Ф.И.О. Вильцина Елена Юрьевна
Должность учитель физической культуры
Место работы Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя образовательная
школа №19 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Черногорска
Адрес ул. Космонавтов, 4Д
Электронная почта viltsina.e@yandex.ru
Тема урока «Народные игры на уроках физической культуры»
Методическая разработка открытого урока по предмету
«Физическая культура»
Тема: «Народные игры на уроках физической культуры»
Место урока: урок относится к разделу «Подвижные игры» программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», авторы: В.И. Лях, А.А. Зданевич.
Класс: 5 В класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: укрепление индивидуального здоровья обучающихся через популяризацию хакасских народных игр и состязаний.
Тема урока: хакасские народные игры и состязания
Задачи урока:
1. Обучать хакасским национальным народным играм и состязаниям;
2. Способствовать развитию скоростных, координационных и силовых способностей, формированию осанки, памяти, вниманию и мышлению;
3. Воспитывать любовь и гордость к своему народу, коллективизм, внимательность, товарищество, целеустремленность и волю к победе. Отражать образ жизни предков, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности.
Тип урока: изучения нового материала.
Инвентарь: фишки, веревка, стойка, лук, стрелы, мешочки, пояс, гимнастические маты, палка, ремень.
Продолжительность урока: 45 минут.
Методы проведения: поточный, фронтальный, круговой тренировки.
Место проведения: спортивная площадка.
Пояснительная записка:
Тема урока: «Хакасские народные игры». Эта тема актуальна, т.к., республика Хакасия богата национальными традициями, велико разнообразие религий, культур, традиций, национальных устоев и т.д. Но к сожалению далеко не каждый житель знает, чем славится республика. Каждый из нас задавался вопросом, почему раньше было столько сильных, здоровых людей, просто богатырей. На протяжении всего урока дети знакомятся с основными достопримечательностями Республики Хакасия и как хакасы в ходе национальных игр и состязаний всесторонне физически развивались. Народные игры отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности. Такие игры служили и служат средством самопознания, физического и общего развития, подготовки к трудовой и ратной деятельности, развлечения и отдыха. Круговая форма позволяет организовать урок в виде туристического маршрута по достопримечательностям Республики Хакасии. На протяжении урока учащиеся знакомятся с достопримечательностями Хакасии и народной игрой либо состязанием, направленным на развитие таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота и сила.
Урок проходит на спортивной площадке с использованием нестандартного оборудования. Урок состоит из трех содержательных частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть урока направлена на активизацию знаний учащихся, необходимых для завязки сюжета, и подготовку к играм и состязаниям в основной части урока. Для создания соответствующей атмосферы, повышения настроения, активности учеников. Также в подготовительной части используется комплекс упражнений с веревкой, направленный на формирование правильной осанки.
Основная часть урока направлена на проведение хакасских игр и состязаний. В игре «ах токпес» (белый пень), учащиеся проявляют ловкость и быстроту. В состязании по перетягиванию палки ребята демонстрируют силу, проходит состязание в виде соревнования среди мальчиков и девочек. В конце основной части урока учащиеся играют в игру на внимание - передай ремень (поғар алтынаӊ поос ӧтiрерi), с целью снижения физической нагрузки и создания благоприятных условий для более быстрого протекания восстановительных процессов в организме. Использование нестандартного оборудования и музыкального сопровождения в основной части урока повышает эффективность процесса физического воспитания, способствует лучшему овладению двигательными умениями и навыками, развитию двигательных качеств.
Заключительная часть урока направлена на подведение итогов и организованное завершение урока. В конце урока осуществляется рефлексия состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке («рефлексивная береза»). В течение урока используются здоровьесберегающие технологии: комплекс упражнений с веревкой, направленный на формирование правильной осанки, средства психологической коррекции.
Психолого-педагогическая характеристика на 5 «В» класс.
В классе учится 25 человека, из них 12 мальчиков и 13 девочек. В классе много творчески одаренных, спортивных детей. Класс активный, дети с удовольствием принимают активное участие в школьных мероприятиях. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс дружный, можно отметить, что коллектив сложился.
Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу и проконтролировать своё поведение и свои действия. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, отдавать отчёт своим поступкам. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
Учебная мотивация носит разнообразный характер. В целом, дети проявляют высокую степень активности, как в урочное, так и в неурочное время. У детей желания получать новые знания и демонстрировать свои знания, полученные ранее; находятся на высоком уровне. Меня как учителя это очень радует, необходимо и дальше развить в них любознательность и привить желание учиться, стремиться получать новые знания.
Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса (ФГОС)
Этап образовательного процесса | Деятельность учителя. | Деятельность учащегося |
Личностная | Регулятивная | Познаватель- ная | Коммуникатив- ная |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Подготовительный этап (12мин.) |
Сообщение целей и задач на урок. | Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок. Обратить внимание на внешний вид учащихся и готовность к уроку. Построение, приветствие, сообщение темы урока, пути её решения. -Ребята, сегодня у нас необычный урок физкультуры. На этом уроке мы с вами отправимся в туристическое путешествие по Республике Хакасия. Будем останавливаться на самых интересных достопримечательностях Республики и знакомиться с хакасскими народными играми и состязаниями. - Вы когда - нибудь бывали в Хакасии? Нет? Хакасия славится многообразием природных богатств. У нас есть просторные степи и густые леса, высокие горы и непроходимая тайга, глубокие реки и лечебные озера. И с древних времен хакасы, как и сама республика, отличались всесторонним развитием физических качеств. - Ребята, а какие физические качества вы знаете? И все эти качества хакасы приобретали в ходе народных игр и состязаний, в которых мы сегодня и посоревнуемся! | Установить роль разминки при подготовке организма к занятию с мячом. | Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик. | Использовать общие приемы решения задач. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Обсудить ход предстоящей разминки. |
1.Разминка: Ходьба, бег, спец. Упражнения захлестом голени, высоко поднимая бедро, скрестным шагом, челночным бегом. | Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока. Особое внимание обратить на общее укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование осанки: спина прямая, руки прижаты к бедрам. | Уточнить влияние разминки мышц плечевого пояса, спины на готовность к работе. | Определить последовательность и приоритет разминки мышечных групп. | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Взаимодействие при проведении разминки, как со сверстниками, так и с учителем. |
2. Общеразвивающие упражнения | Комплекс упражнений с веревкой, направленный на формирование правильной осанки: 1)и.п (исходное положение).- стойка ноги врозь, веревка за шеей, руки на пояс. 1- наклон головы назад, натянуть веревку; 2-и.п.; 3-4 – то же. 2) и.п. – о.с. (основная стойка), руки внизу. 1 – руки вверх, встать на носки, посмотреть вверх, прогнуться; 2 – и.п.; 3 -4 – то же. 3) и.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон туловища вправо; 2 – влево; 3 – вперед; 4 – назад. 4) и.п.- стойка ноги врозь, наклон туловища вперед, руки вперед. 1 – разворот туловища вправо; 2 – и.п.; 3 – разворот туловища влево; 4 – и.п. 5) и.п. – стойка ноги врозь, руки за спиной на ширине плеч. 1 – шаг правой, наклон туловища вперед, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – шаг левой, наклон туловища вперед, руки вверх; 4 – и.п. 6) и.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, широкий хват. 1 – 2 круговое движение рук назад; 3 – 4 - круговое движение рук вперед. 7) и.п. – стойка ноги врозь, веревка за шеей, руки на пояс. 1 – правое колено вверх; 2 – и.п.; 3 – левое колено вверх; 4 – и.п. 8) и.п. – стойка ноги врозь, руки внизу. 1 – выпад на правую ногу, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – выпад на левую ногу, руки вверх; 4 – и.п. 9) и.п. – стойка ноги врозь, руки внизу, широкий хват. 1 – приседание, руки вверх; 2 – и.п.; 3 – 4 – то же | Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. | Самоопределение в целях учебной деятельности. | | Оценивание ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. |
| | | | | |
Основной этап (25 мин.) |
| | | | | |
1 станция – Хакасский заповедник — туристический комплекс «Оглахты». (Комплекс упражнений с веревкой, направленный на формирование правильной осанки.) | Вот и первая станция на нашем пути – это участок Оглахты (от хак. оғлахтығ: "Оглах" – годовалый дикий козленок, "Таг" – гора, что в переводе на русский звучит как гора дикого козленка.Видимо, такое название это место получило из-за обитания косуль. Характеризуется ярко выраженным рельефом. Протяженность хребта с юга на север 15 км. Наибольшая высота (580 над у. м.) — гора Оглахты. По местным легендам гора получила название от культурного героя Кокетея во время его погони за маралом. Создан для охраны степных мест произрастания редких и эндемичных видов растений, мест обитания редких видов животных, скального орнитокомплекса, памятников историко-культурного наследия. На участке расположены комплексы курганов различных эпох и средневековая крепость, представляющая из себя систему валов длиной до 25 км. Крепости присвоен статус Хакасы всегда держались племенами, помогали друг другу. И мы сегодня на уроке станем с вами одним дружным племенем. Вокруг веревки «становись»! Взявшись за эту веревку, мы будем выполнять комплекс упражнений, направленный на формирование правильной осанки единой командой. | Применять правила подбора одежды для занятия спортом и использовать игру в волейбол в организации активного отдыха. Повторять и осваивать двигательные действия самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. | Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. | Ориентироваться в разнообразии способов решении задач. | Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников. |
2станция. Бородинская пещера Игра АХ ТОКПЕС (белый пень). | - Бородинская пещера — геологический памятник природы республиканского значения в Боградском районе Хакасии (4,5 км западнее деревни Толчея, 20 км юго-западнее села Бородино). Карстовая пещера, расположенная на южном склоне хребта Тегир-Тыз, общей протяженностью ходов 1500 м и глубиной 65 м, имеется 7 больших гротов. Место обитания летучих мышей. Имеет природоохранное, научное, просветительское, рекреационное значение. Чтобы проходить такие лабиринты, нужно быть не только выносливыми и сильными, но и какими ещё? Ловкими. А сейчас посмотрим, готовы ли вы покорять такую пещеру, насколько вы ловкие и быстрые, сыграв в одну хакасскую народную игру, которая называется «ах токпес» в переводе «белый пень». Объяснение правил игры. - Какие молодцы! Вы мне доказали, что можете покорять любые пещеры. Закончить! В одну шеренгу перед экраном «становись»! | Повторять и осваивать двигательные действия самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки. | Преобразовать познавательную задачу в практическую. | Информационные: поиск, распознавание полезной информации на основе ее анализа. Построение речевого высказывания в устной форме. | Адекватно использовать речевые средства для решения ком-муникативных задач. |
3 станция. Горы Саяны – состязание перетягивание палкой - (ағаснаӊ тартыс) | - А сейчас, ребята, мы с вами подходим к высочайшим горам -Саянам. Высота этих гор составляет 3500 м, а протяженность около 1500 км. И высоко в этих горах издревне жили хакасские племена, которые отличались своей силой. И среди своих племен они проводили состязания на силу: перетягивание палкой (ағаснаӊ тартыс). И до сих пор в Хакасии ежегодно проходит спортивный праздник, в котором победителям этого состязания вручают автомобиль. - Распределяемся по парам, подходим к матам и встаем друг против друга. Мы сейчас проведем турнир, мальчики соревнуются с мальчиками, девочки с девочками. Турнир проходит по круговой системе. Победители получат призы. Объяснение правил игры. -Вы прямо настоящие «матыры»! В Хакасии «матырами» называют богатырей. Закончить! В одну шеренгу перед экраном «становись»! | Определять степень утомления организма во время игровой деятельности. | Адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок. | Ориентироваться в разнообразии способов решении задач. | Развивать умение выразить свою мысль по поводу освоения работы одноклассников с элементами волейбола. |
4 станция. Озеро Итколь – Метание аркана (урух тастааны). | - Вы уже сегодня показали, какие вы гибкие, ловкие, быстрые, сильные. Пора бы нам, ребята, сделать привал. И привал мы сделаем на озере Итколь — озеро на территории Ширинского района Хакасиир. Расположено в 3 км юго-западнее озера Шира. Озёрные берега в южной части сложены из белого песка, а на других участках — из мелкого гравия. Юго-западные берега холмистые, покрыты смешанным лесом. Из озера Иткуль поступает питьевая вода для курортного посёлка Жемчужный. Имеет овальную форму, длина береговой линии — 15,3 км. Вода прозрачная, пресная. Дно песчаное или каменистое, Находится на территории Хакасского заповедника — участок «Озеро Иткуль». По берегам встречаются редкие виды растений и животных. В озере много рыбы.Близ озера Итколь найдены курганные могильники окуневской культуры эпохи ранней бронзы. И мы сейчас восстановим свои силы, сыграв в одну хакасскую игру на внимание. Описание: Урух-верёвка с петлёй на конце набрасывается с расстояния 6 м на стойку. Рассказ (метод использования слова) и показ(наглядный метод). Правила: 1. Победителем считается команда, сделавшая наибольшее число удачных метаний; Каждому участнику дается одна попытка; 2. Метание может производиться как с места, так и с разбега из-за зачетной линии. При преступлении этой линии метание не засчитывается. | | | | |
5 станция. Гора Сундуки. Перетягивание палки (ағаснаӊ тартыс) | Место и инвентарь: Гимнастический мат; круглая палка длиной до 60 см. Описание: Соперники садятся лицом друг к другу, упершись в разноимённые ступни, и захватывают обеими руками палку, причем руки должны быть тыльной стороной вверх. По сигналу они начинают тянуть палку к себе, стараясь перетянуть соперника на свою сторону. Правила: 1. К началу схватки палка должна располагаться прямо над ступнями. Ноги обоих соперников должны быть одинаково согнуты. 2. Победителем считается ученик, сумевший перетянуть соперника. Поражение засчитывается участнику, отпустившему палку. 3. Запрещается выкручивать руки и перехватывать палку. | | | | |
Заключительный (3мин.) |
Анализ выполнения целей и задач обучающимися. Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание. Учитель задает вопросы: - оцените свою работу на уроке. - какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке? - что нового узнали на уроке? - что получалось на уроке лучше всего? - над чем необходимо поработать на следующем занятии? | Подведение итогов и организованное завершение урока - Ребята, сегодня мы с вами познакомились с красотами Хакасии и национальными играми и состязаниями. Маршрут был у нас не легкий. Вы все показали, как разносторонне вы развиты. На какие физические качества я вас сегодня проверяла? Какой приз разыгрывают в Хакасии по перетягиванию палки? - Ребята, на нашем маршруте осталась последняя достопримечательность – это русская береза. Береза (хазын у хакасов) – это священное дерево, потому что оно выделяет положительную энергию для людей. На березу хакасы привязывают ленты 3 цветов. Белая – это цвет чистоты; синяя - цвет неба и мира; красная – цвет солнца и огня. Привязывая ленты к березе, человек делает пожелание самому себе, своей семье или роду. На плакате у нас изображена «береза урока». И обозначения цветов ленточек написаны на плакате. Как вы оценили урок, такую ленточку и приклеивайте. Рядом с лентами лежат кроссворды по уроку, каждому по одному листу. Это ваше домашнее задание | Определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Осознавать надобность домашнего задания | Определить смысл поставленной на уроке задачи. Оценивают свою работу на уроке, прослушивают оценку учителя Вычленять новые знания. | Формировать умения и выделять основные признаки сравнения выполнения поставленных задач. Повторяют новые полученные знания на уроке. | Обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей. Обучающиеся слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке. |
Приложение 2
Саянские горы
Бородинская пещера Озеро Итколь
Туимский провал Гора Сундуки