Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Шолоховская школа-интернат»
Принята Утверждаю:
на заседании методического (педагогического) совета Директор школы-интерната
от «___» _____________ 20____г. ______________Н.А. Попов
Протокол № __________________ «___» _____________ 20____г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности
«Жизненные навыки»
Возраст обучающихся: 11 -12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Башкирова Е.А.
рп. Шолоховский
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» для учащихся 6 классов разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);
планируемых результатов основного общего образования;
требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г.
№189);
авторской программы Кривцовой С.В. «Жизненные навыки» (уроки психологии в средней школе 5-6). - М.: «Генезис», 2012 г.;
Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».
В центре внимания профилактической программы «Жизненные навыки» находятся основные жизненные проблемы младших подростков: адаптация к средней школе, общение, повышения самоценности личности, разрешение конфликтных ситуаций, проблемы самопознания, толерантности и другие. Содержательно программа подходит для работы с разными группами – одноклассников; учеников разных классов одной школы; смешанной группы подростков.
Отличие этой программы заключается в том, что занятия проводятся в тренинговой форме и могут быть использованы для работы с
подростками не только в школе, но и в психологических центрах.
Основная цель программы — развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.
Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:
познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;
развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;
формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;
формировать понимание ценности отношений в жизни человека;
развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Место курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» в учебном плане.
На изучение курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» в 6 классе согласно учебному плану ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год).
Содержание курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».
Раздел I. Заповеди здоровья (11 ч)
Этот раздел посвящен нравственному и физическому здоровью подростков.
Основная задача - формирование негативного отношения к деструктивным видам зависимостей, в частности табакокурению,
наркомании, алкоголизму; формирование умения противостоять влиянию сверстников, строить здоровые дружеские отношения,
преодолевать стрессы.
Раздел II. Конфликт по всем правилам (7 ч)
Этот раздел позволяет формировать и развивать навыки разрешения конфликтов у подростков.
Основная задача формирование у подростков более осознанно восприятия конфликтных ситуаций.
В безопасной ситуации тренинга предоставляется возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте.
Подростками применяются как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников
группы. Вместе осуществляется поиск стратегии поведения, нужных слов, способов существования в конфликте, закрепляются и
отрабатываются необходимые навыки.
Раздел III. Преодоление трудных ситуаций (8 ч)
В этот раздел включены игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной
деятельности.
Основная задача – предоставление ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между партнерами по
общению, увидеть своими глазами, как искажается информация.
Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться, и кто может быть ответственным за
непонимание, возникающее между участниками общения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.
Раздел IV. Ценности жизни (9 ч)
Этот раздел позволяет развивать интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным, рассматривать
вопрос о том, что по-настоящему ценно в жизни и как относиться к людям с другими ценностями.
Основная задача – предоставление возможности более глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях,
отношениях.
Жизнь подростка заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает
устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является
психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.
Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».
Итогом работы по данной программе является приобретение подростком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать
новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок сможет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
По итогам освоения программы внеурочной деятельности «Жизненные навыки» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов.
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний):
иметь представления о деструктивных зависимостях;
понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы;
знать стратегии поведения в конфликте;
знать способы саморегуляции, доступные возрасту.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых умений, личностных качеств):
уметь свободно участвовать в дискуссии;
уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
иметь навыки самопознания, доступные возрасту;
иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту;
владеть навыками конструктивного общения.
Результаты третьего уровня (зрелый уровень самосовершенствования):
понимать необходимость ЗОЖ;
осознавать самоценность каждого человека и ценность общения;
проявлять активность в деятельности;
ставить цели и задачи самосовершенствования.
Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности являются диагностические методы: опрос, анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок. Критериями эффективности занятий при этом выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса являются:
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
умение делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
умение справляться с трудными ситуациями в общении с людьми;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
осознание ценности жизни во всех её проявлениях.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью психолога;
учиться высказывать свое мнение;
овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку других людей;
умение справляться с эмоциями;
умение быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от
психолога;
умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы, структурировать знания;
рассуждение, построение логических умозаключений;
моделирование ситуаций с помощью ведущего;
сравнивание предметов, объектов: нахождение общего и различий;
группирование объектов на основе существенных признаков;
самостоятельное формулирование проблемы;
самостоятельное нахождение способов решения проблемы;
осуществление рефлексии способов и условий действия;
осуществление анализа сложившейся игровой ситуации;
осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать других людей;
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
умение отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;
умение задавать вопросы;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
умение находить альтернативные способы разрешения конфликта.
Предметные результаты освоения курса:
В ходе реализация курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» обучающийся научится:
способам решения своих проблем;
приемам концентрации внимания;
решать поставленные задачи;
правильно употреблять полученные знания;
самостоятельно принимать решения, делать выводы;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.
Умение работать с информацией
умение находить главные тезисы в источнике информации;
умение делать выводы из полученной информации;
обучение поиску и локализации информации, фиксированию информации, презентации полученных результатов, подведению итогов.
Умение участвовать в совместной деятельности
вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным);
научить бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Заповеди здоровья. | 11 |
2 | Конфликт по всем правилам. | 7 |
3 | Преодоление трудных ситуаций. | 8 |
4 | Ценности жизни. | 9 |
| Всего | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Жизненные навыки»
Количество часов: всего - 35 часов; в неделю - 1 час
№ урока | Тема урока (основные виды деятельности) | Дата |
План | Факт |
| Глава 1. Заповеди здоровья | | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с курсом. Теоретический материал. Игра | 04.09 | |
2 | Здоровый образ жизни. Практическая работа «Карта моего здоровья». Теоретический материал. Практикум | 11.09 | |
3 | Вредные привычки и зависимости. «Учитесь властвовать собой». Практикум. Диспут. | 18.09 | |
4 | Компьютер: друг или враг? Дискуссия | 25.09 | |
5 | Настроение и здоровье. «Радуга моего настроения». Творческая работа | 02.10 | |
6 | Позитивные установки. Обсуждение. Практикум. | 09.10 | |
7 | Что вы знаете о курении. Права некурящих. Диспут. Просмотр фильма. | 16.10 | |
8 | Если не курение, то что? Антитабачная викторина. Викторина. | 23.10 | |
9 | Суд над курением. Ролевая игра. | 06.11 | |
10 | Как преодолеть давление сверстников? Тренинговое занятие | 13.11 | |
11 | Как преодолеть давление сверстников? Сейчас в моде здоровый образ жизни. Обсуждение. Практикум | 20.11 | |
| Глава 2. Конфликт по всем правилам | | |
12 | Влияние конфликта на здоровье человека. Просмотр видеоматериала с обсуждением | 27.11 | |
13 | Конфликт: сущность, последствия, стадии. Обсуждение ситуаций. Теоретический материал. Практикум | 04.12 | |
14 | Типы и модели поведения в конфликте. Ролевая игра | 11.12 | |
15 | Стратегии поведения в конфликте. Тренинговое занятие. | 18.12 | |
16 | Причины коммуникативных конфликтов. Дискуссия. | 25.12 | |
17 | Разрешение конфликтов. Практикум: решение стандартных конфликтных ситуаций. Практикум | 15.01 | |
18 | Победи конфликт! Деловая игра. | 2201 | |
| Глава 3. Преодоление трудных ситуаций. | | |
19 | Поведение в нестандартных ситуациях. Ролевая игра | 29.01 | |
20 | Преодоление школьных стрессов. Практическая работа «Экзамен». Практикум | 05.02 | |
21 | Стресс и способы борьбы с ним. Диагностика устойчивости к стрессу. Тренинговые упражнения. Тестирование | 12.02 | |
22 | Уверенное поведение. Практическая работа. Тренинг. | 19.02 | |
23 | Умение принимать критику. Практическая работа «Вопросы-ответы». Практикум. | 26.02 | |
24 | Отстаиваем собственное мнение. Упражнение «Убеди меня». Практикум. | 04.03 | |
25 | Лидер и его команда. Игра «Выборы царя зверей». Ролевая игра. | 11.03 | |
| Глава 4. Ценности жизни. | | |
26 | Ценностные ориентации. Заполнение опросника М. Рокича. Обсуждение. Практикум. | 18.03 | |
27 | Цена и ценность. Упражнение «Аукцион». Тренинг. | 01.04 | |
28 | Иерархия ценностей. Практическая работа. Практикум. Тренинг. | 08.04 | |
29 | Дружба как ценность. Упражнение «Письмо другу». Тренинг. Практикум. | 15.04 | |
30 | Принятие, толерантное отношение. Обсуждение ситуаций. Практикум. | 22.04 | |
31 | Свобода и ответственность. Ролевая игра. | 29.04 | |
32 | Семейные ценности. Обсуждение семейных традиций. Практикум. | 06.05 | |
33 | Традиции и обычаи нашей страны. Практикум. | 13.05 | |
34 | Наше жизненное кредо. Составление послания потомкам. Самостоятельная работа. | 20.05 | |
35 | Заключительное занятие. Диагностика. | 27.05 | |
| Итого: | 35 часов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».
Учебно-методическое обеспечение
1. Кривцова С.В. «Жизненные навыки» (уроки психологии в средней школе 5-6). - М.: «Генезис», 2012 г., 336 с.
2. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
3. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
4. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988г.
5. Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998г.
6. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: Народное образование, 2000г.
7. Селевко Г.К.:учебное пособие «Познай себя». – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005г. – Серия «Самосовершенствование личности.
8. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М., 1990г
9. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991г.
10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе (5-6). - М.: «Генезис», 2005г.
Электронные образовательные ресурсы
1. «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
2. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
3. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
4. «Мир позитива Ру», режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/
5. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
6. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
7. hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
Материально-техническое обеспечение:
кабинет для индивидуальной и групповой работы;
мультимедийные (цифровые) средства (ноутбук, проектор, экран).
Список учащихся 6 класса 2019 – 2020 учебный год.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество учащихся | Дата рождения |
1. | Аникин Евгений Александрович | 09.01.2007 |
2. | Глусенко Анастасия Викторовна | 18.06.2007 |
3. | Гурецкая Анастасия Николаевна | 25.11.2007 |
4. | Игонина Евгения Евгеньевна | 22.02.2008 |
5. | Камнева Наталья Сергеевна | 23.10.2007 |
6. | Карасёва Дарья Искандаровна | 16.08.2007 |
7. | Некрасова Екатерина Владимировна | 20.04.2007 |
8. | Рыбалкин Илья Сергеевич | 10.11.2007 |
9. | Симонова Анастасия Сергеевна | 13.02.2007 |
10. | Тагиева Анастасия Александровна | 01.12.2007 |
11. | Ткач Юлия Александровна | 21.05.2007 |