СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Житейская мелочь. Литературная игра по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра построена на материале сатирических и юмористических рассказов А.П. Чехова, изучаемых в 5-7 классах, а также «Сказок для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина. 

Просмотр содержимого документа
«Житейская мелочь. Литературная игра по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова»

Житейская мелочь.

По произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.П. Чехова

Игра построена на материале сатирических и юмористических рассказов А.П. Чехова, изучаемых в 5-7 классах, а также «Сказок для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Сценарий предусматривает участие в игре трех команд. Оценки за выполнение творческих заданий могут выставляться по трехбалльной шкале, в прочих же конкурсах за каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Свое название игра получила по заголовку одного из рассказов А.П. Чехова.

Ведущий. М.Е. Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы как непревзойденный мастер сатиры. Он писал сатирические повести, романы, очерки, фельетоны, пьесы. В 80-х гг. XIX в., появились знаменитые впоследствии «Сказки для детей изрядного возраста». В это же время расцвел талант Антоши Чехонте. Разными средствами, в разной стилевой манере оба писателя делали одно очень важное дело — своим острым сатирическим пером помогали искоренять мно­гочисленные пороки российской общественной системы.

Сегодняшняя игра посвящена произведениям этих двух авторов — Чехова и Щедрина.



1. «Лошадиная фамилия»

(Разминка)


Ведущий. «У отставного генерал-майора Булдеева разболелиюсь зубы» - так начинается известный рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». Какие только меры не предпринимались, ничего не помогало. «Все домашние… предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором». Только вот незадача, фамилия знахаря оказалась забытой: «Как же его фамилия» Позвольте-с… Такая еще простая фамилия… Словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…» Писатель проявил удивительную изобретательность, придумав множество «лошадиных» фамилий. Удастся ли вам воспроизвести этот ряд? (Ведущий вручает бумагу и ручки соревнующимся сторонам и засекает время.) Сумеет ли вы «обставить» Чехова-сатирика, сочинив собственные, отсутствующие в рассказе «лошадиные» фамилии?


 Фамилии, имеющиеся в рассказе: Буланов, Гнедов, Жеребцов, Жеребятников, Жеребчиков, Жеребкин, Жеребковский, Жеребенко, Жеребкович, Жеребовский, Жеребеев, Засупонин, Кобылин, Кобылицын, Кобылятников, Кобылкин, Кобылянский, Кобылеев, Копытин, Конявский, Коренной, Коренников, Коненко, Конченко, Лошадинин, Лошаков, Лошадкин, Лошадинский, Лошадицкий, Лошадевич, Лошадников, Лошадский, Меринов, Пристяжкин, Рысистый, Табунов, Тройкин, Уздечкин, Чресседельников и, наконец, Овсов. Новые варианты, например, могут быть такими: Ипподромов, Седелкин, Стремянный, Попонов, Сбруевский, Удилович, Подковкин, Конюхов и т.п.


Побеждает команда, в «списке» которой окажется наибольшее количество фамилий, как «чеховских», так и самостоятельно придуманных.


2. Немое кино


Этот конкурс, по желанию организаторов игры, может проводиться как с предварительной домашней подготовкой, так и носить характер экспромта. Задача команды состоит в том, чтобы «снять» немую киноленту по мотивам какого-либо произведения А.П. Чехова. Так, на язык кинематографа хорошо «переводятся» короткие рассказы 1880-х гг., как-то: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Дочь Альбиона» и др.


3. Житейская мелочь

(По рассказам А.П. Чехова)


Ребята получают листы с тестовыми заданиями, в течение 1 минуты знакомятся с ними, затем представители команд вслух читают вопросы и выбирают правильный вариант ответа.


Вопросы команде № 1

1. «Это вот моя жена Луиза, урожденная Ванценбах...» Представляя «толстому» свою супругу, «тонкий» несколько раз уточнил ее вероисповедание. Кто была жена «тонкого» с позиции церковной конфессии?

Варианты ответов: а) католичка; б) лютеранка; в) сторонница исламистов.


 Правильный ответ — б.


2. Вы, конечно, помните знаменитый рассказ «Хамелеон». «Виновником» описанного в произведении происшествия был «белый... щенок с острой мордой и желтым пятном на спине». Обратили ли вы внимание на породу собачки? Назовите ее.

Варианты ответов: а) борзая; б) беспородная дворняга; в) помесь бульдога с водолазом.


Правильный ответ — а.


3. В рассказе «Смерть чиновника» описан трагикомический случай, происшедший в театре с чиновником Червяковым. Последний, как известно, «обрызгал» лысину «сидевшего впереди него» «статского генерала Бризжалова». Какое действие, обусловленное физиологическими процессами, совершил во время представления Червяков?

Варианты ответов: а) кашлянул; б) высморкался; в) чихнул.


 Правильный ответ — в.


Вопросы команде № 2


1. Всем памятен с детства рассказ про Ваньку Жукова, того самого, что писал жалостливое письмо «на деревню дедушке Константину Макарычу». Последний говорится в произведении, служил «у господ Живаревых». Какую же должность Константин Макарыч исполнял в городском имении?

Варианты ответов: а) ночной сторож; б) старший приказчик; в) младший дворник.


 Правильный ответ – а.


2. Какие медицинские услуги оказывали пациенту земской больницы в рассказе «Хирургия»?

Варианты ответов: а) производили удаление аппендицита; б) пытались выдернуть зуб; в) ставили клизму.


 Правильный ответ – б.


3. Какое преступление совершил герой рассказа «Злоумышленник»?

Варианты ответов: а) участвовал в осуществлении теракта на железной дороге; б) отвинчивал на рельсах гайки; в) похищал шпалы.


Правильный ответ — б.


Вопросы команде № 3


1. Где и у кого хранилась «жалобная книга», содержание записей которой «обнародовал» Антоша Чехонте?

Варианты ответов: а) в конторке у жандарма на железнодорожной станции; б) у хозяина галантерейной лавки; в) у швейцара в трактире на Пятницкой.


Правильный ответ — а.


2. Как квалифицировал молодой Чехов действия землемера Смирнова в отношении возницы Клима, вынеся свое резюме в заголовок рассказа?

Варианты ответов: а) переборщил; б) пересолил; в) перебрал.


Правильный ответ — б. Рассказ так и называется – «Пересолил».


3. «Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на [?]; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить, а вторых она сама имела право хватать за икры». Итак, из кого, кроме хозяев, состояло «человечество», в глазах Каштанки?

Варианты ответов: а) врагов хозяев; б) слуг хозяев; в) клиентов хозяев, «заказчиков».


Правильный ответ — в.


4. Интервью у литературных героев

(По сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина)


Ведущий. Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?

Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, представив себя на месте герое сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от лица оных.


Вопросы представителю команды №1

(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)


1. «Ваше сиятельство, примите мои уверения в совершенном моем почтении…» Говорят, учреждение, - где вы служили, «упразднили», а вас «выпустили на волю». А совсем недавно прошел слух, что сам министр собирается вызвать вас и предложить новое место службы. При этом вам придется заполнить анкету или «опросный лист», как говорилось тогда. Что вы запишете в графах «место рождения» и «место жительства»?


 Место рождения: «какая-то регистратура». Место жительства: Санкт-Петербург, Подъяческая улица.


2. Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы находитесь не у себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвестно, что, заблудившись где-либо, например, в лесу, прежде всего, следует определить стороны света. Покажите нам сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где запад, где восток.


 «… Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Щедринские генералы «становились так и сяк… но… ничего не нашли».


3. «- А как вы думаете, ваше превосходительство, - говорил, бывало, ваш товарищ по службе, плотно позавтракавши,- в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание?

- Стало быть и потом был?» Ответьте на вопросы своего сослуживца.


 «- Думаю, ваше превосходительство, что было в самом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!» «- И потом был, потому что в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей?»



Вопросы представителю команды №1

(Мужик – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)


1. В «Повести…» вас называют просто мужиком, без имени и тем более без отчества. А позвольте спросить, каков ваш род занятий? Вы не из крестьян ли хлебопашцев будете?


 Щедринский мужик – горожанин, петербуржец. «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше, словно муха, ходит – это он самый я и есть!» - рассказывал мужик генералам о своей профессии.


2. «Мужик везде есть», - заявил один из генералов и оказался прав. Долго генералы «бродили по острову без всякого успеха» - наконец они все-таки отыскали вашего брата. Как им это удалось?


 «… Острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след».


3. Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург возвратились. А отблагодарить-то тебя не забыли?


 «… Выслали рюмку водки да пятак серебра. Веселись, мужичина!»


Вопросы представителю команды №1

(Помещик – «Дикий помещик»)


1. Прежде всего, будьте так любезны представиться.


 Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.


Каков ваш жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?


 «Старайся» - из газеты «Весть».


2. В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, абрикосы, персики. А что же произрастало там на самом деле?


 Репейник.


А что, простите, вы «ростили» на лице?


 Шампиньоны.


3. На подносе лежат кондитерские изделия. Выберите те из них, которыми вы, за неимением прочих яств, потчевали посетивших вас генералов.


 Леденцы и пряники.



5. Сюжет для небольшого рассказа.


Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и восклицательные предложения — затея оригинальная и остроумная! Попробуйте и вы сочинить для газетных рубрик «Светская хроника», «Происшествия» небольшую заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамента и чудесном спасении двух столичных генералов. Обязательное условие: как и у Чехова, предложения, составляющие текст заметки, должны быть только вопросительными и восклицательными.


6. Что такое? Кто такой?

(Викторина1)


1. Каким образом генералы оказались на необитаемом острове?


 «По щучьему велению».


2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных кантонистов?

 Каллиграфию.


3. «-Теперь я бы, кажется, свой собственный … съел! – сказал один генерал. - Хороши тоже... бывают, когда долго ношены! - вздохнул другой генерал». Что же намеревались употребить в пищу изголодавшиеся щедринские генералы?


 Сапог и перчатки.


4. «Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились... генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и немедленно проглотил». О каком предмете идет речь?


 Об ордене.


5. В номере «Московских ведомостей», найденном на острове, генералы вычитали неповторимый рецепт приготовления ухи. В чем суть рецепта?


 «...взяв живого налима, предварительно его высечь…»

6. «Прошел день, прошел другой, — читаем в «Повести…»,— мужичина до того изловчился, что стал даже...» Какую феноменальную способность продемонстрировал мужик?


 «В пригоршне суп варить».


7. К кому из щедринских героев приезжал в гости знаменитый актер Садовский?

 К помещику, «Дикий помещик».


8. После того как помещик принял решение быть «твердым до конца» в отношении крестьян, ему приснился сон, что «его за эту самую непреклонность... сделали». Какую должность пожаловали помещику за его потрясающую твердость?


 «...министром сделали...»


9. Кого одичавший помещик приглашал пойти «в походы на зайцев» вместе с ним?


 Медведя Михайлу Иваныча.


10. В продолжение повествования помещик не раз, …ваясь, звал своего лакея. Помните ли вы имя слуги?


 Сенька.


11. «… Сам губернатор о такой его помещичьей непреклонности узнал и спрашивает у исправника: «Какой такой твердый … у вас в уезде завелся?». Какое ругательство применил губернатор, говоря о помещике?


 «Курицын сын».


12. «Он жив и доныне. Раскладывает …, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Какой карточной игрой увлекался дикий помещик на склоне лет?


 Гран-пасьянсом.


13. «… Потом снится, что ходит он по берегам Евфрата и Тигра...— …, мой друг! — говорит он». Кто же сей «друг», к которому помещик обращался в сновидениях?

 Ева.


14. «Услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Каким же образом Господь Бог «организовал» исчезновение крестьян?


 «… как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»


15. «...Знаете ли вы, чем это пахнет? возмутился капитан-исправник, узнав об исчезновении «временнообязанных». Задумался и помещик: «Чем же это пахнет? уж не пахнет ли …» Сумеете ли вы воспроизвести ход рассуждений помещика?


 «… водворением каким? Например, Чебоксарами?»

























1По сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».