СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество А. П. Чехова. Разведение понятий "быт" и "бытие" в прозе Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся смогут познакомиться с творчеством и фактами биографии писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Разработка поможет вызвать у них интерес к личности писателя, расширить и углубить представления учеников о ранее изученных произведениях "мастера короткого рассказа".

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество А. П. Чехова. Разведение понятий "быт" и "бытие" в прозе Чехова.»

Литература 10 класс

№ 85 Тема. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе Чехова.


Цель урока: познакомить обучающихся с творчеством и фактами

биографии писателя и драматурга А.П.Чехова.

Задачи урока:

– вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя;

– развивать мышление обучающихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;

– воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.


Средства обучения: учебники, тетради,  аудиозапись музыки П.И.Чайковского; выставка книг А.П.Чехова.

Форма урока: устный журнал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Обучающиеся имели предварительное задание. самостоятельно готовили сообщения по биографии и творчеству А.П.Чехова..

Страница 1. “Пролог”


Учитель: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других», - писал Чехов. Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат так, словно появились только что. Они относятся к нашей жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым человеком “с молоточком”, который напоминает, что жить скучно, бесполезно нельзя, что “в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Наш урок посвящается замечательному писателю и Человеку Антону Павловичу Чехову. Мы пролистаем с вами страницы устного журнала “Человек с молоточком»


Страница 2 «Семья, воспитание, формирование личности»


Родился писатель 29 января 1860 года на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца 3-ей гильдии. Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором.

Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, любовь к природе и миру.

В семье Чеховых было семеро детей. Родители не одарили своих детей капиталом, но они наделили их подлинным богатством – талантом. Старший брат Александр стал профессиональным литератором, он поражал всех энциклопедической образованностью. Брат Николай был ярко одарённым художником. Но из-за своей бесхарактерности они не развили свои таланты. Отлично рисовала Мария Павловна. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, очерки, рассказы. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

Торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился и вынужден был бежать от кредиторов. В 1876г. семья вынуждена уехать в Москву. Антон остался один, он доучивался в гимназии. Жил в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством, «оплачивая» этим проживание. Будущему писателю пришлось вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками.

Так сложилось, что до конца дней своих Антон будет главной опорой и материальной и духовной поддержкой семьи Чеховых.

“Отец и мать,– говорил Чехов,– единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук». И это притом, что отец был крайне деспотичен. “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать”.

Страница 3 « Начало творчества»

Ещё гимназистом, в 1873 году, когда ему довелось побывать на спектакле «Прекрасная Елена», Чехов приобщился к таганрогской театральной жизни. С тех пор он стал завсегдатаем галерки таганрогского театра.

Согласно правилам на посещение театра надо было спрашивать разрешение в гимназии. Однако Антоша и его товарищи частенько пренебрегали этими правилами, а для того, чтобы их не узнали, гримировались, надевали темные очки, привязывали себе бороды, надевали отцовские пиджаки. Приходили в театр рано, задолго до начала спектакля, чтобы, когда откроют вход, первыми ворваться на галерку и занять места получше.

Театр был для Чехова приобщением к культуре, творчеству, искусству. Здесь впервые раскрылся перед ним чудесный мир творения Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского. Конечно же рядом с этими высокими произведениями ставились в Таганроге и глупейшие комедии, ужасающие драмы, пустейшие водевили, душераздирающие мелодрамы- все то, что даст такую обильнейшую пищу для последующих чеховских пародий, фельетонов и смешных рассказов.

В гимназии проявился его юмористический и драматургический талант. Учитель словесности Ф.П.Покровский наградил его за это шутливым прозвищем «Чехонте», которое стало псевдонимом писателя. Впоследствии Чехов будет публиковать свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Человек без селезёнки, Антонсон, Антоша Чехонте, Акакий Крапива, Врач без пациентов и др.В гимназический журнал Антон писал очерки и «издавал» свой журнал «Заика». В 80-е годы Чехов начинает печататься в развлекательных журнальчиках «Стрекоза», «Осколки», «Развлечение» и подобных. Пять лет работы в таких журналах явились для Чехова школой мастерства.

Страница 4 «Общественная деятельность, поездка на Сахалин»


Биография Чехова – это прежде всего гигантский труд. Он всю жизнь делал дело. Если взглянуть на написанное Чеховым за недолгую его жизнь – а это 20 томов, непременно поразишься и безграничности его таланта, и невероятной его работоспособности.

Но было ещё одно дело, которое он считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович Чехов со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка “Доктор Чехов”

Да, Чехов – доктор. По окончании гимназии в 1879 году он был зачислен на медицинский факультет Московского университета. Через 5 лет успешно выдержал выпускные государственные экзамены. И с тех пор и до последних лет, где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, грязь, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба. Бедных людей принимал и лечил бесплатно.

В одном из писем он так описывает свою жизнь: “Пишу и лечу”. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

В 1886 году Чехов едет в Петербург, где неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время». «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.

19 ноября 1887г. состоялась премьера пьесы Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.

В 1889 г. жизнь омрачается смертью брата писателя - Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает из Луки, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать.

После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия. В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает профессиональные советы. Вернувшись в Москву, на Садово-Кудринекую, Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший».

На исходе 80-х годов Чехов испытал неудовлетворённость собственными “малыми (как он сам их называл) делами” – медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. И в 30 лет он, преуспевающий писатель, благополучный врач, неожиданно для всех через всю Россию (Казань, Пермь, Красноярск, где он пробыл несколько дней) едет к Тихому океану, на остров Сахалин.

На Сахалине пробыл 3 месяца и 2 дня. Вставал ежедневно в 5 утра, обошёл и объездил все поселения, разговаривал с каждым поселенцем (а это десять тысяч человек!), сделал перепись всего населения Сахалина. Видел всё и вынес горчайшие впечатления: «Вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния». Вернулся и написал свой труд – книгу очерков «Остров Сахалин». Беседует с чиновниками, общественными деятелями, посылает на остров книги и учебники. Делает реальные дела. Писатель вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили само правительство. Была назначена специальная комиссия для расследования положения на Сахалине. Его поступок можно назвать гражданским подвигом. Но Чехов не любил громких слов.


Страница 5 «Мелихово».


Вскоре после возвращения с Сахалина Антон Павлович Чехов писал: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…». Желание поселиться в деревне осуществилось в 1892 году с покупкой имения «Мелихово» в Подмосковье. Это было исполнением давней мечты.

Чеховы переехали в Мелихово в начале марта 1892 года. В этом же году он едет в Нижегородскую и Воронежскую губернии по делам помощи голодающим, участвует в борьбе с эпидемией холеры. Выступает и как организатор врачебных участков, и как врач, и как поставщик медикаментов и медицинских инструментов, часто за свой счет. В 1894 году избран гласным Серпуховского земского собрания; присяжным заседателем Московского окружного суда; попечителем Талежского сельского училища. Он хлопочет об открытии школ, на свои средства покупает для них мебель, книги, наглядности. Помогает материально врачам, спасает хирургический журнал. Работает по переписи населения. Был награждён за общественную деятельность медалью. Даже в Ялте, куда приехал на лечение, занимается строительством санатория для чахоточных больных.

Жизнь А.П. Чехова воспитывает на доброте и красоте. В мелиховские годы писатель выстроил три школы. Антон Павлович не раз бывал не занятиях в Талежской и Новоселовской школах, построенных им в 1896, 1897 годах, разговаривал с учениками, во все вникал. Мелиховская школа была открыта в 1899 году. Она красива, уютна, светла. Сейчас здесь музей – «Земская школа конца прошлого столетия». На стене классной комнаты висит похвальный лист, выданный ученику Ивану Стопкину, с подписью попечителя школы А.П. Чехова, платок, подаренный им школьнице Маше Манегиной, книга стихотворений поэта Дрожжина с автографом Чехова.

Мелиховский период биографии Антона Павловича Чехова – жизнь среди народа, и поэтому так глубоко, с удивительной художественной достоверностью в повестях и рассказах он поведал миру о народной жизни. Семь лет, прожитых Чеховым в Мелихове, стали годами расцвета таланта писателя – наследника и продолжателя лучших традиций русской реалистической литературы, продолжившего новые пути ее развития. Здесь написаны повести и рассказы «Палата № 6», «Мужики», «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Учитель словесности», «Черный монах», «По делам службы», «Ионыч», «Анна на шее», «О любви», «Крыжовник»; пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».


Страница 6 «События из жизни».


В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу.

В 1898 году на репетициях Московского Художественного театра писатель знакомится с О.Л. Книппер, с которой проживет остаток своей жизни.

В 1898 году К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко открыли Московский Художественно-общедоступный театр. В этом театре пьеса А.П.Чехова «Чайка» обрела свою сценическую жизнь, и чайка стала эмблемой театра. Чехов много времени проводил с актёрами театра при репетиции и постановке пьес, их связывала и настоящая дружба.

Зиму 1900-1901 г.г. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту.

25 мая этого же года А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались.

Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии.

15 июля в 1904 г. во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему доктору он сказал: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре умер. Похоронен А.П.Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве.

Он умер в 44 года. Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это прекрасно понимал) “скверной и подлой” болезни. Понимал, что жизни ему отпущено немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра.


Страница 7 «Эпилог».


Учитель: Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Все творчество писателя – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Его пьесы, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. По данным журнала «Огонёк», Чехов входит в десятку самых «экранизируемых» классиков мировой литературы.

В Москве проводится международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова.

Современный мир помнит драматурга. Вечен чеховский призыв «Берегите в себе человека!».

II. По страницам прочитанных произведений.

Викторина
“Самый внимательный читатель
рассказов А.П.Чехова”

(Ученики класса распределяются на две команды. . Задания командам предлагаются по очереди. За правильный ответ команда получает красный жетон. Игрок, давший правильный ответ получает синий жетон. В конце викторины определяется команда-победительница по большему количеству красных жетонов. Лучший знаток произведений А.П.Чехова определяется по большему количеству синих жетонов).

Конкурс 1. Определите произведение А.П.Чехова по фрагменту текста

- Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! (“Лошадиная фамилия” )

- От мысли, что ему всю ночь придётся сидеть в тёмном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

- Климушка! - закричал он. - Голубчик! Где ты, Климушка? (“Пересолил”)

- Клим стегнул по лошадёнке. Телега задрожала. Клим стегнул ещё раз, и телега покачнулась. После четвёртого удара, когда телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и задумался. Дорога и Клим ему не казались уже такими опасными. (“Пересолил”)

- Ты думаешь, мужик, легко зуб рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит). “Не умеешь, не умеешь!” Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Ивановичу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! (“Хирургия”)

- А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. (“Лошадиная фамилия”)

- Я буду тебе табак тереть, -продолжал он,- богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. (“Ванька”)

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта-чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую держат?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! (“Хамелеон”)

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары. По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка… (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 2. Кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

- Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот-раз плюнуть… (Фельдшер Курятин, “Хирургия”)

- Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой 3 револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… (Землемер Смирнов, “Пересолил”)

- По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? (Полицейский надзиратель Очумелов, “Хамелеон”)

- Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернётся к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила ему такая дадена… (Приказчик Иван Евсеич, “Лошадиная фамилия”)

- Великолепный пёс! Заме-ча-тельная собака! Вы обратите внимание на морду! Морда одна чего стоит! (Поручик Дубов, “Дорогая собака”)

- Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Чечевицин, “Мальчики”)

Конкурс 3. Назовите имена и фамилии героев, которые их характеризуют

Как называется этот приём?

1) “Говорящие” фамилии в рассказах А.П.Чехова: дьячок Отлукавин, чиновник Червяков, дьячок Вонмигласов, землемер Смирнов, унтер Пришибеев…

2) (“Говорящие” фамилии) – красный жетон получает команда, назвавшая большее количество “говорящих” фамилий.

Конкурс 4. Исключите лишний персонаж

- Порфирий, Михаил, Семён (Порфирий и Михаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Луиза, Нафанаил, Пантелей (Луиза и Нафанаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Ярмонкин, Козьмодемьянский, Курятин (Ярмонкин и Козьмодемьянский - персонажи рассказа “Жалобная книга”)

- Курятин, Вонмигласов, Смирнов (Курятин и Вонмигласов - персонажи рассказа “Хирургия”)

- Григорьев, Акинфов и Пятигоров (Григорьев и Акинфов - персонажи рассказа “Злоумышленник”)

- Смирнов, Хохотов, Хрюкин (Смирнов и Хохотов - персонажи рассказа “Пересолил”)

Конкурс 5. Чеховская география

В каком рассказе фигурируют географические названия:

- Москва (“Ванька”)

- Саратов (“Лошадиная фамилия”)

- Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, Калифорния (“Мальчики”)

- Гнилушки, Девкино (“Пересолил”)

- Николаевская железная дорога (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 6. Распределите предметы между владельцами - персонажами чеховских рассказов

- Решето с крыжовником (“Хамелеон”)

- Шинель (“Хамелеон”)

- Ситцевая крахмальная рубаха (“Хамелеон”)

- “Козья ножка”, щипцы (“Хирургия”)

- Просфора в красном платочке (“Хирургия”)

- Бутылочка с надписью “Карболовый раствор” (“Хирургия”)

- Ниточка с Афонской горы (“Хирургия”)

- Гайка (“Злоумышленник”)

- Пузырёк с чернилами (“Ванька”)

- Ручка с заржавленным пером (“Ванька”)

- Ионин Г.Н. “Русская литература XIX века.10 класс).

Прочитать “маленькую трилогию”: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.