СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827гг.) Любовь к людям – основной мотив всей жизни и педагогической деятельности прославленного швейцарского педагога
Краткие сведения о педагогической концепции Песталоцци Иоганна Генриха
Слайд 1.
Знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца, он был окружен в детстве заботами матери и с детства проникся сочувствием к бедным и сиротам. Не очень успешное обучение в школе укрепило его в мысли о необходимости улучшить учебный процесс, сделать его интересным, а образование – доступным для всех детей, независимо от их происхождения и уровня достатка их семьи.
Образование Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе. Не закончив коллегиум (высшее учебное заведение гуманитарного направления), на филологическом и философском отделениях, и где под влиянием французских просветителей развивались передовые, демократические идеи (произведение «Эмиля» Жан Жак Руссо как и «Общественный договор»), которые произвели на юношу 17 лет огромное впечатление и укрепили его намерение самоотверженно служить народу. Он решил заняться осуществлением своей заветной мечты - об улучшении положения народа. И вскоре он, чтобы быть ближе к народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становится агрономом.
Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами, так и разочарованиями. Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования
Слайд 2.
За годы исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника» (1780), «Лингарт и Гертруда. Книга для народа» (1781), «Как Гертруда учит своих детей» (1801г), и, наконец, главный труд его жизни «Лебединая песня» (1826), которая была написана в конце жизни
Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес. В научных и педагогических трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики, которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга и на развитие ребенка, идеи и воззрения, на которые они опираются.
Слайд 3.
Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение . В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.
Существенным отличием педагогической деятельности Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно–образовательных учреждений.
В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф(Начало педагогической деятельности Песталоцци – открытие детского приюта 1769-17740), Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон(1800-1825)- Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность.), Песталоцци пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей. Педагог становится сторонником природосообразного воспитания.
Слайд 4.
Опора на физические силы учеников – есть основа природоособразного воспитания, которое опирается на чувственное восприятие. Методами сравнения, сопоставления и различения следует развивать чувственное восприятие, что приводит к развитию мышления маленьких детей.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.
Слайд 5.
Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.
Педагогика - по мнению Песталоцци, призвана дать детям возможность перехода от беспорядочного нагромождения впечатлений, получаемых ребенком чувственным образом, к умению воспринимать и далее к образованию ясных воззрений и чётких понятий.
И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: “Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента”.
Слайд 6.
Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.
Основу нравственного развития он видел в семейном воспитании, школьное же будет успешным, при условии действия в согласии с ним.
По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Однако, каким прорывом в теоретической и практической педагогике этот вывод был для начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания!
Слайд 7.
Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а следовательно и организацию для них "народной школы", Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.
Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знания человеческой психологии. Общий психологический источник приемов воспитания и обучения - элементы (простейшие составные части человеческого знания).
Он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.
В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли.
Слайд 8.
Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс.
Демократ и гуманист Песталоцци со студенческих лет мечтал помочь своему народу «подняться» из нищеты и невежества к разумной, осмысленной, материально обеспеченной жизни. Свои социально-реформаторские идеалы просветитель связал с образованием народа, воплощал их в более чем полувековой педагогической деятельности.
В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение - "Лебединую песнь". В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: "Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в "Лингарде и Гертруде", отец сирот в Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя."
Слайд 9.
Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.
Слайд 10.
Значение педагогической теории и практики Песталоцци.
Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики.
Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты.
Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.
Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке.
В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки".
Он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)
Знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца, он был окружен в детстве заботами матери и с детства проникся сочувствием к бедным и сиротам. Не очень успешное обучение в школе укрепило его в мысли о необходимости улучшить учебный процесс, сделать его интересным, а образование – доступным для всех детей, независимо от их происхождения и уровня достатка их семьи.
Любовь к людям – основной мотив всей жизни и педагогической деятельности прославленного швейцарского педагога И.Г.Песталоцци.
Образование Песталоцци получил сначала в начальной, а затем в латинской средней школе. Не закончив коллегиум (высшее учебное заведение гуманитарного направления), на филологическом и философском отделениях, и где под влиянием французских просветителей развивались передовые, демократические идеи (произведение «Эмиля» Жан Жак Руссо как и «Общественный договор»), которые произвели на юношу 17 лет огромное впечатление и укрепили его намерение самоотверженно служить народу. Он решил заняться осуществлением своей заветной мечты - об улучшении положения народа. И вскоре он, чтобы быть ближе к народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становится агрономом.
Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами, так и разочарованиями. Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования. Его стремление обучать детей из малообеспеченных семей вызвано, прежде всего, нищетой и страданиями, царившими вокруг. Крестьянские дети вызывали у него жалость и желание помочь. Песталоцци видел выход из бедности народа в его образовании. Он так же осознавал, что государство в данный период не может осуществить повсеместное строительство народных школ. Попыткой самостоятельно решить данную проблему было создание школы для крестьянских детей в имении Нойгоф (1769 – 1774). Однако местные крестьяне оказались не готовыми воспринять идеи молодого преподавателя. Как только их дети на ремесленных работах зарабатывали себе на приличную одежду, они забирали их из школы. Учреждения приходилось закрывать.
Однако, если крестьянство не смогло оценить идеи швейцарского педагога, то в полной мере это сделало государство. Оно помогает ему открыть образовательные учреждения в Станце (1798 – 1799), затем и в Ивердоне (1800– 1825), где его деятельность обрела признание и мировую известность.
За годы исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника» (1780), «Лингарт и Гертруда. Книга для народа» (1781), «Как Гертруда учит своих детей» (1801г), и, наконец, главный труд его жизни «Лебединая песня» (1826), которая была написана в конце жизни. В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.
Произведение раскрывает идеи как нравственного, так и умственного воспитания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. Умственное воспитание не может обходиться без воспитания души, потому как любое знание должно приносить благо, а для этого необходимо знать, что это. Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение.
По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Однако, каким прорывом в теоретической и практической педагогике этот вывод был для начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания!
В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), Песталоцци пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей. Педагог становится сторонником природосообразного воспитания.
Опора на физические силы учеников – есть основа природоособразного воспитания, которое опирается на чувственное восприятие. Методами сравнения, сопоставления и различения следует развивать чувственное восприятие, что приводит к развитию мышления маленьких детей.
Рассматривая «Лебединую песню» Песталоцци как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:
Существенным отличием педагогической деятельности Песталоции от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно – образовательных учреждений
Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци
Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.
Педагогическая концепция И.Г.Песталоцци
И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: “Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента”.
Песталоцци умер в 1827 году в своем имении. На зените своей славы у него в гостях в Ивердонском институте побывало множество выдающихся людей того времени: немецкий философ И.Г. Фихте, ученый К. Риттер, И. Тургенев, педагог А. Белл, Р.Оуэн, писательница мадам де Сталь. Он встречался с Наполеоном, был удостоен аудиенции Александра I, который наградил педагога Орденом Владимира и профинансировал издание первого многотомника сочинений просветителя.
Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство.
В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.
Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци.
В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся?
Начало педагогической деятельности Песталоцци – открытие детского приюта. Однако и став знаменитым создателем новой методики начального обучения, руководителем учительского института, писателем, Песталоцци сохранил стремление помогать обездоленным, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни.
П. был одним из основоположников концепции развивающего образования предметы преподавания рассматривались им, по его словам, больше как средство целенаправленного «развитие способностей, чем как средство приобретения знаний»
Большой успех имели «Лингард и Гертруда, книга для народа» 1781года. Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывала своих детей убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия" можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.
Педагогика - по мнению Песталоцци, призвана дать детям возможность перехода от беспорядочного нагромождения впечатлений, получаемых ребенком чувственным образом, к умению воспринимать и далее к образованию ясных воззрений и чётких понятий.
Ребенку представляются четкими лишь те понятия, к ясности которых ничего больше не может прибавить личный опыт… Путь к достижению четких понятий лежит через постепенное, доступное детям, уяснения всех предметов, четкого понимания которого от них добиваются.
И. Г. Песталоцци стал родоначальником влиятельного направления в педагогике под названием песталоццианства. На его воспитательную деятельность повлиял Жан Жак Руссо. Существенным отличием педагогической деятельности Песталоции от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно – образовательных учреждений.
«Оценивая заслуги Песталоцци в развитии педагогической теории, особое внимание следует обратить на основные моменты: исходя из выдвинутых им общедидактических положений, он предложил оригинальную методику первоначального обучения детей; достаточно обоснованно для своего времени раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение изучения родного языка, в обучении которому он отводил главное место развитию устной речи, которое должно предварять обучение чтению и грамматике». Акцент в работе Песталоцци делал на практическом усвоении.
От всего обучения Песталоцци требует основательности. Он делил все подлежащее изучению на: географию, физику, естественную историю, астрономию. А в каждом разделе было 40 отделов. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знания человеческой психологии. Общий психологический источник приемов воспитания и обучения - элементы (простейшие составные части человеческого знания). Воспитание Песталоцци рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Путем реализации своей педагогической теории Песталоцци разработал метод элементарного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Идея элементарного образования: развитие в ребенке основ веры и любви через средства хорошей семьи. Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы: число, форму; язык - первичные элементы умственного воспитания. Например: обучение языку следовало начинать с учения о звуках (средство развития органов языка), затем учение о словах: (средство достижения известного). Учение о звуках (звуковой метод) делится на: учение о звуках в слове, учение о звуках в пении. Отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, упорядоченности, красоты - элементы нравственного воспитания. Умение ударить, кинуть, перенести и прочее - элементы физического и трудового воспитания.
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность.
Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес. В научных и педагогических трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики, которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга и на развитие ребенка, идеи и воззрения, на которые они опираются.
Цель воспитания – развивать все природные силы и способности человека.
Задача воспитания – создание гармонически развитого человека.
Основной принцип воспитания – согласие с природой.
Средство воспитания – труд, игра, обучение.
Боле 50 лет И.Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. Им была создана “теория элементарного образования", согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.
Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.
Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрели международное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейских стран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.
В своей дидактической теории связал обучение с воспитанием и развитием ребёнка (развивающее обучение), педагогику с психологией. Развил идею соединения обучения с производительным трудом. Педагогические сочинения: «Лингард и Гертруда» (1781—87), Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781—1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.
Высшая цель воспитания для Песталоцци – способствовать подъему внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости к природе и человеку» для деятельного труда в обществе, которому должны сопутствовать внутренний покой и внешний порядок. Образование представляет собой саморазвитие основных сил и способностей человека, его головы (рассудок), сердца (чувство) и рук (творчество)
Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"
Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.
Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в процессе воспитания.
Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци,
является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.
Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Песталоцци считал, что "оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание".
Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы (природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям – на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершается на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.
Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития ребенка.
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений - вначале в семье, затем в школе. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. "Глаз", - говорил Песталоцци, - хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить".
Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.
Идея элементарного образования: развитие в ребенке основ веры и любви через средства хорошей семьи. Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы: число, форму; язык - первичные элементы умственного воспитания. Например: обучение языку следовало начинать с учения о звуках (средство развития органов языка), затем учение о словах: (средство достижения известного). Учение о звуках (звуковой метод) делится на: учение о звуках в слове, учение о звуках в пении. Отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, упорядоченности, красоты - элементы нравственного воспитания. Умение ударить, кинуть, перенести и прочее - элементы физического и трудового воспитания.
Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.
И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:
1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;
2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;
3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.
Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об "элементарном образовании", которые он обобщенно именовал как "метод". Метод элементарного образования – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:
ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;
многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;
активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира
Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.
Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний.
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.
Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования.
Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и
трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны
воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
1. . Физическое и трудовое воспитание
"физическое элементарное образование целью которого является правильное гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку спокойствие и физическую самостоятельность, и привитие ему хороших физических навыков".
Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического воспитания детей – естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непосредственным, за все хвататься, всегда действовать.
Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием.
Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.
Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.
Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.
В качестве элементов физического и трудового воспитания предлагались различные упражнения на развитие суставов, а также метод элементарного образования. Это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Метод предполагает самостоятельность учащихся.
2. Нравственное воспитание.
"нравственное элементарное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных суждений, и привитие ему определенных нравственных навыков".
Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим.
Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению
Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к матери постепенно распространяется на других членов семьи. "Отчий дом,- восклицает Песталоцци, - ты школа нравов".
Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношение учителя к детям строится на основе его отеческой любви к ним.
Песталоцци предпочитал "живое чувство каждой добродетели разговору о ней". Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучения, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.
3. Умственное образование.
"элементарное интеллектуальное образование, целью которого является
правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков." Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой степени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.
Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его гносеологической концепцией, в основе которой, лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувствительных восприятий, перерабатываемых за тем сознанием при помощи априорных идей.
Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.
Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.
Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека.
Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности — «от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».
Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образованный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому задача педагога, по его мнению, дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся.
Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности.
Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к
мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово.
Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без
применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться
правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.
Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательно перехода от части к целому. Обучение должно идти, по его мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться.
Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Он считал, что школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями должна обязательно прививать и умение и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека.
Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности – "от навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных".
Создание частных методик начального обучения.
«Оценивая заслуги Песталоцци в развитии педагогической теории, особое внимание следует обратить на основные моменты: исходя из выдвинутых им общедидактических, положений. Он предложил оригинальную методику первоначального обучения детей; достаточно обоснованно для своего времени раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение изучения родного языка, в обучении которому он отводил главное место развитию устной речи, которое должно предварять обучение чтению и грамматике». Исходя из своих общих дидактических положений, Песталоцци создал основы частных методик начального обучения и значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал развитие речи ребенка и обогащение его словарного запаса. Он отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в его время, когда еще господствовал буквослагательный метод.
Песталоцци дал ценные указания по увеличению словарного запаса детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и с сообщением элементарных сведений по естествознанию, географии и истории. Однако на практике его уроки иногда сводились к формальным упражнениям в составлении предложений, которые содержали перечисление внешних признаков предметов.
Путем утомительных и зачастую однообразных упражнений Песталоцци стремился развить в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления, выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама мысль о положительном значении таких занятий верна, практическое же их выполнение часто носило формальный характер.
Для приобретения навыков письма Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий — элементов букв.
Обучение письму Песталоцци связывал с измерением предметов и рисованием, а также с развитием речи. Большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.
Для обучения измерению Песталоцци предлагал брать сначала прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Воспитатель должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают их свойства и названия, учатся их измерять.
Результаты измерений ребенок должен зарисовать. Эти упражнения являются основой для обучения его письму.
Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основанной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изучения чисел начиная с элемента каждого целого числа — единицы. На основе наглядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совершенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметические понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети переходят затем к десяткам.
Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого.
На основе этой идеи последователями Песталоцци был введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в некоторых школах и в настоящее время.
Песталоцци дал ряд указаний по преподаванию географии. Он ведет здесь своих учеников от близкого к далекому, от наблюдений окружающей местности в натуре к более сложным представлениям. Дети, знакомясь со школьным участком земли, со своей деревней, приобретают сначала элементарные географические представления, которые затем постепенно расширяются, и в итоге они должны получить представления о всей земле. При этом к начальным представлениям следует постоянно возвращаться при изучении далеких стран.
Песталоцци считал полезным соединение родиноведения с начатками естествознания. Он рекомендовал лепить рельефы местности из глины, а уже затем переходить к карте.
От всего обучения Песталоцци требует основательности. Он делил все подлежащее изучению на: географию, физику, естественную историю, астрономию. А в каждом разделе было 40 отделов. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знания человеческой психологии. Общий психологический источник приемов воспитания и обучения - элементы (простейшие составные части человеческого знания).
Песталоцци полагал, что главная задача воспитания – сформировать
гармонически развитого человека, который должен принять в будущем
полезное участие в жизни общества.
Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.
У Песталоцци модель школы приближена к семье. В ней сочетается умственное и трудовое воспитание, соединяется обучение с ремесленным трудом, преследуется принцип развивающего обучения, - от простого к сложному. По мнению Песталоцци, воспитание должно идти в семье и школе на протяжении всей жизни. Он основоположник начального (формального) образования. Песталоцци оказал заметное влияние на Западноевропейскую педагогику. За И.Г. Песталоцци закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя народной школы.
Труды: «Лингард и Гертруда» (1781—1787), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).
Основу нравственного развития он видел в семейном воспитании, школьное же будет успешным, при условии действия в согласии с ним. Идеи Песталоцци стали плодотворной основой творческих поисков педагогов в последующем.
Песталоцци намного опередил свое время в познании законов воспитания и развития личности. Он первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни и провозгласил основной принцип – жизнь образует.
Значение педагогической теории и практики Песталоцци.
Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.
Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.
Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.
Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.
Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества.
В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение - "Лебединую песнь". В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: "Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в "Лингарде и Гертруде", отец сирот в Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя."
Заключение
На основе всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
1. Иоганн Генрих Песталоцци - один из основоположников социальной педагогики как науки и практики. Он одним из первых дал теоретическое обоснование социальной педагогики, выдвинув идею создания системы помощи и поддержки социально-незащищенных слоев населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основой которой является не материальная благотворительность, а привитие человеку знаний, умений и навыков, необходимых в общественной жизни, и воспитание в нем стремления к самопомощи
2. Истоками формирования его социально-педагогических взглядов стали: семейное воспитание, социально-экономическая обстановка в Швейцарии, учения известных педагогов Европы — его предшественников, таких как Я.А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо, а также его собственная общественно-политическая и социально педагогическая деятельность.
3. Социально-педагогическое наследие И.Г. Песталоцци представляет совокупность идей и опыта его практической деятельности, оказавших существенное влияние на развитие социальной педагогики как науки и практики.
4. Важное место в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци занимают проблемы подготовки воспитателей детских учреждений, под которой следует понимать идеи и опыт швейцарского педагога, отражающие основные этапы, содержание и методику формирования воспитателя.
5. Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци строилась в соответствии с требованиями принципов: природосообразности; воспитывающего обучения; социальной обусловленности воспитания ребенка; самопомощи человека в социальном развитии; индивидуального подхода к воспитаннику и др.
6. Практическая деятельность И.Г. Песталоцци и его социально педагогические идеи оказали значительное влияние на развитие различных направлений подготовки воспитателей детских учреждений: подготовку учите лей народных школ и подготовку руководителей детских воспитательных учреждений и педагогических семинарий. Социально-педагогическое наследие И.Г. Песталоцци существенно повлияло на практическую деятельность и теоретические взгляды многих выдающихся педагогов, занимавшихся подготовкой воспитателей детских учреждений. Последователи И.Г. Песталоцци продолжали развивать многие его идеи. В частности: И.Ф. Гербарт продолжил разработку "метода" начального обучения ребенка раннего возраста; Ф.В.А. Фребель уделил значительное внимание определению содержания игровой деятельности с детьми младшего возраста; Ф.А.В. Дистервег продолжил обоснование модели подготовки учителей народных школ; К.Д. Ушинский выявил основные пути повышения эффективности подготовки воспитателей детских учреждений; П.Ф. Каптерев расширил содержание "метода" (в его широком и узком понимании).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЭнциклопедический словарь. 2009.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. — М.: Терра, 2001
И.Г. Песталоцци. «Избранные педагогические сочинения». Том 2 /Под ред. В.А.Ротенберга, В.М.Кларина – М.: «Педагогика», 1981
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. А.И. Пискунова. – 2 изд., испр. и дополн. М.:ТЦ «Сфера». 2001. с. 288
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцции И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М, 2000.
http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=951
http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html
http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi02.html
http://www.kalitva.ru/152952-zhizn-i-deyatelnost-pestalocci.html
http://www.biografia.ru/
Публикации:
Избранные педагогические произведения: В 3 т. М., 1961-65
Реферат: Идея развивающего обучения в трудах И.Г.Песталоцци и А.Дистервега
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. А. БУНИНА
Факультет Педагогики и Методики Начального Образования. Выполнила: ст. IV курса гр. 41 Карасева М. И
В.З. Смирнов. История педагогики. Просвещение. 1965 г.
М.В. Макаревич, И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Хрестоматия по истории педагогики. Издательство "Высшая школа". Минск. 1971 г.
В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Педагогическое наследие. Москва. "Педагогика" 1987 г.
Духавнева А.В., Столяренко А.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2000.– 480с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ Сфера, 2001. 512 с. т
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с. 4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.2. М.: Педагогика, 1981. 416 с. 5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Авт. сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 368 с. 6. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред. В.А. Никитина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -272 с.
Пинкевич А.П., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. – М., 1927.
0 |
|
Любовь к людям – основной
мотив всей жизни и
педагогической деятельности прославленного швейцарского педагога
Иоганн Генрих Песталоцци
(1746 – 1827)
Знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца, он был окружен в детстве заботами матери и с детства проникся сочувствием к бедным и сиротам . Не очень успешное обучение в школе укрепило его в мысли о необходимости улучшить учебный процесс , сделать его интересным , а о бразование – доступным для всех детей , независимо от их происхождения и уровня достатка их семьи. Жизнь и деятельность знаменитого швейцарского педагога была насыщена как успехами , так и разочарованиями . Песталоцци, пройдя нелегкий путь, в конце своей жизни добился мирового признания. Примечательно, что у него даже не было педагогического образования.
« Досуги отшельника» (1780),
«Лингарт и Гертруда.
Книга для народа» (1781),
( социально-педагогический роман в котором
развивает свои идеи об улучшении крестьянской
Жизни посредством разумных методов ведения
хозяйства и правильного воспитания детей )
"Письмо к другу о пребывании в Станце"
(1799), "Метод. Памятная записка
Песталоцци" (1800), «Как Гертруда учит
своих детей» (1801г ) ( Это рассказ о том, как
простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка
умело воспитывала своих детей и убедила односельчан открыть в деревне школу) ," Что дает метод уму и сердцу" (1806) «Лебединая песня»(1826) и другие .
Для современной научно-педагогической мысли наследие швейцарского ученого-педагога И.Г.Песталоцци представляет особый интерес. В научных и педагогических трудах И.Г.Песталоцци представлены основы педагогики , которые актуальны и в наше время. Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга и на развитие ребенка, идеи и воззрения, на которые они опираются.
За годы исканий в свет выходят такие труды педагога, как «Досуги отшельника» (1780), «Лингарт и Гертруда. Книга для народа» (1781), «Как Гертруда учит своих детей» (1801г), и, наконец, главный труд его жизни «Лебединая песня» (1826), которая была написана в конце жизни.
Принципы обучения и воспитания, выдвинутые педагогом, присущи современному процессу образования. Педагогическая концепция ученого представляет тесную взаимосвязь между различными видами воспитания, исследование их влияния друг на друга и на развитие ребенка, идеи и воззрения, на которые они опираются.
«Лебединая песня» - итоговое произведение великого швейцарского педагога Генриха Песталоцци
В этом труде собраны все
итоги и выводы, основанные
на длительной педагогической
практике :
Цель воспитания – развивать
все природные силы и способности человека.
Задача воспитания – создание гармонически развитого человека.
Основной принцип воспитания – согласие с природой.
Средство воспитания – труд, игра, обучение.
Произведение раскрывает идеи
как нравственного,
так и умственного воспитания,
которые взаимосвязаны и
дополняют друг друга.
Умственное воспитание не
может обходиться без
воспитания души,
потому как любое знание
должно приносить благо,
а для этого необходимо знать, что это.
Существенным отличием педагогической деятельности Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно–образовательных учреждений.
Это утверждение одновременно просто и как никогда актуально во все времена, особенно в XXI веке, который полон разрушительных технологий. Порой, гонясь за техническим прогрессом, человечество не всегда осознает, какой урон может привнести в наш мир то или иное изобретение. В этом труде собраны все итоги и выводы, основанные на длительной педагогической практике.
В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и « круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), Песталоцци пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей. Педагог становится сторонником природосообразного воспитания .
Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци
Чувственное восприятие
Развитие мышления
Опора на физические силы учеников – есть основа природоособразного воспитания, которое опирается на чувственное восприятие .
Опора на физические силы учеников – есть основа природоособразного воспитания, которое опирается на чувственное восприятие. Методами сравнения, сопоставления и различения следует развивать чувственное восприятие, что приводит к развитию мышления маленьких детей. Ведущей в педагогической концепции И.Г. Песталоцци была новая трактовка идеи природосообразности воспитания , понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил . В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.
Природосообразности воспитания - как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенных в нем духовных и физических сил.
Педагогическая концепция И.Г.Песталоцци
Природосообразность воспитания
Нравственное воспитание
Умственное воспитание
Физические силы
Обучение
Методы
Целостная педагогическая концепция, изложенная в «Лебединой песне», представляется в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.
Педагогика - по мнению Песталоцци, призвана дать детям возможность перехода от беспорядочного нагромождения впечатлений, получаемых ребенком чувственным образом, к умению воспринимать и далее к образованию ясных воззрений и чётких понятий
И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: “Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента”.
Число
Форма
Речь
Элементы
Педагогика - призвана дать детям возможность перехода от беспорядочного нагромождения впечатлений, получаемых ребенком чувственным образом, к умению воспринимать и далее к образованию ясных воззрений и чётких понятий.
5
Теория элементарного образования Песталоцци
Физическое и
трудовое воспитание
Нравственное
воспитание.
Умственное
образование .
Вырабатывается
в ребенке путем
постоянных
упражнений в
делах, которые
требуют от них
самообладания и
выдержки, формируют
их волю приносящих
пользу другим. Школьное воспитание будет успешным при условии действия в согласии с семейным воспитанием.
Предполагал создать
особую «азбуку умений»,
которая содержала бы
физические упражнения
в области простейших
видов трудовой
деятельности: бить,
носить, бросать,
бороться и т. п.
ребенок мог бы
всесторонне
развить свои физические
силы и вместе с тем
освоить основные
трудовые умения.
Осуществить
посредством
системы специально
подобранных для
каждой степени
обучения и
последовательно
проводимых
упражнений, которые
развивают
интеллектуальные
силы и способности
детей .
Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. . Основу нравственного развития он видел в семейном воспитании, школьное же будет успешным, при условии действия в согласии с ним.
По мнению Песталоцци, и нравственное, и умственное воспитание, прежде всего, должны опираться на физические силы ученика. Если у него нет к чему-либо способностей, то стоит ставить перед ним достигаемые цели, чтобы не отбить желание учиться и не прививать отвращения к процессу обучения. Все занятия должны приносить положительный заряд эмоций, побуждать желание к мыслительной деятельности. То, что положительные эмоции вызывают улучшение памяти, скорости и качества выполнения заданий, можно найти в любом современном учебнике по педагогике, психологии, физиологии. Однако, каким прорывом в теоретической и практической педагогике этот вывод был для начала XIX века, скованного жесткой дисциплиной и авторитарным стилем преподавания!
Гармоническое развитие человека
Основы частных методик начального обучения.
Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку , счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Песталоцци выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.
Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а следовательно и организацию для них "народной школы", Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.
Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования, Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального обучения родному языку , счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знания человеческой психологии. Общий психологический источник приемов воспитания и обучения - элементы (простейшие составные части человеческого знания).
Он считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления. По мнению Песталоцци, элементы формы и числа были в целом основой математики. Таким образом, педагог считал формирование элементарных математических представлений важнейшим составляющим развития мышления у детей. Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: «От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника» - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.
В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли.
Песталоцци считал развитие речи основой всего обучения, основой развития мышления.
Акцент в работе Песталоцци делал на практическое усвоение .
"Спаситель бедных
в Нейгофе, народный
проповедник
в "Лингарде и Гертруде", отец сирот в Станце,
основатель новой народной школы в Бурдорфе
и в Ивердоне, воспитатель человечества.
Человек, христианин, гражданин.
Все для других, ничего для себя."
Эта надпись на надгробном памятнике И.Г. Песталоцци, сделанная его современниками, помогает сегодня понять духовные основы жизненного подвига великого швейцарского педагога, оценить уникальность его вклада в европейский историко-педагогический процесс.
Демократ и гуманист Песталоцци со студенческих лет мечтал помочь своему народу «подняться» из нищеты и невежества к разумной, осмысленной, материально обеспеченной жизни. Свои социально-реформаторские идеалы просветитель связал с образованием народа, воплощал их в более чем полувековой педагогической деятельности.
В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение - "Лебединую песнь". В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: "Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в "Лингарде и Гертруде", отец сирот в Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя."
В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась « Детская деревня Песталоцци» располагается в Швейцарии, которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.
Находится на содержании Фонда Песталоцци .
Память о выдающемся педагоге жива до сих пор. В 1960 году в Швейцарии торжественно открылась «Детская деревня Песталоцци», которая функционирует до сих пор и является ярким примером неугасающей памяти выдающегося ученого-педагога и просветителя.
5
Высшая цель воспитания для Песталоцци – способствовать подъему
внутренних сил человеческой природы и сознанию «творческой близости
к природе и человеку» для деятельного труда в обществе,
которому должны сопутствовать внутренний покой и внешний порядок .
Образование представляет собой саморазвитие основных сил и
способностей человека, его головы ( рассудок ), сердца ( чувство )
и рук ( творчество ).
Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"
Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей . Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей . Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Энциклопедический словарь. 2009.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 т. — М.: Терра, 2001
И.Г. Песталоцци. «Избранные педагогические сочинения». Том 2 /Под ред. В.А.Ротенберга,
В.М.Кларина – М.: «Педагогика», 1981
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе
до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. А.И. Пискунова.
– 2 изд., испр. и дополн. М.:ТЦ «Сфера». 2001. с. 288
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцции И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987
Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М, 2000.
http://www.verav.ru/common/message.php?table=calend&num=951
http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html
http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi02.html
http://www.kalitva.ru/152952-zhizn-i-deyatelnost-pestalocci.html
http://www.biografia.ru/
Публикации:
Избранные педагогические произведения: В 3 т. М., 1961-65
5