СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь по правилам

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: Жизнь по правилам

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с правилами общественной жизни, с признаками правовой нормы;

Развивающая:  сформиро­вать понимание необходимости соблюдения законов и правил;

Воспитательная: воспитывать у учащихся активную граждан­скую позицию.

Понятия:  правило, общество, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы.

Тип урока

Просмотр содержимого документа
«Жизнь по правилам»

Обществознание



Тема: Жизнь по правилам

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с правилами общественной жизни, с признаками правовой нормы;

Развивающая: сформиро­вать понимание необходимости соблюдения законов и правил;

Воспитательная: воспитывать у учащихся активную граждан­скую позицию.

Понятия: правило, общество, нормы морали, обычаи, корпора тивные нормы.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

I. Организационный этап

П. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

III. Изучение нового материала

  1. Правила общественной жизни.

  2. Социальные нормы.

  3. Группы социальных норм.

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

V. Самостоятельная работа учащихся

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, сообщает тему, задачи урока и ожи­даемые результаты. С целью определения имеющихся у учащихся знаний относительно темы урока можно использовать метод «Попкорн»

Каждый учащийся встает и сообщает одно правило, с которым он сталкивался в своей жизни.

Проверка домашнего задания:

а) Учитель проводит экспресс-опрос относительно определения понятий: закон, право.

б) Вызванные учителем учащиеся зачитывают найденные в газетах, журналах, Интернете публикации или другие материалы правового характера. После этого 3—4 учащихся зачитывают из тетради раскрытое дома содержание высказывания «Закон суров, но он закон». Учащиеся делают выводы относительно необходимости знания законов.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация
учебной деятельности

Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Что такое правила?

  2. Почему их нужно соблюдать?

  3. Какими должны быть правила?

  4. Почему люди нарушают правила?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя

  1. Правила общественной жизни

Важнейшие отношения в жизни человека регулируются правилами, записанными в законах. Люди должны уважать и выполнять законы, ведь они защищают людей, их права, поддерживают порядок в государстве.

Каждый человек в своей деятельности осознанно или неосознанно ру­ководствуется определенными правилами.

Эти правила отличаются как по содержанию (регулируют отно­шения людей в разных сферах общественной жизни —- бытовые, семейные, относительно собственности, осуществления политической власти и т.д.), так и по способу возникновения (могут устанавливаться разными органи­зациями граждан, органами государства или складываться исторически, в процессе развития человечества).

  1. Социальные нормы

Правила, регулирующие жизнь людей в обществе, называются социаль­ными нормаминорма» в переводе с греческого языка означает «правило»).

По предмету регулирования все нормы делятся на социальные нормы, регулирующие отношения между людьми, и

техниче­ские нормы, регулирующие отношения между человеком и природой или техникой.

Действие социальных норм обеспечивает порядок в обществе. Для того чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать свой род, добывать продукты питания, придерживаться элементарных запретов. Создание соответствующих правил поведения («не убей», «не укради») является сознательной волевой деятельностью людей.

Правило — общепринятый образ или порядок действий, определенное положение, в котором отображен образец деятельности или поведения человека.

Жизнь людей, как футбол или любые другие игры или соревнование, тоже урегулированное правилами. Из древних времен люди поняли, что произвол, игнорирование интересов других ведет к конфликтам, опасным для существования рода, племени, народа, общества в целом. Исходя из жизненного опыта, многовековой практики люди начали устанавливать общие для всех нормы и правила поведения. Они стали подчиняться общим правилам и осуждали тех, кто их нарушал

В обществе существуют разнообразнейшие правила: этикета, дорожного движения, поведения в школе, общественных местах, на транспорте, в семье и т.п.

Социальные нормы отличаются между собой тем, что они регулируют общественное отношения в разных сферах жизни и адресованные разным людям как участникам таких отношений.

Например правила которые существуют в семье. Их создают члены семьи и поэтому в разных семьях правила жизни могут быть разными.

Первыми правилами поведения, которые возникли до появления государства, были обычаи и традиции. Обычаи - это правила, которые закрепляются в сознании людей как найболее полезные или умные при определенных условиях модели поведения, которые передаются от поколи до поколения. В нашей жизни существует многому обычаев. Например, в школах: происходит праздник последнего звонка. А вот встречать особенно дорогих или и важных гостей хлебом-солью — это тоже правило, что называется традицией.

С моральными нормами, которые также возникли в давние времена, вы ознакомились на уроках этики и помните, что в них находят свое добро и зло, справедливость, совесть, честь.

Кроме обычаев, традиций и моральных норм существуют и другие. Например, религиозные нормы отображают отношение людей к Богу. Найти эти нормы мы можем в священных книгах - Библии Коране, Талмуде и других.

С появлением государства появляются нормы права.

Правила поведения устанавливают самые люди, а соблюдение их делает общение людей комфортным. Каждая группа людей, малая или большая -семья, школа, город, государство – устанавливает свои правила поведения и следует им.

Именно благодаря правилам существует обычный для нас общественный порядок.

Человек не задумывается о существовании и действии того или того правила до тех пор, пока оно соблюдается, и ощущает определенный дискомфорт в случае его невыполнения или нарушение. Правила, как воздух, - мы не думаем о нем, пока свободно дышим, и начинаем нервничать при пусть наименьшему его недостатке.

  1. Социальные нормы делятся на следующие группы:

Нормы морали — правила, составленные согласно представлениям людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии ит. д., то есть согласно моральным представлениям. Нормы морали предлагают идеал поведения человека, а выполнение их обеспечивается совестью человека и давлением общественного мнения. Моральные нормы играют важную роль в жизни общества, они охватывают широкий спектр отношений: семейные отношения, поведение в общественном транспорте и т.д.
Обычаи (традиции, обряды, ритуалы, деловые обычаи) — правила, сложившиеся исторически, в результате их многоразового использования людьми. Люди, следуя обычаям, поступают опреде-
ленным образом по привычке, не рассуждая, хорош или плох тот
или иной вариант поведения.

Далее учитель приводит примеры обычаев (уважать взрослых, отно­ситься с особым уважением к пожилым людям, собираться всей семьей вечером за столом для того, чтобы вместе поужинать, и т.д.) Корпоративные нормы (нормы организаций) — правила поведения, устанавливаемые организациями и распространяющиеся на их членов. Корпоративные нор­мы регулируют отношения внутри определенной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения лиц, входящих в ее состав. Они могут быть зафиксированы в уставах, положениях, решениях этих организаций.

Нормы права — правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством. О нормах права более подробно учащиеся узнают на следующем уроке.

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Вопросы для повторения и обсуждения

  1. Что такое правила и как они возникают?

  2. Кто устанавливает правила?

  3. Какие нормы оценивают поступки людей по принципам добра и зла?

  4. Какие обычаи вам известны?

  5. Какими (социальными или техническими) являются следующие нормы:

♦ Перед употреблением пищи нужно мыть руки.

  • Ездить по тротуарам на автомобиле запрещено.

  • Кассир в магазине обязан выдать покупателю чек. Почему вы так считаете?

  • Как вы оцениваете значение правил в жизни?

  1. Самостоятельная работа учащихся

Учитель предлагает учащимся самостоятельно разработать пять правил поведения на уроках, объясняет.'что эти правила должны быть понятными по смыслу, реальными для выполнения, не противоречить друг другу, быть известными людям, которые обязаны их соблюдать, предусматривать ме­тоды, воздействия на человека, нарушающего их. После разработки правил учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

    • Можно ли назвать разработанные вами правила поведения на уроках социальными нормами?

    • Каким образом можно контролировать их соблюдение?

    • Готовы ли вы выполнять эти правила? Почему?

  1. Подведение итогов урока

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что выполнение правил делает общение людей более гуманным и комфортным.

Каждый человек, стоящий перед выбором — соблюдать правила или нет, прежде всего дол­жен подумать, к каким последствиям может привести их нарушение и ка­кой в этом случае будет его личная ответственность.

УП. Домашнее задание

  1. Дайте определение понятиям: правило, социальные нормы, тех­нические нормы, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, нормы права.

  2. Найдите в газетах, журналах, комиксах или в. семейных фотоаль­бомах рисунки и фотографии, позволяющие иллюстрировать какие-либо правила жизни людей в обществе. (См. Приложение 1, метод «Комиксы, мультфильмы »).





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!