СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и судьба Марины Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

структура урока построена с учетом использования активных форм организации познавательной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и судьба Марины Цветаевой»







Методическая разработка урока литературы

«Жизнь и судьба Марины Цветаевой»

(урок литературы, 11 класс)














Подготовила : Селимова Разият Бейдулаховна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ№2 г.Избербаш

Тел: 89640173666


Выходные данные: https://multiurok.ru; Объем-13 стр.

















Аннотация

Урок литературы проведен в 11 классе, согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока: «Марина Цветаева. Жизнь и творчество». При составлении поурочного плана были поставлены следующие цели:

Личностные: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского и советского общества; развитие нравственных чувств личности; заинтересовать обучающихся личностью Марины Цветаевой, увлечь её поэтическим творчеством; отметить отличительные особенности художественного мира, поэтической манеры;

Метапредметные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать и аргументировать и отстаивать свое мнение, работать в группе; развивать чувство прекрасного; развитие ИКТ-компетентности.

Предметные: развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении, сознательно планировать свое досуговое чтение

По типу - урок усвоения новых знаний, является первым из двух, отведённых на изучение творчества Цветаевой. А третий урок – подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ахматовой и Цветаевой. Эта тема связана с последующим уроком, позволяет использовать данный материал при подготовке к сочинению о лирической героине Ахматовой и Цветаевой.

Считаю необходимым начать объёмный материал урока с мотивационной беседы, т.к. она способствует концентрации внимания учащихся и служит как этап подготовки к усвоению материала.

Исходя из того, что в 45 минут сложно вместить весь изучаемый материал, учащимся были даны задания прочитать необходимые стихотворения.

Считаю на уроке обязательным применение мультимедийного оборудования, так как это помогает систематизировать на понятийном уровне материал урока, музыкального сопровождения, так как это помогает сориентироваться в зрительных ассоциациях, услышать, то есть понять чувства лирической героини, прочувствовать её любовь и боль.

Проведенный урок изучения творчества Цветаевой соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе. Важнейшей задачей организации такого урока являлось усвоение, систематизация и обобщение знаний через использование приемов критического мышления.

Структура урока построена с учётом использования активных форм организации познавательной деятельности – групповой работы, которая позволяет обеспечить активное участие каждого в продвижении материала.





Учебный предмет: Литература

Тема урока: Жизнь и судьба Марины Цветаевой

Тип урока: Изучение нового материала.



Ц е л и: знакомство с центральными событиями творчества поэтессы, с особенностями ее мировоззрения

Личностные УУД. Личностное самоопределение.

Познавательные УУД. Самостоятельная постановка целей. Умение делать вывод из наблюдений над явлениями.

Коммуникативные УУД. Умение задавать вопросы, умение работать в группах, развитие таких качеств, как сотрудничество, толерантность

Оборудование урока: Словари, раздаточный материал, схемы, таблицы,тексты, презентация материалов урока, фотографии,интернет, компьютер, мультимедийная доска, проектор.

План урока

1.Организационный момент -2 минуты

2.Целеполагание (учащиеся определяют тему и цель урока)-3 минут

3. Актуализация знаний -3минуты

4. Усвоение новых знаний -5 минут

5. Построение проекта -7 минут

6. Физминутка-2 минуты

7. Самостоятельная работа и самопроверка. aнaлиз стихoтвoрения (работа в группах)-5 минут

8. Включение в сферу знаний и повторений (сoпoстaвлeниe с использованием диаграммы Венна) 10 минуты

9.Рефлексия (составление токин-мет) -5 минут

10.Дом задание -1 минуты

11. Оценивание-1 минута

12. Подведение итогов- 1 минута



Ход урока



Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, поисковый, творческий.



Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1.Организационный момент: Здравствуйте.

- Ребята, сегодня мы поговорим о Марине Ивановне Цветаевой, женщине – поэте, чьё творчество всегда вызывало неослабевающий интерес.

(Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на работу на уроке)

2.Целеполагание Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока:

-Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?

Учащиеся определяют цель своей деятельности

Примерные ответы:

- Нам кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку.

-Сегодня мы познакомимся с центральными событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями ее мировоззрения.

- А ещё мы научимся сопоставлять факты биографии с творчеством этого поэта, воспринимать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.

3.Актуализация знаний: Колокольный звон.

- Вслушайтесь в это имя. Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Похоже на псевдоним. Но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – не богата и не слишком удачлива. Про жизнь Цветаевой многие говорили: «Не жизнь, а лихая кручина» А сама Цветаева однажды с горечью сказала: «И к имени моему «МАРИНА» - прибавьте: мученица»

- Ребята, давайте поработаем со словарями и выясним кого называют мучениками?

Учащиеся пользуются интернетом и находят значение слова «Мученик»

Мученик – это человек, подвергающийся физическим или нравственным мучениям, испытывающий много страданий.

- А в «Большой Российской энциклопедии» 2002-го года содержится такое определение:

Мученики

1. лица, которые претерпели смерть за веру и причислили в христианстве к лику святых.

2. пострадавшие от гонений на Русскую православную церковь в годы советской власти называли



Создание проблемной ситуации

(составление схемы фишбума)

В конце урока мы должны с вами дать ответ на вопрос: Почему Марина Ивановна назвала себя мученицей? Можем ли мы назвать её мученицей? Почему этот талантливый поэт так трагично закончил свою жизнь?

- Чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо познакомиться с непростой судьбой Марины Ивановны Цветаевой



4.Усвоение новых знаний:

(чтение стихотворения наизусть учителем)

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть[1] i

Всем известно, что рябина стала своеобразным символом жизни и творчества Цветаевой. Родилась Марина Ивановна Цветаева 26 сентября 1892 года в Москве в творческой семье.

5.Построение проекта:

Учитель объясняет о требованиях к проекту и знакомит с критериями защиты

Учащиеся класса разделены на 5 групп. Каждая группа охватывает один этап жизни и творчества Цветаевой.

1. Детство и юность поэта

2. Знакомство С Эфроном

3. Годы революции в жизни поэтессы

4. М.Цветаева в эмиграции

5. Возвращение в СССР

(Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают об этапах жизни и творчества поэтессы, потом составляют проект по данному этапу (на столах ватман и фото разных периодов жизни и стихи. Они должны выбрать те, которые подходят им и клеят на ватман. Один человек выходит к доске с проектом , прикрепляет к магнитной доске и лаконично защищают свой проект. Все мини проекты собираются в один основной проект-киносценарий под названием «Жизнь Марины Цветаевой»)

(на столах у учащихся лежат оценочные листы участников группы. Они оценивают себя самостоятельно)

Физминутка

Учитель включает романс на стихи М.Цветаевой и предлагает детям танцевать.

Учащиеся с удовольствием танцуют

6. Самостоятельная работа и самопроверка.

Коллективный анализ стихотворения:

«Кто создан из камня, кто создан из глины»

Подготовленная ученица рассказывает наизусть стихотворение.

Учащиеся работают в группах, взаимодействуя с партнером по плечу.

Герои: обыкновенные люди и Марина



Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

1. Какое слово ключевое в первом куплете? (Измена)

2. Какие антонимичные слова есть во втором куплете? (Гроб – крещена)

3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)

4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

5. Назовите средства выразительности?

Эпитеты: кудри беспутные, весёлая пена, бренная пена.

Метафора: гранитные колени, пена морская.

Антитеза: гробы и надгробные плиты предназначенные тем, кто «из плоти».

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.



7. Включение в сферу знаний и повторений:

-Каково отношение Цветаевой к поэтам серебряного века?

Давайте дадим сравнительную характеристику Цветаевой и Ахматовой применяя прием «кольца Венна»

Ахматова — не только поэт Петербурга. Она также — поэт традиций, до конца жизни сохранившая верность заветам Пушкина, Достоевского. Блока. Поэзия же Цветаевой основана не на верности традициям, а на дерзком бунте против них.

. основой поэзии Цветаевой был «восторг», Иное дело поэзия Ахматовой. Она всегда до предела насыщена живыми приметами места и времени. Цветаева в своих стихах предельно погружена в себя, её лирика «эгоцентрична», она определяется личными ощущениями поэта, редко рассматриваемыми через призму внешнего мира, который становится для Марины Ивановны вторичным. Её лирическая героиня всегда своенравная, эксцентричная, бунтующая. Основа художественного метода Цветаевой – вывернутая наизнанку душа, «чистая лирика», поэтому всё творческое наследие поэта представляет собой своеобразный эгодокумент, в котором нашли отражение эмоции, переживания, мировоззренческие установки

Ахматовой лирика вещественна, прозрачна, конкретна, даже осязаема.

4. Цветаева несколько лет прожила в эмиграции. Ахматова никогда не уезжала надолго. Однако обе поэтессы не принимали и не понимали революцию.

(Учащиеся отвечают, комментируя свои ответы.)

Слово учителя:

Ахматова и Цветаева – нетривиальные поэтессы и очень разные, но между ними немало внутреннего единства. Они обе были именно русскими поэтессами и очень любили Россию. В их творчестве и судьбе отобразился сложный путь русской интеллигенции, жившей в мегацикл революционных вихрь и глобальных перемен.



Вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале урока.

-Почему этот талантливейший человек так трагично закончил свою жизнь?

(Ответы получились неожиданными, большая половина класса считала, что к гибели ее привело стечение обстоятельств, характер того времени и неустойчивое внутреннее состояние)

8. Рефлексия:

(Рефлексию провела с использованием мыслительного приема «Токин-мет» (говорящая карта))

Ребята, у вас на столах лежат чистые листы, посередине написано основное понятие –тема нашего урока «Цветаева». Я хочу, чтобы вы написали или нарисовали все то, что вы сегодня узнали, вспомнили о М.Цветаевой, также выразили свои эмоции, вызванные во время урока.

Пока они работают, учитель собирает оценочные листы, ставит оценки и озвучивает их , комментируя. Учащиеся записывают все и передают от стола к столу, и каждая группа дописывает свои мысли.

9. Домашнее задание

1.Выучить наизусть одно из стихотворений М. Цветаевой

2. Написать сочинение на тему

«Моя Цветаева»

До свидания. Спасибо за урок!





i https://text.ru/rd/aHR0cDovL3VjaGl0ZWx5YS5jb20vbGl0ZXJhdHVyYS80MDUxMi1rb25zcGVrdC11cm9rYS1tYXJpbmEtY3ZldGFldmEtbGljaG5vc3QtaS1zdWRiYS0xMS1rbGFzcy5odG1s

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9TY2hvb2xGaWxlcy5uZXQvMzkwNDQx
























































Приложение :





Составление киносценария «Жизнь Марины Цветаевой», состоящего из мини-проектов


Защита проектов










Учащиеся дают сравнительную характеристику Творчеству Цветаевой и Ахматовой с использованием прием критического мышления «диаграмма Венна»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!