СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь без конфликтов Life without conflict Өмір жанжалсыз

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему именно конфликт? Конфликт - это важная составляющая человеческих взаимоотношений. Именно то, как разрешается конфликт и как при этом происходит взаимодействие между его участниками, является показателем характера всей системы отношений, сложившейся в каком-то сообществе - в государстве, в колледже, в группе или в семье.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь без конфликтов Life without conflict Өмір жанжалсыз»

Тема: Жизнь без конфликтов

Life without conflict

Өмір жанжалсыз


Оформление:

1) Средь множества пытливых глаз,
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас,
Всегда он требует вниманья.

Сумей всех лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
Не совершать сумей ошибки. (на листе бумаги);

2) Кто-то когда-то должен ответить,

высветив правду, истину вскрыв,

что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

сжался пружиной, отчаялся он,

с миром оборваны тонкие нити,

словно стена, без окон и дверей.

Вот они главные истины эти:

поздно заметили… Поздно учли.

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.

3) Ребенок, словно чистый лист бумаги,
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.

Ход кураторского часа:

Ведущий 1:

“КОНФЛИКТ”.

Почему именно конфликт? Конфликт - это важная составляющая человеческих взаимоотношений. Именно то, как разрешается конфликт и как при этом происходит взаимодействие между его участниками, является показателем характера всей системы отношений, сложившейся в каком-то сообществе - в государстве, в колледже, в группе или в семье.

Там, где конфликты решаются с позиции силы, мы говорим о диктатуре и автократии. Там, где к решению конфликта подходят с позиции партнерства и сотрудничества, можно говорить о демократической системе или стиле взаимоотношений.

Цель кураторского часа – помочь участникам проанализировать свой опыт урегулирования конфликтов и расширить свой “репертуар” поведенческих реакций на конфликтную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества.

Уважение к личности, общение “на равных” - это вовсе не просто и требует определенной личностной зрелости. Только изменившись сам. Ты можешь изменить другого.


Ролик: 1: Мост


Ведущий 2: Упражнение “Ассоциации”

Сегодня мы с вами рассмотрим способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтами. Назовите ваши ассоциации со словом “конфликт”.

Обратите внимание, что ВСЕ слова, озвученные мной - негативные, то есть я конфликт воспринимаю только как плохую, безвыходную ситуацию. А вам, в процессе нашей работы, нужно будет искать выход, видеть хорошее, рассматривать конфликт и как возможность начать новое, выяснить причину неудач, способ договориться.

Конфликт – разногласия, спор, столкновение, ссора. Но ведь эти разногласия откуда-то появляются.


Ведущий 1: Упражнения «Снежинки».

Педагоги берут листок бумаги, и действуют по алгоритму:

  1. Молча возьмите листок.

  2. Сложите его пополам.

  3. Оторвите правый верхний угол.

  4. Сложите ещё раз пополам.

  5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.

  6. Ещё раз сложите пополам.

  7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.

  8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” коллегам.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Почему это произошло? ( Ответы).

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.


Ведущий 2: А. С. Макаренко рассматривал процесс воспитания и обучения как определённый технологический процесс и выдвигал идеи педагогической инструментовки и педагогической техники.

Под этим углом зрения можно констатировать, что при недоброжелательном отношении к студенту технологический процесс характеризуется тем, что у преподавателя преобладает обвинительный уклон. Он не чувствует потребности в психологическом анализе поступков студентов. Если студент принадлежит к неблагополучной семье, это усиливает неуважение к нему, пренебрежение, неверие в то, что он может исправиться.

Студент чутко воспринимает неуважение к себе преподавателя. Возникает взаимная неприязнь, и поведение его неизменно ухудшается.

Используя преимущественно осуждение и наказание, преподаватель не задумывается о результатах своей деятельности. А сталкиваясь с ухудшением поведения у студента, как правило, усиливает форму наказания.

При доброжелательном отношении к студенту преподаватель стремится найти конструктивный подход к нему; он прежде всего анализирует его поступки. А чтобы раскрыть их основу, изучает семейные условия его жизни, его интересы и предпочтения. Ознакомление с этим имеет не только познавательное значение, но и эмоциональное. Только узнав это, преподаватель начинает смотреть на своего ученика не как на злостного нарушителя дисциплины, который затрудняет его работу, а несколько иначе…

Это очень важный момент для формирования дальнейших взаимоотношений преподавателя и студента.

Как только студент почувствует, что его понимают, уважают, не считают плохим, неисправимым, он становится доверчивым, податливым, восприимчивым к тем приёмам педагогического воздействия, которые преподаватель ненавязчиво организует для выпрямления его личности.

Ведущий 1: Теперь мы знаем, что, КОНФЛИКТ (жанжал, conflict) – это…. (плохо или хорошо?)


Упражнение “Функции конфликта”

Конфликт выполняет определенные функции, которые специалисты относят на “позитивные” и “негативные”.

Обсудите и решите, какие из функций конфликта Вы отнесете к “позитивным”, а какие к “негативным”.

Выводы и комментарии.

Стимулируется рассуждения участников о позитивных функциях конфликта (Кто может привести пример конфликта, который сыграл позитивную роль в его жизни? ...привел к чему-нибудь хорошему?).


Ведущий 2: В числе позитивных аргументов (в пользу конфликта) могут быть названы, следующие:

- любое изменение пробивает себе дорогу через конфликт с привычным,
традиционным, отсутствие конфликтов - признак застоя;

- конфликт стимулирует самоусовершенствование и личностный рост, поиск новых способов деятельности;

- конфликт может вывести на новую интересную идею;

- отношения могут быть прочными и стабильными, если каждый может удовлетворить в этих отношениях свои потребности. Конфронтация (заявление своих интересов) - необходимый этап развития здоровых взаимоотношений;

- только пройдя через конфликт и зная, как поведет себя Другой в ситуации, когда сталкиваются ваши интересы, можно говорить о том, что хорошо знаешь человека и можешь ему доверять;

- в результате конфликта можно выйти на новую ступень во взаимоотношениях - сделать их более естественными, более глубокими, более истинными;

- конфликт закаляет характер, обучает способности отстаивать свои интересы;

- помогает выразить свои чувства и снять напряжение;

- учит лучше понимать людей;

- помогает взглянуть на ситуацию с новой точки зрения;

- делает возможным добиться улучшения ситуации;

- учит понимать и уважать не похожих на тебя людей, это расширяет круг общения.

Ведущий 1: В числе аргументов негативных:

- конфликт сопряжен с большой эмоциональной нагрузкой;

- есть риск разрушить отношения;

- есть опасения не получить того, что хочешь, или лишиться того, что имеешь сейчас;

- есть риск получить удар по самолюбию или потерять в глазах окружающих;

- порой конфликт отнимает неоправданно много сил и времени.


Слайд: Иероглиф “КОНФЛИКТ”

В китайском языке для обозначения понятия “конфликт” используются два иероглифа, один из которых имеет значение “кризис”, другой обозначает “возможность”.

Акцентируется внимание аудитории на том, что конфликт всегда открывает перед людьми новые возможности. А насколько эти возможности удастся реализовать, во многом зависит от человека, от его поведения в конфликтной ситуации.

Напоминание для аудитории: цель занятий: помочь участникам сделать конфликт скорее позитивным, чем негативным опытом во всех тех случаях, когда это только возможно.


Ролик 2: “Где же справедливость”

Обсуждение и комментарии.

Чтобы не выглядеть как герои данного фильма необходимо соблюдать простые правила.


Ведущий 1: Упражнение “Стратегия поведения в конфликте”

(в рабочую тетрадь)

С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с учащимися, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:

- совсем не согласен – 1 балл;

- не согласен – 2 балла;

- скорее согласен – 3 балла;

- согласен – 4 балла;

- полностью согласен – 5 баллов.

1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

6. Из любого конфликта я выхожу победителем.

7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.

8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.

9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.

11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.

15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

Обработка результатов. Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.



Стратегия поведения

утверждений

Сумма баллов

Соперничество

1, 6, 11


Избегание

2, 7, 12


Сотрудничество

3, 8, 13


Приспособление

4, 9, 14


Компромисс

5, 10, 15


Вывод: Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.


Ролик 3: “Сорок чертей и зеленая муха”


Дорогие студенты!

Несмотря ни на что, будь красивым деревом на самой высокой горе.

Если не можешь быть деревом, будь кустиком в пустыне, но только самым красивым. Если не можешь быть кустиком, будь маленькой веточкой, но самой красивой, с замечательными плодами.

Будь океаном, наполняя просторы чистой и светлой водой. Если не можешь быть океаном, будь стремительной горной рекой с самой чистой и прозрачной водой.

Будь ручейком, в котором отражаются чистота неба и яркость солнца. Будь ярким солнцем на голубом небосклоне и свети ярко-ярко. Если не можешь быть солнцем, будь звездой на ночном небе, но свети ярко-ярко.

Будь маленьким лучиком, указывая дорогу заблудившемуся путнику.


Спасибо.