СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь луга (природное сообщество "луг")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представления учащихся о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь луга (природное сообщество "луг")»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Урок

по предмету «Окружающий мир»

в 4-А классе

по теме «Жизнь луга»








Учитель: Коваленко Е.И.

2018г.

Предмет:

окружающий мир

Класс:

4-А

Дата:

11.12.2018.

Тема:

Жизнь луга (урок №27)

Цель:

сформировать представления учащихся о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

Формируемые УУД:

познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование:

атлас-определитель, раздаточный материал, лэпбук.



ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Звуки леса (аудиозапись)

-Что вы услышали?

Загадка (на экране)

Шуми, шуми, зелёный дом!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой…


- Что это за дом?

- Сколько в нём этажей?


Слушают аудиозапись

Пение птиц, шум травы, шелест кроны деревьев, треск веток и т.д.

Отгадывают загадку.





Лес

Три этажа: деревья, кустарники, травянистые растения.

.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника.

Беседа

- Почему мы начали урок именно с этой загадки?

-Что такое природное сообщество?

-Почему лес это единство живой и неживой природы?

-Какие группы организмов составляют это природное сообщество?

-Как обитатели леса связаны между собой?

Индивидуальная работа (взаимопроверка)

Графический диктант (+/-)

(___________,________________,______________,

___________)

  1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.

  2. Средний ярус – это мхи и лишайники.

  3. На дереве обитают кроты и землеройки.

  4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

  5. Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.

  6. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

  7. Все животные леса делятся на 4-е группы по типу питания.

  8. Бурый медведь – хищник.

  9. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Индивидуальная работа. Составление цепи питания.

(_____________, _______________)

берёза

заяц

лиса

кора дуба

короед

кукушка

желуди дуба

кабан

волк

еловые шишки

белка

ласка





На прошлом уроке мы познакомились с сообществом лес.

Отвечают на вопросы





Выполняют работу.

Ответы:

  1. +

  2. +

  3. +


3. Постановка проблемы

На доске слова: грибы, коростель, волк, заяц.

- Из представленных вам слов составьте цепь питания. Какие ответы у вас получились?

- Почему у вас получился такой ответ?

- Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания?

- Почему это слово лишнее?

- А вы знаете, кто это коростель? Где они живут?


- (на слайде картинка луга) Что изображено на слайде?

- Перед вами место, где живет коростель.

Звуки луга (аудиозапись)


- Грибы- заяц-волк.


- (доказывают свое решение)

- Коростель.


- Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/….

- Нет/ в поле/ в лесу/ на лугу (разные ответы детей)

- Поле/луг/ лужайка.

4. Целеполагание

- Место, где живёт коростель – это ещё одно природное сообщество, с которым нам нужно познакомиться. Это луг. Для изучения природных сообществ мы пользуемся планом (на карточках, на доске)





- На прошлом уроке мы пользовались этим планом для изучения природного сообщества лес. Какими источниками информации мы пользовались?

- Как мы систематизировали всю информацию?

- Чем интересен для нас лепбук?





-Как мы будем сегодня на уроке работать? Какие задачи мы перед собой поставим?


-Чем мы будем пользоваться, чтобы их выполнить?



-Посмотрите на заготовки для лепбука. Что вы видите?

- Как они изменятся?

-Это и будет результатом нашей сегодняшней работы.



-У вас в плане есть колонка «Самоанализ». Подумайте, на какие пункты плана вы уже можете дать ответы, и сделайте пометки в соответствующих ячейках.

Просматривают план

Учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель, карта, тетради про крымоведению, информационные брошюры.


Мы сделали лепбук.

Всю информацию мы систематизируем (делим на группы, разделы, модули) и кратко фиксируем на макете. В нужный нам момент мы можем взять макет и получить нужную информацию. А ещё это интересно. Он помогает нам лучше запомнить материал.

Узнать, какие растения растут на лугу, какие животные там обитают, почему луг – это природное сообщество, как человек связан с ним.

Мы будем получать информацию из тех источников, которые есть у нас и использовать её для оформления лепбука.

Они пустые.

Они наполнятся информацией.

Отмечают ячейки в соответствии со своими знаниями.

5. Организация деятельности по овладению новыми знаниями.

- Мы начинаем работать и получать новые знания. Вы работает в группах. А это значит нужно соблюдать определенные правила.




-Раскройте заготовки для лепбука, приготовьте план, ученики, карты, атласы-определители.

-Заполняя каждый модуль лепбука, мы будем отмечать, какой пункт плана мы выполнили. Таким образом, будем контролировать нашу работу.


-С какого модуля начнём?

- Поработайте со статьёй учебника и заполните данный модуль. Как заполнили?

-Какой пункт плана выполнили?

-Какие модули проработаем дальше?

- Поработайте с атласом-определителем, учебником и заполните модули. Как заполнили?





- Почему эти организмы являются частью сообщества «луг»? Как они взаимосвязаны?

-Какой модуль мы можем заполнить?

- Какой пункт плана выполнили?

-Найдите модуль с круговой схемой. С чем связна эта схема?

- Заполните модуль и объясните, как это происходит.

- Какой пункт плана выполнили?

-В нашем лепбуке есть модули, которые связаны с человеком. Пользуясь источниками информации, заполните модули о взаимосвязи человека и и природного сообщества луг. Что вы узнали?



Какой пункт плана выполнили?



- Есть ещё один модуль, связанный с нашим родным краем – Крымским полуостровом. Познакомьтесь с информаций о лугах в Крыму. Что вы узнали?

Отметьте на карте, где есть луга на нашем полуострове.



- Какие растения мы можем там встретить?


  • Есть «МЫ», нет «Я»

  • Выслушать и учесть мнение участников

  • Разделить обязанности

  • Учитывать рекомендации руководителя

  • Работать в тишине

  • Все участники активно выполняют задание







Название.

Луг – это природное сообщество, где главные растения – травы.

1

Растения, животные, травы.

Растения: тысячелистник, нивяник, мышиный горошек, мятник, тимофеевка, лисохвост, …, …, ….

Животные: пчела, шмель, махаон, цветочная муха, жук-навозник, жук-могильщик, кобылка, кузнечик; жаба, ящерица; трясогузка, перепел, коростель; полёвки, мыши.

Грибы: опёнок, шампиньон, дождевик.

Рассказывают о взаимосвязях, основываясь на статье учебника.

Цепи питания.

2

Это круговорот веществ.


Объясняют.

4




Мы узнали, какую пользу луг приносит человеку, какие правила поведения нужно соблюдать, чтобы не нарушить единства организмов на лугу.

4,5,6





Это яйла. Яйла – летнее пастбище (в переводе с тюркского). Это плоские поверхности Крымских гор, которые раньше использовали для выпаса скота, имеют густое травянистое покрытие.

6. Закрепление материала

- Проанализируйте нашу работу, глядя на план и лепбук.

-Так почему же в цепи питания (в начале урока) коростель оказалась лишним звеном?

- Давайте проверим, насколько внимательными мы были при изучении природного сообщества луг.

Тест со свзаимопроверкой (в группах).

Звуки луга (аудиозапись)

Все пункты выполнили, все модули заполнили.

Она не обитает в лесу, а живёт на лугу. Она часть другого природного сообщества.

7. Рефлексия

-Наша работа сегодня была очень разнообразной. Отметьте на плане те пункты, которые вам понравились больше всего (поставьте !) и те, которые были самыми трудными (?). У кого «!» больше, чем «?»? У кого меньше? У кого поровну?

Так же сделайте отметку в колонке «Самоанализ»: пополнились ли ваши знания и был ли для вас урок полезен.

Самоанализ своей работы

8. Итог урока

Мы сегодня получили много знаний. Но нужны ли они нам? Для чего?

Ведь охранять природу - значит охранять родину.

Нам нужны эти знания для того, чтобы мы понимали взаимосвязи в окружающем мире и не нарушили их, бережно относились к природе.

  1. Домашнее задание

  1. Для всех: учебник

  2. Творческое: Придумать 5 вопросов про луг.


Спасибо за активную работу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!