СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Живопись и музыка в прозе К.Г. Паустовского и Ю.М. Нагибина» (представление опыта разработки элективного курса на ШМО)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по литературе для 5-7 классов «Живопись и музыка  в прозе К.Г. Паустовского и 

Ю.М. Нагибина»

Просмотр содержимого документа
««Живопись и музыка в прозе К.Г. Паустовского и Ю.М. Нагибина» (представление опыта разработки элективного курса на ШМО)»

Программа элективного курса для 5-7 классов «Живопись и музыка в прозе К.Г. Паустовского и

Ю.М. Нагибина»



Пояснительная записка

В настоящее время одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы. Учащиеся изучают базовый курс по профилю и выбирают несколько элективных курсов. Элективные курсы расширяют знания учащихся в избираемом ими предмете, повышают интерес к изучаемой и смежной с ней дисциплинами.

Одна из задач современной школы - воспитание культурной, духовно развитой личности, чему способствует предложенный курс. Выбор темы обусловлен богатством содержания материала, культурной ценностью, новизной и интеграционной направленностью.

Данный курс частично обладает содержательной автономностью, однако предполагает определенную связь с программой по литературе (изучение рассказов Паустовского), с программой по музыке (знакомство с творчеством Баха, Моцарта, Чайковского, Грига), с программой по изобразительному искусству (изучение творчества Левитана, Кипренского), тем не менее если данные темы еще не изучались школьниками, то это никоим образом не помешает школьникам осваивать данный курс, напротив, он может послужить пропедевтическим, облегчив в дальнейшем изучение данных предметов. Это дает возможность свободного включения курса в учебный процесс на различных этапах литературного образования в средней школе (5,6 или 7 классы). Курс рассчитан как на учеников с уже сформированным интересом к литературе и искусству вообще, так и на учеников, желающих «открыть» для себя данную область.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны прочитать и под руководством учителя изучить произведения, не вошедшие в базовый уровень, однако необходимые для учащихся 5-7 классов, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской литературы, об искусстве, о тесной связи словесного, живописного и музыкального видов искусств.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь давать оценку произведениям на основе личностного восприятия и осмысления их идейно-художественного своеобразия, уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению.

Планируются следующие формы работы: чтение произведений, развернутые ответы на проблемные вопросы, характеристики персонажей, составление отзывов о прочитанных произведениях, сопоставление сходных по тематике произведений или произведений, имеющих одинакового персонажа, написание творческих работ.

Основные цели курса:

  1. Создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

  2. Развить или укрепить интерес к литературным, музыкальным и живописным произведениям.

Основные задачи курса:

  1. Воспитывать любовь к активному чтению.

  2. Учить школьников размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.

  3. Формировать гармонически развитую личность.

  4. Совершенствовать умения и навыки работы по анализу художественного текста в заданном диапазоне.

  5. Формирование и развитие представлений о мировом искусстве, связях различных видов искусств.

Вид курса: предметно-ориентированный

Форма занятий: урочная

Итоговая отчетность: творческая работа

Часов в год: 17

Требования к результатам освоения элективного курса.

Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать текст как произведение искусства, ведущие образы в произведении.

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, анализировать поведение героев.

  • уметь разбирать текст на его составляющие (систему образов, сюжет, детали).

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с картиной, музыкальным произведением;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, звучании музыкального произведения, живописной картины;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся, диктора;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • анализировать художественное произведение;

  • сравнивать произведения, относящиеся к разным видам искусства, но имеющие общую тематическую основу;

  • давать характеристику героям, определять образы произведений.

Программа курса включает следующие разделы: пояснительную записку, тематическое планирование, список использованной литературы.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности


1

Слово об искусстве.

Виды искусства.

1

Рассказ учителя, беседа.

2

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

Чтение и обсуждение ключевых страниц и образов. Прослушивание музыки Э.Грига, обсуждение.


3

К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»

1

Рассказ учителя. Прослушивание литературно-музыкальной композиции «Повесть о лесах».

Групповая работа.

4

Ю.М.Нагибин «Как был куплен лес»

1

Рассказ учителя, чтение фрагментов, обсуждение.

5

Сопоставление образа П.И.Чайковского в рассказах «Скрипучие половицы» и «Как был куплен лес»

2

Чтение и анализ эпизодов, индивидуальная работа. Прослушивание музыки П.И.Чайковского. Написание эссе

6

Ю.М. Нагибин «Сирень».

1

Чтение эпизодов, творческая работа «Создание обложки для повести».

Прослушивание музыки С.Рахманинова.

7

К.Г.Паустовский «Старый повар»

2

Чтение, анализ и обсуждение рассказа.

Подбор саундтрека к рассказу.

Инсценировка рассказа.

8

Ю.М. Нагибин «Перед твоим престолом».

1

Беседа. Отзыв. Выразительное чтение фрагментов.

Прослушивание музыки Р.Баха.

9

К.Г. Паустовский «Исаак Левитан»

3

Рассказ учителя с чтением фрагментов, словесное рисование, беседа. Групповая работа.

Сочинение по картине И.Левитана.

10

Посещение Третьяковской галереи

1


11

К.Г.Паустовский «Орест Кипренский»

2

Аналитическая беседа, пересказ близко к тексту или чтение наизусть любимой страницы повести.

Составление галереи образов.

12

Читательская конференция.

1

Презентация творческих работ. Викторина.





Список использованной литературы:



  1. Алексанян Е.А. Константин Паустовский – новеллист./ Е.А. Алексанян – М., 1969. – 168 с.

  2. Белова Е.Г. Элективные курсы по литературе как средство предпрофильной подготовки учащихся./ Е.Г.Белова//«Филологический Класс». – 2007. – № 18. – с.30-33.

  3. Белова Е.Г. Элективные курсы по литературе и их познавательный потенциал. / Е.Г.Белова//«Филологический Класс». – 2008. – № 20. – с.44-46.

  4. Бушко О.М. Школьный словарь литературных терминов. / О.М. Бушко – М.: Материк-Альфа, 2003.

  5. Кузнецова Т.В. Анализ художественного текста. – Новосибирск: НГПУ,2002.

  6. Левицкий, Л. А. Константин Паустовский. Очерк творчества/ Л.А. Левицкий. – М.: Сов. писатель, 1977.– 408 с.

  7. Роль искусств в общеобразовательном процессе // Материалы конференции «Образование на пороге XXI века». Информационный бюллетень «Непрерывное художественное образование». № 9. М.: Моск. комитет по образованию,1999.