СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Живи планета земля."

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся; способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Просмотр содержимого документа
«"Живи планета земля."»

Подготовила Сиденко Наталья Владимировна

Цели:

  • обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся; способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;

  • развивать речь, память, логическое мышление детей;

  • способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оборудование: музыка, презентация.

Ход мероприятия:

I.Организация начала мероприятия.

- Дорогие ребята! Мы живем на планете Земля – на голубой планете. Самой красивой, необыкновенной планете во всей Вселенной.

Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом,

Просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём!
А какая она - Земля?
 

  1. Актуализация опорных знаний.

-Тема нашего мероприятия – «Живи планета Земля». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Природа не признает шуток.

Она всегда правдива,

Всегда серьезна.

Она строга.

Она всегда права.

Ошибки же и заблуждения исходят от людей.

 Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!



- Если вас вдруг остановит пронзительная синева и сердце замрет, как бывало от удивления и восторга. Если, как осенние листья, осыпятся с души мелкие тревоги, вся суета сует и душа наполнится светом и тишиной…Если вдруг оцепенеет уже готовое прозвучать слово, и вы ощутите, что в вашу жизнь вошло обыкновенное земное чудо, и вы почувствуете, что вы часть природы…

Играет музыка. Звучит песня «Самая счастливая» (сл. С.Чичкова, муз. В.Шаинского)

Выглянуло солнышко

Блещет на лугу…

Я навстречу солнышку

По траве бегу.

И ромашки белые

Рву я налету.

Я веночек сделаю –

Солнышко вплету.

Ученик: Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Под музыку выходит группа учащихся, и читают стихи:

Когда-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую

Дал ей форму шара большого

И посадил там деревья, цветы

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться

Змеи, слоны, черепахи и птицы

Вот вам подарок, люди владейте

Землю вспашите, хлебом засейте

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню.

Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

III. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

 - Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

 

- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе все находится в равновесии, все связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Учитель: Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Примерные ответы детей:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

Учитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Ученик. Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Ученик. Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Ученик. Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.

Ученик. Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Учитель. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Ученик. 1918 год. Страну терзали голод, разруха. И именно в это грозное время, спустя всего полгода после победы Октября, в Москве открыла двери Станция юных любителей природы. Сюда пришли школьники, подростки, рабочая молодежь – те, кто любил природу и хотел поближе ее узнать, изучить. Их было семнадцать.

Ученик. 15 июня 1918 год первый день работы станции. Он и положил начало отсчета юннатского движения в нашей стране. «Ближе к природе» - таков был лозунг юннатов.

Ученик. Июнь 1924 год. В зоологическом музеи МГУ юные натуралисты собрались на свой первый Всесоюзный слет. По – иному и зазвучал лозунг «Ближе к природе и к жизни».

С тех пор в стране стал проводиться – День леса, а позднее и другой праздник День птиц. Вскоре эти праздники стали традиционными.

Учитель. С тех пор прошло уже много лет, но по - прежнему есть люди, которые любят и защищают природу.

Выступает группа учащихся:

Раньше мы с тобой не знали

Экологию, мой друг,

Теперь в школе изучаем –

Стало ясно все вокруг.

По дороге мимо школы

Машины мчат, не удержать.

Выхлопные газы всюду,

Воздухом нельзя дышать.

Кто очистит наши реки?

Кто тот добрый человек?

Неужели же на веки

Мы оставим страшный след?

 

4. Неужели наши дети

Будут из-за нас страдать?

Так же будет вся планета

Потихоньку умирать.

Экология важна

Людям всем она нужна.

Правильно беречь природу

К счастью, снова входит в моду!



Ежегодно на нашей планете два особых календарных праздника: День Земли и День Окружающей среды. Это не очередные «красные даты», которые обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день – напоминание о проблемах охраны природы.

Учитель. Наша планета Земля очень щедра и богата, но к сожалению, своей деятельностью, человек сильно загрязняет окружающую природу. Земля наш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно всем!

Помните слова Маленького принца из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же привел в порядок свою планету»? Маленький принц мог приводить в порядок землю каждый день, нам же теперь требуется для этого особый праздник.

22 апреля – Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

День Земли имеет свою символику: Флаг Земли, Символ Дня Земли. Флаг Дня Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям. Символом Дня является зеленая греческая буква Θ тета (фита) на белом фоне.

Основателем этого Дня считается известный американский общественный деятель Джон Мортон, который в 1840-х годах развернул кампанию по посадке деревьев и кустарников, в рамках программы бережного отношения к окружающей среде каждого гражданина страны. А в 1872 году он предложил установить день, который будет посвящен озеленению. Так появился День дерева, который сразу же стал очень популярен. В течение первого Начиная с 1970 года, смысл праздника расширился до общей идеи охраны окружающей среды, и появилось новое название – День Земли, который стал общенациональным. В 1971 году ООН официально приняла этот праздник, и впоследствии он стал всемирным.

В России День Земли начали отмечать с 1997 года. Кроме того, по постановлению правительства с 15 апреля по 5 июня у нас ежегодно проводятся специальные дни защиты окружающей среды.

Сегодня День Земли – всемирное движение гражданских инициатив в защиту планеты как общего глобального Дома, объединяющее множество различных мероприятий и акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира. В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности. Среди наиболее популярных мероприятий в деле защиты и благоустройства окружающей среды, проводимых в этот день в разных уголках нашей планеты, - это экологические выставки и фестивали, марафоны и конференции о природе, уборка улиц и территорий в городах, посадка деревьев и остановка автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, культурные акции и концерты…

По сложившейся традиции, ежегодно в рамках Дня Земли в подавляющем большинстве стран непременно принято в течении одной минуты звонить в Колокол Мира, который является символом мирной жизни, дружбы и солидарности всех народов, и призывом к действию во имя сохранения культуры и лучших достижений человечества. И смысл этой церемонии в том, чтобы в течение этой минуты, люди подумали о том, как сохранить нашу прекрасную планету, как улучшить жизнь на ней, ощутить себя жителями и частью Земли. Первый Колокол Мира был отлит в 1954 году в знак памяти о трагедии японских городов, переживших ядерную бомбардировку. Он отлит из монет, собранных детьми всех континентов, в него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире».

В России впервые акция «Колокол Мира в День Земли» была проведена в 1998 году в Москве. На торжественном открытии первого Дня Земли в Москве Сергей Петрович Капица сказал:«… День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся».
Теперь колокола Мира звучат и в других городах России, правда, чаще День Земли у нас отмечают не 21 марта, а 22 апреля.

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить на ней ваши дети?



Учащиеся читают стихи:

1. На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

 

Учитель 

-За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра - над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

  Водоемы. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

    В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

     Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

 Леса. Усиленно идет "облысение" планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

    Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.



Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей. А кто не любит голубизну озер и рек, оправленную в изумрудную зелень берегов, кто не мечтает увидеть “остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер”! Лес – это краса нашей Земли. Он даёт нам кислород, древесину. В нём живут птицы и различные животные. Леса охраняются законом, но некоторые люди вырубают их необдуманно. Много срубленных деревьев пропадает зря. Не всегда вместо вырубленных деревьев сажаются новые. Из-за этого лесов остаётся всё меньше и меньше.

Замечательный поэт Фёдор Иванович Тютчев писал:

Не то, что мните вы,природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

А ведь деревья тоже чувствуют боль, как и мы, люди. Как вы думаете, при каких обстоятельствах мы причиняем ещё боль деревьям? (Ответы детей)

Вот одна из историй, которая случилась много лет назад. Её автор – писатель Андрей Плешаков. Это было много лет назад.

Два школьных товарища, Вова и Саша, в конце апреля пошли в лес за берёзовым соком.

Они хотели сделать всё аккуратно, так, чтобы дерево не пострадало. Но ушли из лесу без сока, возмущённые и огорчённые. И даже сказали друг другу, что больше никогда не будут собирать берёзовый сок.

Что же случилось в роще?

Ребята увидели, что у тоненькой, стройной берёзки кто- то спилил верхушку и прикрепил к стволу большое ведро. Оно уже было полным, и под берёзой шёл "дождь" из сока. Добрые мальчишки ужаснулись. У кого же рука поднялась сделать такое?

И вдруг им стало стыдно и за себя. Ведь они могут обойтись без берёзового сока, а сама берёза — нет. Он нужен ей для жизни, для того, чтобы белоствольная красавица оделась в зелёный наряд нежных листочков, чтобы подросла, выпустила новые веточки, дала плоды и семена.

Да, что-то странное и плохое происходит весной с некоторыми школьниками и взрослыми. Они устремляются в берёзовые рощи с ножами и топорами и режут и ранят берёзы.

В некоторых пригородных лесах в это время года можно чуть ли ни на каждом дереве увидеть рану. На одних берёзах сок течёт просто так. На других подвешены бутылки, банки.

Многие из них давно переполнены. Видно, те, кто повесил их здесь, теперь о них позабыли. А сок всё течёт, течёт по стволам.

Одна большая берёза, пораненная топором, может потерять до 200 литров сока! В раны на стволах проникает множество разных микробов, вызывающих болезни деревьев и их преждевременную гибель. К сожалению, человек редко вспоминает о том, что деревья, как и люди, тоже болеют, а заболев очень сильно, они медленно, стоя, умирают. В раны деревьев проникают споры грибов-трутовиков. Попадёт такая спора в ранку, и начнёт в стволе дерева разрастаться грибница трутовика. Будет жить не один год, будет высасывать соки из дерева, питаясь за его счёт. И так до тех пор, пока дерево не засохнет. А виноват в гибели дерева будет не гриб, а человек, нанёсший дереву рану. Может быть, лучше, как Вова и Саша,решить раз и навсегда: не будем портить деревья, оставим берёзам их сок, им он нужнее. А раненые деревья попробуем вылечить — замажем их ранки садовым варом.И всем другим ребятам скажем: пожалейте берёзы!

(Затем можно обсудить с ребятами прочитанный рассказ)

Раненое дерево заплакало

Горько-горько над своей судьбой:

«Боже мой, какое я несчастное,

Пилят меня, бедного, пилой!

Не видать мне больше солнца красного,

Не тянутся веткам к небесам,

Не видать мне больше света ясного,

Больно мне и больно корешкам.

(Автор Евгения Макеева)




Деревья суть живые существа,

Они прекрасны от корней до кроны.

Вглядись в их облик, в их наряд зелёный,

Сумей узнать, о чём шумит листва,

И ты поймёшь:

Деревья суть живые существа.

Характер их для каждого открыт

(Георгий Епанечников)

А вот какое пронзительное стихотворение написала поэтесса Раиса Ипатова

Морозною ночью деревья

Стучат словно люди в стёкла,

И одинокие листья

Плачут и стонут«Впусти!»

Морозною ночью людям,

Серьёзным, занятым людям,

Снятся зелёные, жёлтые,

Снятся весенние сны.

И люди не слышат как плачут ночью деревья.

А утром какой-нибудь мальчик

Вдруг подбежит к окну

И закричит он: «Мама!

Здесь плакали ночью деревья!»

Но мама мальчику скажет,

Что всё это чепуха.

Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако, порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды.. Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80 % лесных пожаров происходит по вине человека. Гибнут звери и птицы. По данным международного Союза охраны природы с 1600 года (т.е.приблизительно за 400 лет) на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих: Сберечь и сохранить флору и фауну Земли для потомков – важнейшая задача человечества.

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Не мусорьте! Участвуйте в переработке отходов - сортируйте свой мусор. Участвуйте в уборке парков и лесов. Соблюдайте правила поведения в лесу.

Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

 Долг каждого школьника — следить, чтобы никто не разорял птичьи гнезда, чтобы не ломал ветки, не топтал траву в парках, не играл с огнем в лесу.

Пусть в наших садах и лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и реках будет много рыбы. Все это наше с вами богатство!

4 ученик. Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!

5 ученик. Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она.

(Звучит песня «Счастья тебе, Земля» музыка Юрий Саульский, слова Леонид Завальнюк)


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.



V. Работа в группах «Обращение от имени природы»

Учитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.

Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина.

VII. Итог.

Учитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души.

Ребята, надеемся, вы поняли, что нам всем надо и взрослым и детям беречь нашу красавицу Землю, которая просит у нас защиты. Давайте ещё раз вспомним, что мы должны для этого делать (ответы детей). Молодцы! Мы будем очень рады, если вы будете на деле беречь нашу матушку-природу.

ЖивиЗемляживиЗемля,

и вы поймите, люди:

второй Земли, второй Земли,

второй Земли не будет!

Ведущий 1

Из тысячи планет

такой зелёной нет!

Из тысячи планет

такой любимой нет!

(видео «Желают тебе, Земля моя»)

Подведение итогов (рефлексия)

Учитель:

- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!