Конспект по теме: «Жизнь на различных материках»
Предмет природоведение, 5 класс.
Цели:
познакомить во время урока-путешествия с особенностями растений и животных разных материков, своеобразием жизни на разных материках.
продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы, систематизируя знания о жизни на разных материках.
любовь и бережное отношение к Жизни на Земле.
Оборудование:
Учебник «Природоведение» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, 2005г. Дрофа.
энциклопедии, хрестоматии, журналы и т.п.
Карта полушарий
Картины с изображением животных и растений разных материков.
Презентация урока «Удивимся вместе»
План урока:
организация класса-1 мин.
пояснения к уроку-путешествию-2 мин.
новый материал - 28 мин.
закрепление и оценки за урок-5мин.
домашнее задание-1 мин.
Ход урока:
Приветствие детей, сообщение темы и целей урока.
Предлагаю ребятам составить туристические группы для путешествия по различным материкам, выбрать старшего в группе и получить маршрутные листы с указанием мест, которые надо посетить.
Часть группы проходит маршрут: готовят рассказ о растениях и животных какого-либо материка, часть группы-охранники: отвечают на вопросы учителя:
что такое материк?
как назывался первый материк?
когда на Земле появилась Гондвана и Лавразия?
из-за чего и когда образовались современные материки?
почему Средиземное море будет «съедено» Африкой?
После рассказа старшего группы о путешествии по Антарктиде задаём вопросы охранникам следующей группы:
каковы размеры австралийского дождевого червя?
назовите самых шумных насекомых.
какой голиаф сегодня живёт в болотах Африки?
кто такие эндемики оз. Байкал?
как называется рыбка Чёрного моря весом 2мгр., и длиной 2мм.
Затем слушаем рассказ старшего группы о путешествии по Африке и задаём вопросы охранникам следующей группы:
назовите самое маленькое растение Австралии.
где была обнаружено самое длинное растение-лиана: филодендрон лазающий
длиной 339,5м.?
у какого растения самый быстрый рост?
какое растение Австралии самое высокое?
у дикого инжира корни 120м., где он растёт и почему у него такие длинные корни?
После рассказа о растениях и животных Австралии охранники получают задание: опознать растущие в кабинете биологии комнатные растения и назвать их родину:
Австралия: гривеллея;
Центральная Америка: опунция, монстера;
Африка: кофе, фиалки, циперус;
Юго-Восточная Азия: бегония, бамбук фикусы;
Южная Америка: абутилон, нефролепис, бугенвиллея.
Прослушиваем отчёт следующей группы о путешествии по Южной Америке и проверяем работу охранников: в конвертах - картинки растений и животных какого-либо материка и среди них – лишние, обитающие на других материках. Охранники должны их узнать и назвать место их обитания, а также назвать лишних.
Следующая группа рассказывает о Северной Америке, а охранники проходят по сложной тропе под названием « Верите ли вы?»
на большом дубе можно насчитать 250000 листьев;
самая большая продолжительность жизни листа у вельвичии удивительной, растущей в Африке-100 лет;
самая редкая черепаха - болотная, живёт в Австралии, их осталось 20-25 особей;
в Центральной и Южной Америке живёт обезьяна-ревун, её крики слышны на расстоянии 16 км;
самое большое соцветие длиной 10,7 м. и диаметром 2,4 м. у пуйи Раймонда состоит из 8000 белых цветков.
Далее рассказ двух групп о Северной Америке и Евразии, а также выполняют задания их группы охранников.
Расклад времени: после деления на группы и получения заданий общая подготовка туристов и охранников- 10мин.
Каждая группа на ответ получает 3-5 минут:
рассказ об 1 растении;
рассказ об 1 животном;
ответы охранников.
Оценивание работы учащихся: из каждой группы три ученика получают оценки за устный ответ, все остальные - за заполнение сопроводительного маршрутного листа. Отвечающие ученики по желанию тоже могут заполнить маршрутный лист.
Маршрутный лист:
Материки | Растения | Особенности строения и жизнедеятельности | Животные | Особенности строения и жизнедеятельности |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Методы использованные мною на уроке:
словесно-индивидуальный;
частично-поисковый;
исследовательский;
репродуктивный;
проблемно-сообщающий;
наглядный.
Формы работы:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
Вместо зарядки разминка во время узнавания комнатных растений.
Связь с предыдущим материалом - показ материков по карте.
На следующем уроке – изучение природных зон, сегодняшний материал является частично ознакомительным.
Домашнее задание:
К следующему уроку прочитать о природных зонах Земли.