СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 20 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе»

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе

ПЛАН:

1) Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского

2) Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание»

3) Отображение русской действительности в романе. "Маленькие люди" в романе

 

1. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 в Москве в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец – Михаил Андреевич – из духовного сословия, получил дворянское звание в 1828 году. Приобретя в 1831-32гг. небольшое имение в Тульской губернии, жестоко обращался с крестьянами; в1839 году, по слухам, он был убит своими крепостными. Именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, болезни, которая преследовала Достоевского до конца жизни. Мать Мария Федоровна, урожд. Нечаева – из купеческой семьи, умерла в 1837 году.

1838 –Достоевский вместе со старшим братом Михаилом поступает в Петербургское военно-инженерное училище.

1843 – по окончании училища Достоевский зачисляется на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год выходит в отставку.

1844 – опубликован перевод романа Бальзака "Евгения Гранде", выполненный Достоевским.

1846 – опубликован первый роман Достоевского "Бедные люди". В этом же году выходит повесть "Двойник". Позднее появляются "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849, незаконч.).

1847 – Достоевский начинает посещать общество М.В. Петрашевского. На этих собраниях обсуждаются политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы.

1848 –становится активным участником собраний петрашевца Н.А. Спешнева, стремившегося к созданию тайной революционной организации. Достоевский сближается с ним, Дуровым, Момбелли, и они задумывают создать собственную типографию. На одной из встреч писатель читает знаменитое запрещенное письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой "Выбранных мест из переписки с друзьями". Чтение этого "преступного" письма становится одним из главных пунктов обвинения Достоевского, поскольку о планах создания тайной типографии следствие не узнало.

1849 – Достоевский вместе с другими петрашевцами арестован. Во время следствия обвинённый писатель отрицает все предъявленные ему обвинения. Он не выдает никого из своих товарищей, ссылаясь на неосведомлённость. Но военный суд признает Достоевского "одним из важнейших преступников" и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговаривает к смертной казни. Но лично император Николай I добавляет: "Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни". Инсценировка смертной казни состоится 22 декабря 1849 года.  Ее заменяют 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые.

1850-54 – Достоевский отбывает наказание в Омском остроге. Затем его зачисляют солдатом в Сибирский линейный батальон. В это время Достоевский уже известный писатель и благодаря этому он становится другом областного прокурора Врангеля, который присутствовал на расстреле петрашевцев зимой 1849 года. Это дает Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (где он знакомится и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживает связь и после ссылки), и благодаря этому знакомству, рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получает офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.

На каторге у Достоевского усиливаются эпилептические припадки, к которым он был предрасположен ранее.

1859 – Достоевский получает разрешение на переезд сначала в Тверь, затем и в Петербург; здесь он публикует повести "Дядюшкин сон" (1859), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорблённые" (1861).

1861-62 – появляется крупнейшее произведение, написанное вскоре после каторги и о каторге – "Записки из Мёртвого дома".

1862-63 – Достоевский путешествует по Европе с Аполлинарией Сусловой. Вскоре она вынуждена уехать от него из-за сильного пристрастия Достоевского к рулетке (он проиграл всё, включая её драгоценности).

Вернувшись в Россию, Достоевский активно участвует в общественной жизни. В эти годы он сближается с литературным критиком А.А.Григорьевым, философом Н.Н.Страховым.

1861 – Достоевский вместе  с братом Михаилом издает журнал "Время". В апреле 1863 года журнал "Время" был закрыт цензурой за статью "Роковой вопрос", посвящённую польскому восстанию, написанную сотрудником Н.Н.Страховым.

1864-1865 – Михаилу Достоевскому удается получить лицензию на выпуск нового журнала, который стал называться "Эпоха". Одним из сотрудников является опять Фёдор Михайлович, который в это же время пишет "Записки из подполья"(1864).

Оставшись из-за проигрышей в рулетку без средств к существованию, Достоевский заключает с книгоиздателем Стелловским договор, по которому писатель обязывается до 1 ноября1866 года написать новый роман для готовившегося к печати собрания своих сочинений. В случае невыполнения этого пункта договора писатель на девять лет теряет право собственности на все свои сочинения.

Когда до окончания срока остаётся месяц, Достоевский по совету друзей нанимает стенографистку А.Г.Сниткину и за 28 дней надиктовывает ей роман "Игрок" (прекрасно зная психологию и тактику игрока в рулетку по собственному опыту).

1867 – Достоевский женится Сниткиной (первая жена Достоевского М.Д.Исаева, на которой он женился еще в ссылке, умерла в 1864 году от туберкулеза).

1867-71 –эти годы писатель вместе с новой женой, спасаясь от кредиторов, проводит за границей, лишь изредка приезжая в Россию. Они попеременно живут в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции. Здесь он становится свидетелем франко-прусской войны, Парижской Коммуны 1871 года. Лишь в конце 1871 года, после того как писателю удается частично расплатиться с долгами (часть из которых он наделал, играя в казино, часть осталась от брата, которые он сам взял на себя), он возвращается в Петербург.

1873-74 – Достоевский редактирует журнал "Гражданин" (изд. совместно с князем В.П. Мещерским), где начинает печатать "Дневник писателя", который отдельными выпусками продолжал издавать ежемесячно в 1876-77, один выпуск в 1880, один - в1881.

1878 –Достоевский присутствует в качестве представителя печати на процессе В.И. Засулич, стрелявшей в генерала Ф.Ф. Трепова и оправданной судом присяжных.

В 60-70-егг. Достоевский создает свои наиболее выдающиеся романы: "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871-72), "Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1879-80), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.

1879 – врачи, осматривавшие Достоевского, отмечают у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

1880 – Достоевский как депутат от Славянского благотворительного общества приезжает в Москву на открытие памятника А.С. Пушкину. Здесь он произносит свою знаменитую речь о Пушкине.

28 января(9 февраля) 1881 – Достоевский умер.

 

2.  Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание»

 «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности»,— так определял свой творческий метод сам писатель.

Действительно, эпитет фантастический в том значении, в котором его употреблял Ф. М. Достоевский, достаточно чётко характеризует отличие его прозы от критического реализма Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое.

Фантастично и  само построение сюжета «Преступления и  наказания». Если в  обычном детективе весь интерес повествования заключён в  разгадке тайны преступления, то «Преступление и наказание» представляет собой некий антидетектив, где преступник известен читателям с самого начала. В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая и  самого следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвящённые, видя невыносимость нравственных мучений Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною.

Художественное время романа также не поддаётся обычному измерению. С одной стороны, оно необычайно насыщено событиями, а с другой — иногда вообще перестаёт ощущаться, «гаснет в уме» героев. Трудно поверить, что всё сложное действие романа вмещается в рамки двух недель. Ритм времени то замедляется, то бешено ускоряется. В течение одного дня часто свершается столько событий в жизни героя, сколько реальному человеку достало бы на целую жизнь. Вместе с тем романное действие часто прерывается длинными внутренними монологами и  развёрнутыми описаниями душевного состояния героев.

Весь роман строится, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохранятся свобода с ним не соглашаться.

Ф. М. Достоевский замыслил повесть «Преступление и наказание» как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал — добра и зла — в сердце человеческом, Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжёг уже почти завершённую повесть и взялся за роман.

 

Жанр романа.

‒ Жанровое своеобразие романа «Преступление и  наказание» заключается в том, что этот роман нельзя совершенно определённо отнести к уже известным в русской литературе жанрам.

‒ Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.

‒ «Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов.

‒ В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.

 Композиция. Роман состоит из шести частей и эпилога. Двучастность названия отражает двучастность композиции: первая часть – это преступление, пять частей – это наказание («психологический отчёт преступника») и эпилог – раскаяние.

Хронотоп романа. Действие происходит в Петербурге. Достоевский считал Петербург "самым умышленным городом в мире", "самым фантастическим".

Действие в романе отражает современность автора. В письме М.Н. Каткову Достоевский отмечал: " Это -психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году, т.е. 1865 г."

Действие романа начинается в июле и автор постоянно упоминает о жаре: пять раз до убийства и два раза после. Это атмосфера преступления.

В мире Достоевского время, как и пространство, одухотворено и может то растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать. С дня совершения "пробы" до момента, когда Раскольников идёт сдаваться, проходит две недели. Потом в эпилоге 8 лет каторги. С момента опубликования статьи Раскольникова до событий романа - полгода.










Полифонический роман. Теорию полифонического (многоголосового) романа Достоевского разработал исследователь М.М. Бахтин. В романах Достоевского голоса героев равноправны между собой, составляют «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний». Автор в полифоническом романе рядом с героями, а не над ними.

Символика цвета и цифр в романе. В романе Достоевского «Преступление и наказание» множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма. Цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.

Основной цвет романа – жёлтый. Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно безысходности.

У Раскольников жёлтая каморка с жёлтенькими обоями, «тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».

У Сони комната с «желтоватыми обоями», у Порфирия Петровича мебель из «жёлтого отполированного дерева», у Свидригайлова жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой, у старухи–процентщицы «истрёпанная и пожелтелая кацавейка», мебель из жёлтого дерева.

Число «три» в романе используется автором в открытой или скрытой форме.   Три - священное число в христианстве. Около трех лет Раскольников не виделся со своей матерью и сестрой. Марфа Петровна завещала Дуне 3 тысячи рублей. Свидригайлов дал Соне 3 тысячи рублей в виде «благотворительности». Тридцать целковых заработала Соня в первый день работы «блудницей». В семье Раскольниковых был третий ребенок (помимо Родиона и Дуни), который умер в младенчестве.   У Раскольникова в комнате было три стула. У Сони в комнате было три окна. Колечко, которое закладывал Раскольников у старухи, было с "тремя какими-то красными камушками".

Раскольников совершил преступление на 3-ий день повествования в романе. Раскольников позвонил в дверь старухи 3 раза, когда пришел убивать ее.  Раскольников ударил старуху по голове топором 3 раза. Раскольников признался Соне в своем преступлении на 3-ий день знакомства с ней. Раскольников встречался со следователем Порфирием Петровичем ровно 3 раза до того, как явился с повинной. У жены Мармеладова (Катерины Ивановны) было трое маленьких детей.

Число «семь» в романе. Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7 — это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, относящегося к числам мирового порядка. Таким образом, число 7 является символом союза Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.

Символика имён. Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и  полны глубокого смысла. Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей. Раскол (старообрядство, староверие) — течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать — землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество [Романович] и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых.

Кроме символики имён, в образах героев Достоевский еще использует приём ОКСЮМОРОН - соединение не соединимого, например: Раскольников - "благородный убийца", Соня - "святая блудница" и т.д.

3. Отображение русской действительности в романе. «Маленькие люди » в романе.

В русской классической литературе такие слова, как «Петербург» и «Достоевский» стоят в одном смысловом ряду. Фёдор Михайлович Достоевский считается самым «петербургским» писателем. Образ имперской столицы, созданный писателем, навсегда вошёл в историю русской литературы.

Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И всё это время мы не перестаём ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа — огромного города.

Действие романа погружено в эпоху, прозванную «железным веком». И не случайно Петербург у Достоевского становится её олицетворением… Существует два Петербурга. Один — город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой, далёкий и неизвестный нам, живущим в XXI в., Петербург — город, в котором люди живут в «клетушках», в жёлтых грязных домах с грязными тёмными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского…

Романы Ф. М. Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжёлые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несёт с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа — люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников — бывший студент (так он сам отвечает в  полиции на вопрос о  том, кто он). Бывшим студентом в  основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад»  окончательно и  безвозвратно сорвавшимся, входит в  роман Мармеладов. Его дочь Соня — бывшая барышня. Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу,— бывшие дворянские дети. Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим ещё недавно благополучным прошлым и рассказывает о нём Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.

Ф. М. Достоевский в  своём творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорблённых людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблён страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман «Преступление и наказание». В нём отражён отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

 Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Её великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живёт семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Семёна Мармеладова к пьянству. Причины падения в общем-то хорошего и доброго человека, каким был Мармеладов, Достоевский видит как в слабости и несовершенстве человека, так и в отсутствии поддержки со стороны людей. Мармеладов и  его семья становятся изгоями.

Катерина Ивановна — женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотнoгo офицера по любви и бежала с ним из родительского дома. После смерти мужа, попавшего под суд за растрату, осталась с тремя детьми и вынуждена была принять сделанное из сострадания предложение вдовца Мармеладова, надеясь, что новое супружество облегчит тяжесть материальных забот. И Мармеладов, и Катерина Ивановна не выдерживают столкновения с жизнью и гибнут как морально, так и физически. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова.

Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратного хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно ославлена в городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готова пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю.

В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и  бесправие, но и калечит психологию людей. У  доведённых до отчаяния маленьких людей начинают появляться различные фантастические идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность. Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и тварях дрожащих, обыкновенных и необыкновенных людях…

И всё-таки, «маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. К этому выводу постепенно приходит и главный герой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!