СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество великого русского композитора П.И.Чайковского (к 175-летию со дня рождения) Сценарий лекции-концерта

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, расширить музыкальный кругозор.

Задачи:

  • Ознакомить с  основными этапами жизни и творчества  П.И. Чайковского, их жанровыми особенностями; учить понимать и эмоционально воспринимать шедевры классической музыки;
  • развивать слуховое внимание, индивидуальное творчество обучающихся через участие в создании концертных номеров;

воспитывать музыкальную культуру и интерес к классической музыке.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество великого русского композитора П.И.Чайковского (к 175-летию со дня рождения) Сценарий лекции-концерта»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

­­ «Детская школа искусств №10»












Жизнь и творчество великого русского композитора П.И.Чайковского

(к 175-летию со дня рождения)



Сценарий лекции-концерта



Подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Кириченко-Барановская С.А.
























Брянск-2015г.

Цель: ознакомить с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, расширить музыкальный кругозор.

Задачи:

  • Ознакомить с основными этапами жизни и творчества П.И. Чайковского, их жанровыми особенностями; учить понимать и эмоционально воспринимать шедевры классической музыки;

  • развивать слуховое внимание, индивидуальное творчество обучающихся через участие в создании концертных номеров;

  • воспитывать музыкальную культуру и интерес к классической музыке.

Виды деятельности: познавательная

Оборудование: портрет П.И. Чайковского, технические средства воспроизведения музыки (компьютер, колонки, проектор), музыкальные инструменты.



Содержание:

1. Детство

2. Училище правоведения

3. Поступление в Петербургскую консерваторию

4. Преподавание в Московской консерватории

5. Творческая зрелость

6. «Времена года» («Май»)

7. Первый концерт для фортепиано с оркестром № 1

8. Опера «Евгений Онегин»

9. Симфоническое творчество (Симфония № 4 II часть)

10. Романс «Средь шумного бала»

11. Балет «Щелкунчик» («Танец Феи Драже»)

12. «Детский альбом»

13. Последнее произведение. Музеи в Клину, Воткинске.

Добрый вечер, дорогие слушатели !

25 апреля 2015 года мы отмечаем 175 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.







Родился в 1840 году поселке Воткинске на Урале.







Петр рос в интеллигентной, многодетной семье. Отец, Илья Петрович Чайковский был выдающимся инженером, директором Камско- Воткинского завода.

Мать, Александра Андреевна Ассиер, была домохозяйкой и занималась своими детьми. От матери Петр получил элементарные понятия о музыке. Она хорошо пела, играла на фортепиано. В 4 года Петр сочинил пьесу «Наша мама в Петербурге. В 4 года Петр сочинил пьесу «Наша мама в Петербурге».

У Петра были старший брат Николай, сестра Александра, младшие братья Ипполит, Анатолий и Модест. В семье Чайковских царила доброжелательная обстановка. Среди братьев и сестер Петр отличался отзывчивостью, душевностью и одаренностью. Гувернантка Фанни Дюрбах вспоминала: «Петра любили все и он всех, но это был стеклянный ребенок, то что другие дети пропускали мимо ушей его очень расстраивало.»

Марья Марковна Пальчикова некоторое время учила Петю музыке.







Детство закончилось, когда десятилетнего мальчика отдали учиться в высшее юридическое учебное заведение Петербурга – Училище правоведение.

В годы обучения Петр берет уроки фортепианной игры и пения, поет в хоре.

В 1854 году Чайковский переживает страшное горе: от холеры умерла его мать, Александра Андреевна Чайковская. С этого момента у Петра возникло чувство большой ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании. По окончании училища, Чайковский в чине титулярного советника поступил на государственную службу в департамент Министерства юстиции.

В 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию.

Директор А. Г. Рубинштейн преподавал композицию, инструментовку.

Н. И. Заремба - гармонию, контрапункт.

Окончив блестяще консерваторию, Петр Чайковский с 1866 года, принял приглашение Н. Г. Рубинштейна преподавать в Московской консерватории.

В это время наступает творческая зрелость композитора.

С 1866 – 1877 годы сочиняет оперы, симфонии, первый концерт для фортепиано с оркестром, балет «Лебединое озеро, романсы, «Времена года»,

«Май» (Белые ночи).

Пьеса П. И. Чайковского « Май. Белые ночи » - одно из самых поэтичных произведений из цикла « Времена года». В ней отчетливо прослеживается настроение ноктюрна. В первой части преобладает жанр песенного склада, а во второй - танцевального. В этой пьесе изображены не только картинки настроения, навеянные родными пейзажами, здесь запёчатлён богатый мир эмоциональных состояний человеческой души.

Звучит фрагмент №16.

Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. написан в 1875 году. Чайковский очень хотел, чтобы его исполнил Николай Григорьевич Рубинштейн, но в то время он не получил признание.

Композитор посвятил концерт Гансу Фон Бюлову- выдающемуся пианисту, дирижеру (ученику Листа). Первый концерт П. Чайковского превзошел уровень всех написанных концертов.

Звучит фрагмент №17.

П.И. Чайковский любил театр, который давал возможность отразить жизнь и характеры людей, раскрыть внутренний мир героев. Поэтому опера - стала его любимым жанром.
Композитор стремился выбирать сюжеты, в которых, по его словам, должны действовать «настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я». Чайковский создает «интимную драму ». Таким сочинением стал «Евгений Онегин». 
Главная героиня оперы — Татьяна. Чайковский также как и А. С. Пушкин тонко передал красоту и поэтичность ее души, гениально изобразил силу любви Татьяны.

Во вступлении к опере звучит лирическая тема мечтаний Татьяны.

фрагмент №18.

Одним из главных жанров творчества П.И. Чайковского являлась симфония. Романтические переживания и яркая образность музыкального языка соединяются в его творчестве с бетховенским драматизмом. Именно это позволило Чайковскому создать крупномасштабные симфонические композиции, полные страстного душевного волнения, острейших выразительных контрастов.

Четвертая симфония - первая в истории русской музыки психологическая драма, в которой с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. 

Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжелый период в его жизни. Неудачный брак композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский бежал от жены в Петербург.

Министерство выделило П. Чайковскому ежегодную пенсию в три тысячи рублей, и в это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой страстной почитательницей творчества композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк, которой и была посвящена симфония.

Вторая часть симфонии № 4 лирического содержания, нежная, певучая.

Фрагмент № 19.

Романс «Средь шумного бала» на стихи А.К. Толстого посвящен младшему брату композитора – Анатолию Ильичу Чайковскому.

Братьев связывали очень теплые отношения. Младший брат поддерживал Петра в период кризиса.  

            Стихотворение, созданное А. К. Толстым в 1851 году, обращено к Софье Андреевне Миллер (Бахметьевой), будущей своей жене, с которой он познакомился в декабре 1850-го на одном из маскарадов в Петербурге. Композитор музыкальными средствами передал чувство волнения и трепета от встречи с Незнакомкой. Но у Чайковского нет «шумного бала» – все сосредоточено на мыслях и чувствах героя. Для передачи поэтического образа этих стихов П. Чайковский выбрал жанр вальса. Характер вальса меланхоличный, звучавший в камерной обстановке.

Фрагмент № 21.

6 декабря 1892 года в Мариинском театре, в Петербурге, в первый раз был представлен балет «Щелкунчик».
Прекрасный балет-сказка о смелом Щелкунчике, победившем семиголового мышиного короля.
Добрая девочка Клара, ее дядюшка Дроссельмейер, искусный мастер часов, таинственных игрушек. Создатель Щелкунчика - смелого игрушечного человечка.
Вот уже Щелкунчик превратился в прекрасного принца и ведет свою храбрую спасительницу Клару в сказочный город — там живут игрушки и сласти, которые с удовольствием танцуют перед восхищенной девочкой…Сказочная фея Драже начинает свой танец. Как будто хрустальные горошинки падают на серебряное блюдо. 
Падают, подскакивают и исчезают. Волшебная музыка!
Что за инструмент рождает эти поющие хрустальные капельки?

Это-челеста. П.И.Чайковский привез ее из Франции.

Танец Феи Драже

Фрагмент №22.

«Детский альбом» является едва ли не самым любимым произведением маленьких пианистов всего мира.
Сочиняя «Детский альбом» Чайковский осуществлял свой давний замысел – обогатить детскую музыкальную литературу. Этот альбом был написан летом 1878 г. на Украине, в селе Каменке. Там композитор часто гостил у своей сестры. 
Все своё свободное время Пётр Ильич проводил в круг своих племянников. «Цветы, музыка и дети, - часто говорил композитор, - составляют лучшее украшение жизни!» И что он только не придумывал для своих маленьких друзей! Любил Петр Ильич слушать как ребята, а их было семеро, занимаются музыкой. Особенно он восхищался Володей Давыдовым – Мальчик был любимцем Петра Ильича. Володя подолгу и усердно занимался на фортепиано.
Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много. Слишком скучную музыку приходилось играть мальчику – сухие упражнения, серые, безликие пьесы.
Тогда-то и было задумано создать альбом пьес для ребят.
И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома»: здесь 24 маленьких пьес, каждая из них – живая детская сценка, а все вместе составляют интересный рассказ о жизни детей далекого от нас времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. В этом альбоме – мысли, чувства, настроения детей, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также картины русской жизни и русской природы, песенки-путешествия.

Девочке купили новую куклу. Она полна восторга, радости, кружится с ней и подпрыгивает.

Хмельникова Ксения исполняет «Новая кукла»

П. И. Чайковский писал: «как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку, как радуешься прилету

грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей! В пьесе мы слышим солнечную, весеннюю радость, необыкновенное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.

Подъячева Оля исполняет «Песня жаворонка»

«Немецкая песенка» Пьеса напоминает старинный немецкий танец лендлер (грубоватый вальс). А некоторые мелодические обороты скачки на септиму представляют собой жанр-йодль, своеобразную песню альпийских горцев.

Исполняет Бураков Ваня.

«Итальянская песенка» услышана композитором в Милане. Звучит нежно, мило, игриво, вальсообразно, Аккомпанемент подражает итальянским инструментам - мандолине, гитаре.

Исполняет Буракова Маша.







«Старинная французская песенка» - представляет собой

мелодию французской песни XVI века, которую композитор использовал в опере «Орлеанская дева», действие которой происходит в средневековой Франции, главная героиня-Жанна д, Арк. Исполняет Баранова Стеша.

«Неаполитанская песенка»





Эту песню П.И. Чайковский слышал в Неаполе, где ее пели как серенаду. Неаполитанские песни чаще всего исполнялись под гитару.

Она очень понравилась композитору и он вводит ее в балет «Лебединое озеро». Исполняет Петухова Алина.

«Полька» - это чешский народный танец, веселый, задорный, озорной. Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Польку танцуют поскоками, легкими прыжками.

Исполняет Мусиенко Саша.

«Мазурка» - польский народный танец в трехдольном размере.

Характер данной мазурки задумчивый, элегический, нежный.

И сполняет Артамонова Аня









«Марш деревянных солдатиков»

Марш - означает шествие. Игрушечное войско отчеканивает шаг идущих строем под барабанную дробь солдатиков.

Исполняет Сигаев Дима

«Камаринская»

Этот знаменитый наигрыш русской пляски в 1848 году использовал М. И. Глинка в оркестровой фантазии.

В «Детском альбоме» плясовая представляет собой фортепианную миниатюру, как образец инструментальных вариаций.

Тема «Камаринской» шутливая, игривая. Первая и третья вариации легкие, задорные. Во второй вариации звучит молодецкая пляска, изложенная плотными аккордами. Исполняет Прибылов Тимур

Петр Ильич скучал по Петербургу. В Мариинском театре состоялись премьеры балетов Чайковского. Здесь работали великие русские певцы: Ф.И. Шаляпин, Собинов Л.В., Преображенская С.П. Солисты балета: Павлова А.П., Уланова Г.С., дирижер Э. Ф. Направник









Последний визит в Петербург состоялся 10 октября 1893 года, а 16 октября исполнена «Шестая симфония». Длительный напряженный труд композитора не прошел бесследно для здоровья. Внезапно началась холера. 25 октября 1893 года П. И. Чайковский скончался.

Композитор похоронен в Петербурге Александро - Невской Лавры.

Именем П.И. Чайковского названа Московская государственная консерватория.







В 1894 году открыт дом-музей П. И. Чайковского в Клину.





В 1940 – мемориальный музей в Воткинске.

С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

«Имя Чайковского близко и дорого человеку – оно звучит для нас, как символ величия и гуманистической силы искусства... В его гениальной личности счастливо сочетались природное дарование с неутомимой творческой энергией, заставлявшей его вновь и вновь обращаться к людям, говорить с ними языком своей музыки».
Д.Д. Шостакович.

Позвольте, завершить вечер, посвященный Петру Ильичу Чайковскому словами автора: « Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распостранялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение».

Использованная литература



  1. Козлова Н.П.

Русская музыкальная литература:

Учебник для ДМШ:

Третий год обучения предмету-М.: Музыка – 2003.-224с., нот., ил.

  1. Смирнова Э.

Русская музыкальная литература:

Для 6-7 кл. ДМШ: Учебник.- М., Музыка, 2005.- 192с., ил.

  1. Панова Н.В.

Русская музыкальная литература для 6-7 кл.

Рабочая тетрадь Часть 2 Москва ООО «Престо» 2004

  1. Чайковский П.И. Избранные письма.- М.: Музыка, 2002.- 455 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!