Владимир Семёнович Высоцкий
25.01.1938 - 25.07.1980
Влади́мир Семёнович Высо́цкий — советский актёр , поэт и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений. родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице Лауреат Государственной премии СССР Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка , в 25 км от райцентра — города Бузулук Чкаловской (ныне — Оренбургской ) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-юМещанскую улицу, 126. В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. После развода родителей, в 1947 году , Владимир переехал жить к отцу и его второй жене — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой , которую сам Высоцкий называл «мама Женя» [ и позже даже крестился в армянской апостольской церкви, чтобы подчеркнуть особое к ней отношение [14] . В 1947 — 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде ( Германия ), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.
Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира ), Галилея (« Жизнь Галилея » Б. Брехта ), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова ).
Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах « Место встречи изменить нельзя » (включая в качестве помощника режиссёра), « Маленькие трагедии », « Интервенция », « Хозяин тайги », « Вертикаль », « Служили два товарища », « Сказ про то, как царь Пётр арапа женил », « Короткие встречи », « Плохой хороший человек ».
Высоцкий написал больше 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях); в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 850 поэтических произведений.
Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии фильмов не вошла (например, в фильмы « Земля Санникова », « Вторая попытка Виктора Крохина », « Бегство мистера Мак-Кинли », « Стрелы Робин Гуда » и другие).
Высоцкий пел о чувстве собственного достоинства людей как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, о силе характера и тяготах человеческой судьбы, что принесло ему огромную популярность.
Необычно и ярко им представлена военная тематика в песнях о Великой Отечественной войне . Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой ему было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей. Детские впечатления переросли в зрелые поэтические чувства.
В песнях он в первую очередь уделяет внимание тексту и содержанию, а не форме .
Большую известность В.Высоцкий получил за « песни на надрыве » — такие как « Кони привередливые », « Про Райские яблоки », « Спасите наши души! », « Темнота впереди… » , « Охота на волков », « Банька по-белому », « Я ещё не в угаре… », « Очи чёрные », « Бег иноходца », « Смерть Истребителя в 13-ти заходах », « Две судьбы » ; и многие другие.
Две судьбы
Жил я славно в первой трети Двадцать лет на белом свете - по учению, Жил бездумно, но при деле, Плыл, куда глаза глядели,- по течению.
Темнота впереди
Темнота впереди, подожди! Там стеною - закаты багровые, Встречный ветер, косые дожди И дороги, дороги неровные.
Охота на волков
Спасите наши души !
Спасите наши души! Мы бредим от удушья. Спасите наши души! Спешите к нам! Услышьте нас на суше
Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем,- Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом: Убиенных щадят, отпевают и балуют раем,- Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
Про райские яблоки
Кони привередливые
Скатерть белая залита вином,
Все гусары спят непробудным сном,
Лишь один не спит, пьет шампанское
Возле табора да цыганского.
Бег иноходца
Я скачу, но я скачу иначе
По полям, по лужам, по росе.
Говорят: он иноходью скачет.
Это значит иначе, чем все .
Первая жена Иза Константиновна Высоцкая (урождённая Мешкова , по первому браку — Жукова ). Родилась 22 января 1937 года . Женаты с 25 апреля 1960 года . Дата развода неизвестна. По одним данным, вместе супруги прожили неполные 4 года, по другим, развод был оформлен в 1965 году , однако известно, что фактически они расстались задолго до официального развода. Поэтому сын Изы Константиновны Глеб, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, будучи на самом деле сыном другого человека. Иза Высоцкая живет в Нижнем Тагиле , работает в местном драматическом театре.
Вторая жена Людмила Владимировна Абрамова . Родилась 16 августа 1939 года . Женаты с 25 июля 1965 года по 10 февраля 1970 года , разведены; двое сыновей:
Аркадий Владимирович Высоцкий (29 ноября 1962, Москва) — российский актёр и киносценарист.
Никита Владимирович Высоцкий (8 августа 1964, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, директор ГКЦМ В.Высоцкого .
Внебрачная дочь Анастасия Владимировна Иваненко (1972 года рождения), её мать — актриса театра на Таганке Татьяна Иваненко [48] .
Третья жена Марина Влади известная французская актриса кино, театра, телевидения. Родилась 10 мая 1938 года . Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года .
Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве XX летних Олимпийских игр . Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в « Вечерней Москве » (о смерти и дате гражданской панихиды ) и некролога в газете « Советская культура » (и уже после похорон — статья Аллы Демидовой памяти Высоцкого в « Советской России ») в советских средствах массовой информации практически не печаталось [40] . Над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий» . И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (а в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты в театр, назад их не сдал [41] .
28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 1, справа от входа).
Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…
Марина Влади
В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они [власти] хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый тогда город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от самого Кремля… Видимо, их мышление было таково, — как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище… Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который мы выставили в окно второго этажа театра… Поливочные машины стали сметать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошел весь мир…
из воспоминаний Ю. Любимова
Последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 11 июня 1980 года [ :
«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним.»
.
ПЕСНЯ ПЕВЦА У МИКРОФОНА ]
Умри, не шевелись, не двигайся,- не смей!
Я видел жало: ты змея, я знаю!
А я сегодня — заклинатель змей:
Я не пою,- а кобру заклинаю!
Прожорлив он, и с жадностью птенца
Он изо рта выхватывает звуки.
Он в лоб мне влепит 9 грамм свинца!
Рук не поднять — гитара вяжет руки !
1971 г
Владимир Высоцкий:
Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне . Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.
Спасибо за внимание !!!