Расска́з «Жива́я шля́па»
Автор рассказа: Никола́й Никола́евич Но́сов
Никола́й Никола́евич Но́сов
Н.Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве. Ему пришлось с раннего детства работать, потому что его семья была бедной. В 1924 Николай Носов закончил школу и после школы опять пошел работать. Через три года он смог поступать в Киевский художественный институт, а оттуда перевелся в Московский институт кинематографии. До войны он печатал свои рассказы для детей в журнале «Мурзилка», а во время войны он работал режиссером, создавая учебные военно-технические фильмы.
Николай Носов создал такие известные произведения, как «Витя Малеев в школе и дома», «На горке», «Прятки», «Веселы рассказы и повести». Самую большую популярность писателю принесли рассказы о Незнайке: «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
23 ноября 1908 — 26 июля1976
— известный детский писатель, любимый всеми детьми страны.
Произведения Н.Н.Носова
Николай Носов написал веселые истории о Незнайке и именно благодаря этим рассказам он получил признание и популярность среди детей и взрослых.
Словарная работа:
- Комо́д –
- Трясу́тся – дрожат
- Соскочи́ли – прыгнули
- Тре́сну – ударит
- Клю́шка –
- Швыря́ть – бросать
- Вы́сунулся – показался
- Фы́ркал – говорил «фыр»- «фыр»
- Жму́рился – щурил глаза от яркого света
«Живая шляпа»
Шля́па лежа́ла на комо́де, котёнок Васька́ сиде́л на полу́ во́зле комо́да, а Во́вка и Ва́дик сиде́ли за столо́м и раскра́шивали карти́нки. Вдруг позади́ них что́-то плю́хнулось – упа́ло на пол. Они́ оберну́лись и уви́дели на полу́ во́зле комо́да шля́пу.
Во́вка подошёл к комо́ду, нагну́лся, хоте́л подня́ть шля́пу – и вдруг как закричи́т:
– Ай-ай-а́й! – и бего́м в сто́рону.
– Чего́ ты? – спра́шивает Ва́дик.
– Она́ жи-жи-жива́я!
– Кто жива́я?
– Шля-шля-шля́па.
– Что ты! Ра́зве шля́пы быва́ют живы́е?
– По-посмотри́ сам!
Ва́дик подошёл побли́же и стал смотре́ть на шля́пу. Вдруг шля́па поползла́ пря́мо к нему́. Он как закричи́т:
– Ай! – и прыг на дива́н. Во́вка за ним.
Шля́па вы́лезла на середи́ну ко́мнаты и останови́лась. Ребя́та смо́трят на неё и трясу́тся от стра́ха. Тут шля́па поверну́лась и поползла́ к дива́ну.
– Ай! Ой! – закрича́ли ребя́та.
Соскочи́ли с дива́на – и бего́м из ко́мнаты. Прибежа́ли на ку́хню и дверь за собо́й закры́ли.
– Я у-у-хо-хо́-жу! – говори́т Во́вка.
– Куда́?
– Пойду́ к себе́ домо́й.
– Почему́?
– Шля́пы бо-бою́сь! Я пе́рвый раз ви́жу, чтоб шля́па по ко́мнате ходи́ла.
– А мо́жет быть, её кто-нибу́дь за верёвочку дёргает?
– Ну, пойди́, посмотри́.
– Пойдём вме́сте. Я возьму́ клю́шку. Е́сли она́ к нам поле́зет, я её клю́шкой тре́сну.
– Посто́й, я то́же клю́шку возьму́.
– Да у нас друго́й клю́шки нет.
– Ну, я возьму́ лы́жную па́лку.
Они́ взя́ли клю́шку и лы́жную па́лку, приоткры́ли дверь и загляну́ли в ко́мнату.
– Где же она́? – спра́шивает Ва́дик.
– Вон там, во́зле стола́.
– Сейча́с я её как тре́сну клю́шкой! – говори́т Ва́дик. – Пусть то́лько подле́зет бли́же, бродя́га така́я!
Но шля́па лежа́ла во́зле стола́ и не дви́галась.
– Ага́, испуга́лась! – обра́довались ребя́та. – Бои́тся лезть к нам.
– Сейча́с я её спугну́, – сказа́л Ва́дик.
Он стал стуча́ть по по́лу клю́шкой и крича́ть:
– Эй ты, шля́па!
Но шля́па не дви́галась.
– Дава́й, наберём карто́шки и бу́дем в неё карто́шкой стреля́ть, – предложи́л Во́вка.
Они́ верну́лись на ку́хню, набра́ли из корзи́ны карто́шки и ста́ли швыря́ть её в шля́пу. Швыря́ли, швыря́ли, наконе́ц, Ва́дик попа́л. Шля́па как подско́чит кве́рху!
– Мя́у! – закрича́ло что́ то. Глядь, и́з под шля́пы вы́сунулся се́рый хвост, пото́м ла́па, а пото́м и сам котёнок вы́скочил.
– Васька́! – обра́довались ребя́та.
– Наве́рно, он сиде́л на полу́, а шля́па на него́ с комо́да упа́ла, – догада́лся Во́вка.
Ва́дик схвати́л Ваську́ и дава́й его́ обнима́ть!
– Васька́, ми́ленький, как же ты под шля́пу попа́л?
Но Васька́ ничего́ не отве́тил, Он то́лько фы́ркал и жму́рился от све́та.
Ответь на вопросы:
1.Что ты прочитал(а)?
_________________________________________________________________
2.Как называется рассказ?
____________________________________________________________________
3.Кто автор рассказа?
________________________________________________________________________
4. Что делали Вовка и Вадик?
- Уроки
- Раскрашивали картинки
- Играли с машинками
5. Где лежала шляпа?
- на кровати
- На комоде
- На стуле
6. Как зовут котенка, который сидел возле комода?
Ответь на вопросы:
7. Кто первым испугался живой шляпы?
8. Чего испугался Вовка, когда хотел поднять упавшую шляпу?
- Того, что шляпа ползала, как живая
- Того, что шляпа прыгнула на него и расцарапала ему руку
- Того, что из под шляпы торчал хвост
9. Почему Вовка решил срочно уходить домой?
- Потому что его позвала мама
- Потому что он сильно испугался шляпы
- Потому что они с Вадиком поссорились из-за живой шляпы
10. Дергал ли кто-то шляпу за веревочку?
Ответь на вопросы:
11. Чем решил треснуть Вадик живую шляпу?
12. Что стал делать Вадик, чтобы спугнуть шляпу?
- Стучать по полу клюшкой и кричать
- Прыгать и махать руками
- Он громко-громко включил телевизор
13.Что кидали мальчишки в шляпу?
14. Что случилось, когда один из ребят попал по шляпе?
- Из под неё вылетела птичка
- Из под неё вылез котёнок
- Она смялась и осталась лежать неподвижно
Назови главных героев рассказа
два друга - Вадик и Вовка, маленький котенок Васька.
Главная мысль рассказа
Рассказ учит не пасовать перед трудностями, учит перебарывать свой страх, учит находить выход из нестандартных ситуаций и ни в коем случае - не отступать.
Вовка, который сперва испугался и засобирался домой, все-таки нашел в себе силы остаться и узнать, в чем причина того, что шляпа движется.
А еще рассказ учит тому, что сообща любая проблема решается легче, что никогда не стоит оставлять друга в трудной или в спорной ситуации. Нужно попробовать выйти из нее общими усилиями.
Подбери пословицы, которые подходят к рассказу:
- У страха глаза велики.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Сделал дело, гуляй смело.
- Без труда не выловишь рыбку из пруда.