УРОК-ПОЗНАНИЕ
Тема: « ЖИВОТНЫЙ МИР ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ХАКАСИИ»
Хакасия – край старины,
Жемчужина большой страны,
Где благодатная природа
Все подарила для народа!
Цель: Изучение природы Хакасии
Задачи:
продолжить знакомство с природными зонами Хакасии;
познакомить учащихся с представителями животного мира лесов Хакасии, их повадками, значением в природе и в жизни человека;
познакомить учащихся с Красной книгой Хакасии;
прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе;
формировать навыки работы с различными видами географических карт, с дополнительной литературой.
Оборудование: таблицы «Растения и животные зоны тайги», «Растения и животные широколиственного леса»; физическая карта республики Хакасия, атлас Хакасии; картины с изображением леса в различные времена года, картины зверей и птиц.
Ход урока:
Организационно-психологический момент
Создание доброжелательной атмосферы в классе; обеспечение и налаживание устойчивого положительного контакта с учащимися.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
В. Что такое лес?
В. Какую роль играет лес в жизни человека?
В. Какие растения называются лекарственными? (примеры)
«МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ,
МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ,
НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ.»
2) Работа с картой.
В. Каким цветом на карте обозначена природная зона леса?
Показать границы лесной зоны.
В.Каков состав лесной растительности?
В. В какой части республики располагаются темнохвойные леса?
Какие породы деревьев здесь преобладают?
В. Какие породы деревьев преобладают в светлохвойных лесах?
В. Какие породы деревьев преобладают в лиственных лесах?
Хакасская народная притча
«ОКРОПЛЕНИЕ ЖИВОЙ ВОДОЙ»
«Однажды, а случилось это давным- давно, орел – царь птиц, тяжело заболел. Со всего края собрались птицы на совет, долго думали и решили, что только одно лекарство
излечит орла – живая вода.
Но кого за ней послать? В наших землях нет птицы быстрее ласточки – значит ей лететь.
Отправилась она в путь. Не один день пришлось добираться до целебного источника, не зная ни сна, ни отдыха – очень спешила.
Набрала, сколько могла воды в клюв – и сразу же назад. Много широких рек пересекла, через множество высоких снежных гор перевалила – уставать стала.
А когда добралась до родного леса, совсем из сил выбилась: уронила она три крохотные капельки на кедр, ель и сосну. С тех пор стоят эти деревья вечнозелеными.»
3) Конкурс загадок «Угадайка»
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (береза)
Стройная и прекрасная, на ней ягода красная.
Осенью горька, в мороз сладка. (рябина)
К речке дерево склонилось,
А склонившись, удивилось:
- Как же я красива! Я – речная … (ива)
Елочка отличная, только необычная:
К холодам у этой елки осыпаются иголки. (лиственница)
За рекой они росли, их на праздник привезли,
На веточках иголки. Кто же это … (елки)
Что же это за девица – не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (сосна)
Не бей меня, не ломи меня,
Лезь на меня, угощу орехом я. (кедр)
4) Игра «СРЕЖЬ ГРИБОК»
Задание: Найти съедобный гриб, «срезать его, но прежде его нужно назвать.
Вопрос: Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен. Но … почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?
3. Физминутка.
Заяц белый, где ты был?
Я по лесу скакал,
Снегом умывался
Лису повстречал
Еле от нее умчался
А что теперь?
Под кустом лежу,
Весь от страха дрожу.
4. Изучение нового материала.
Учитель. Богат и разнообразен животный мир нашей республики. Особенно богаты различными видами животных наши леса. В них встречаются звери , птицы, пресмыкающиеся, земноводные и огромное количество насекомых. На территории Хакасии обитают 76 видов зверей и более 335 видов птиц.
В. С какими животными можно встретиться в лесу в разные времена года?
Игра «УЗНАЙ МЕНЯ» (Приложение 1)
Учитель рассказывает о животном, дети должны определить о ком идет речь по контуру тела.
РЫСЬ – похожа на красивую кошку. Тело гибкое, ноги сильные , когти острые, ловкая и подвижная, клыки большие и острые. Она опасна не только для зайца и волка, но даже для молодого лося и оленя. Она подкарауливает свою жертву, сидя на дереве, и неожиданно бросается на нее сверху.
ВОЛК – зверь сильный, способный преследовать свою жертву в течении продолжительного времени. В голодный год (суровую зиму) нападает на домашний скот и даже на человека.
ЛИСА – охотится преимущественно ночью. У нее теплая шубка, поэтому она не боится сильных морозов. На лапах очень густой мех, она в нем, как в валенках.
ЗАЯЦ – хорошо приспособлен к жизни в лесу. Его серая шубка к зиме меняется на белую. И зимой он не заметен в заснеженном лесу. Питается молодыми побегами растений и корой деревьев.
БЕЛКА – небольшой зверек, питается кедровыми орехами, семенами сосны, ели, пихты, лиственницы, ягодами, почками деревьев, грибами. Делает большие запасы на зиму. В суровую зиму до 10 кг. кедровых орешков.
ЛОСЬ – богатырь леса (сообщения учащихся)
МЕДВЕДЬ – хозяин тайги (сообщения учащихся)
БУРУНДУК – мелкий зверек, который разделывает только те шишки, которые упали на землю. Запасает 3-5 кг. орех.
«МЕДВЕДЬ И БУРУНДУК»
Однажды Медведь и Бурундук заспорили, сколько же дней в первом весеннем месяце.
- Тридцать, тридцать! – кричит Медведь
- Нет, тридцать один, - говорит бурундук.
Это не понравилось Медведю. Если тридцать один день, то ему придется лишний день в берлоге лежать. Из-за этого рассердился Медведь и схватил Бурундука за шею.
Бурундук, уворачиваясь от лап Медведя, дернулся в сторону. Когти Медведя содрали ему шкуру от самой шеи до хвоста.
С тех пор у Бурундука спина полосатая, а в первом весеннем месяце все-таки тридцать один день остался. Поэтому этот месяц стали называть месяцем Бурундука. Не зря люди говорят: силой правду не переспоришь.
Красная книга Хакасии – появилась недавно – в 1999 г; это перечень видов животных и растений, грибов, лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.
Символичны ее страницы: черная – содержит названия исчезнувших видов, красная – находящихся на грани исчезновения, желтая – названия видов, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека, зеленая – перечень малоизученных видов, белая – практически не изученных видов животных и растений.
В Красную Книгу Хакасии занесены следующие исчезающие виды животных:
Северный олень, выдра, красный волк, манул, снежный барс, сибирский горный баран – аргали, сибирский козерог и многие другие.
Птиц на территории Хакасии насчитывается около 335 видов, из них 80 видов занесены в Красную книгу, это сокол-сапсан, журавль-красавка, лебедь и др.
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности видоизменены в крылья.
Выделяют птиц перелетных и зимующих.
В. Какие птицы зимуют в наших лесах?
Зимующие: синицы, вороны, снегири, воробьи, сороки, дятлы, клесты, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, свиристели и др.
В. Что лучше переносят животные и птицы холод или голод?
Зимой холодно. Но что холод! Теплая шубка согреет зверька. Холод не так уж страшен, к нему приноровиться можно, а вот голод…!?
Ох и холодно в зимнем лесу! А голодный и в небольшой мороз зябнет. Плохо приходится зимой зверю, а птице особенно.
А вот у КЛЕСТА в самый мороз – в январе месяце в семье пополнение.
«КЛЕСТ»
Клест под веткой, как под крышей,
Свил гнездо себе повыше,
И тепло, уютно в нем,
Хоть зима давно кругом,
Вот в гнезде сидит клестовка
И яички греет ловко,
Мил пичугам белый свет –
В чаще шишкам свету нет!
Клест заботливый летает,
И подруге корм таскает
Цик – Цик – Цик! Цок – цок –цок!
Вот и вывели птенцов. ДМИТРО БЕЛОУС
Сообщение о клесте ( готовят учащиеся)
ДЯТЕЛ – это большой друг синиц и других маленьких птичек леса – поползней, кольков, крапивников. Рядом с дятлом сытно. Где жучок, где личинка перепадет. От холодов дятел укрывается в дуплах.
СВИРИСТЕЛИ – хохлатые, красивые, небольшие птички. Они задерживаются только в тех лесах, где находится обильный корм – ягода рябины, можжевельника, шиповника, калины. Нет корма – до свидания!
СНЕГИРЬ – сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает;
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Сообщение о снегире (готовят учащиеся)
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите их в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Вам встречать весну! А.ЯШИН
В. Какаю пользу приносят животные человеку?
В.Что означают слова?
«Много леса – не губи ,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади!»
5. Закрепление
Заполнить кроссворд «Животные леса» (самостоятельно)
6. Домашнее задание
Составить ребусы о животных Хакасии
7. Рефлексия
Закончить предложение
Я узнал на уроке…..
Меня удивило, что……
Мне кажется, что……
8. Итог урока