СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Жизнь дана на добрые дела"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения урока или внеклассного мероприятия по литературе по духовно- нравственному воспитанию. Для анализа взяты произведения В. М. Шукшина " Мастер", " Крепкий мужик".

Просмотр содержимого документа
«Описание слайдов.»

Комментарии презентации для проведения урока

( внеклассного мероприятия ) по духовно-нравственному воспитанию.

Работа Купцовой Галины Николаевны

учителя русского языка и литературы

МОУ Красновосходской СОШ

Цильнинского района Ульяновской области.

Вступление.

Быть человеком- это значит, что ты за все в ответе, это значит сгорать от стыда за духовную нищету, хотя она существует не по твоей вине, это значит гордиться за победы, которые одержали твои предки , товарищи, это значит уметь сострадать , сочувствовать, проявлять милосердие, быть чутким и тактичным.

О чем же пойдет речь сегодня на уроке( занятии) ?

( Высказывания детей)

1,2 слайды

Да , речь пойдет о добром отношении друг другу. Давайте будем учиться делать добрые дела. Тема нашего урока ( занятия): «Жизнь дана на добрые дела».

Чего достигнем на уроке( занятии)?

( Высказывания детей).

3 слайд.

Итак ,мы постараемся увидеть прекрасное в неприметном, почувствовать ответственность за свои поступки, проанализируем поступки других, выведем правила справедливого человека.

4 слайд.

Что такое доброта?

Справедливость?

И что вы включите в истинные ценности?

( Высказывания детей).

Какие примеры можете привести в доказательство своих слов, суждений?

( Высказывания детей).

5 слайд.

Доброта ,как представлено в словаре Ожегова,-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Если мы хотим , чтобы нас окружали хорошие люди , мы должны сами совершать доброе. Доброе проявлять в отношениях с людьми, с животными, с природой. Заботиться обо всем , что есть на земле, не меньше , а может даже больше , чем о самом себе. Свое доброе отношение к человеку можно выразить поступком, жестом, улыбкой, словом. Помните: маленькие добрые дела совершаются от великой любви, приносят радость, умиротворение.

6 слайд.

Справедливость еше одно понятие , которое важно в обществе. Это моральное правило , регулирующее отношение между людьми. Справедливые отношения – это значит избегать в своих действиях зла ( унижение достоинства, обмана и насилия); стремиться к борьбе с пороками и недостатками; признавать правоту других людей, быть готовым пойти навстречу другому человеку; стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех. И во всех поступках быть милосердным и гуманным. Помните : дерево познается по плоду, человек по делам.

Великими гуманистами XIX века были писатели Л. Н.Толстой, А. П. Чехов, Ф. М.Достоевский, Н.А. Некрасов, В. Г. Короленко.., XX века- М. Горький, М. Шолохов, А. Солженицын, А. Рыбаков…

7 слайд.

Все, что мы совершаем должно идти от того, что Я –ЧЕЛОВЕК. Мы должны придерживаться истинных ценностей. Ценность – это все, что имеет большое значение для человека. Здесь можно выделить истину, жизнь, знание, семью. Особо хочется отметить вечные ценности – это добро, красота, любовь, свобода, благородство, достоинство, совесть, вера.

Понаблюдаем за героиней романа Л. Н. Толстого « Война и мир», Наташей Ростовой, в начале романа ей 13 лет. Она радостная, празднует именины. ( Читаем отрывок « Вбежав в Сонину комнату и не найдя там своей подруги…до Наташа плакала , присев на синей перине и обнимая друга») Какими чувствами обладает Наташа? ( Сочувствие, сострадание, сопереживание).

Где она впитала это? ( В семье).

Именно семья – ячейка, которая характеризуется нравственно-психологическим климатом, для которого характерны забота и стремление прийти на помощь друг другу, честно и до конца при любых обстоятельствах выполнять свою миссию Матери ,Отца, Дочери, Сына, Бабушки, Дедушки.

8слайд.

« Нам бы про душу не забыть…Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз, так уж случилось, живем на свете,» - высказывался В. М. Шукшин. Писатель жил, верил, творил ,полагаясь на одну истину, истину силы доброго поступка. Обратимся к его рассказам « Мастер» и « Крепкий мужик», где изображены люди, в чьих душах по- разному преломляются понятия добра, справедливости , истинных ценностей.

« Мастер».

- Зачитаем портрет героя.

- Почему мастера зовут просто Семкой, а не по имени ,отчеству, хотя лет ему немало?

- Как относились к нему люди, как отзывались о его мастерстве ( руках)?

- Что однажды привлекло его внимание? ( Зачитать описание церкви)

-Когда шел человек в церковь?

9 слайд.

Посещение храма- праздник души человека, ее очищение.

8 слайд.

- Что задумал сделать мастер?

-Прочитайте , какими словами говорит Семка о церкви?

-Зачем он хочет сделать это?( Принести людям радость, показать красоту , пробудить в сердцах доброту)

- К кому он обратился за помощью?

- Получил ли помощь?

- Как изменился Семка?

Шукшин пишет: « Обидно было и досадно , как если бы случилось так : по деревне вели невиданной красоты девку. Все на нее показывали и кричали несуразное. А он, Семка Рысь, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и объяснили , что девка та такая-растакая, что жалеть ее нельзя, что…»

И Семка сник головой. Все вроде понял , а в глаза поруганной красавице взглянуть нет сил- совестно. Запил Семка, заливал злобу на себя, не умеющего отстоять « поруганную красавицу».

- Умерло ли в нем чувство красоты?

Нет. Живет в нем прежнее чувство, но он пытается спрятать его от людей.

- Почему рассказ назван « Мастер»?

Семка все делает умело, красиво, добротно, на века, с душой ( как когда-то строились храмы).

- Для кого старается Семка?

Старается для блага людей, на радость.

- Какова душа Семки?

Душа его чиста и прекрасна. Он творец, созидатель.

« Крепкий мужик».

- С чего начинается рассказ? (Зачитать описание церкви)

- Кто главный герой, что он задумал?

- Каким образом он осуществляет задуманное? ( Зачитать описание разрушения церкви)

- Что оно напоминает? ( Гибель живого существа)

- Что значила для жителей эта церковь?

- Как отнеслись к поступку Шурыгина окружающие люди, мать, жена? А как он относится к людям?

- Для чего он разрушает церковь? Только ли для того, чтобы построить свинарник?

- Помогут ли люди ему в строительстве? Почему?

- Что можно сказать об этом человеке? ( Бездушный, черствый, разрушитель)

10, 11 слайды.

В. Микоша, оператор, снимавший разрушение Храма Спасителя в Москве ( восстановлен 2000 году) вспоминает: « Мама долго плакала по ночам. Молчала о Храме. Только раз сказала:

- Судьба не простит нам содеянного?

-Почему же нам? – спросила жена.

- А кому же ? Всем нам… Человек должен строить , а разрушать дело антихриста…»

- Если сравнивать двух героев Шукшина, что можно о них сказать? Вроде и тот и другой деревенские мужики. Чем они отличаются?

Семен Рысь- созидатель, творец, в нем видится совестливость, боль, чувство вины- признаки живой , чуткой души.

Бригадир Шурыгин ради сиюминутной пользы, удали, ложного понимания своей значительности готов разрушить церковь.

- Только ли храм рушится?

Рушится что-то важное, хрупкое, истинное, что отличает человека от всех других живых существ.

8 слайд.

Верно утверждение Шукшина: « Уверуй , что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания- не отдавай всего этого за понюху табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»

12 слайд.

У поэта Юрия Левитанского есть замечательные слова . уместные по отношению к нашему разговору и к жизненной позиции В. Шукшина:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или Пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли , меч для битвы.

Каждый выбирает по себе.

Думайте , решайте- как жить, какой дорогой шагать, созидать ли или разрушать…

13 слайд.

Помни и поступай верно.

Попробуй не наступать, а уступить.

Не захватить , а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать . а выслушать.

Не разорвать , а склеить.

Попробуй- и ты увидишь, какими теплыми , радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку!

14 слайд.

Поделись своей добротой!















Просмотр содержимого презентации
«Духовно-нравственное воспитание»

Презентация для проведения урока ( внеклассного мероприятия ) по духовно-нравственному воспитанию.   Купцова Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ Красновосходской СОШ Цильнинского района Ульяновской области

Презентация для проведения урока ( внеклассного мероприятия ) по духовно-нравственному воспитанию.

Купцова Галина Николаевна

учитель русского языка и литературы МОУ Красновосходской СОШ

Цильнинского района Ульяновской области

Жизнь  дана  на добрые дела.

Жизнь дана на добрые дела.

ЦЕЛИ: СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЛИТЕРАТУРЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ПРЕКРАСНОГО, ПРОБУЖДЕНИЯ ДУШИ У УЧАЩИХСЯ, ПОМОЧЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА ПОСТУПКИ, формировать моральные правила справедливого человека.

ЦЕЛИ: СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЛИТЕРАТУРЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ ПРЕКРАСНОГО, ПРОБУЖДЕНИЯ ДУШИ У УЧАЩИХСЯ, ПОМОЧЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА ПОСТУПКИ, формировать моральные правила справедливого человека.

Что такое доброта? справедливость? истинные ценности?

Что такое доброта? справедливость? истинные ценности?

Доброта

Доброта

Истинные ценности

Истинные ценности

«Нам бы про душу не забыть…»

«Нам бы про душу не забыть…»

До конца , до самого креста  Пусть душа останется чиста. ( н. рубцов)

До конца , до самого креста Пусть душа останется чиста. ( н. рубцов)

Каждый выбирает для себя  женщину, религию, дорогу.  Дьяволу служить или пророку-  каждый выбирает для себя.  Каждый выбирает по себе  слово для любви и для молитвы  шпагу для дуэли ,меч для битвы.  Каждый выбирает по себе (ю. левитанский)

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку- каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы шпагу для дуэли ,меч для битвы. Каждый выбирает по себе (ю. левитанский)

Помни и поступай верно

Помни и поступай верно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя