Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Выполнила: Шунчалина А.А.
«Лермонтов – одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным трагическим строем».
Д. Е. Максимов. Поэзия Лермонтова. 1964 г.
Семья
М.Ю. Лермонтов
в возрасте 6-8 лет
Лермонтов Ю.П. , отец поэта.
Лермонтова М.М., мать поэта.
"... Ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Бoгy! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце ..."
Из завещания Ю. П. Лермонтова
После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка , полностью исключив участие отца.
С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы, но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно.
Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ.
Арсеньева Е.А., бабушка поэта.
Детские годы
- Детские годы Лермонтова прошли в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской губернии.
- Елизавета Алексеевна Арсеньева , перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю. Ссоры между ними приняли такой обострённый характер, что уже на 9-й день после смерти жены вынужден был покинуть сына . Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая своим намерением забрать сына. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребёнку она причинила очень много страданий.
Одиночество Миши
- Я сын страданья . Мой отец Не знал покоя под конец. В слезах угасла мать моя; От них остался только я. М. Ю. Лермонтов
- Ужасная судьба отца и сына В разлуке жить и розно умереть …
М. Ю. Лермонтов
- Окружённый любовью и заботой, Лермонтов, тем не менее, уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти . Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесённой им тяжёлой болезни , которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству.
Поездка на Кавказ
- В детстве мальчик переболел корью . Эта болезнь долго сказывалась на его общем физическом состоянии: «… оставила его в совершенном расслаблении: он не мог ходить». В ногах Михаила Юрьевича появилась кривизна, которая осталась на всю жизнь. Бабушка, чтобы поправить здоровье мальчика, три раза возила его ребёнком на Кавказ, на серные ванны : 1818 г., 1820 г., 1825 г.
- Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
- 1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами
- «Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике. 1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению».
Из воспоминаний
- Осенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета, который был в те годы одним из центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда. Одновременно с поэтом в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.П. Огарёв.
- Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть Лермонтову годы, проведенные в Московском университете.
Во время обучения в Московском университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка, 2. Сейчас здесь находится его Музей.
- Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров , где провёл, по его словам, "два страшных года". В школе господствовала военная муштра, запрещалось чтение художественной литературы. Но и в этих условиях Лермонтов урывками и тайком продолжал свои литературные занятия, работал над романом "Вадим" из эпохи пугачёвского восстания . Окончив школу, Лермонтов получил офицерский чин и был определён в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
« Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил Лермонтова». В. Г. Белинский
- Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели А. С. Пушкина.
- Потрясённый смертью великого народного поэта, Лермонтов написал стихи , в которых выразил чувства всех передовых людей того времени .
- По словам современника, " навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление". «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» (И. И. Панаев).
- Молодой поэт с суровой прямотой обличал придворную знать и самого царя как подлинных виновников только что разыгравшейся трагедии. Как только эти смелые стихи стали известны во дворце, Лермонтов был немедленно арестован . Во время допросов он не отрицал авторства и писал по поводу своих стихов: "Отрекаться от них... я не мог: правда всегда была моей святыней".
Первая ссылка на Кавказ
- В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
- Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова .
Вторая ссылка на Кавказ (1840)
- В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла в Петербурге Э. Барантом ; причиной ссоры был спор о национальном достоинстве русских. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.
- Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных действий на Кавказе . Он проявил исключительную храбрость в боях и был дважды представлен к награде , но все ходатайства об этом были отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями, вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около трёх месяцев.
1841 год – дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске
- В апреле 1841 г. Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. С дороги он писал одной из своих знакомых: "Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать".
- По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения. Здесь и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, закончившаяся роковой дуэлью .
- «Явился Лермонтов и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого (четырехлетнего) литературного поприща? — а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального поэта»
В. Г. Белинский
- Могила была отмечена небольшой каменной плитой с надписью "Михаил".
- Восемь месяцев тело Лермонтова покоилось в пятигорской земле. После долгих хлопот бабушка поэта Е. А. Арсеньева добилась разрешения императора Николая I перевезти его в Тарханы. В Пятигорске, на месте первоначального погребения М. Ю. Лермонтова на старом пятигорском кладбище "Некрополь" в 1901 был поставлен скромный памятник из машукского камня .
Этапы творчества
- 1. Ранний период
- Первый период – “юношеский” – включает в себя начальные попытки написания стихов и прозаических рассказов Лермонтовым.
- Стихи были во многом незрелы, кроме того часто являли собой переложение стихотворений известных зарубежных поэтов , например, Гейне. Все произведения, написаны в духе романтизма . Кроме стихотворений были написаны и крупные произведения, например, поэма "Ангел смерти ". Датируется ранний период 1828-1831 годами.
- Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния.
2
- 2. Второй этап
- В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения , усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
- “ Петербургским” периодом принято называть второй переломный этап творчества в 1823-1837 годах . Переехав в петербургскую квартиру, писатель вскоре женится на В. А. Лопухиной, вдохновение которой определило особенности любовной лирики Лермонтова до конца его короткой жизни. В это время пишутся такие произведения, как “Маскарад”, “Два брата”, “Молитвы”, “Хаджи Абрек” и другие.
- В этот период были созданы хрестоматийные "Утёс", "Белеет парус одинокий".
- Последний период – “кавказский” – приходится на 1837-1841 года – именно в это время Михаила Юрьевича Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ ввиду непозволительных стихотворений. Третий период отмечают как самый сильный и плодотворный период творчества писателя: здесь наблюдается поэтическая и прозаическая кульминация Лермонтова. Выходят в свет следующие произведения: “Поле Бородина”, “Бородино”, “Бэла”, “Герой нашего времени”, “Песня про царя Ивана Васильевича…”, “Последний сын вольности”. Также Лермонтов обращается к исторической тематике. В этот период написаны поэмы "Песнь про купца Калашникова", "Мцыри", роман "Герой нашего времени".
2
Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:
Запись в тетрадь:
- жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
- любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
- критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
- трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема - одиночество.
«Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой ?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит !
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный , просит бури,
Как будто в бурях есть покой !
- Мятежный герой не ждет бури жизненных трудностей , а просит их, так как именно в них заключен его покой .
- Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам . Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему?
- Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией ? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Лирически герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой .
«Нет, я не Байрон, я другой»
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или бог - или никто!
- Стихотворение написано в 1832 году. На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона . Оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы».
- Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой английского поэта . В ней действительно много общего. И Байрон, и Лермонтов предстают как романтические, «гонимые миром» странники , переживающие конфликт с самим собой и всем, что их окружает.
- Лермонтов считает свое творчество неповторимым, сугубо индивидуальным, и это он настойчиво утверждает уже в первой строке стихотворения. Поэт называет себя «неведомым избранником» с «русской душой». Его судьба непроста: в душе «надежд разбитых груз лежит», и она, словно угрюмый океан, полна тайных дум.
- Антитеза, контраст помогают поэту подчеркнуть его мысли, делают стихотворение образным и эмоциональным. Рифмующиеся слова несут высокую смысловую нагрузку: «избранник» — «странник», «угрюмый» — «думы».
- Лирический герой стихотворения одинокий и непонятый «толпой», он сам себе предрекает раннюю кончину: «Я раньше начал, кончу ране. ».
- Лейтмотив стихотворения — тоска и отрешенность от мира. Внутренний мир героя полон дум и страданий. Рассказать о них миру может или сам герой, или бог. Остальным понять все это не дано .
- « Лермонтовский пессимизм есть пессимизм силы, гордости; пессимизм божественного величия духа», — писал о поэзии М. Ю. Лермонтова С. А. Андреевский, и с его словами нельзя не согласиться.
«И скучно, и грустно…»
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
- В центре авторского внимания тема одиночества , к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни . Главный образ стихотворения – лирический герой.
- Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать ». Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.
- Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви . Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует . Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно .
- Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка .
«Из-под таинственной, холодной полумаски…»
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
- Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности.
- Тема стихотворения – влюблённость в таинственную красавицу.
- Композиция – Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: портрет встреченной на балу таинственной красавицы, мечта лирического героя о созданном в его воображении видении.
- В стихотворении раскрывается тема любви. Они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.
- В центре стихотворения – лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как когда-то заслушивался приятным голосом женщины. Лицо дамы скрыто под маской, но она не могла спрятать красоту героини.
- Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белизну шеи. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.
- Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Её образ поселился в душе мужчины. Герой признаётся, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюблённый герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни.
- В последней строфе мужчина выражает надежду, что когда-то сможет ещё раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения нельзя, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».
Я не хочу, чтоб свет узнал…
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Укор невежд, укор людей
Тому судья лишь бог да совесть!..
Души высокой не печалит;
Им сердце в чувствах даст отчет,
Пускай шумит волна морей,
У них попросит сожаленья;
Утес гранитный не повалит;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;
Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый
И, кроме бури да громов,
Он никому не вверит думы …
- Основная мысль стихотворения М. Лермонтова «Я не хочу, чтоб свет узнал…» заключается в том, что лирический герой желает скрыть от враждебного общества свои чувства, составляющие «таинственную повесть» жизни.
- Право высшего суда признаётся только за Богом и собственной совестью. Отношение героя к божественному началу противоречиво. Бесстрашный романтик предъявляет претензию Всевышнему, бросая дерзкую фразу: «Изобрел мои мученья».
- Стихотворение завершается природной зарисовкой, служащей сравнением с внутренним состоянием героя. Символическая доминанта пейзажа — образ «утеса гранитного», которому не страшны морские бури.
Спасибо за внимание