СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненные навыки

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочной деятельности для учащихся 6-го класса. По любой теме можно найти огромное количество материала к уроку в интернете.

Просмотр содержимого документа
«Жизненные навыки»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Шолоховская школа-интернат»


Принята Утверждаю:

на заседании методического (педагогического) совета Директор школы-интерната

от «___» _____________ 20____г. ______________Н.А. Попов

Протокол № __________________ «___» _____________ 20____г







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальной направленности

«Жизненные навыки»


Возраст обучающихся: 11 -12 лет

Срок реализации: 1 год





Автор-составитель: Башкирова Е.А.





рп. Шолоховский

2019/2020 учебный год



Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Жизненные навыки» для учащихся 6 классов разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

  • планируемых результатов основного общего образования;

  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г.

№189);

  • авторской программы Кривцовой С.В. «Жизненные навыки» (уроки психологии в средней школе 5-6). - М.: «Генезис», 2012 г.;

  • Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат».

В центре внимания профилактической программы «Жизненные навыки» находятся основные жизненные проблемы младших подростков: адаптация к средней школе, общение, повышения самоценности личности, разрешение конфликтных ситуаций, проблемы самопознания, толерантности и другие. Содержательно программа подходит для работы с разными группами – одноклассников; учеников разных классов одной школы; смешанной группы подростков.

Отличие этой программы заключается в том, что занятия проводятся в тренинговой форме и могут быть использованы для работы с

подростками не только в школе, но и в психологических центрах.

Основная цель программы — развитие эмоционального интеллекта, формирование умения младших школьников адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями.

Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

  • познакомить младших школьников с миром человеческих эмоций;

  • развивать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • формировать навыки самоанализа, адекватной самооценки;

  • формировать умение учитывать позицию другого человека, его точку зрения;

  • формировать понимание ценности отношений в жизни человека;

  • развивать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

  • формировать умение работать в коллективе;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Место курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» в учебном плане.


На изучение курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» в 6 классе согласно учебному плану ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» отводится 1 час в неделю (всего 35 часов в год).


Содержание курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».

Раздел I. Заповеди здоровья (11 ч)

Этот раздел посвящен нравственному и физическому здоровью подростков.

Основная задача - формирование негативного отношения к деструктивным видам зависимостей, в частности табакокурению,

наркомании, алкоголизму; формирование умения противостоять влиянию сверстников, строить здоровые дружеские отношения,

преодолевать стрессы.

Раздел II. Конфликт по всем правилам (7 ч)

Этот раздел позволяет формировать и развивать навыки разрешения конфликтов у подростков.

Основная задача формирование у подростков более осознанно восприятия конфликтных ситуаций.

В безопасной ситуации тренинга предоставляется возможность опробовать различные роли и стратегии поведения в конфликте.

Подростками применяются как уже известные, так и новые стратегии поведения, например, сотрудничество – когда в выигрыше остаются две стороны, а проигравших нет. Разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников

группы. Вместе осуществляется поиск стратегии поведения, нужных слов, способов существования в конфликте, закрепляются и

отрабатываются необходимые навыки.

Раздел III. Преодоление трудных ситуаций (8 ч)

В этот раздел включены игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной

деятельности.

Основная задача – предоставление ребятам возможность на своем опыте испытать, как возникает непонимание между партнерами по

общению, увидеть своими глазами, как искажается информация.

Подростки учатся понимать, какие барьеры в общении возникают, как можно с ними справиться, и кто может быть ответственным за

непонимание, возникающее между участниками общения. Ребята учатся прислушиваться к себе, к другому и получают опыт невербального взаимодействия. От общения с партнером переходим к общению в группе.

Раздел IV. Ценности жизни (9 ч)

Этот раздел позволяет развивать интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным, рассматривать

вопрос о том, что по-настоящему ценно в жизни и как относиться к людям с другими ценностями.

Основная задача – предоставление возможности более глубоко понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях,

отношениях.

Жизнь подростка заполнена содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает

устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является

психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.





Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».


Итогом работы по данной программе является приобретение подростком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать

новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок сможет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

По итогам освоения программы внеурочной деятельности «Жизненные навыки» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов.

Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний):

  • иметь представления о деструктивных зависимостях;

  • понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы;

  • знать стратегии поведения в конфликте;

  • знать способы саморегуляции, доступные возрасту.

Результаты второго уровня (развитие социально значимых умений, личностных качеств):

  • уметь свободно участвовать в дискуссии;

  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • иметь навыки самопознания, доступные возрасту;

  • иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту;

  • владеть навыками конструктивного общения.

Результаты третьего уровня (зрелый уровень самосовершенствования):

  • понимать необходимость ЗОЖ;

  • осознавать самоценность каждого человека и ценность общения;

  • проявлять активность в деятельности;

  • ставить цели и задачи самосовершенствования.

Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности являются диагностические методы: опрос, анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок. Критериями эффективности занятий при этом выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.


Личностными результатами изучения курса являются:

  • овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • умение делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • умение справляться с трудными ситуациями в общении с людьми;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  • осознание ценности жизни во всех её проявлениях.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью психолога;

  • учиться высказывать свое мнение;

  • овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • умение адекватно воспринимать предложения и оценку других людей;

  • умение справляться с эмоциями;

  • умение быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и

преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от

психолога;

  • умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы, структурировать знания;

  • рассуждение, построение логических умозаключений;

  • моделирование ситуаций с помощью ведущего;

  • сравнивание предметов, объектов: нахождение общего и различий;

  • группирование объектов на основе существенных признаков;

  • самостоятельное формулирование проблемы;

  • самостоятельное нахождение способов решения проблемы;

  • осуществление рефлексии способов и условий действия;

  • осуществление анализа сложившейся игровой ситуации;

  • осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать других людей;

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • умение отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;

  • умение задавать вопросы;

  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • умение находить альтернативные способы разрешения конфликта.


Предметные результаты освоения курса:

В ходе реализация курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки» обучающийся научится:

  • способам решения своих проблем;

  • приемам концентрации внимания;

  • решать поставленные задачи;

  • правильно употреблять полученные знания;

  • самостоятельно принимать решения, делать выводы;

  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач.

Умение работать с информацией

  • умение находить главные тезисы в источнике информации;

  • умение делать выводы из полученной информации;

  • обучение поиску и локализации информации, фиксированию информации, презентации полученных результатов, подведению итогов.


Умение участвовать в совместной деятельности

  • вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным);

  • научить бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;

Тематическое планирование.

п/п

Название темы

Количество часов

1

Заповеди здоровья.

11

2

Конфликт по всем правилам.

7

3

Преодоление трудных ситуаций.

8

4

Ценности жизни.

9


Всего

35












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по внеурочной деятельности «Жизненные навыки»

Количество часов: всего - 35 часов; в неделю - 1 час


урока

Тема урока

(основные виды деятельности)

Дата

План

Факт


Глава 1. Заповеди здоровья



1

Вводное занятие. Знакомство с курсом.

Теоретический материал. Игра

04.09


2

Здоровый образ жизни. Практическая работа «Карта моего здоровья».

Теоретический материал. Практикум

11.09


3

Вредные привычки и зависимости. «Учитесь властвовать собой».

Практикум. Диспут.

18.09


4

Компьютер: друг или враг?

Дискуссия

25.09


5

Настроение и здоровье. «Радуга моего настроения».

Творческая работа

02.10


6

Позитивные установки.

Обсуждение. Практикум.

09.10


7

Что вы знаете о курении. Права некурящих.

Диспут. Просмотр фильма.

16.10


8

Если не курение, то что? Антитабачная викторина.

Викторина.

23.10


9

Суд над курением. Ролевая игра.

06.11


10

Как преодолеть давление сверстников?

Тренинговое занятие

13.11


11

Как преодолеть давление сверстников? Сейчас в моде здоровый образ жизни.

Обсуждение. Практикум

20.11



Глава 2. Конфликт по всем правилам



12

Влияние конфликта на здоровье человека.

Просмотр видеоматериала с обсуждением

27.11


13

Конфликт: сущность, последствия, стадии. Обсуждение ситуаций.

Теоретический материал. Практикум

04.12


14

Типы и модели поведения в конфликте.

Ролевая игра

11.12


15

Стратегии поведения в конфликте.

Тренинговое занятие.

18.12


16

Причины коммуникативных конфликтов.

Дискуссия.

25.12


17

Разрешение конфликтов. Практикум: решение стандартных конфликтных ситуаций.

Практикум

15.01


18

Победи конфликт!

Деловая игра.

2201



Глава 3. Преодоление трудных ситуаций.



19

Поведение в нестандартных ситуациях.

Ролевая игра

29.01


20

Преодоление школьных стрессов. Практическая работа «Экзамен».

Практикум

05.02


21

Стресс и способы борьбы с ним. Диагностика устойчивости к стрессу.

Тренинговые упражнения. Тестирование

12.02


22

Уверенное поведение. Практическая работа.

Тренинг.

19.02


23

Умение принимать критику. Практическая работа «Вопросы-ответы».

Практикум.

26.02


24

Отстаиваем собственное мнение. Упражнение «Убеди меня». Практикум.

04.03


25

Лидер и его команда. Игра «Выборы царя зверей».

Ролевая игра.

11.03



Глава 4. Ценности жизни.



26

Ценностные ориентации. Заполнение опросника М. Рокича.

Обсуждение. Практикум.

18.03


27

Цена и ценность. Упражнение «Аукцион».

Тренинг.

01.04


28

Иерархия ценностей. Практическая работа.

Практикум. Тренинг.

08.04


29

Дружба как ценность. Упражнение «Письмо другу».

Тренинг. Практикум.

15.04


30

Принятие, толерантное отношение. Обсуждение ситуаций. Практикум.

22.04


31

Свобода и ответственность. Ролевая игра.

29.04


32

Семейные ценности. Обсуждение семейных традиций.

Практикум.

06.05


33

Традиции и обычаи нашей страны.

Практикум.

13.05


34

Наше жизненное кредо. Составление послания потомкам.

Самостоятельная работа.

20.05


35

Заключительное занятие.

Диагностика.

27.05



Итого:

35 часов



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».

Учебно-методическое обеспечение

1. Кривцова С.В. «Жизненные навыки» (уроки психологии в средней школе 5-6). - М.: «Генезис», 2012 г., 336 с.

2. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.

3. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.

4. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988г.

5. Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998г.

6. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: Народное образование, 2000г.

7. Селевко Г.К.:учебное пособие «Познай себя». – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005г. – Серия «Самосовершенствование личности.

8. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М., 1990г

9. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991г.

10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе (5-6). - М.: «Генезис», 2005г.


Электронные образовательные ресурсы

1. «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru

2. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library

3. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/

4. «Мир позитива Ру», режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/

5. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru

6. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/

7. hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm

Материально-техническое обеспечение:

 кабинет для индивидуальной и групповой работы;

 мультимедийные (цифровые) средства (ноутбук, проектор, экран).







Список учащихся 6 класса 2019 – 2020 учебный год.


№ п/п

Фамилия, имя,

отчество учащихся

Дата

рождения

1.

Аникин Евгений Александрович

09.01.2007

2.

Глусенко Анастасия Викторовна

18.06.2007

3.

Гурецкая Анастасия Николаевна

25.11.2007

4.

Игонина Евгения Евгеньевна

22.02.2008

5.

Камнева Наталья Сергеевна

23.10.2007

6.

Карасёва Дарья Искандаровна

16.08.2007

7.

Некрасова Екатерина Владимировна

20.04.2007

8.

Рыбалкин Илья Сергеевич

10.11.2007

9.

Симонова Анастасия Сергеевна

13.02.2007

10.

Тагиева Анастасия Александровна

01.12.2007

11.

Ткач Юлия Александровна

21.05.2007