Жизнедеятельность образовательных систем
Жизнедеятельность этих образовательных систем различается по условиям существования и различного социокультурного окружения, по традиционно сложившимся функциональным ориентациям различных образовательных учреждений.
В свою очередь, образовательные учреждения все вместе и каждое в отдельности — подсистемы территориальных образовательных систем. И каждое учреждение как единица территориальной и федеральной систем реализует, создает и включает в практику новые образовательные программы или их конкретный набор, способствуя процессу деиверсификации и вариативности в системе образования в целом.
Столь сложная, многоступенчатая зависимость показательна не только для масштаба образовательного учреждения, но и для ответственности каждого образовательного учреждения за свою роль (качество и эффективность деятельности) в системе образования.
В условиях становления вариативной системы образования возникло и продолжает увеличиваться большое количество различных типов и видов образовательных учреждений. Процесс их создания чаще всего проходит стихийно, без наличия необходимых условий, по самостоятельному волеизъявлению субъектов Российской Федерации.
Процесс стихийного субъективного варьирования затронул и систему дополнительного образования детей. Широкое распространение получило создание различных комплексов, объединяющих программы различного уровня образования или направления социально-педагогической деятельности (детский сад - учреждение дополнительного образования - начальная
школа, учебно-производственный комплекс - учреждение дополнительного образования, коррекционно-образовательный комплекс), инновационных центров, академий и др.
Одновременно продолжает сохраняться традиция внешкольных объединений, утвердившая в истории дополнительного образования такие названия, как Дворец пионеров и школьников, дом пионеров и др. Их преемниками стали дворцы детского и юношеского творчества, дома детского творчества, сохранились названия! Станция юннатов или юных техников, Детский парк, Детский лагерь и пр., хотя содержание их деятельности изменилось. Так происходит потому, что к старому названию все привыкли, родители и дети выбирают то, что сохранилось в общественной памяти как позитивное, нужное.
Поиск нового в содержании деятельности, распространение новаторских образовательных технологий, изменившиеся требования и запросы социума, конкретных людей так или иначе вынуждают учреждения дополнительного образования детей задуматься о наименовании, точном определении себя, но этот процесс неминуемо вступает в противоречие с консерватизмом принятого когда-то перечня внешкольных учреждений, связанных с ними тарифно-квалификационными должностными характеристиками.
Возникает естественная для данной ситуации проблема сохранения названия Дворец детского творчества с одновременным пониманием того, что понятие «Дворец» не определяет вид детского учреждения с характерными для него содержанием, организацией и результатами деятельности. Необходимость принятия соответствующих решений для снятия проблемы очевидна, но ее решение - также перспектива развития системы дополнительного образования детей.
Номенклатура видов учреждений дополнительного образования детей не может проводиться простым методом перечисления примеров самоопределения (самоназвания) или субъективной модификации внешкольных объединений. Методы продуктивной самоидентификаци: сравнительный анализ индивидуально-конкретных форм; вычленение существенных, необходимых показателей; их иерархическое структурирование; синтез на основе типовой принадлежности.
Для получения обоснованных выводов анализ надо проводить по всем показателям учреждения как объекта - управле-
нию, функциям, содержанию, организации, технологиям образовательного процесса, характеру взаимодействия субъектов образовательного процесса, результатам образовательной деятельности и способам их фиксирования, ресурсному обеспечению жизнедеятельности и пр. Только специально организо ванная форма такого исследования или мониторинг образовательных систем может обеспечить сегодня адекватную оценку деятельности видов учреждений дополнительного образования детей и составить прогноз развития педагогических систем дополнительного образования.
Существуют различные подходы к мониторингу типов и видов образовательных учреждений. Однако все подходы опираются на признании, во-первых, того, что образовательное учреждение — юридическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе социально-педагогический процесс; во-вторых, того, что следует вычленить общие основания дифференциации. К ним относятся: уровень и приоритет целей и задач; количество предметов, профилей; степень их интегративности; приоритет и соотношение направлений деятельности, особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней образования, структура объединения, наличие органа самоуправления; система учета и контроля результатов обучения и воспитания, достижений детей; уровень образовательных результатов; обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.
В рамках разработки «Российского стандарта общего обра- ‘ зования» предложены всего три основания для дифференциации образовательных учреждений: по характеру используемых программ (стандарт содержания); по характеру имеющегося в распоряжении учебного заведения педагогического коллектива (стандарт учителя); по экономической базе учебного заведения.
Используя эти три основания, можно построить матрицу,
которая вполне применима к учреждениям дополнительного
образования детей.
Обращает на себя внимание в предложенном подходе справедливое вынесение на первое место значения образовательных программ (образовательной программы). Именно образовательной программой определяется уровень подготовки (уровень образования личности), способ формирования контингента, применяемые организационные формы и методы, методиче- ское, психолого-педагогическое, материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение.
Реализация образовательных программ - общее или типовое требование для всех образовательных учреждений, а составленная совокупность (набор, комплекс, интеграция) конкретных программ учреждения — выражение особенного, видового.
Образовательная программа — прежде всего нормативный документ, в котором определены цели и ценности образования, пути их достижения. С учетом этого смысла образовательной программы и ее фундаментального значения для идентификации образовательного учреждения можно предложить следующие развернутые определения основных видов учреждений дополнительного образования детей.
Центр многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей деятельности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.
Это самодостаточное учреждение дополнительного образования с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или (и) углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть - Театр, Студия, Мастерская, Станция, Клуб, Школа, Музей и пр.