СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Живи родник, живи

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая программа, посвященная охране родников и других водных объектов 

Просмотр содержимого документа
«Живи родник, живи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
















Подготовила:

педагог-психолог 5 класса

Кляченко Ольга Николаевна











х. Хмызов


2020г.



Цель: сформировать представление о родниках, как о жизненно важном водном ресурсе и драгоценном даре природы.

Задачи:

1. Вовлечь обучающихся в активную природоохранную деятельность;

2. Развивать навыки умения работать в коллективе;

3. Формировать интерес к природе родного края;

4. Привлечение обучающихся к участию в волонтёрской работе.



Оборудование:

Плакат «Капля воды дороже золота», бутылки с родниковой водой, ложки, самодельные плакаты и экологические знаки, видео записи, презентация «Живи родник».

Звучит видеоклип песни «Родники» в исполнении Людмилы Стаховец.

Ведущая: Сказка «о нефтяной рыбке».

Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил…, впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если закинул бы закинул свой невод сегодня? Прошел бы невод обратно не «с одною тиною морскою» а ещё с… ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз - выловил бы рваный башмак. В – третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело золотая и заговорила бы она человечьим голосом. Но вот чудо! Не стала рыбка золотая просить: мол, отпусти, меня старче в море. А наоборот стала бы молвить: не отпускай меня старче в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

Мы сегодня поговорим о родниках, о воде и её значении для жизни человека. Ребята, подберите слова (прилагательные), характеризующие родниковую воду. (Чистая, холодная, прозрачная, святая, вкусная, журчащая, свежая, живая, светлая, чудотворная и т.д.).

 Днем рождения родников считается 25 июля. В русском календаре – это Проклов день, когда росы да родниковые воды целебными становятся, слепоту вылечить помогают. Родниковые источники испокон веков почитались на Руси. Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый обрядовый комплекс почитания воды. Особой силой наделяли наши предки родники - студенцы и относились к ним с особым благоговением.  Родник всегда поражал воображение людей; зимой не замерзал, а летом в зной, вода в нем холодная и студёна. Отсюда и название студенец. Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому, прежде всего, видели в родниках силу плодородия.


А сейчас для участия в конкурсах приглашаются команды «Капелька» и «Родничок».

Конкурс: «Вопросы и ответы»

1.Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (4 – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый)

2. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

3. Как называется начало и конец реки? (Исток и устье)

4.У какого водоема бывают рукава? (У реки)

5.В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Байкал).

6. В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды)

7. Какая вода – сырая, кипяченная или талая – полезнее для организма и почему? (Талая, в ней дольше сохраняются полезные кристаллики льда)

8. Где легче дышится: в городе или в лесу? (В лесу т.к. растение выделяет кислород)

9. Почему в помещениях теплее наверху, чем внизу? (Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх)

10. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).


Конкурс «Собери пословицу»


Лучше хлеб с водой,

не лезь в воду.


Не зная броду

человек — в беседе.


Нужно наклониться

в огне не горит.


Правда в воде не тонет

чтобы из ручья воды напиться.


Хлеб да вода

чем пирог с бедой.


Река узнается в течении,

крестьянская еда.



Ведущая: Юный краевед – Крючкова Вероника, выступит с сообщением о Марьевском роднике.

(Демонстрируется презентация)

Если ехать по дороге Марьека- Белогоровка, между ними с правой стороны поворот, и дальше путь лежит по грунтовой дороге. Длится всего около 1-го километра через ручей Голый. Поднимаемся по дороге вверх на гору, здесь развернулся живописный пейзаж: поля, холмы, перелески, пригорки, белая гора (меловое отложение), в честь которой назван хутор Белогоровка. На горе склоны укрыты земляничным ковром, лекарственными травами, растет сосновый лес, акация, кусты желтой, красной и черной смородины. Криница находится в низинах горы. Родник устроен достаточно просто: железобетонный цилиндр в виде колодца. Вода прозрачная, мы можем наблюдать зеленеющую растительность внутри водоема. К роднику ежедневно приходят и приезжают люди за полезной и целительной водой. На Крещение многие набирают воду домой, смелые купаются, чтобы получить исцеление. Видно, что родник не широк, не глубок, но достаточно долог, его протяженность 500 метров, и впадает в ручей Голый, приток реки Калитвы. Места, где возникают родники - особые места на Земле. Они отмечены какой-то редкой энергетикой, и не случайно люди тянутся сюда, даже не отдавая себе отчета в том, что именно их влечет и почему. Но люди часто после себя оставляют мусор, а ведь это место - украшение нашей местности. И в наших силах помочь роднику, а потом и он поможет: утолит жажду, исцелит болезнь, укроет от непогоды, подарит сердцу радость, а душе покой.

Ведущая: Игра для зрителей «Согласен - не согласен».

Я буду произносить фразу. Если вы согласны - похлопайте, если не согласны — потопайте.

1. На земле четыре океана. (Хлопаем)

2. Для питья годится и пресная, и соленая вода. (Топаем)

3. При помощи воды добывается электрический ток. (Хлопаем)

1.Самое солёное море — Мертвое. (Хлопаем)

3. На земле 300 морей. (Топаем)

4. Байкал - самое глубокое озеро в мире. (Хлопаем)

5.Синего моря не существует. (Хлопаем)

6. Без воды нет жизни. (Хлопаем)

7. В Черном море вода - черная, в Красном — красная, в Желтом — желтая. (Топаем)

8. Вода составляет большую часть тела человека. (Хлопаем)


9. Родник и ключ — не одно и то же. (Топаем)

10. Начало реки называется исток, а конец называется устье. (Хлопаем).


Ведущая: команды продолжают соревноваться.


Конкурс «Умелые руки- не знают скуки»

С помощью ложки команде нужно перенести как можно больше в свой стакан родниковой воды.


Конкурс «Экологические знаки» (Домашнее задание)


- Не мусорить на территории родника;

- Свалка мусора запрещена;

-Не мыть свои автомобили водой из источника;

-Мойка машин запрещена;

- Не выгуливайте животных;

- Выпас животных запрещен;

- Не разводите костры;

- Не используйте воду родника для бытовых нужд.


Ведущая:

(Демонстрируется презентация)

11июня 2020 года в музыкальной гостиной Миллеровской центральной библиотеки прошла презентация книги «Родники земли нашей»: природные и исторические особенности родников Миллеровского района. Её автор – миллеровский краевед Александр Федорович Котов, который давно вынашивал мечту собрать информацию обо всех родниках Миллеровского района, как действующих, так и забытых.

Книгу «Родники земли нашей» можно назвать энциклопедией родников Миллеровского района. Информация о родниках сгруппирована по поселениям Миллеровского района. Кроме того, приводятся сведения о лабораторных исследованиях родниковой воды, которые доказывают её чистоту и питьевые качества.  В книге много фотоматериалов. Александр Федорович поделился впечатлениями о том, как шёл сбор информации о родниках Миллеровского района, об энтузиастах и патриотах миллеровской земли, которые в течение трех лет помогали ему собирать материал для книги.

А.Ф. Котову и миллеровским краеведам удалось отыскать место, где располагалась Шолоховская криница. Она располагалась на высоком холме, недалеко от Ольхового Рога, в стороне от автотрассы Миллерово-Вёшенская.   Они планируют её восстановить, и в знак уважения к великому донскому писателю М. А. Шолохову установить там памятный камень.

В заключение встречи, Александр Федорович Котов подарил гостям экземпляры книги со своим автографом.

Мы надеемся, что материалы, опубликованные в книге «Родники земли нашей», будут служить всем нашим землякам источником вдохновения, бережного отношения к природным богатствам и стремлению сохранить их для потомков родного края.


Конкурс загадок.

(Команды по очереди загадывают загадки»)

1.Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

2. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)


3.Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море. (Река)


4. С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)


5. Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)


6. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)


7. Кругом вода,

А с питьём беда. (Море)


8.К маме-речке я бегу

И молчать я не могу.

Я её сынок родной,

А родился я весной. (Ручей)


9. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)


10. По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт —

Тут она и пропадёт. (Волна)


Конкурс капитанов «Спасение утопающего».


Рефлексия.

Ведущая: ребята, хотелось бы в конце услышать мнение каждого из вас о том, что он вынес для себя из сегодняшнего мероприятия. На доске плакат, на котором нарисован родник. Чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а ручеёк не грустил, давайте украсим его разноцветными капельками. Если вам было интересно, и вы узнали много нового, то разместите капельку синего или жёлтого цвета, а если вам было неинтересно, скучно – чёрного.


Звучит песня в исполнении Сергея Беликова «Живи родник»


Ведущая: я рада, что у нас получился такой весёлый родничок. Это означает, что вам понравилось и время мы провели сегодня не зря. Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.


Спасибо командам «Капелька» и «Родничок» и всем участникам!

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе». – Москва: ТЦ Сфера, 2018.

2.З.Ф Аксенова. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание». – М.: ТЦ Сфера, 2018.

3. М.А.Шолохов «Тихий Дон».

4. А.Ф.Котов «Родники земли нашей», Миллерово 2019

5. http://muzofon.com

6. http://1minus1.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!