Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»
__________________________________________________________________
Сценарий мероприятия по теме: «Жизненные ценности современного подростка»
Целевая аудитория: Подростки 13-17 лет
Период реализации: 8 смена (18 июля – 07 августа)
Авторы разработки:
Наумыч Яна Олеговна,
методист отдела комплектования
на обучение по дополнительным
общеразвивающим программам
Манжелевская Виктория Викторовна,
методист отдела комплектования
на обучение по дополнительным
общеразвивающим программам
Краснодарский край
2024
Краткая информация: В период информационного взрыва, массовая культура занимает ведущее место в формировании мировоззренческих установок и оказывает огромное влияние на культуру самоопределения молодежи. На первом месте сейчас у молодежи беспроблемность. Среди молодежи нет определенных жизненных ценностей, современное молодое поколение в поиске новых форм идентичности. С одной стороны, подобные трудности являются естественными в период юношеского становления, но провоцируют проблему одиночества, стресса, выход из которых все больше молодых людей находят в нестандартном поведении. Предоставленная обществом свобода выбора для молодежи, оказалась проблемой для осуществления выбора собственного предпочтения. Вот почему на сегодняшний день является наиболее актуальной проблема формирования ценностных ориентаций подростков, что придает смысл и жизненную направленность подростку.
Круглый стол «Жизненные ценности современного подростка» направлен на определение личностных ценностей, что помогает ребятам расставить свои жизненные приоритеты, осознать свои внутренние мотивы, увидеть жизненную перспективу.
Цель: создание условий для определения жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним.
Задачи:
- расширить познавательную сферу через знакомство с термином «ценность»;
- способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением духовных жизненных ценностей
- формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности
Формы и методы педагогической деятельности: Беседа, обсуждение, анализ, игра.
Необходимые ресурсы: Ноутбук, проектор, экран, колонки, раздаточные материалы, канцелярские принадлежности, музыкальное сопровождение, флипчарт, листы для филипчарта.
Подробный план-конспект
- Добрый день дорогие друзья, сегодня наш круглый стол на тему «Жизненные ценности современного подростка»?
Что может ценить человек? Разные люди живут на земле, и каждый живёт по-разному. Каждому столетию принадлежит своя система материальных и духовных ценностей. Но поговорить о том какие новые материальные и духовные ценности для нас были важны в 21 веке, мы сможем только через какое-то время, а точнее уже в 22 веке. Именно спустя прожитое время будет раскрыт весь смысл происходящего и будут сделаны выводы о том, что мы смогли сохранить и передать для следующего поколения.
У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он ценит больше всего в жизни, что для него свято, в чём он убеждён и на что опирается в своих поступках. Иначе говоря, ценность – это всё то, что значимо для жизни. Друзья, и сегодня мы с вами определим важные жизненные ценности, без которых, жизнь человека не будет наполнена смыслом.
Ценность – именно это слово и будет главным на нашем мероприятии.
Люди – существа удивительные и непредсказуемые. Мы тратим здоровье, чтобы заработать больше денег, а потом тратим деньги, чтобы восстановить здоровье. Все в детстве мечтают стать взрослыми, а когда взрослеют, хотят вернуться в детство. Часто мы не замечаем и переступаем то, что спустя годы, может оказаться самой главной ценностью для нас.
Игра «Ассоциации»
Исходное слово - ценность. Участники круглого стола озвучивают 2-3 ассоциации на предлагаемое слово. Воспитатель завершает игру словами: Да, вы правы, ценность – это то, что наиболее дорого, важно, как для одного человека, так и для человечества в целом.
Воспитатель: Любой выбор, поступок в жизни человека определяется системой ценностей.
- Запишите, как можно больше ценностей, которые вы знаете.
- Записали?
- Подумайте, без чего вы могли бы обойтись?
- Вычеркните их.
- Подумайте и скажите: Почему вы оставили эти?
Ответы: ………….
(самое важное и ценное, основное в моей жизни и т.д.)
Воспитатель: Все ценности можно разделить на материальные и духовные. Я предлагаю вам проанализировать ценности, определить: какие из них являются материальными, а какие духовными. По каким критериям они отличаются? (Обсуждается каждая позиция, можно распределить по колонкам: 1. материальные и 2. духовные)
дома
знания
одежда
музыка
поэзия
доброта
деньги
телефон
милосердие
честь
Воспитатель: Вы правы, материальные ценности их так же можно назвать жизненными - это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить, и они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, много лет назад не существовало автомобилей и, значит, такой ценности не было.
Духовные ценности – к ним относится внутренний мир человека и его содержание. В отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Вот самое главное, что нужно понимать, что ценности человек определят для себя самостоятельно, в том числе и неосознанно. Возможно, то, что важно для одного, для другого может быть и совсем незначительным.
Предлагаю посмотреть видеоролик «Отец и сын»
Видеоролик
Вопросы к обсуждению:
- Какие ценности раскрываются в нем?
(любовь и уважение к старшим, терпимость, благодарность)
- Какими являются эти ценности?
(эти ценности являются общечеловеческими и всегда значимыми.)
- Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план: материальные или духовные?
- С чем это связано?
- Почему люди ценят в жизни в основном то, что приносит им достаток, комфорт, материальную обеспеченность, безбедное существование?
- Духовные ценности… Что это такое? Необходимы ли человечеству они?
- Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, будет ли он счастлив?
Ценности человека не ограничиваются каким-то точным списком – пунктов может быть множество, но можно выделить основные группы: личные ценности и общечеловеческие. Подумайте, какую ценность можно отнести к обеим группам, т.к. для многих — это самая важная ценность во все времена.
Ответы: ………….
(Семья)
Воспитатель:
Продолжите пословицы о семье:
Вся семья вместе, так и душа на… (месте).
Дерево держится корнями, а человек… (семьёй).
На что клад, коли в семье…. (лад).
В дружной семье и в холод…. (тепло).
Дом согревает не печь, а любовь и… (согласие).
Иногда человек, в погоне за накоплением материальных благ, совсем забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное - приходит и уходит. А истинные ценности всегда связаны с духовными ориентациями человека.
Именно внутренние ценности человека способствуют: поддержанию физического и психологического здоровья, самовоспитанию, самообразованию и самообучению, развитию профессиональных возможностей и карьерному росту.
Хочу рассказать вам одну притчу, о какой ценности идет речь? (жизнь как ценность)
«Притча о Девочке и морских звездах»
Вопросы к обсуждению:
- Как вы думаете, человек понял или нет, что каждая спасённая жизнь имеет огромную ценность для того, кто ею обладает?
- К какой категории можно отнести эту ценность?
- Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей?
Ответы: ………….
Внимательно рассмотрев жизненную линию каждого человека, можно заметить, что на ней чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Бывает ведь всякое. Любые трудности в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее.
В Орленке ежегодно реализуется тематическая смена «Горячие сердца». Её участниками становятся лауреаты Всероссийской общественно-государственной инициативы с международным участием «Горячее сердце». Более 10 лет к нам приезжают подростки, которые проявили активную гражданскую позицию, бескорыстно пришли на помощь людям и преодолели трудную жизненную ситуацию. На протяжении смены эти ребята проводят во всех лагерях «тёплые встречи» для своих ровесниках. Они рассказывают им о совершенных поступках, о том, что чувствовали тогда и как оценивают свои действия сейчас. Обсуждают со сверстниками важность внимательного и неравнодушного отношения к окружающим, проявление отваги в современном мире.
Обычные с виду мальчики и девочки доказывают, что наша страна богата героями, что в каждом возрасте человек способен на Поступок с большой буквы, что мужество и храбрость всегда приобретают особую жизненную ценность.
(Демонстрация книг «Горячее сердце»)
Воспитатель: На протяжении человеческой жизни ценности меняются. Возрастает роль духовных, нравственных ценностей. - А какие ценности, материальные или духовные, важнее сейчас для вас? Ответы: ………….
Воспитатель: У вас ребята, впереди – жизнь со всеми ее радостями и проблемами. Перед вами сейчас встает трудный вопрос: «Как строить свою жизнь дальше?»
У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Что делать? Да, так оно и есть. Каждый день и каждую минуту делается выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым?
Притча «Всё в твоих руках»
Вопросы к обсуждению:
- Как вы думаете, что скрыто в образе бабочки?
- Как вы понимаете - «всё в твоих руках»?
- Сделанный выбор, всегда ли можно изменить?
Ответы: ………….
Воспитатель: А были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы меняли свои жизненные ценности?
Ответы: ………….
- Ребята, вспомните, какую ценность вы выбрали в качестве самой важной и главной в начале нашего разговора. А сейчас кто-то хотел бы изменить вами выбранную ценность?
Упражнение «Групповой коллаж «Жизнь как ценность»
(Техника проведения: на листе ватмана под музыку при участии каждого создается групповой рисунок-коллаж на тему «Жизнь как ценность».)
Воспитатель: Предлагаю вам, используя материалы для творчества, создать совместный рисунок-коллаж на тему «Жизнь как ценность».
Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за хорошую, плодотворную работу. И в заключение нашего разговора я хочу предложить вашему вниманию простые «рецепты счастья»: (Расположены на флипчарте)
• Жить, творить, радоваться;
• Любить и заботиться о ближних;
• Не делайте людям того, чего не хотите, чтобы они делали вам;
• Улыбайтесь каждому мгновению жизни;
• Любите жизнь и живите с огромным желанием быть нужным;
• Быть понимающим и понятным;
• Занимайтесь любимым делом увлеченно;
• Никогда не отчаиваться, искать выход, искать выход из самых трудных ситуаций;
• Не завидовать, не обижать и не обижаться.