирония; 3) метафора;
инверсия; 4) параллелизм.
А9. Укажите название художественного приема, с помощью которого Гоголь высмеивает скаредность Плюшкина, берегущего старую зубочистку, «которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов»:
гипербола; 3) парафраза;
гипербатон; 4) эвфемизм.
А10. Определите, чем связаны между собой все части поэмы «Мертвые души»:
образом автора-повествователя;
общими героями;
мотивом путешествия;
лирическими отступлениями.
Часть В
В1. Запишите фамилию героя поэмы, которому Гоголь дал такую характеристику:
«Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем при том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое».
В2. Запишите имена персонажей, представляющих русское поместное дворянство, в которых Гоголь показал безответственность, легкомыслие, расточительность, в порядке их появления в поэме «Мертвые души».
В3. Запишите имя жены Собакевича.
Часть С
Почему «Мертвые души» — поэма?
Ответы
«Слово о полку Игореве»
Вариант 1. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 1 |
Часть В: В1. Всеволод; В2. Боян; ВЗ. Эпитет.
Вариант 2. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 |
Часть В: В1. Всеволод; В2. Ярославна: ВЗ. Автор.
«Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Вариант 1. Часть А:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 |
2-1-3-5-4-8-6-7 | 1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 |
Часть В: В1. Антагонисты; В2. Горич; ВЗ. А. А. Загорецкий.
Вариант 2. Часть А:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 |
2, 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | А, Б-3 |
Часть В: В1. Рифма; В2. Чацкий; ВЗ. Лиза.
Вариант 1. Часть А:
«Лирика А. С. Пушкина»
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
АЗБ1В4Г2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 3 |
Часть В: В1. «Деревня»; В2. О свободе; ВЗ. Высокий; В4. Исайя.
Вариант 2. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 |
Часть В: В1. В Михайловском; В2. Мария Волконская; ВЗ. Керн; В4. Пейзаж.
«Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Вариант 1. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 |
1 | 6-2-5-3-1-4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
Часть В: В1. Нет; В2. Онегинская.
Вариант 2. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 |
3 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 |
Часть В: В1. Человек и общество; В2. Санкт-Петербург.
«Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вариант 1. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
2 | А4Б1В2ГЗ | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Часть В: В1. Печорину; В2. Вера; ВЗ. Вулич.
Вариант 2. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 |
3-4-1-2-5-6 | АЗБ2В5 | 1,3,5 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 |
Часть В: В1. «Княжна Мери»; В2. Грушницкого; ВЗ. Фаталист.
«Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Вариант 1. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 |
Часть В: В1. Манилов; В2. Плюшкин; ВЗ. Собакевич.
Вариант 2. Часть А:
А1 | А2 | A3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
3 | 1 | АЗВ5В4Г1Д2 | 4 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 |
Часть В: В1. Ноздрев; В2. Манилов, Ноздрев; ВЗ. Феодулия.