СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: "Живу, а не играю» (Рувим Фраерман «Гайдар и дети».)

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«: "Живу, а не играю» (Рувим Фраерман «Гайдар и дети».)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 класс

1. Ф.И.О. учителя: Семьёшкина Маргарита Юрьевна.

2. Класс: 4 «А». Дата: 14 марта 2013 года.

3. Тема урока: "Живу, а не играю» (Рувим Фраерман «Гайдар и дети».)

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

5. Цели урока :

Обучающая:

познакомить с произведением Р.Фраермана «Гайдар и дети»

совершенствовать навыки осознанного чтения, выбора важной информации из текста, анализа художественного текст

познакомить с биографией А.П.Гайдара

учить определять авторский замысел

Развивающая:

Развивать умение высказывать и аргументировать своё мнение, принимать мнения товарищей; развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.

развивать нравственно-эмоциональную сферу учащихся

развивать словарный запас учащихся

Воспитательная:

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя.

6. Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся будут знать некоторые факты из жизни Гайдара и особенности его творческого стиля

Метапредметные (формирование УУД см. по ходу урока)

Личностные: осмысление своей жизненной позиции, мотивация к совершению позитивных поступков




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент 1- 2 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Улыбаются друг другу. Настраиваются на положительную работу.


2

I этап работа до чтения

5-10 мин.

а)Мотивация к учебной деятельности









б)Актуализация знаний
















в)Постановка проблемы

и формулирование основного вопроса урока




Посмотрите на доску

( на доске карта путешествий)

Мы сегодня отправимся в очередное путешествие. Название этого путешествия взято из произведения. Попробуйте догадаться, о ком и о чём пойдёт речь.

Каких вы знаете авторов, которые писали о мальчишках?






Чтение названия путешествия. Высказывание детей.




Ответы на вопрос (перечисление авторов)




Познавательные УУД

устанавливать причинно-следственные связи

строить рассуждения

извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные УУД

высказывать и обосновывать свою точку зрения


Что вы знаете об Аркадии Петровиче Гайдаре?

А что хотели бы вы ещё узнать о Гайдаре?

Постарайтесь сейчас в текстах найти новые вам неизвестные эпизоды из жизни А.П.Гайдара.(

групповая работа)

Проверка в виде фронтальной ( каждая группа дополняет)

( показ презентации во время проверки)

Оцените работу группы






Мы с вами уже знакомы с многими писателями. Фамилии некоторых из них перед вами.

Какой вопрос мы задавали каждому из них?

Как отвечали писатели на этот вопрос?

Установите соответствие между словами и авторами.

Как бы Аркадий Петрович ответил на этот вопрос, ваши предположения?

Может теперь вы сможете сформулировать наш главный вопрос урока?( табличка с вопросом)

А ответ на этот вопрос я предлагаю вам найти в произведении писателя Рувима Фраермана « Гайдар и дети»

Знаком он вам?

Минка Елизавета поделится информацией о Рувиме Фраермане, которую она нашла.

Подумайте, теперь вы можете ответить мне на вопрос: почему мы взяли именно это произведение и этого автора для решения главного вопроса урока?


Прослушивание детских ответов.


Дети высказывают свои мысли по заданному вопросу.


Работа в группах: вычитывание и анализ текста. Выбор информации.

( работа с карандашом)









Познавательные УУД

извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные УУД

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные УУД

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями





Коммуникативные УУД

оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации




Познавательные УУД перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую








Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать тему и цели урока









Как надо писать для детей?



Работа по карточкам

Устанавливают соответствие


Предположения детей.


Дети высказывают свои предположения

Как Гайдар писал для детей?




Краткий рассказ о Р. Фраермане.

( исследовательская работа)


Ответы детей. ( Гайдар и Фраерман были близкими друзьями)Гайдар мог поверять свои творческие замыслы, делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком благородным, мужественным. Таков и есть Р. Фраерман.

3

II этап работа во время чтения 15 мин.

а) Первичное чтение текста.

б) Первичного восприятия





Ф И З К


в) Перечитывание текста.






Самостоятельное чтение детьми.


Что вы ещё узнали об Аркадии Петровиче Гайдаре?

О чём рассказал Рувим Фраерман?

Что понравилось в рассказе?

Что удивило?


У Л Ь Т


А сейчас мы с вами поработаем с текстом. Я раздаю карточки с вопросами.

Ответы , ребята, должны быть подтверждены материалами текста. За каждый правильный ответ, группа получает жетон.

1)Какими качествами должен обладать человек , чтобы заслужить доверие ребят?

2)Как вы понимаете выражение «душевная связь»?

3)Кто первым откликается на призыв Гайдара о помощи? Как он относится к этому поручению?

4) Кто подсказал Гайдару написать повесть «Тимур и его команда»?

Во время обсуждения провожу словарную работу: Какие слова встретились непонятные?

Оценивание работы групп, подсчёт жетонов.





Читают про себя



Ответы детей. Обсуждение




М И Н У




Ответы на вопросы учителя, аргументирование своей точки зрения с опорой на текст.

Внимательно слушают товарищей, стремятся найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.













Тиф, прихотливый народ-ребята.





Коммуникативные УУД

оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации

высказывать и обосновывать свою точку зрения

Познавательные ууд

вычитывать все виды текстовой информации : фактуальную, подтекстовую, концептуальную


Т ___________К______________А





Регулятивные УУД

Работать по плану, сверяя свои действия с цель

Коммуникативные УУД

Высказывание и обоснование своей точки зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Познавательные УУД

Личностные УУД

Развитие интереса к чтению, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей

4

III этап работа после чтения

10-15 мин.

а) Концептуальная беседа по тексту.






Давайте вернёмся к нашему главному вопросу. Повторите его.

Подумайте, можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? ( из текста)

Открытие таблички на доске.

Поверил Рувим Фраерман Аркадию Петровичу, утверждавшему, что он живёт, а не играет?





Дети вспоминают, читают вопрос.

Как Гайдар писал для детей?

Ищут ответ в учебнике.

Живу, а не играю!

Восторг детей.

Да,он в самом деле не играл. В этом мне пришлось убедиться несколько неожиданным образом. ( пересказ детей , если останется время))






Познавательные УУД

извлекать информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные УУД

высказывать и обосновывать свою точку зрения


5

подведение итогов урока

3-5 мин.

а) Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности






Составьте синквейн.( дан образец)




Составление синквейна.

Прослушивание всех вариантов.

Оценка точности синквейна каждой группы.



Регулятивные УУД

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Коммуникативные УУД

высказывать и обосновывать свою точку зрения

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

6

домашнее задание

1-2 мин.

Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).


Мы сегодня узнали много интересного и увлекательного об Аркадии Петровиче, я хочу, чтобы к следующему уроку вы нашли материал о тимуровском движении. Я могу вам сказать, что это связано с пионерской организацией, с пионерами.

А чтоб вы не забыли, я повяжу, и все присутствующие гости повяжем вам галстуки- символ пионерской организации.



Записывают домашнее задание в дневник.






Дети встают и им повязывают галстуки.