Комментарии презентации для проведения урока
( внеклассного мероприятия ) по духовно-нравственному воспитанию.
Работа Купцовой Галины Николаевны
учителя русского языка и литературы
МОУ Красновосходской СОШ
Цильнинского района Ульяновской области.
Вступление.
Быть человеком- это значит, что ты за все в ответе, это значит сгорать от стыда за духовную нищету, хотя она существует не по твоей вине, это значит гордиться за победы, которые одержали твои предки , товарищи, это значит уметь сострадать , сочувствовать, проявлять милосердие, быть чутким и тактичным.
О чем же пойдет речь сегодня на уроке( занятии) ?
( Высказывания детей)
1,2 слайды
Да , речь пойдет о добром отношении друг другу. Давайте будем учиться делать добрые дела. Тема нашего урока ( занятия): «Жизнь дана на добрые дела».
Чего достигнем на уроке( занятии)?
( Высказывания детей).
3 слайд.
Итак ,мы постараемся увидеть прекрасное в неприметном, почувствовать ответственность за свои поступки, проанализируем поступки других, выведем правила справедливого человека.
4 слайд.
Что такое доброта?
Справедливость?
И что вы включите в истинные ценности?
( Высказывания детей).
Какие примеры можете привести в доказательство своих слов, суждений?
( Высказывания детей).
5 слайд.
Доброта ,как представлено в словаре Ожегова,-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Если мы хотим , чтобы нас окружали хорошие люди , мы должны сами совершать доброе. Доброе проявлять в отношениях с людьми, с животными, с природой. Заботиться обо всем , что есть на земле, не меньше , а может даже больше , чем о самом себе. Свое доброе отношение к человеку можно выразить поступком, жестом, улыбкой, словом. Помните: маленькие добрые дела совершаются от великой любви, приносят радость, умиротворение.
6 слайд.
Справедливость еше одно понятие , которое важно в обществе. Это моральное правило , регулирующее отношение между людьми. Справедливые отношения – это значит избегать в своих действиях зла ( унижение достоинства, обмана и насилия); стремиться к борьбе с пороками и недостатками; признавать правоту других людей, быть готовым пойти навстречу другому человеку; стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. И во всех поступках быть милосердным и гуманным. Помните : дерево познается по плоду, человек по делам.
Великими гуманистами XIX века были писатели Л. Н.Толстой, А. П. Чехов, Ф. М.Достоевский, Н.А. Некрасов, В. Г. Короленко.., XX века- М. Горький, М. Шолохов, А. Солженицын, А. Рыбаков…
7 слайд.
Все, что мы совершаем должно идти от того, что Я –ЧЕЛОВЕК. Мы должны придерживаться истинных ценностей. Ценность – это все, что имеет большое значение для человека. Здесь можно выделить истину, жизнь, знание, семью. Особо хочется отметить вечные ценности – это добро, красота, любовь, свобода, благородство, достоинство, совесть, вера.
Понаблюдаем за героиней романа Л. Н. Толстого « Война и мир», Наташей Ростовой, в начале романа ей 13 лет. Она радостная, празднует именины. ( Читаем отрывок « Вбежав в Сонину комнату и не найдя там своей подруги…до Наташа плакала , присев на синей перине и обнимая друга») Какими чувствами обладает Наташа? ( Сочувствие, сострадание, сопереживание).
Где она впитала это? ( В семье).
Именно семья – ячейка, которая характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери ,Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки.
8слайд.
« Нам бы про душу не забыть…Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз, так уж случилось, живем на свете,» - высказывался В. М. Шукшин. Писатель жил, верил, творил ,полагаясь на одну истину, истину силы доброго поступка. Обратимся к его рассказам « Мастер» и « Крепкий мужик», где изображены люди, в чьих душах по- разному преломляются понятия добра, справедливости , истинных ценностей.
« Мастер».
- Зачитаем портрет героя.
- Почему мастера зовут просто Семкой, а не по имени ,отчеству, хотя лет ему немало?
- Как относились к нему люди, как отзывались о его мастерстве ( руках)?
- Что однажды привлекло его внимание? ( Зачитать описание церкви)
-Когда шел человек в церковь?
9 слайд.
Посещение храма- праздник души человека, ее очищение.
8 слайд.
- Что задумал сделать мастер?
-Прочитайте , какими словами говорит Семка о церкви?
-Зачем он хочет сделать это?( Принести людям радость, показать красоту , пробудить в сердцах доброту)
- К кому он обратился за помощью?
- Получил ли помощь?
- Как изменился Семка?
Шукшин пишет: « Обидно было и досадно , как если бы случилось так : по деревне вели невиданной красоты девку. Все на нее показывали и кричали несуразное. А он, Семка Рысь, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и объяснили , что девка та такая-растакая, что жалеть ее нельзя, что…»
И Семка сник головой. Все вроде понял , а в глаза поруганной красавице взглянуть нет сил- совестно. Запил Семка, заливал злобу на себя, не умеющего отстоять « поруганную красавицу».
- Умерло ли в нем чувство красоты?
Нет. Живет в нем прежнее чувство, но он пытается спрятать его от людей.
- Почему рассказ назван « Мастер»?
Семка все делает умело, красиво, добротно, на века, с душой ( как когда-то строились храмы).
- Для кого старается Семка?
Старается для блага людей, на радость.
- Какова душа Семки?
Душа его чиста и прекрасна. Он творец, созидатель.
« Крепкий мужик».
- С чего начинается рассказ? (Зачитать описание церкви)
- Кто главный герой, что он задумал?
- Каким образом он осуществляет задуманное? ( Зачитать описание разрушения церкви)
- Что оно напоминает? ( Гибель живого существа)
- Что значила для жителей эта церковь?
- Как отнеслись к поступку Шурыгина окружающие люди, мать, жена? А как он относится к людям?
- Для чего он разрушает церковь? Только ли для того, чтобы построить свинарник?
- Помогут ли люди ему в строительстве? Почему?
- Что можно сказать об этом человеке? ( Бездушный, черствый, разрушитель)
10, 11 слайды.
В. Микоша, оператор, снимавший разрушение Храма Спасителя в Москве ( восстановлен 2000 году) вспоминает: « Мама долго плакала по ночам. Молчала о Храме. Только раз сказала:
- Судьба не простит нам содеянного?
-Почему же нам? – спросила жена.
- А кому же ? Всем нам… Человек должен строить , а разрушать дело антихриста…»
- Если сравнивать двух героев Шукшина, что можно о них сказать? Вроде и тот и другой деревенские мужики. Чем они отличаются?
Семен Рысь- созидатель, творец, в нем видится совестливость, боль, чувство вины- признаки живой , чуткой души.
Бригадир Шурыгин ради сиюминутной пользы, удали, ложного понимания своей значительности готов разрушить церковь.
- Только ли храм рушится?
Рушится что-то важное, хрупкое, истинное, что отличает человека от всех других живых существ.
8 слайд.
Верно утверждение Шукшина: « Уверуй , что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания- не отдавай всего этого за понюху табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»
12 слайд.
У поэта Юрия Левитанского есть замечательные слова . уместные по отношению к нашему разговору и к жизненной позиции В. Шукшина:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или Пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли , меч для битвы.
Каждый выбирает по себе.
Думайте , решайте- как жить, какой дорогой шагать, созидать ли или разрушать…
13 слайд.
Помни и поступай верно.
Попробуй не наступать, а уступить.
Не захватить , а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать . а выслушать.
Не разорвать , а склеить.
Попробуй- и ты увидишь, какими теплыми , радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку!
14 слайд.
Поделись своей добротой!