СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»

Михаил Юрьевич Лермонтов  (1814-1841) Выполнила: Шунчалина А.А.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Выполнила: Шунчалина А.А.

«Лермонтов – одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным трагическим строем». Д. Е. Максимов. Поэзия Лермонтова. 1964 г.

«Лермонтов – одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным трагическим строем».

Д. Е. Максимов. Поэзия Лермонтова. 1964 г.

Семья М.Ю. Лермонтов  в возрасте 6-8 лет Лермонтов Ю.П. , отец поэта.   Лермонтова М.М., мать поэта.

Семья

М.Ю. Лермонтов

в возрасте 6-8 лет

Лермонтов Ю.П. , отец поэта.

Лермонтова М.М., мать поэта.

"... Ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Бoгy! .. Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце ..."

Из завещания Ю. П. Лермонтова

 После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка , полностью исключив участие отца.  С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась:

После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка , полностью исключив участие отца.

С этого времени всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы, но с тем, чтобы распоряжаться судьбой внука безраздельно.

Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ.

Арсеньева Е.А., бабушка поэта.

Детские годы Детские годы Лермонтова прошли в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна Арсеньева , перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю. Ссоры между ними приняли такой обострённый характер, что уже на 9-й день после смерти жены вынужден был покинуть сына . Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая своим намерением забрать сына. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребёнку она причинила очень много страданий.

Детские годы

  • Детские годы Лермонтова прошли в усадьбе его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в имении Тарханы Пензенской губернии.
  • Елизавета Алексеевна Арсеньева , перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но тем хуже стала относиться к зятю. Ссоры между ними приняли такой обострённый характер, что уже на 9-й день после смерти жены вынужден был покинуть сына . Он лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая своим намерением забрать сына. До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребёнку она причинила очень много страданий.
Одиночество Миши Я сын страданья . Мой отец  Не знал покоя под конец.  В слезах угасла мать моя;  От них остался только я.  М. Ю. Лермонтов Ужасная судьба отца и сына  В разлуке жить и розно умереть …  М. Ю. Лермонтов Окружённый любовью и заботой, Лермонтов, тем не менее, уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти . Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесённой им тяжёлой болезни , которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству.

Одиночество Миши

  • Я сын страданья . Мой отец Не знал покоя под конец. В слезах угасла мать моя; От них остался только я. М. Ю. Лермонтов
  • Ужасная судьба отца и сына В разлуке жить и розно умереть

М. Ю. Лермонтов

  • Окружённый любовью и заботой, Лермонтов, тем не менее, уже в ранние годы не знает радости и погружается в собственный мир мечты и грусти . Здесь сказывалось, быть может, и влияние перенесённой им тяжёлой болезни , которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству.
Поездка на Кавказ В детстве мальчик переболел корью . Эта болезнь долго сказывалась на его общем физическом состоянии: «… оставила его в совершенном расслаблении: он не мог ходить».  В ногах Михаила Юрьевича появилась кривизна, которая осталась на всю жизнь.  Бабушка, чтобы поправить здоровье мальчика, три раза возила его ребёнком на Кавказ, на серные ванны : 1818 г., 1820 г., 1825 г. Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.

Поездка на Кавказ

  • В детстве мальчик переболел корью . Эта болезнь долго сказывалась на его общем физическом состоянии: «… оставила его в совершенном расслаблении: он не мог ходить». В ногах Михаила Юрьевича появилась кривизна, которая осталась на всю жизнь. Бабушка, чтобы поправить здоровье мальчика, три раза возила его ребёнком на Кавказ, на серные ванны : 1818 г., 1820 г., 1825 г.
  • Бабушка постоянно возила внука на лечение в Пятигорск. Кавказская природа поразила мальчика. Он увидел снежные вершины гор, бьющие на Машуке серные источники, степь на десятки верст, бурные и быстрые реки.
1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами   «Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике. 1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению». Из воспоминаний
  • 1 сентября 1827 года тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвертый класс Московского благородного пансиона. Этой же осенью он увлеченно сочиняет стихи. Он создает более 50 стихотворений, занимается переводами

  • «Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах ,(он рисовал, играл на скрипке)но и в математике. 1830 год…Лермонтов-студент Московского университета. Но учеба в ВУЗе не задалась. Его не устраивали преподаватели, и в 1823 году он был уволен по собственному прошению».

Из воспоминаний

Осенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета, который был в те годы одним из центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда. Одновременно с поэтом в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.П. Огарёв. Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть Лермонтову годы, проведенные в Московском университете. Во время обучения в Московском университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка, 2. Сейчас здесь находится его Музей.
  • Осенью 1830 г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета, который был в те годы одним из центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда. Одновременно с поэтом в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.П. Огарёв.
  • Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть Лермонтову годы, проведенные в Московском университете.

Во время обучения в Московском университете в 1830—1832 годах Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка, 2. Сейчас здесь находится его Музей.

Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров , где провёл, по его словам,
  • Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров , где провёл, по его словам, "два страшных года". В школе господствовала военная муштра, запрещалось чтение художественной литературы. Но и в этих условиях Лермонтов урывками и тайком продолжал свои литературные занятия, работал над романом "Вадим" из эпохи пугачёвского восстания . Окончив школу, Лермонтов получил офицерский чин и был определён в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе.
« Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил Лермонтова».  В. Г. Белинский Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели А. С. Пушкина.  Потрясённый смертью великого народного поэта, Лермонтов написал стихи , в которых выразил чувства всех передовых людей того времени . По словам современника,

« Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил Лермонтова». В. Г. Белинский

  • Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели А. С. Пушкина.
  • Потрясённый смертью великого народного поэта, Лермонтов написал стихи , в которых выразил чувства всех передовых людей того времени .
  • По словам современника, " навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление". «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» (И. И. Панаев).
  • Молодой поэт с суровой прямотой обличал придворную знать и самого царя как подлинных виновников только что разыгравшейся трагедии. Как только эти смелые стихи стали известны во дворце, Лермонтов был немедленно арестован . Во время допросов он не отрицал авторства и писал по поводу своих стихов: "Отрекаться от них... я не мог: правда всегда была моей святыней".
Первая ссылка на Кавказ В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова .

Первая ссылка на Кавказ

  • В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
  • Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев, кавказский фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова .
Вторая ссылка на Кавказ (1840) В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла в Петербурге Э. Барантом ; причиной ссоры был спор о национальном достоинстве русских. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных действий на Кавказе . Он проявил исключительную храбрость в боях и был дважды представлен к награде , но все ходатайства об этом были отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями, вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около трёх месяцев.

Вторая ссылка на Кавказ (1840)

  • В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла в Петербурге Э. Барантом ; причиной ссоры был спор о национальном достоинстве русских. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.
  • Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных действий на Кавказе . Он проявил исключительную храбрость в боях и был дважды представлен к награде , но все ходатайства об этом были отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями, вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около трёх месяцев.
1841 год – дуэль с Мартыновым  и смерть в Пятигорске В апреле 1841 г. Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. С дороги он писал одной из своих знакомых:

1841 год – дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске

  • В апреле 1841 г. Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. С дороги он писал одной из своих знакомых: "Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать".
  • По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения. Здесь и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, закончившаяся роковой дуэлью .
  • «Явился Лермонтов и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого (четырехлетнего) литературного поприща? — а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального поэта»

В. Г. Белинский

 Могила была отмечена небольшой каменной плитой с надписью
  • Могила была отмечена небольшой каменной плитой с надписью "Михаил".
  • Восемь месяцев тело Лермонтова покоилось в пятигорской земле. После долгих хлопот бабушка поэта Е. А. Арсеньева добилась разрешения императора Николая I перевезти его в Тарханы. В Пятигорске, на месте первоначального погребения М. Ю. Лермонтова на старом пятигорском кладбище "Некрополь" в 1901 был поставлен скромный памятник из машукского камня .
Этапы творчества 1. Ранний период Первый период – “юношеский” – включает в себя начальные попытки написания стихов и прозаических рассказов Лермонтовым. Стихи были во многом незрелы, кроме того часто являли собой переложение стихотворений известных зарубежных поэтов , например, Гейне. Все произведения, написаны в духе романтизма . Кроме стихотворений были написаны и крупные произведения, например, поэма

Этапы творчества

  • 1. Ранний период
  • Первый период – “юношеский” – включает в себя начальные попытки написания стихов и прозаических рассказов Лермонтовым.
  • Стихи были во многом незрелы, кроме того часто являли собой переложение стихотворений известных зарубежных поэтов , например, Гейне. Все произведения, написаны в духе романтизма . Кроме стихотворений были написаны и крупные произведения, например, поэма "Ангел смерти ". Датируется ранний период 1828-1831 годами.
  • Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния.

2

2. Второй этап В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения , усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. “ Петербургским” периодом принято называть второй переломный этап творчества в 1823-1837 годах . Переехав в петербургскую квартиру, писатель вскоре женится на В. А. Лопухиной, вдохновение которой определило особенности любовной лирики Лермонтова до конца его короткой жизни. В это время пишутся такие произведения, как “Маскарад”, “Два брата”, “Молитвы”, “Хаджи Абрек” и другие. В этот период были созданы хрестоматийные
  • 2. Второй этап
  • В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения , усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
  • Петербургским” периодом принято называть второй переломный этап творчества в 1823-1837 годах . Переехав в петербургскую квартиру, писатель вскоре женится на В. А. Лопухиной, вдохновение которой определило особенности любовной лирики Лермонтова до конца его короткой жизни. В это время пишутся такие произведения, как “Маскарад”, “Два брата”, “Молитвы”, “Хаджи Абрек” и другие.
  • В этот период были созданы хрестоматийные "Утёс", "Белеет парус одинокий".
 Последний период – “кавказский” – приходится на 1837-1841 года – именно в это время Михаила Юрьевича Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ ввиду непозволительных стихотворений. Третий период отмечают как самый сильный и плодотворный период творчества писателя: здесь наблюдается поэтическая и прозаическая кульминация Лермонтова. Выходят в свет следующие произведения: “Поле Бородина”, “Бородино”, “Бэла”, “Герой нашего времени”, “Песня про царя Ивана Васильевича…”, “Последний сын вольности”. Также Лермонтов обращается к исторической тематике. В этот период написаны поэмы
  • Последний период – “кавказский” – приходится на 1837-1841 года – именно в это время Михаила Юрьевича Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ ввиду непозволительных стихотворений. Третий период отмечают как самый сильный и плодотворный период творчества писателя: здесь наблюдается поэтическая и прозаическая кульминация Лермонтова. Выходят в свет следующие произведения: “Поле Бородина”, “Бородино”, “Бэла”, “Герой нашего времени”, “Песня про царя Ивана Васильевича…”, “Последний сын вольности”. Также Лермонтов обращается к исторической тематике. В этот период написаны поэмы "Песнь про купца Калашникова", "Мцыри", роман "Герой нашего времени".

2

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:   Запись в тетрадь: жажда свободы, вольности, борьбы (

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:

Запись в тетрадь:

  • жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива...");
  • любовь-страдание ("Нищий", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Расстались мы, но твой портрет...");
  • критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема - одиночество.

В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема - одиночество.

«Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой ? Что кинул он в краю родном?..  Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит !  Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный , просит бури, Как будто в бурях есть покой !

«Парус»

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой ?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит !

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный , просит бури,

Как будто в бурях есть покой !

Мятежный герой не ждет бури жизненных трудностей , а просит их, так как именно в них заключен его покой . Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам . Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией ? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Лирически герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой .
  • Мятежный герой не ждет бури жизненных трудностей , а просит их, так как именно в них заключен его покой .
  • Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам . Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему?
  • Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией ? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Лирически герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой .
«Нет, я не Байрон, я другой» Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы? Я - или бог - или никто!

«Нет, я не Байрон, я другой»

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!

Стихотворение написано в 1832 году. На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона . Оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы». Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой английского поэта . В ней действительно много общего. И Байрон, и Лермонтов предстают как романтические, «гонимые миром» странники , переживающие конфликт с самим собой и всем, что их окружает. Лермонтов считает свое творчество неповторимым, сугубо индивидуальным, и это он настойчиво утверждает уже в первой строке стихотворения. Поэт называет себя «неведомым избранником» с «русской душой». Его судьба непроста: в душе «надежд разбитых груз лежит», и она, словно угрюмый океан, полна тайных дум.
  • Стихотворение написано в 1832 году. На творчество Лермонтова значительное влияние оказала личность и творческое наследие выдающегося английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона . Оба поэта предстают в стихотворении как романтические странники, переживающие конфликт с толпой и с целым миром, которому они чужды и которым они «гонимы».
  • Лермонтов сравнивает свою судьбу с судьбой английского поэта . В ней действительно много общего. И Байрон, и Лермонтов предстают как романтические, «гонимые миром» странники , переживающие конфликт с самим собой и всем, что их окружает.
  • Лермонтов считает свое творчество неповторимым, сугубо индивидуальным, и это он настойчиво утверждает уже в первой строке стихотворения. Поэт называет себя «неведомым избранником» с «русской душой». Его судьба непроста: в душе «надежд разбитых груз лежит», и она, словно угрюмый океан, полна тайных дум.
Антитеза, контраст помогают поэту подчеркнуть его мысли, делают стихотворение образным и эмоциональным. Рифмующиеся слова несут высокую смысловую нагрузку: «избранник» — «странник», «угрюмый» — «думы». Лирический герой стихотворения одинокий и непонятый «толпой», он сам себе предрекает раннюю кончину: «Я раньше начал, кончу ране. ».
  • Антитеза, контраст помогают поэту подчеркнуть его мысли, делают стихотворение образным и эмоциональным. Рифмующиеся слова несут высокую смысловую нагрузку: «избранник» — «странник», «угрюмый» — «думы».
  • Лирический герой стихотворения одинокий и непонятый «толпой», он сам себе предрекает раннюю кончину: «Я раньше начал, кончу ране. ».
Лейтмотив стихотворения — тоска и отрешенность от мира. Внутренний мир героя полон дум и страданий. Рассказать о них миру может или сам герой, или бог. Остальным понять все это не дано . « Лермонтовский пессимизм есть пессимизм силы, гордости; пессимизм божественного величия духа», — писал о поэзии М. Ю. Лермонтова С. А. Андреевский, и с его словами нельзя не согласиться.
  • Лейтмотив стихотворения — тоска и отрешенность от мира. Внутренний мир героя полон дум и страданий. Рассказать о них миру может или сам герой, или бог. Остальным понять все это не дано .
  • « Лермонтовский пессимизм есть пессимизм силы, гордости; пессимизм божественного величия духа», — писал о поэзии М. Ю. Лермонтова С. А. Андреевский, и с его словами нельзя не согласиться.
«И скучно, и грустно…»   И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...

«И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

В центре авторского внимания тема одиночества , к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни . Главный образ стихотворения – лирический герой. Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать ». Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно. Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви . Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует . Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно . Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка .
  • В центре авторского внимания тема одиночества , к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни . Главный образ стихотворения – лирический герой.
  • Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать ». Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.
  • Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви . Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует . Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно .
  • Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка .
«Из-под таинственной, холодной полумаски…» Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста. Сквозь дымку легкую заметил я невольно И девственных ланит, и шеи белизну. Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!.. И создал я тогда в моем воображенье По легким признакам красавицу мою; И с той поры бесплотное виденье Ношу в душе моей, ласкаю и люблю. И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья.

«Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности. Тема стихотворения – влюблённость в таинственную красавицу. Композиция – Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: портрет встреченной на балу таинственной красавицы, мечта лирического героя о созданном в его воображении видении.
  • Стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1840 или 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной дамы списан с Варвары Лопухиной (в замужестве Бахметевой), в которую поэт был влюблён в юности.
  • Тема стихотворения – влюблённость в таинственную красавицу.
  • Композиция – Стихотворение состоит из четырёх строф, условно делится на смысловые части: портрет встреченной на балу таинственной красавицы, мечта лирического героя о созданном в его воображении видении.
В стихотворении раскрывается тема любви. Они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.  В центре стихотворения – лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как когда-то заслушивался приятным голосом женщины. Лицо дамы скрыто под маской, но она не могла спрятать красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белизну шеи. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе. Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Её образ поселился в душе мужчины. Герой признаётся, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюблённый герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последней строфе мужчина выражает надежду, что когда-то сможет ещё раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения нельзя, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».
  • В стихотворении раскрывается тема любви. Они говорят о домысленном фантазией героя образе красавицы и наполнены тёплым, сердечным, мечтательным чувством.
  • В центре стихотворения – лирический герой и красавица в маске. Он вспоминает, как когда-то заслушивался приятным голосом женщины. Лицо дамы скрыто под маской, но она не могла спрятать красоту героини.
  • Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белизну шеи. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.
  • Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Её образ поселился в душе мужчины. Герой признаётся, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюблённый герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни.
  • В последней строфе мужчина выражает надежду, что когда-то сможет ещё раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения нельзя, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».
Я не хочу, чтоб свет узнал… Я не хочу, чтоб свет узнал Мою таинственную повесть;   Как я любил, за что страдал, Укор невежд, укор людей Тому судья лишь бог да совесть!.. Души высокой не печалит;  Им сердце в чувствах даст отчет, Пускай шумит волна морей, У них попросит сожаленья; Утес гранитный не повалит; И пусть меня накажет тот,  Кто изобрел мои мученья; Его чело меж облаков,  Он двух стихий жилец угрюмый И, кроме бури да громов,  Он никому не вверит думы …

Я не хочу, чтоб свет узнал…

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Укор невежд, укор людей

Тому судья лишь бог да совесть!..

Души высокой не печалит;

Им сердце в чувствах даст отчет,

Пускай шумит волна морей,

У них попросит сожаленья;

Утес гранитный не повалит;

И пусть меня накажет тот,

Кто изобрел мои мученья;

Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый

И, кроме бури да громов,

Он никому не вверит думы

Основная мысль стихотворения М. Лермонтова «Я не хочу, чтоб свет узнал…» заключается в том, что лирический герой желает скрыть от враждебного общества свои чувства, составляющие «таинственную повесть» жизни.  Право высшего суда признаётся только за Богом и собственной совестью. Отношение героя к божественному началу противоречиво. Бесстрашный романтик предъявляет претензию Всевышнему, бросая дерзкую фразу: «Изобрел мои мученья».  Стихотворение завершается природной зарисовкой, служащей сравнением с внутренним состоянием героя. Символическая доминанта пейзажа — образ «утеса гранитного», которому не страшны морские бури.
  • Основная мысль стихотворения М. Лермонтова «Я не хочу, чтоб свет узнал…» заключается в том, что лирический герой желает скрыть от враждебного общества свои чувства, составляющие «таинственную повесть» жизни.

  • Право высшего суда признаётся только за Богом и собственной совестью. Отношение героя к божественному началу противоречиво. Бесстрашный романтик предъявляет претензию Всевышнему, бросая дерзкую фразу: «Изобрел мои мученья».

  • Стихотворение завершается природной зарисовкой, служащей сравнением с внутренним состоянием героя. Символическая доминанта пейзажа — образ «утеса гранитного», которому не страшны морские бури.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание