СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Живопись в русской истории XVIII века»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Само слово и понятие «живопись» для начала XVIII века является новинкой. Оно призвано обозначить некоторые не существовавшие тому смыслы изобразительного действия. Первый смысл - написать «живо», то

есть создать на плоскости подобие трехмерной фигуры, способное обмануть «живостью», обмануть до испуга, разрешающегося весельем обманувшегося.

Натюрморты-«обманки», а также располагавшиеся в разных частях комнат нарисованные фигурки, обрезавшиеся по контуру и имитировавшие неподвижных животных, составляли непременную особенность интерьерных ансамблей XVIII столетия.  

Просмотр содержимого документа
««Живопись в русской истории XVIII века»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П. И. Чайковского» муниципального образования город Ноябрьск







РЕФЕРАТ







по учебному предмету «История изобразительного искусства»

Тема: «Живопись в русской истории XVIII века»

















Выполнила ученица 5(5) класса: Круглова Ева

Преподаватель: Смирнова Анна Валерьевна




Ноябрьск 2020г.




Содержание.

Введение

1. Творчество Лосенко А.П.

2. Жанровая живопись

3. Пейзажная живопись

4. Портретная живопись

Заключение

Список использованной литературы

































Введение

Само слово и понятие «живопись» для начала XVIII века является новинкой. Оно призвано обозначить некоторые не существовавшие тому смыслы изобразительного действия. Первый смысл - написать «живо», то

есть создать на плоскости подобие трехмерной фигуры, способное обмануть «живостью», обмануть до испуга, разрешающегося весельем обманувшегося.

Натюрморты-«обманки», а также располагавшиеся в разных частях комнат нарисованные фигурки, обрезавшиеся по контуру и имитировавшие неподвижных животных, составляли непременную особенность интерьерных ансамблей XVIII столетия.

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в.

В системе жанров Академии художеств исторической живописи отводилось не первое место. Исторический жанр был, прежде всего, прекрасной школой композиции, рисунка и техники масляной живописи. Он наиболее полно и последовательно воплотил принципы классицизма. В центре его внимания была античная мифология и национальная история, впервые осмысливавшаяся созвучно идеалам гражданственности и патриотизма.

Принципиальное отличие ситуации относительно средневековья

в изобразительном искусстве петровского времени характеризуется

обычно двумя событиями. Первое из них - освоение прямо перспективной, «ренессансной» (в широком смысле) системы картинной изобразительности. Второе - интенсивное развитие, такой чуждой всему строю

средневекового миросозерцания формы изображения, как портрет.

Приобщение к европейскому художественному опыту происходило

тремя путями. Во-первых, благодаря так называемым «пенсионерам»:

отыскивались способные молодые люди, отправляемые за границу на казенный «пенсион» учиться наряду с ремеслами также и живописи. Во-вторых, одновременно иностранные мастера приглашались работать в России. В-третьих, в Россию привозились произведения иностранных художников, либо специально заказанные, либо купленные готовыми и полагавшие начала первым художественным коллекциям.







1. Творчество Лосенко Антона Павловича


Владимир и Рогнеда (1770)


Самым крупным представителем классицизма и исторического жанра был А.П. Лосенко (1737-1773) - один из первых учеников Академии, автор таблиц и пособий, по которым учились целые поколения русских живописцев и скульпторов. Лосенко создал первую композицию на национальную тему - «Владимир и Рогнеда» (1770). Картина изображает дочь полоцкого князя, которую Владимир, разбив войско ее отца и братьев, насильно сделал своей женой. Целомудренная мысль, которой руководствовался Лосенко, вообще типична для русской исторической живописи XVIII в., практически исключившей из своего обихода вероломные акты, убийства и прочие трагически разрешающиеся ситуации.

Прощание Гектора с Андромахой (1773)

Развивая свою положительную программу в драматической сцене «Прощание Гектора с Андромахой» (1773), художник рисует силу духа и воли. Эта картина может служить наглядной иллюстрацией принципов, принятых в исторической живописи. Построение ее напоминает театральную мизансцену классического спектакля, развернутую на фоне торжественного задника - амфитеатра. Справа и слева у края полотна размещены второстепенные персонажи, призванные образовать «раму» и сосредоточить внимание зрителя на втором плане, где развертывается основное событие. Конфликт находит непосредственное выявление в композиционном противопоставлении героев. Традиционное для академической живописи единоборство личного и общественного разрешается победой патриотического порыва. Исход ощутим в печально-торжественной атмосфере прощания, в боевой готовности воинов, еле удерживающих коней, в патетической отрешенности Гектора, во внутренней обреченности Андромахи. Она уже примирилась с происходящим и стоически приняла его бремя. Ее человеческие слабости как бы возложены на служанку, «низкий» ранг которой позволяет откровенное выражение чувств.

Как и в других произведениях академической живописи, в общей системе изобразительных средств предпочтение отдается рисунку. Цвет, довольно живой в эскизе, в картине скорее играет роль раскраски. Он как бы замкнут в границах отведенного участка и потому носит местный, или, как говорят, локальный характер - не перетекает незаметно в соседние цвета. Объемность фигуры подчеркивается не столько разработкой внутренних градаций цвета, сколько средствами светотени. С помощью смеси темных коричневых, серых, оливковых и других цветов художник, то усугубляя, то высветлят ее, сообщает телам почти скульптурную осязаемость.

Русская историческая живопись, которая включает много мифологических сюжетов, предпочитает суровые темы мужской дружбы. Высшие интересы героев поднимают их до уровня аскетического самопожертвования. В отличие от французских художников XVIII в., изящно обыгрывавших фривольные сюжеты античной мифологии, русская живопись не признает подобных ситуаций, хотя надо сказать, что такие картины хорошо знали в России, выставляли в галереях, специально заказывали крупным западным мастерам.



2. Жанровая живопись

С точки зрения внутренней иерархии жанровая живопись числилась в Академии художеств на одном из последних мест. В целом для русского искусства характерно позднее появление и незначительное распространение жанра.

На фоне многочисленных костюмных, как их называли тогда, зарисовок, выделяются произведения Михаила Шибанова «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777). Шибанова по сюжетам пишет большие полотна, выполненные в технике масляной живописи. Система композиционного построения и особенности колорита сближены, работает в историческом жанре. В «Свадебном договоре» Шибанов показывает один из самых торжественных моментов в жизни крестьянства, привлекательность национального типажа, красоту народной одежды. В «Крестьянском обеде» он старается подчеркнуть чинную атмосферу происходящего, патриархальность семейных отношений, миловидность молодой матери, кормящей младенца.

Подобно другим мастерам XVIII в., показывая приглядные стороны, он тем самым утверждает не только эстетическую, но и нравственную ценность, человеческое достоинство своих персонажей. Факт, что крестьянское бытие становится объектом картины, имеет большое значение в плане общей эволюции русской живописи.



3. Пейзажная живопись

Наиболее яркими представителями пейзажной живописи второй половины XVIII в. являются Ф.Я. Алексеев (1753/54-1824) и Сем. Ф. Щедрин (1745-1804).

Вид Каменного острова и дворца в Санкт-Петербурге

Семен Щедрин вошел в историю русского искусства, прежде всего как автор изображений окрестностей Петербурга - Гатчины, Павловска и Царского Села. Его лирические наклонности вполне отвечают характеру английского пейзажного парка - раскинувшегося среди озер и протоков, с живописными островами, украшающими их дворцами и павильонами. Искусно находя различные точки зрения, художник варьирует излюбленные приемы: архитектура показана на втором плане, выдерживает желтовато-зеленый колорит. Голубые дали завершают эти виды, построенные по законам академической трехцветной схемы.

Пейзаж в окрестностях Петербурга

Щедрин передает освященную солнцем кудрявую зелень, миниатюрную прелесть листвы, розоватый песок, устилающий дорожки парка, хрупкую красоту цветов. Древние мосты и обелиски, руины колонн и театрально-игрушечные башни вступают в с вечно молодой природой. Мирный дым костров, облака, отражающиеся в тихой воде, величественно спокойные кроны деревьев создают ощущение идеального существования, далекого от бренных хлопот реального бытия.

Ф. Алексеев в начале своей деятельности обучался театральной декорации и для совершенствования в этом искусстве был направлен в Италию. Однако по возвращении в Петербург он отходит от этого занятия. Его пристрастием становятся виды морских городов. Увлекшись итальянской живописью (Белотто и др.), Алексеев сумел внести глубоко своеобразные черты в изображение Петербурга, явившись, по существу, родоначальником собственно картинного пейзажа в России.

В эти годы складывается целостный облик города, возникает прекрасная приморская столица - «северная Пальмира», как называли ее современники-поэты. В знаменитых видах Дворцовой набережной, показанной с разных сторон Петропавловской крепости, художник добивается гармонического единения ясной красоты новой архитектуры, высокого неба, вечно подвижной светлой глади Невы.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794)

Строя свои пейзажи, Алексеев не прибегает к приемам откровенного панорамного или перспективного построения, как делали в первой половине века. В его произведениях перспектива, как правило, уводит зрителя по диагонали в глубину картины, причем точка схода остается при этом как бы за кадром. Этот прием, почерпнутый из арсенала театрального искусства и служащий там созданию натуралистической иллюзорности, усиливает в картине ощущение естественности и жизненной достоверности изображаемого. Живописная манера Алексеева всегда темпераментная и сильная. Колорит его отличается живостью, контрасты смелы и декоративны, детали точны и обдуманны, богато варьированная гамма создает физически ощутимое перетекание цвета.

Красная площадь в Москве (1801)

В начале XIX в. Алексеев много путешествует, пишет виды провинциальных городов и Москвы. Старая столица с ее средневековой затененностью, древностями Кремля, многолюдной Красной площадью воспринимается им как совсем непохожий на европейский Петербург город. Ряд принципов, сложившихся в работе над московскими видами, художник переносит в поздние пейзажи Петербурга.



4. Портретная живопись

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы.

На портретную живопись восемнадцатого века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Именно в творчестве Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения, чей расцвет приходится на Екатерининское царствование.

Происходя из рода малороссийских священников, Левицкий обрел вкус к рисованию еще с детства. Его отец, Григорий Кириллович, в придачу к духовному званию, был известнейшим на Украине гравером, "справщиком" типографии Киево-Печерской Лавры. Просвещенный человек, поэт любитель, он получил художественное образование на Западе.

Его обучению "искусствам" суждено было продолжиться, когда для руководства живописными работами в строящемся по проекту Ф.Б. Растрелли Андреевском соборе в Киеве в 1752 году прибыл Алексей Петрович Антропов.

Портрет А.Ф. Кокоринова (1769)

Впоследствии Левицкий станет самым "модным" художником - он будет буквально завален частными заказами. Уже по собственной инициативе, для "шлифовки стиля", он берет несколько уроков у мастеровитых иностранцев - Ж.-Л. Лагрене-старшего и Дж. Валериани. И в 1770 году пришел настоящий успех - за "Портрет А.Ф. Кокоринова" (1769), показанный на выставке Академии художеств, не обучавшийся в ней художник получил звание академика, а еще через год был приглашен вести портретный класс.

Левицкий писал портреты так, как того требовали эстетические и этические нормы эпохи. Модели непременно должны были быть представлены в наивыигрышном свете. Они не скрывают, что позируют художнику. Отсюда их горделивая осанка, условные жесты, снисходительные взгляды. Портретируемые изображались обычно в роскошной одежде, парадных мундирах, в звездах и орденских лентах. Однако сквозь эту феерию богатства и парад чинов внимательный зритель может увидеть живые и полнокровные образы незаурядных людей.

Портрет Вице-канцлера кн. А. М. Голицына (1772)

Таков А.М. Голицын, портрет которого был создан Левицким в 1772 году. Государственный деятель, сановник, он изображен согласно законам парадного портрета. Для этого художник выбрал большой формат холста и точку зрения снизу, дал поколенный срез фигуры. Широким жестом вице-канцлер указывает на бюст императрицы, подчеркивая тем самым свое прямое отношение к событиям, способствовавшим вступлению Екатерины II на престол.

Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия (1783)

Левицкий воспевает добродетели "просвещенной монархини" в композиции "Портрет Екатерины II в храме богини Правосудия" (1783). Аллегория здесь столь сложна, что художнику пришлось предпослать портрету пространное его описание: "Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя... В дали видно открытое море, и на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю".



Портрет П.А. Демидова (1773)



Ранний - условно скажем, барочный - Левицкий еще "многословен". Для рассказа о человеке ему нужны "говорящие" атрибуты, дидактические жесты, освоенное вещами пространство. Среди портретов такого рода особенно интересен "Портрет П.А. Демидова" (1773)

Все эти скрытые смыслы люди XVIII века прекрасно понимали. Было ясно, например, что облака, омрачившие небо в детском портрете, намекают на появление первых страстей; что цветок в руке или на корсаже есть примета поэтической натуры, а роза отличается по эмблематике от полевого букета. Жизнь в ту эпоху риторических жестов и театральной условности как бы уподоблялась сценическому действу, и люди в своем бытовом поведении стремились соответствовать некой постоянной роли.

Очень любопытной представляется серия из семи портретов "Смолянок" (1772-1776) - выпускниц Смольного института (Института благородных девиц), отличившихся в выпускных спектаклях. Левицкий написал эти 7 произведений таким образом, что они воспринимаются как единое целое.

Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской(1772-1776)

Перед нами костюмированные портреты, но маски как бы впору моделям. Ребенок - воплощение "естественного человека", и эти барышни еще почти дети. Один из лучших в серии - двойной портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. Одетые в театральные костюмы юные актрисы играют в пасторали. Левицкий чутко улавливает индивидуальные особенности каждой из изображенных. Бойкая и шаловливая Хрущева, играющая кавалера, уверенно чувствует себя на сцене. Она с неподдельным удовольствием, легко и естественно ведет свою партию. Вторая героиня портрета, Хованская, совсем иная. Ее высокая, по-детски угловатая фигура в пышном кринолине кажется неловкой.

Портретная и историческая живопись XVIII века была пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Эти идеи найдут дальнейшее развитие в искусстве последующего столетия.







Заключение.

Русское искусство прошло в течение одного столетия большой путь, осуществив важнейший для всего развития отечественной культуры переход от средневековья к новой стадии в развитии национальной культуры.

Неизвестный ранее язык мирового искусства стал оружием отечественной культуры. Художественная аудитория была на первых порах относительно узка, ибо новое искусство развивалось преимущественно в Петербурге, в меньшей степени - в Москве.

По своей прогрессивности, устремленности в будущее новое русское искусство объективно отвечало интересам нации в целом.

В этом процессе самую активную роль играла художественная интеллигенция. Прогрессивные слои русского общества прекрасно осознавали свою ответственность в качестве просветителей нации. Еще с петровских времен они рассматривали собственный вклад в дело процветания отечественной культуры как высокий нравственный и профессиональный долг.

Немалую роль в формировании этических основ русского искусства XVIII в. сыграло наследие культуры Древней Руси с присущим ей пониманием духовной функции искусства, привычкой к символическому и изначально позитивному отношению к изображаемому.


Велик был подвиг русских художников. В тяжелых условиях крепостничества, в пору бесправия и подчас кабальной зависимости от богатых заказчиков лучшие русские мастера не кривили своим искусством против правды жизни, и от их произведений до сих пор веет трепетным дыханием давно минувшей эпохи. Несмотря на требования официального стиля и господствовавшей моды, несмотря на то, что заказчики ждали от них льстивых: изображений, русские художники оставались верны своим высоким гуманистическим идеалам. Любовь к человеку, внимание к его богатому внутреннему миру, уважение к его нравственным достоинствам определяли самобытный характер русского искусства XVIII столетия, присущие ему черты народности и реализма.

Творчество художников XVIII века - это целая эпоха в развитии национальных традиций русского искусства, в своих лучших произведениях всегда утверждавшего передовые гуманистические идеи и боровшегося за свободу человека от общественного и духовного рабства.









Список используемой литературы



  1. Аленов Алексей. Русское искусство 18-20 века. М., 2000. (Электронный ресурс).

https://vk.com/doc209964834_439128624?hash=f7f14836786a647641&dl=de7b49f1f875c8432a

  1. Коваленская Н. История русского искусства XVIII века. М., 1962.

Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 4. Искусство 17-18 веков. М., 1963.

Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1968. (Электронный ресурс).


  1. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773 г. Москва, Третьяковская галерея.

https://www.tretyakovgallery.ru/collection/proshchanie-gektora-s-andromakhoy-34118/


  1. Д. Г. Левицкий. Портрет А. Ф. Кокоринова. 1769-1770 гг. Ленинград, Русский музей.

http://cultobzor.ru/2014/04/dmitrylevitskiy-gallery/lev-5/


  1. Алексеев Фёдор Яковлевич https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексеев,_Фёдор_Яковлевич


  1. Щедрин Семён Фёдорович https://ru.wikipedia.org/wiki/Щедрин,_Семён_Фёдорович



  1. История русского искусства. В 2-х т. Учебник для художественных вузов. 2-е изд.: Т. 1. Искусство ХIII - XIX века/ Под ред. М.М. Алленов/. М., 2000.

https://vk.com/doc209964834_439128624?hash=f7f14836786a647641&dl=de7b49f1f875c8432a





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!