1. Мотивация к учебной деятельности | Звуки леса (аудиозапись) -Что вы услышали? Загадка (на экране) Шуми, шуми, зелёный дом! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой… - Что это за дом? - Сколько в нём этажей? | Слушают аудиозапись Пение птиц, шум травы, шелест кроны деревьев, треск веток и т.д. Отгадывают загадку. Лес Три этажа: деревья, кустарники, травянистые растения. . |
2. Актуализация опорных знаний. | Проверка домашнего задания. Пересказ статьи учебника. Беседа - Почему мы начали урок именно с этой загадки? -Что такое природное сообщество? -Почему лес это единство живой и неживой природы? -Какие группы организмов составляют это природное сообщество? -Как обитатели леса связаны между собой? Индивидуальная работа (взаимопроверка) Графический диктант (+/-) (___________,________________,______________, ___________) -
Самый верхний ярус леса образован деревьями. -
Средний ярус – это мхи и лишайники. -
На дереве обитают кроты и землеройки. -
Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. -
Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу. -
Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. -
Все животные леса делятся на 4-е группы по типу питания. -
Бурый медведь – хищник. -
Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. Индивидуальная работа. Составление цепи питания. (_____________, _______________) берёза | заяц | лиса | кора дуба | короед | кукушка | желуди дуба | кабан | волк | еловые шишки | белка | ласка | | На прошлом уроке мы познакомились с сообществом лес. Отвечают на вопросы Выполняют работу. Ответы: -
+ -
– -
– -
+ -
– -
– -
+ -
– -
– |
3. Постановка проблемы | На доске слова: грибы, коростель, волк, заяц. - Из представленных вам слов составьте цепь питания. Какие ответы у вас получились? - Почему у вас получился такой ответ? - Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания? - Почему это слово лишнее? - А вы знаете, кто это коростель? Где они живут? - (на слайде картинка луга) Что изображено на слайде? - Перед вами место, где живет коростель. Звуки луга (аудиозапись) | - Грибы- заяц-волк. - (доказывают свое решение) - Коростель. - Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/…. - Нет/ в поле/ в лесу/ на лугу (разные ответы детей) - Поле/луг/ лужайка. |
4. Целеполагание | - Место, где живёт коростель – это ещё одно природное сообщество, с которым нам нужно познакомиться. Это луг. Для изучения природных сообществ мы пользуемся планом (на карточках, на доске) - На прошлом уроке мы пользовались этим планом для изучения природного сообщества лес. Какими источниками информации мы пользовались? - Как мы систематизировали всю информацию? - Чем интересен для нас лепбук? -Как мы будем сегодня на уроке работать? Какие задачи мы перед собой поставим? -Чем мы будем пользоваться, чтобы их выполнить? -Посмотрите на заготовки для лепбука. Что вы видите? - Как они изменятся? -Это и будет результатом нашей сегодняшней работы. -У вас в плане есть колонка «Самоанализ». Подумайте, на какие пункты плана вы уже можете дать ответы, и сделайте пометки в соответствующих ячейках. | Просматривают план Учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель, карта, тетради про крымоведению, информационные брошюры. Мы сделали лепбук. Всю информацию мы систематизируем (делим на группы, разделы, модули) и кратко фиксируем на макете. В нужный нам момент мы можем взять макет и получить нужную информацию. А ещё это интересно. Он помогает нам лучше запомнить материал. Узнать, какие растения растут на лугу, какие животные там обитают, почему луг – это природное сообщество, как человек связан с ним. Мы будем получать информацию из тех источников, которые есть у нас и использовать её для оформления лепбука. Они пустые. Они наполнятся информацией. Отмечают ячейки в соответствии со своими знаниями. |
5. Организация деятельности по овладению новыми знаниями. | - Мы начинаем работать и получать новые знания. Вы работает в группах. А это значит нужно соблюдать определенные правила. -Раскройте заготовки для лепбука, приготовьте план, ученики, карты, атласы-определители. -Заполняя каждый модуль лепбука, мы будем отмечать, какой пункт плана мы выполнили. Таким образом, будем контролировать нашу работу. -С какого модуля начнём? - Поработайте со статьёй учебника и заполните данный модуль. Как заполнили? -Какой пункт плана выполнили? -Какие модули проработаем дальше? - Поработайте с атласом-определителем, учебником и заполните модули. Как заполнили? - Почему эти организмы являются частью сообщества «луг»? Как они взаимосвязаны? -Какой модуль мы можем заполнить? - Какой пункт плана выполнили? -Найдите модуль с круговой схемой. С чем связна эта схема? - Заполните модуль и объясните, как это происходит. - Какой пункт плана выполнили? -В нашем лепбуке есть модули, которые связаны с человеком. Пользуясь источниками информации, заполните модули о взаимосвязи человека и и природного сообщества луг. Что вы узнали? Какой пункт плана выполнили? - Есть ещё один модуль, связанный с нашим родным краем – Крымским полуостровом. Познакомьтесь с информаций о лугах в Крыму. Что вы узнали? Отметьте на карте, где есть луга на нашем полуострове. - Какие растения мы можем там встретить? | -
Есть «МЫ», нет «Я» -
Выслушать и учесть мнение участников -
Разделить обязанности -
Учитывать рекомендации руководителя -
Работать в тишине -
Все участники активно выполняют задание Название. Луг – это природное сообщество, где главные растения – травы. 1 Растения, животные, травы. Растения: тысячелистник, нивяник, мышиный горошек, мятник, тимофеевка, лисохвост, …, …, …. Животные: пчела, шмель, махаон, цветочная муха, жук-навозник, жук-могильщик, кобылка, кузнечик; жаба, ящерица; трясогузка, перепел, коростель; полёвки, мыши. Грибы: опёнок, шампиньон, дождевик. Рассказывают о взаимосвязях, основываясь на статье учебника. Цепи питания. 2 Это круговорот веществ. Объясняют. 4 Мы узнали, какую пользу луг приносит человеку, какие правила поведения нужно соблюдать, чтобы не нарушить единства организмов на лугу. 4,5,6 Это яйла. Яйла – летнее пастбище (в переводе с тюркского). Это плоские поверхности Крымских гор, которые раньше использовали для выпаса скота, имеют густое травянистое покрытие. |