1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Снежана Анатольевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте встанем со своих мест и выполним речевую разминку, чтобы подготовиться к чёткому и выразительному чтению. - Прочитайте предложение, которое написано у меня на доске. Кто хочет прочитать его? Колпак на колпаке, под колпаком колпак - Что это? Верно, это скороговорка. - О чём говорится? - Какие звуки повторяются?.... - Давайте прочитаем её хором. - Теперь прочитаем её с интонацией вопроса. - Теперь с интонацией восклицания. - Теперь прочитаем её быстро. - Теперь ещё быстрее. - Теперь каждый шёпотом прочитает её быстро в своём темпе. Потом кто хочет, прочитает вслух. Посмотрим, кто сможет быстрее. - ДАВАЙТЕ ТОЛЬКО ДОГОВОРИМСЯ, ЧТО ОЦЕНИВАТЬ МЫ БУДЕМ БЫСТРОТУ, ЧЁТКОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ. - Кто хочет прочитать совсем быстро? - Как вы считаете, быстро ли он/она прочитал скороговорку? Чётко? Не было ли ошибок? - Спасибо. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; оценивают свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: обучающиеся знают, что такое скороговорка и умеют их проговаривать. |
2. Актуализация опорных знаний и умений Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: | - Ребята, обратите внимание на доску, иллюстрация к какой сказке представлена на доске? Эту сказку вы изучали ещё до каникул. - Верно, это Ашик-Кериб. Для того, чтобы вспомнить, что это за сказка, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. - Я уверена, что многие из вас справятся с этим заданием. Каждый из вас получит карточки с заданиями. Придвиньте их. - На карточке написаны вопросы и варианты ответов. Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Обведите верный. 1. Кто автор сказки? А) Александр Сергеевич Пушкин Б) Михаил Юрьевич Лермонтов Г) Пётр Павлович Ершов 2. Какому народу принадлежит эта сказка? А) Турецкая народная сказка Б) Русская народная сказка В) Башкирская народная сказка 3. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери? А) Тифлизе Б) Петербурге В) Арзеруме 4. Какой предмет у купца помог Ашик-Керибу вспомнить о Магуль-Мигери? А) Кувшин Б) Саас В) Золотое блюдо 5. Что сделал Ашик-Кериб чтобы его мать прозрела? А) Спел ей исцеляющую песню Б) Она прозрела, когда он заговорил с ней В) Смешал комок земли с водой и помазал им глаза своей матери - Ребята, заканчиваем работу. Кто готов – поднимите руку. - Теперь давайте проверим ваши работы. Для этого возьмите в руки карандаш или ручку другого цвета и сравните ваши работы с ответами на слайде. - Верные ответы выделены зелёным цветом. - Исправьте ошибки, если они у вас есть. - У кого 1 ошибка? У кого 2? У кого 3? У кого больше 3? - Теперь на первую парту передайте пожалуйста ваши тесты. - Спасибо. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; оценивают свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями), познавательные УУД (отвечают письменно на вопросы; овладевают некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: помнят сказку Ашшик-Кериб и её основные события. |
3. Постановка целей и задач урока. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Хорошо. Ребята, посмотрите, на книги, которые вы рассматривали на перемене. Скажите, что их объединяет? (варианты ответов). - Все эти книги написаны великим русским писателем – Львом Николаевичем Толстым. - Как вы думаете, с творчеством и биографией какого писателя мы с вами сегодня познакомимся. - Верно, с биографией Льва Николаевича Толстого. - Как, значит, будет звучать тема? - Тема нашего урока: жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. - Откройте пожалуйста тетради и запишите фамилию, имя и отчество автора. - Как думаете, какие могут быть задачи нашего урока? - Чтобы вы смогли сформулировать задачи, посмотрите на слайд. Подумайте, какие слова можно вставить в задачи и назовите их. - 1. Познакомиться с биографией Льва Николаевича Толстого. 2. Записать основные факты его биографии. - Вторую задачу мы с вами будем решать с помощью карточек, которые я вам сейчас раздам. | Личностные: обучающиеся проявляют желание познавать национальные достояния своего народа, сохранять их. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; формулируют учебную задачу урока коллективно (фронтально);), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). |
4. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Посмотрите на вопрос в карточках и прочитайте его. Кто хочет прочитать? - Нужно продолжить предложения. Прочитайте их про себя. Лев Николаевич Толстой родился…….. Лев Николаевич рано остался без…. В 16 лет он поступил в один из лучших университетов того времени - ….. Родился и жил он в основном…. Там он открыл….. Он сам написал для них…. Всю жизнь он посвятил……. Полное собрание сочинений составляет….. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к …….., занимался…………………… Умер писатель…… - Скажите, можем мы сейчас их продолжить? - Верно, не можем, потому что мы ещё не знакомы с биографией писателя. - Давайте договоримся, что каждый должен внимательно слушать, ведь потом мы будем проверять, как вы заполнили карточки. - Сейчас я буду вам её рассказывать. А вы должны внимательно слушать и записывать, если вы услышали подходящий конец фразы. - Для решения первой задачи нам необходимо познакомиться с биографией Толстого. Сейчас я буду вам её рассказывать, а вы внимательно слушаете и заполняете карточки. Проверять будете, что записали???? - По ходу моего рассказа на слайде будут появляется задания, в котором будут зашифрованы слова, а вам нужно будет понять, что это за слово и как относится к Толстому. Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель, классик русской литературы. Он родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии в большой дворянской семье. - Посмотрите, у нас появилось первое задание. Нужно соединить звуки, которые издают эти собаки, и узнать, что это за слово. - Верно, это слово «граф». Как думаете, как это относится к Толстому? (он был графом). Верно. Отец Толстого был графом, а мать княгиней. Писатель рано остался без родителей. Когда мальчику было 2 года, его мать, Мария Николаевна, умерла, через 7 лет не стало и отца, Николая Ильича. Заботу о Льве, его братьях и сёстрах взяла на себя тётя. Писатель рос в большой любящей семье, и это скрашивало его сиротство. Всю жизнь он с нежностью вспоминал детство, игры на природе, семейные праздники и затеи. Вместе с братом Николаем Лев мечтал сделать всех людей счастливыми. Между братьями были очень крепкие отношения, Толстой с нежностью вспоминал своё детство и братьев. - Чтобы узнать, в каком городе учился Толстой, нужно разгадать ребус. Что вы видите на слайде? Давайте я вам подскажу. Эта кастрюля называется «казан». Так вот какой город получится, если к слову казан прибавить мягкий знак? - Совершенно верно, получится Казань. В 16 лет Толстой поступил в один из лучших университетов того времени – Казанский университет. Он поступает на восточный факультет, однако уже через год переводится на юридический. Но учеба не задалась. Толстой бросил университет и вернулся в Ясную Поляну. Потом он пытался поступить в Петербургский университет, но решил отказаться от попыток получить высшее образование. - Посмотрите, на слайде появился шифр. Для того, чтобы понять, какое слово в нём зашифровано, вам нужно найти среди цифр буквы и прочитать слово, которое получилось. - Какое же слово зашифровано? - Верно, школа. А о том, как Лев Толстой связан со школой, вы сейчас узнаете… Родился и жил Толстой в основном в Ясной Поляне. Там он открыл школу для крестьянских детей. Он сам написал для них азбуку и учил грамоте. Толстой не любил свой графский титул. Он тянулся ближе к народу и крестьянству, был против наказания крепостных, носил простую мужицкую рубаху без дорогих украшений. Он был поистине простым, добрым и справедливым человеком. Всю свою жизнь Лев Николаевич Толстой посвятил литературе. Ему принадлежат такие великие произведения, как «Война и мир», «Анна Каренина» и другие. Лев Николаевич всей душой мечтал о том, чтобы жизнь в России стала радостной и справедливой, в своих произведениях он старался показать глубокий духовный мир человека: путь взросления и нравственного пути личности. В своих произведениях он размышлял о том, что такое истина, искал смысл человеческой жизни. Полное собрание сочинений составляет более 90 томов. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьёзно читал. Умер писатель 20 ноября 1910 года. Во многих городах ему устанавливали памятники, а в Ясной Поляне теперь находится музей в его честь. - Ребята, я рассказала вам биографию Льва Николаевича. Каким вы его представили? Какие факты вам показались наиболее интересным? - Что вы запомнили? Давайте каждый скажет по одному факту. - Давайте проверим, что же у нас получилось. Кто хочет прочитать предложения, которые получились у вас в карточках. - У кого получилось также, как у *Имя*? - У кого 1-2 не заполнено? У кого 3-4? У кого больше? - Ребята, попросите обязательно у своих одноклассников помочь вам дописать информацию в карточки. - Обязательно вклейте эти карточки в свои тетради. | Личностные: обучающиеся проявляют желание познавать национальные достояния своего народа, сохранять их. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию; оценивают свою работу; самостоятельно интерпретируют полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывают её из одного вида в другой;), познавательные УУД (фиксируют полученную информацию с помощью карточек; отвечают письменно на вопросы; используют текстовый материал в своих письменных высказываниях) коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: знают биографию Льва Николаевича Толстого; понимают значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Толстого) для русской культуры. |
5. Первичное закрепление Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - Скажите, мы решили первую задачу? Как она звучала? «1. Познакомиться с биографией Льва Николаевича Толстого.». - Мы решили её? Что самое интересное вы запомнили из биографии? - Как звучала вторая задача? «2. Записать основные факты его биографии.». Мы решили её? С помощью чего? (работы в карточках). - Молодцы. - А теперь обратимся к иллюстрациям на страницах 112 и 113 учебника, чтобы познакомиться с бытом и жизнью ЛНТ. - Внимательно рассмотрите портрет писателя. Как бы вы его описали? (Мудрый, старый, умный, великий, седой, начитанный и тд). - Как много слов о нём вы назвали. - Давайте теперь рассмотрим иллюстрации на странице 113. Что вы видите? - Солдаты, рвущиеся в бой, это иллюстрация к роману-эпопее «Война и мир», одного из самых великих произведений не только Льва Толстого, но и всей русской литературы, а женщина с ребёнком – иллюстрация к другому знаменитому произведению – «Анна Каренина», с ними вы познакомитесь в старших классах. - Внимательно рассмотрите карту между этими двумя изображениями. Что это? (Сеть школ для крестьянских детей). Посмотрите, как много их открыл Лев Толстой. И все они для простых деревенских детей. - Справа мы можем увидеть быт Льва Николаевича – его рабочий кабинет, дом, фотографию конной прогулки. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, почему ГРАФ Толстой так просто и не богато одет? Кто запомнил? (Он не любил дворянский титул и тянулся ближе к деревенскому народу). - Сверху представлена страница с нотами. Как думаете, как она связана с Львом Толстым? Да, писатель сам занимался музыкой, а также на его произведения были написаны оперы, например, «Война и мир». - Вот такой интересный и творческий человек был Лев Николаевич. А хотели бы вы узнать о том, как помнили его родственники? - Переверните страницу. Сейчас мы будем читать отрывок из воспоминаний Сергея Толстого – внука Льва Николаевича. - Я прочитаю вам текст, а вы должны следить и внимательно слушать, ведь потом вам предстоит ответить на вопросы. *читаю текст* - Теперь внимательно прочитайте текст ещё раз и найдите строки, где Сергей рассказывает, от чего он почувствовал удивление. - Что же так сильно удивило Сергея, когда он первый раз увидел дедушку? (Он остановился поговорить с обычной кухаркой) - А почему Лев Толстой разговорился с обычной кухаркой? (он видел в ней такого же человека, как и во всех других людях). - Как по- новому здесь раскрывается писатель? Что вас удивило? - Прочитайте текст ещё раз и найдите в нём слова, которые кажутся вам непонятными - Ребята, прислуга – те, кто выполняют различные работы по дому, и, обычно, живут в доме работодателя – хозяина дома. Сельско-хозяйственная академия – это высшее учебное заведение, готовящее руководителей для сельскохозяйственного производства. Сельское хозяйство - это особый вид деятельности: заниматься сельским хозяйством значит обрабатывать землю, чтобы получать ее плоды, так необходимые людям. - Ребята, а кто такая кухарка? (повариха) - А час-полтора это сколько? Сколько минут в часе? (60 мин), а полтора тогда это сколько? (1час и 30 минут). - Молодцы. | Личностные: обучающиеся проявляют желание познавать национальные достояния своего народа, сохранять их. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию познавательные УУД (находят необходимую информацию в тексте литературного произведения, используют найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях; овладевают некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями (портрет, граф), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: знают биографию Льва Николаевича Толстого; понимают значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Толстого) для русской культуры. |
6. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать содержательную рефлексию обучающихся, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции | Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение | - И так, какая же тема была у нас сегодня на уроке? (Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого) - Какие задачи мы решали на уроке? (1. Познакомиться с биографией Льва Николаевича Толстого. 2. Записать основные факты его биографии.) - Как мы решили 1 задачу? (прослушали рассказ) - Как решили 2 задачу? (записывали факты биографии в карточки) - Кто хочет рассказать факт, который ему запомнился больше всего? - Спасибо. - Закончить наш урок я предлагаю необычным способом. Сейчас каждый из вас подумает, с каким словом у вас ассоциируется Лев Николаевич Толстой. Давайте договоримся, что повторяться мы не будем. Я начну – мудрость. - Спасибо вам за урок, мне понравилось, как сегодня работал… я похвалю за активность…. Хорошо сегодня читал… - До свидания! | Личностные: обучающиеся проявляют желание познавать национальные достояния своего народа, сохранять их. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осуществляют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (участвуют в диалоге). Предметные: знают биографию Льва Николаевича Толстого; понимают значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Толстого) для русской культуры. |