Жизнь и творчество Захириддина Мухаммада Бабура
(1483-1530)
Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг
Я многое постиг, но нищ учениками,
Быть может потому, что сам я ученик
Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530)
В своих скитаньях ни на час я радости не знал! По милой родине скорбит извечно человек.
Захириддин Мухаммад Бабур, величайший поэт, мыслитель и ученый Востока, он же полководец и государственный деятель, завоеватель Индии и Афганистана, достойный потомок великого прадеда Амира Тимура. Имя Бабур означает «лев, полководец, барс". Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижане. Он происходил из рода Тимуридов и был прямым потомком великого Тамерлана .
- В возрасте 12 лет, в результате трагической гибели своего отца, он становится новым правителем Ферганской области и вступает в жестокую борьбу за власть в Мавераннахре.
- После 9 лет упорной борьбы за объединение тимуридских династий, Бабур потерпел поражение и вынужден был покинуть родной край. Так, в возрасте двадцати одного года он стал изгнанником. Позже тема изгнанничества и потери родины станет одной из центральных тем лирики Бабура.
- Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505-1515 гг. вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения.
- Его мечтам суждено было осуществиться в Индии.
- Разгромив войска делийского султана, он основывает на подвластной ему территории империю, вошедшую в историю мировой цивилизации под именем «Империи Великих Моголов», которая просуществовала после его смерти более 300 лет.
Умер Захириддин Мухаммад Бабур 26 декабря в 1530 году в Агре. Выполняя последнее желание Бабура, впоследствии его останки были перевезены в Кабул. Гробница его сохранилась до наших дней.
Творчество Бабура. «Бабур-наме»- исторический памятник, «личные наблюдения и изящные мысли о мире тонкого знатока восточной литературы».
Вершиной научно-литературного наследия Бабура, творением, принесшим ему мировую славу, несомненно, является эта уникальная автобиографическая книга, отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV-начале XVI вв.
По богатству и разнообразию материала, языку и стилю главный труд Бабура "Бабур-наме" превосходит любую историческую хронику, составленную придворными летописцами того времени. С момента написания произведения прошло более 500 лет, но оно остается понятным и доступным. По мнению специалистов, секрет в ясности мысли и "легкости" языка автора. .
Кто проявит верность людям, всюду верность тот найдет, Кто проявит к ним жестокость, злую скверну тот найдет. Человек с душою доброй не увидит в жизни зла, Кто добро предал забвенью, мук безмерность тот найдет
Алишер Навои
В этом своеобразном историческом документе отражены не только события из жизни Бабура за двадцать пять лет, но и дается подробное описание окружающей природы, растений и животных, самые различные сведения по культуре, архитектуре, искусству, географии, климату тех стран, в которых довелось побывать автору. Книга полна ярких портретов современников Бабура, известных деятелей своего времени – поэтов, музыкантов, художников, правителей. Особенно тепло отзывается Бабур о своем духовном наставнике, великом узбекском поэте Алишере Навои.
"Мемуары Бабура - не дневник воина о наступлении или отступлении, - пишет английский историк Лейн Пуул . - В этих воспоминаниях - личные наблюдения и изящные мысли о мире тонкого знатока восточной литературы, человека благородного, образованного и наблюдательного, глубоко изучившего людские души и чрезвычайно объективного в оценке ситуаций".
Автор "Бабур-наме" ушел из жизни в 48 лет, оставив после себя не только славу, но и богатое, многогранное духовное наследие. В одном из своих рубаи Бабур напишет:
"Каких страданий не терпел и тяжких бед Бабур? Каких не знал измен, обид, каких клевет Бабур? Но кто прочтет "Бабурнаме", увидит, сколько мук И сколько горя перенес царь и поэт Бабур!“
Лирика Бабура.
Бабур был талантливым лирическим поэтом, продолжившим лучшие традиции поэзии Алишера Навои и сумевшим внести свой вклад в развитие узбекского языка и литературы.
Он сумел привнести в достаточно устоявшиеся жанровые и образные каноны газели своеобразную легкость и пронзительную искренность чувств, ясность, простоту и реалистичность.
Глубокие и сложные переживания автор передает в чрезвычайно простых выражениях.
Меня судьба, увы, измучила вконец.
Оторвала давно от любящих сердец.
Чего-чего она мне только не дарила:
И горе, и позор, и царственный венец.
Я сердцу говорю: «Любовью не живи,
Тебе, увы, не стать счастливей от любви!»
А есть ли в мире тот, кто знал в любви удачу?
Коль есть, скажу ему: «Судьбу благослови!»
Без луноликой не светло от солнечного света, Несладок сахар без нее, чья сладость мной воспета. Без тонкостанной кипарис мне грудь стрелой пронзает, Без розоликой нет у роз ни запаха, ни цвета.
Для восточной поэзии характерна ярко выраженная философская направленность, получившая отражение и в лирике Бабура.
Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг
Я многое постиг, но нищ учениками,
Быть может потому, что сам я ученик
Бабур до последних дней жизни мечтал вернуться на родину, с теплотой вспоминая прекрасную Ферганскую долину, ее благодатные земли и журчащие реки. Разлука с родным краем была его огромной жизненной трагедий.
Чужбине заплатил своею кровью дань я.
Мое лицо давно покрыла пыль изгнанья.
Мне страшно расспросить о том, как ты жила,
Мне страшно говорить и про свои страданья.
Рубаи и газели Бабура восхищают и вдохновляют многих людей и сегодня.
Когда назначена судьба, ее никто не обойдет, И не помогут ни борьба, ни боль терпения, ни стон. Весельем одолей недуг и скорбью мира не томись: Единого мгновенья мук, поверь, совсем не стоит он!
Не говорите, что Бабур
не завершил пути:
Остановился я на миг,-
мне снова в путь пора...
«Бабур - неординарная личность. Он является выдающимся правителем, человеком эпохи Возрождения, любящим искусство, литературу, умеющим наслаждаться красотой жизни»
Джавахарлал Неру
Парк З.М.Бабура в городе Ташкенте