СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизнь Древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающий мир  - автор А.А.Плешаков

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь Древних славян"»

«Жизнь древних славян»

Цель: ознакомление с повседневной жизнью человека в разные эпохи через изучение истории предметов домашнего обихода.

Задачи:

- расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой;

- развивать самостоятельность, воображение, речь, умение работать в команде;

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины.

-создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

-повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира.

-формировать понятие «уметь учиться».


Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения: урок-исследование

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»,

А.А. Плешаков 4 класс, план – исследования, тесты.

Ход урока.


1.Организация начала урока. (Звучит музыка.)

- добры дзень, сябры, сёння я запрашаю вас у займальнае падарожжа па нашай краіне.

-понятно ли вам , что я сказала?

- хотели бы вы узнать, что обозначают данные слова?

2.Актуализация знаний . ( 3 мин)

Упражнения на развитие концентрации внимания

Сегодня начинаем изучение истории нашего Отечества

Отправляемся в путешествия в далёкие времена, V –VIIIв.в.


Задание «Разгадай анаграммы»: томпоки, дкипре, вресоменкини. ( потомки, предки, современники)

- кто такие потомки? Предки? Современники?

Предки - Те, кто жили задолго до настоящего времени.

Современник - Тот, кто жил или живет в одно время с нами.

Потомки - Люди будущих поколений.

-мы с вами вспомнили три исторических термина, расположите их правильно на ленте времени.


______________________*____________________*_____________________


3. Прочитайте текст. Определите корень у выделенных слов.


Среди других народов наши предки славились силой. Выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьем, одетые в простые рубахи. ( корень –слав-)


- Образуйте новое слово, используя корень –слав-, суффикс –ян-, окончание –е. (славяне)

-Как вы думаете, о каком времени мы сегодня будем говорить? (дети формулируют тему урока «Жизнь древних славян» )

4.Целеполагание .(3мин)

-Давайте определим цель нашего урока.

(Узнать о жизни славян в Древней Руси.

Нам интересно знать, как жили русские люди раньше.

Хотим понять, чем они интересовались, какие праздники любили наши предки , чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись).

-Где мы сможем найти ответы на эти вопросы?

- Построим проект выхода из затруднения, т.е наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новое знание, какие знания нам пригодятся.

План открытия нового знания:

1.Расселение древних славян. (исследуем карту)

2.Занятия древних славян ( с помощью учебника и энциклопедий).

3.Быт и жилища древних славян( с помощью учебника и рисунков).

4.Верования древних славян ( учебник и энциклопедия).

-Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с картой, с учебником, умение находить главную мысль)

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.7-10 мин

-Работаем в группах. Надо подготовить рассказ о расселении, быте, занятиях и верованиях древних славян.

Сегодня в роли исследователей выступите вы сами. Исследование мы будем проводить в группах: 1 группа, 2, 3, 4. У каждой группы свой предмет исследования — учебник и исторические источники, выбранные мною из исторической литературы (обратите внимание на выставку книг) и материалов Интернета. Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения задания. Работа в группе осуществляется по определённому плану.

В ходе исследования :

1 группа должна выяснить: расселение древних славян, используя карту

2 группа: занятия восточных славян.

3 группа: быт и жилища восточных славян.

4 группа: верования древних славян.

5 группа: праздники древних славян

Познакомьтесь с материалом, есть ли вопросы по заданиям? Приступайте к работе.После подготовки:

Физминутка

- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).

- Мы охотники, мы стреляем из лука.

- Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром.

- Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл.

- Мы занимаемся земледелием:

- рубим деревья,

- пашем землю,

- сеем просо, пшеницу,

- жнём колосья,

- молотим зерно,

- замешиваем тесто,

- печём хлеб.

- Какой ароматный получился хлеб!


Слушаем выступление 1 группы, которая исследовала вопрос расселения древних славян.

- Как жили славяне?

Наши предки жили все вместе племенем – поодиночке они бы погибли. Управляли племенем вожди.

Семьи у славян большие, несколько родов составляют племя, несколько поселений общину. Каждое племя занимало свою территорию.

- Действительно первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах». Во главе стоял родовой старейшина. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На общий совет – вече, теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности сражалось всё мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).


Используя карту, укажите территорию, на которой проживали древние славяне.

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.


- По мнению учёных, «славяне» - в переводе означает: живущие у воды.

- На этой территории проживало 12 восточнославянских племенных союзов. (Полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы.

- Как описана жизнь славян в исторических документах?

Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».

- Какие национальности позднее произошли от восточных славян?

(От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.)

- Мне очень понравилась работа вашей группы.


- Теперь я готова раскрыть смысл приветствия на белорусском языке : Добрый день, друзья, сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашей стране.


- Перед вами на столах лежат листочки, ваша задача - внимательно слушать ответы других исследовательских групп, и заносить новые для вас слова в листы, это ваше богатство.

- Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды их деятельности.

Об этом нам расскажет 2 группа.

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.

Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту.

В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

- Знаете, ребята, что охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».

- Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

- Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет)

- Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие.

Скотоводство Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.

Но самым главным делом у славян постепенно становится земледелие.

Земледелие Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).

- Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.

Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия разделялись, каждый делал ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил. Так через века эти ремёсла, которые мы называем профессиями, дошли до 21 века. Какие ремёсла наиболее успешно развивались у славян? (кузнечное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Научились наши предки мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь).

- Итак, основные занятия славян:

земледелие скотоводство охота рыболовство собирательство бортничество

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.


И, конечно, согревало славян их жилище.

О нём расскажет нам 3 группа.

Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке. Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали скот.

Неприхотливым было убранство: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.

- Для чего наши предки делали в жилищах несколько выходов?

Что бы можно было скрыться от врагов.

Часто такие поселения обносили рвами, частоколами.

- Как же выглядела землянка? ( Прочитайте текст на с.37-38)

Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-черному». Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по котором уходил дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находится внутри.

Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Освещалось жилище лучиной.

-Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.

Итак, о верованиях славян нам расскажет 4 группа.

Древние славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги: Стрибог – повелитель ветра, Макошь- божество плодородия, Ярило – бог Солнца. Одним из главных богов был Перун – бог молнии и грома. Лада - славянская богиня любви и красоты, второе имя Лады – Слава, отсюда и название народа «славяне», которым она покровительствовала.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.

- У славян не было жрецов, но были люди, которые могли общаться с богами, творить заклинания. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

С почитанием природы связаны славянские праздники: Ивана Купалы.


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).

А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян.

Выполним тестовое задание.

Выбери правильный ответ и обведи в кружок (подписать тест)

А) Славяне жили:

1. В пустыне.

2. По берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне.

3. В горах.

Б) Что такое бортничество?

1. Изготовление бочек из дерева.

2. Выдалбливание лодок.

3. Собирание мёда диких пчёл.

В) Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

1. Ружьё.

2. Лук со стрелами.

3. Саблю.

Г) Жилище древних славян?

1)Землянка.

2)Чум.

3).Пещера.

5. Древние славяне были:

а) язычниками

б) христианами

в) мусульманами.


Взаимопроверка, соотнесение с образцом.

- Обменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов.

- Если 5 правильных ответов – поставьте «5», 4 – «4» и т.д.

- Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Молодцы.


7. Составление синквейна к слову «славяне» ( 1 и 2 группы)

Подведение итога (составление синквейна):

1. 1 Существительное (урок)(3 и 4 группы)

2. 2 прилагательных, характеризующих урок (интересный, поучительный)

3. 3 глагола, что делали на уроке (знакомились, изучали, трудились)

4. Отношение к уроку

5. Слово синоним

( ответы детей)

8. Домашнее задание.

1.Сделайте рисунки к изученному периоду родной истории.

2.Подготовьте сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде.

9.Рефлексия .

— Какую тему мы сегодня исследовали? Достигли ли мы поставленной цели « Узнать о жизни древних славян?»

- Что нам помогло в этом, какие знания, с помощью чего мы их добывали?

-Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного?

-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?

-Кому работа на уроке показалась интересной?

— Что вас особенно удивило?

На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.


Наказ от восточных славян

Славяне – «славящиеся», прославившиеся своими подвигами

1. Прославляй свою страну хорошими поступками и делами.

2. Будь честный: не воруй и не обмани.

3. Поступай без коварства и зла.

4. Соблюдай целомудрие.

5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.


Домашнее задание.

Стр. 34-38: прочитать.

Стр. 39: выполнить задания № 1-4.

Закончим наше путешествие вот таким стихотворением:

Русоволосые и сероглазые, лицами светлые, сердцем славные

Древляне, кривичи, поляне, скажите, кто вы?

Дети: Мы – славяне!

Своею статью все пригожие, все разные и все похожие,

Зоветесь ныне россияне.

Издревле, кто вы?

Дети: Мы – славяне!

Итог урока.

- Что интересного узнали на уроке?

- Дома расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

На следующих уроках вы продолжите знакомство со «Страницами истории Отечества».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!