СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жиры, их строение и свойства. Моющие средства.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жиры, их строение и свойства. Моющие средства.»

10 класс

Урок №

Тема. Жиры, их строение, свойства и применение. Моющие средства.

Дата проведения:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель:

Образовательная:

1.Развитие и систематизация знаний о природных высокомолекулярных веществах – жирах, их строении, и значении в жизни человека.

2.Расширение и углубление знаний учащихся связанных с открытием жиров;

3.Способствовать  систематизации знаний о сложных эфирах.

Развивающая:

1.Продолжать развивать умение формулировать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы

2.Развивать наблюдательность, память, умение сравнивать.

Воспитательная:

1.Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость.

2.Воспитание положительного отношения к знаниям, инициативности, способности преодолевать трудности для достижения цели.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)

  • проблемный

  • демонстрационный (лабораторные опыты)

  • наглядный (видео-опыт)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная (выполнение письменных заданий).

  • проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

  • фронтальная (работа с классом)



Структура урока:

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

1. Какие вещества называются многоатомными спиртами? Приведите примеры спиртов.

2. Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Приведите примеры карбоновых кислот

3. Какие вещества называются сложными эфирами?

4. Что такое этерификация?

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

У меня на столе "Черный ящик", в котором находится вещество, которое на нашем уроке станет объектом исследования. Вам необходимо угадать его:

- ОНО, по своим свойствам, бывает разным: твердым, мягким и жидким.

- У животных ЭТО - источник энергии, тепла, воды.

- ОНО может выполнять структурную функцию организма, регулировать обменный процесс в клетке.

Все вещества, которые у меня на демонстрационном столе: подсолнечное масло, оливковое масло, пачка сливочного масла, пачка маргарина, бутылка олифы, свеча, мыло – мы используем в своей повседневной жизни.

Как вы назовете их, одним словом?


- Это… Жиры




Целеполагание

УЧИТЕЛЬ:

Предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о жирах.

Ответы («да», «нет», «не знаю»).


Жиры – это смеси

Жиры – чистые вещества

Жиры – это твёрдые вещества

Жиры имеют жидкое агрегатное состояние

Жиры растворяются в воде

Жиры – это полимеры

Жиры относятся к классу карбоновых кислот

Жиры проводят электрический ток

Жиры выполняют в организме функции термозащиты и источника энергии

Из жира можно получить мыло

Сливочное масло – это жир

Оливковое масло – это жир


3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Учитель.

Из курса  биологии вы знаете, что жиры вместе с белками и углеводами составляют основную часть пищи. С жирами человек получает жирорастворимые витамины: А, Д, Е. Многие витамины, например витамин А, растворяются только в жирах. Из различных веществ пищи – живые существа строят свои клетки.

Жиры – основной источник нашего питания.

Вы знаете, что есть такое тяжелое детское заболевание – рахит. Оказывается и его профилактика и лечение не обходятся без жира, а именно, хорошо знакомого вам рыбьего жира.

Рыбий жир благоприятно воздействует на работу мозга, а также замедляет процесс старения организма. Рыбий жир благоприятно влияет на те участки мозга, которые отвечают за память, мышление, речь и занимают большую часть мозговой коры.

Россия стала первой страной, где рыбий жир широко применяли как дети, так и взрослые. Однако в 70–80-е годы в СССР использование рыбьего жира у детей было запрещено.

Проблемный вопрос.

Почему использование рыбьего жира у детей запрещено? (из-за ухудшения экологической обстановки в мире).

Наряду с углеводами и белками они входят в состав всех животных и растительных организмов и составляют одну из основных частей нашей пищи.

Источниками жиров являются живые организмы.

  • Так что такое жиры?

Жиры – сложные эфиры многоатомного спирта – глицерина и высших карбоновых кислот.

Общая формула жиров

                     CH2 – OCOR1

CH – OCOR2

CH2 – OCOR3


Общее название таких соединений – триглицериды

Состав жиров


1.Предельные карбоновые кислоты

  • пальмитиновая-С15Н31СООН

  • стеариновая – С17Н35СООН


2.Непредельные

  • олеиновая - С17Н33СООН

  • линолевая кислота С17Н31СООН


От состава кислотных остатков зависят физические свойства жиров.

В состав сливочного масла входит остаток масляной кислоты – С3Н7СООН.


В 1854г французский химик Марселен Бертло провел реакцию этерификации и осуществил первый  синтез жиров.


Шведский химик Карл Вильгельм Шееле в 1779 году впервые выяснил, что в состав жиров и масел входит глицерин.

Классификация жиров

1.По происхождению:

  • животные (приводят примеры)

  • растительные (приводят примеры)


2.По агрегатному состоянию:

  • твердые (приводят примеры)

  • жидкие (масла) (приводят примеры)


  • Какова роль жиров в природе, для человека?

Они являются источником энергии для животного организма. Количество накапливаемого жира зависит от режима питания, возраста. Обычно количество жира в человеческом организме составляет 10-20 % от общей массы, у животных достигает 50%, у растений накапливается в семенах, плодах до 50%.


Энергетическая – Основная функция. Хотя основным источником энергии являются углеводы, жир используется как источник резервной энергии в тех случаях, когда углеводы недоступны. Имеет высокую энергетическую ценность (приблизительно 9,1 ккал на 1 гр.), поэтому именно жиры можно считать одним из основных энергетических источников для функционирования организма.


Транспортная – Необходим для абсорбаций (растворение, усвоение) и перемещение жирорастворимых витаминов (A,D,E и K).


Запасающая – Хранение энергетических запасов в виде подкожного жира, который будет использоваться в случае дефицита питательных веществ.

Теплоизоляционная – Жиры обладают плохой проводимостью тепла. Выполняя роль теплоизолятора, помогают поддерживать температуру тела постоянной, противодействуют переохлаждению. Помимо основных функций, жиры также сохраняют кожу упругой и эластичной, при недостатке жиров в организме кожа приобретает нездоровый вид, начинает шелушиться. Наши мозговые клетки не могут функционировать без жиров (более 60% мозга составляют жиры). Многие витамины не могут усваиваться без наличия жиров. Жиры помогают минеральным веществам всасываться из кишечника. Без них также невозможна нормальная работа репродуктивной функции организма

Защитная – Прослойки жира защищают от предохранить их от травм, сотрясений и воздействия внешней среды.


Структурная – Участвуют в образовании клеточных мембран (фосфолипиды, гликолипиды и липопротеины), строительным материалом для мозга и тканей нервной системы (пластическая функция).


Регуляторная – Необходимы в образовании прогормонов (препроинсулин, проинсулин, проопиомеланокортин, липокортин, тестостерон), синтезе простагландинов из некоторых незаменимых жирных кислот. Регулируют продукцию организмом половых гормонов. Продуцируют пептидные гормоны – адипоцитокины или адипокины


При недостаточном потреблении жиров нарушается работа всего организма.

Это проявляется в быстрой утомляемости, раздражительности, нарушением умственной деятельности, сухостью кожи, нарушением зрения, заболеваниями суставов, атеросклерозом, а также нарушением половой функции.


4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

  • Что такое жиры?

  • Состав жиров

  • Классификация жиров

  • Функции жиров?

  • Какие карбоновые кислоты наиболее часто встречаются в жирах?


5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

– Какую цель мы ставили на уроке?

-На что еще следует обратить внимание?

- Тема урока мне  понятна

-Я  доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

мне было легко

я затруднялся

мне было трудно

Китайская мудрость гласит:

«Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше».

Я думаю, мы удачно доплыли до пристани «Перемена» и выполнили поставленную задачу.


Домашнее задание: