СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество В.И.Баженова"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  презентации представлена информация о жизни и творчестве выдающегося русского скульптора,художника и педагога Василия Ивановича Баженова.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество В.И.Баженова"»

«В.И. Баженов. Жизнь и творчество»

«В.И. Баженов. Жизнь и творчество»

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1737 —1799) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии. Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1737 —1799) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, масон. Член Российской академии. Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий.

Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви. Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.

Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской Академии в Москве. Посещал архитектурную школу Д. Ухтомского, который записал его в гимназию при Московском университете. Продолжил образование в гимназии при Академии наук в Петербурге, затем в архитектурном классе Академии художеств, став одним из первых учеников только образованной Академии и одним из первых пенсионеров, посланных за границу. В 1760-1762 годах обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. С солидным образованием и известностью, будучи членом парижской и нескольких итальянских академий, в 1765 году вернулся в Петербург. Работал главным архитектором в артиллерийском ведомстве.

С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.

С 1767 года работал в Москве в Экспедиции Кремлевских строений. Автор двух грандиозных, но незавершенных проектов. Первый – проект Кремлевского дворца, работать над которым Баженов начал в 1767 году по приказу Екатерины II. По замыслу зодчего перестройке и реконструкции должны были подвергнуться весь Кремль и Красная площадь: стены и башни снесены, новый торжественный дворец долженствовал стать центром Кремля, а на площади перед ним должны были сойтись все основные радиальные улицы. За несколько лет архитектор создал модель нового дворца, был произведен снос некоторых строений, башен и стен, совершена торжественная закладка дворца. Но Екатерина II остановила, а затем запретила все работы в Кремле.

Царицыно В 1775 г. Баженов по заданию Екатерины II построил для неё близ Москвы резиденцию в имении Чёрная Грязь, вскоре переименованном в Царицыно. Императрица выбрала для нового комплекса псевдоготический стиль. С 1775 по 1785 г. были возведены Большой дворец, каменные мосты, «Оперный дом», «Хлебный дом» (кухня) и другие сооружения, многие из которых сохранились до наших дней.

Царицыно

В 1775 г. Баженов по заданию Екатерины II построил для неё близ Москвы резиденцию в имении Чёрная Грязь, вскоре переименованном в Царицыно. Императрица выбрала для нового комплекса псевдоготический стиль. С 1775 по 1785 г. были возведены Большой дворец, каменные мосты, «Оперный дом», «Хлебный дом» (кухня) и другие сооружения, многие из которых сохранились до наших дней.

Царицынский ансамбль выделялся среди современных ему усадеб готическими формами архитектуры: стрельчатыми арками, сложными оконными проёмами и т. п. Баженов считал древнерусскую архитектуру разновидностью готической. Поэтому здесь встречаются элементы, характерные и для русского Средневековья, например «ласточкины хвосты» (раздвоенные вверху зубцы), которые напоминают завершения кремлёвских стен. Красные кирпичные стены сочетаются с белокаменными декоративными деталями, как в русской архитектуре XVII в.

Царицынский ансамбль выделялся среди современных ему усадеб готическими формами архитектуры: стрельчатыми арками, сложными оконными проёмами и т. п. Баженов считал древнерусскую архитектуру разновидностью готической. Поэтому здесь встречаются элементы, характерные и для русского Средневековья, например «ласточкины хвосты» (раздвоенные вверху зубцы), которые напоминают завершения кремлёвских стен. Красные кирпичные стены сочетаются с белокаменными декоративными деталями, как в русской архитектуре XVII в.

Одно из самых массивных сооружений  Царицыно.   Двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами. Декорация стен очень сдержанная. На этом фоне выделяются белокаменные изображения каравая хлеба и солонки. Они же впоследствии и дали второе название   Кухонному корпусу – Хлебный дом.

Одно из самых массивных сооружений  Царицыно.   Двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами. Декорация стен очень сдержанная. На этом фоне выделяются белокаменные изображения каравая хлеба и солонки. Они же впоследствии и дали второе название   Кухонному корпусу – Хлебный дом.

Виноградные ворота находятся рядом с Оперным домом в конце аллеи (б. Березовой перспективы), ведущей из архитектурного ансамбля в парк. Краснокирпичные ворота с круглыми башнями-опорами богато украшены.

Виноградные ворота находятся рядом с Оперным домом в конце аллеи (б. Березовой перспективы), ведущей из архитектурного ансамбля в парк. Краснокирпичные ворота с круглыми башнями-опорами богато украшены.

Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в ансамбле Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписываются архитектору, до сих пор остается под вопросом. Это и Дом Пашкова, и Каменноостровский дворец императора Павла, несколько зданий в Гатчине, Спасские казармы. Среди так и не осуществленных проектов архитектора были здание Смольного института благородных девиц, Большой Кремлевский дворец, Инвалидный дом в Санкт-Петербурге, мастерские Адмиралтейства и Галерная гавань на Васильевском острове.

Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в ансамбле Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписываются архитектору, до сих пор остается под вопросом. Это и Дом Пашкова, и Каменноостровский дворец императора Павла, несколько зданий в Гатчине, Спасские казармы. Среди так и не осуществленных проектов архитектора были здание Смольного института благородных девиц, Большой Кремлевский дворец, Инвалидный дом в Санкт-Петербурге, мастерские Адмиралтейства и Галерная гавань на Васильевском острове.

Баженов работал и для частных заказчиков. Дом Пашкова в Москве (1784—1786 гг.) расположен напротив Кремля и своими формами и светлым фасадом подчёркивает мощь и величие его древних, сложенных из кирпича стен. В центре — трёхэтажный корпус с изящным портиком, дополненным по бокам статуями. Он увенчан круглой надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху. Одноэтажные галереи ведут к двухэтажным флигелям, также украшенным портиками.

Баженов работал и для частных заказчиков. Дом Пашкова в Москве (1784—1786 гг.) расположен напротив Кремля и своими формами и светлым фасадом подчёркивает мощь и величие его древних, сложенных из кирпича стен. В центре — трёхэтажный корпус с изящным портиком, дополненным по бокам статуями. Он увенчан круглой надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху. Одноэтажные галереи ведут к двухэтажным флигелям, также украшенным портиками.

Интересные факты о Василии Баженове:   Баженов стал первым в истории выпускником Академии художеств, отправленным за границу. Чтобы доставить созданную Баженовым новую модель кремлевского дворца из Москвы в Петербург на утверждение императрицей, понадобилось 120 саней. Баженов участвовал в подготовке первого русского издания труда Витрувия «Десять книг об архитектуре», переведенного с латыни Федором Каржавиным. Фасад дома Пашкова, обращенный в сторону Староваганьковского переулка, украшен не меньше, чем тот, что смотрит на Моховую улицу и Кремль. Более того, именно с этой стороны был сделан подъезд для карет, так что именно этот фасад должен считаться парадным. Есть легенда, что в этом проявилось раздражение архитектора в адрес императрицы. Обиженный после отстранения от постройки Царицынской усадьбы, он развернул дом Пашкова задом к Кремлю. Еще одним неосуществленным проектом Баженова было здание Московского университета. Интересно, что он предлагал построить университет на Воробьевых горах, где он был возведен лишь к 1953 году.

Интересные факты о Василии Баженове:

Баженов стал первым в истории выпускником Академии художеств, отправленным за границу.

Чтобы доставить созданную Баженовым новую модель кремлевского дворца из Москвы в Петербург на утверждение императрицей, понадобилось 120 саней.

Баженов участвовал в подготовке первого русского издания труда Витрувия «Десять книг об архитектуре», переведенного с латыни Федором Каржавиным.

Фасад дома Пашкова, обращенный в сторону Староваганьковского переулка, украшен не меньше, чем тот, что смотрит на Моховую улицу и Кремль. Более того, именно с этой стороны был сделан подъезд для карет, так что именно этот фасад должен считаться парадным. Есть легенда, что в этом проявилось раздражение архитектора в адрес императрицы. Обиженный после отстранения от постройки Царицынской усадьбы, он развернул дом Пашкова задом к Кремлю.

Еще одним неосуществленным проектом Баженова было здание Московского университета. Интересно, что он предлагал построить университет на Воробьевых горах, где он был возведен лишь к 1953 году.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!