Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество В.В.Маяковского»
Владимир Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Родители В. Маяковского
Владимир Константинович
Маяковский
Александра Алексеевна
Маяковский
Семья Маяковских принадлежала к обедневшему дворянскому сословию, так что отцу семейства приходилось много трудиться, чтобы не только прокормить домочадцев, но и дать образование детям.
Володя Маяковский 1900 год
Семья Маяковских
Дом Маяковских в Багдади
- Стоят: отец поэта Владимир Константинович Маяковский и старшая сестра поэта Людмила. Сидят: мама Александра Алексеевна и младшая сестра Ольга. В центре – Володя Маяковский – ученик 3-го класса Кутаисской гимназии
Владимир Маяковский - гимназист 1904 год
Классная комната Кутаисской гимназии.
В 1902 г. В. Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 г. от заражения крови умер его отец. После похорон отца Маяковский с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии. В марте 1908 г. исключён из V класса за неуплату за обучение.
- Литературная справка
- В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегинаи размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).
- «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 году.
В сто сорок солнц закат пылал…
Анализ стихотворения
- Какова тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
- Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда.
- Какой художественный приём использует автор?
- Основной художественный прием в данном произведении — параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта.
- На что нацеливает нас автор, используя данное название стихотворения?
- Название стихотворения четко конкретизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях.
- Какой картиной открывается стихотворение?
- Стихотворение открывается дачным пейзажем.
- В чем необычность данной пейзажной зарисовки?
- Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая динамику всему последующему действую произведения.
- Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
- В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Что этим хотел сказать поэт?
- Разговорные и просторечные фразы придают его речи панибратский характер.
- Как меняется настроение автора, когда солнце откликнулось на брошенный ему вызов?
- Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!
- О чем шел разговор поэта и солнца за самоваром?
- Поэт и солнце жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в общем деле.
- В чем общность их дел?
Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами.
- Каким настроением проникнут конец стихотворения?
- Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет.
- Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении? Каково назначение этих приёмов?
- Маяковский использует в стихотворении метафору ( “… а низ горы – деревней был, кривился крыш корою”) , гиперболу (« В сто сорок солнц закат пылал») ; вводит неологизмы (« злотолобо»). Поэт с помощью метафорических образов, гиперболы, неологизмов точно, ярко, ёмко выражает основную идею стихотворения, говорит о важном.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
- Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?
- В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова.
- Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось?
- Какое настроение после урока?
Домашнего задание
- 1.Выучить стихотворение наизусть.
- 2. Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.
- В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово «залить» имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова «гони»: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.
Презентацию приготовила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №1931
12.04.2013 г.