СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Жизненные ценности героев рассказа А. И. Куприна «Белый пудель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Жизненные ценности героев рассказа А. И. Куприна «Белый пудель»»



Технологическая карта урока по литературе в 6 классе

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино Белгородской области» Гершен Л. А.


Тема урока: Жизненные ценности героев рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»

Цели урока: осознание идейного содержания, построения и системы образов рассказа Куприна «Золотой петух», научить учащихся анализу прозаического произведения, формирование духовных ценностей, чуткости, видения важного в обыденном через восприятие произведения.

Задачи: Обучающие: - формирование умения анализировать текст художественного произведения, отрабатывать умения анализировать эпизод художественного текста; обучать составлению характеристик художественных образов героев рассказа; учить определять особенности сюжета и композиции художественного произведения; определять смысла названия рассказа; определять авторское отношение к героям произведения; продолжить работу над формированием умения находить средства выразительности художественного текста; учить пересказывать текст от лица героя произведения; обеспечить повторение теории литературы: конфликт, портрет, художественная деталь.

Развивающие: - развивать читательские навыки, умения устанавливать причинно-следственную связь событий произведения; навыки комментированного чтения; умения исследовательской работы с текстом, умения школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

Воспитывающие: - воспитывать доброту и сострадание к окружающему миру; любовь к животным, ценностное отношение к дружбе;

- воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях; умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.

Предметные результаты: знакомство с биографией А.И.Куприна; умение выразительно читать художественный текст, понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Метапредметные результаты: смысловое чтение; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение работать индивидуально и в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Личностные результаты: воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей. Решаемые учебные проблемы: 1.Познакомить с основными этапами биографии А.И. Куприна. 2.Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения. 3.Передавать в сжатой форме содержание эпического произведения. 4.Развивать умение выразительного чтения, логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.5.Актуализация сведений об основных стилях речи. Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, иллюстрации к рассказу, выставка произведений А.И. Куприна.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

1.

I.Организационный момент.

Этап мотивации.


- Здравствуйте! Мы улыбаемся и говорим «здравствуйте» друг другу.

Мы говорим «здравствуйте» нашим гостям и дарим им наши улыбки, наше бодрое настроение. Мы приглашаем вас к сотрудничеству и надеемся, что наша совместная работа будет интересной и полезной.


Внутренне настраиваются на совместную деятельность

Создание положительной эмоциональной атмосферы


1 мин.

2

Целеполагание

- Вот уже несколько дней внимание привлекает герой ваших иллюстраций - необыкновенно очаровательный белый пудель, необычный герой рассказа. Вы – молодцы! Спасибо!

Ваши рисунки - это своеобразный отклик на одно из задушевных произведений литературы конца 19 - начала 20 века – рассказа «Белый пудель»

А.И. Куприна, писателя, который имел добрый талант.

1.Что вам запомнилось о жизни писателя, подарившего нам героя одноимённого рассказа? 2.Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему?

3.Каким человеком представляется вам А.И. Куприн?

Вывод: Мы не можем не согласиться, А.И. Куприн - писатель с необыкновенной судьбой. У него были зоркие глаза наблюдателя и острый ум охотника. У него была цепкая память и умение рассмотреть за обыкновенным – особенное, важное, так необходимое каждому из нас.

Слова записаны на доске.

Доброта, верность, честность, неподкупность, преданность, чувство собственного достоинства, дружба. (Слова размещены на доске)


- Посмотрите на слова, прочитайте эти слова.

1.Скажите, каким общим понятием мы можем объединить эти слова?

2.Какую тайну мы можем разгадать?

Жизненные ценности героев рассказа, а рассказ называется «Белый пудель»?


Сформулируйте тему урока.



Итак, сегодня на уроке мы должны раскрыть художественную идею рассказа, понять, как сумели члены «маленькой труппы» сохранять чувство собственного достоинства, верность дружбе, доброту, несмотря на обстоятельства.


Ответы учащихся.

«Белый пудель». А.И. Куприн.


Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать. Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.

Много профессий сменил он за свою жизнь: работал корреспондентом газеты, зубным врачом, был заводским рабочим, и грузчиком на пристани, и церковным певчим, и газетным репортером, и бродячим актером, и борцом в цирке.


Жизненные ценности всех нас, а значит - и героев рассказа « Белый пудель».

Ответ: В чём заключается смысл названия рассказа «Белый пудель»?



Формулируют тему урока.

Записывают в тетради тему урока:


«Жизненные ценности героев рассказа « Белый пудель».





Мы должны раскрыть художественную идею рассказа, понять, как сумели члены «маленькой труппы» сохранять чувство собственного достоинства, верность дружбе, доброту, несмотря на обстоятельства.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Определение темы урока, постановка цели работы.


Познавательные:

-общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные:

-контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Извлечение необходимой информации из текста

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

3 мин



Герои должны помочь нам воспитывать в себе чувство собственного достоинства, умение дружить, быть терпеливыми, выносливыми.


1.Какую тайну мы можем разгадать, обращаясь к названию произведения?) 2.Как связано название произведения с главной мыслью рассказа?


Главный вопрос, на который будем отвечать, работая над содержанием рассказа «Белый пудель».













2Логические:

- анализ, сравнение, синтез.


4 мин

3

Проверка домашнего задания

Проверка первичного усвоения материала

Мы очень внимательные и благодарные читатели. Каждая глава по-своему оставила след в нашем сердце. Конкурс на лучшие заглавия частей рассказа.

1. Маленькая труппа.2. День выдался неудачный...

3. На даче «Дружба». «Хочу собаку!»

4. Не всё на свете продается.5. Пропажа друга.

6. Счастливое освобождение.

Вопрос: 1.По какому принципу мы давали названия главам? (важное событие в жизни героев), потому что каждая часть рассказа (всего их шесть) – логически законченный эпизод.

Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели.

Обращаясь к композиции рассказа, давайте назовём главные события сюжета, (завязка, кульминация, развязка).

Наши герои обижены судьбой. Их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих артистов. Но они достойны не только сочувствия. Почему?

Понять это нам помогут характеристики героев.

-Какие отношения сложились между членами «маленькой труппы»? Какие они, герои рассказа?

Презентация.

Работа в группах. Домашнее задание.

1.Дедушка Лодыжкин.1 группа, 1 ряд. Слайд 2.

Глава 3. – Как описан старик? О чём говорит это описание?

Глава 1. – Как он относится к шарманке?

Глава 5. – О каком будущем для Сергея он мечтает?

2.Акробат Серёжа. 2 группа,2 ряд. Слайд 3.

Глав 3. – Каким предстаёт Сергей в сцене выступления? стр.118.

- Как он относится к дедушке и Арто?

Глава 5. – Как передаёт автор решимость Сергея?


3.Пудель Арто. 3 группа,3 ряд Слайд 4.

Глава 3. Представление. – В чём особенность описания пуделя?

Текст: найдите фрагменты, где Арто приписаны чувства, свойственные человеку.

- В чём заключалась работа пуделя? - Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?


Дорога странствий приводит нас на ранее заброшенную дачу «Дружба», которая уже обитаема.

Ответы учащихся.

Зачитывают названия глав рассказа.















Обращаясь к композиции рассказа, называют главные события сюжета, (завязка, кульминация развитие событий, развязка, финал).










Обобщение работы в группах (домашнее задание)

Выступления учащихся.

1.Вывод: гордый, добрый, верит в людей, честный труженик, бескорыстный, верный друг,

благородный, любит Серёжу как родного внука.

2.Вывод: заботливый, всегда помогает дедушке снять шарманку во время отдыха, ловкий, решительный, смелый, преданный, верный друг.

3.Эпизоды, в которых Арто приписаны чувства, свойственные человеку.


Маленькая труппа ощущает себя единым целым. Герои любят и ценят друг друга. Характеристики героев помогли нам понять смысл события, свидетелями и участниками которого они стали, объяснить поведение бродячих артистов.

Развитие умения анализировать композиционное построение произведения, составлять план.

Работа с композицией рассказа.

Литературоведческие термины.

Регулятивные:-контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Извлечение необходимой информации из текста

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания







Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев


Развитие умения анализировать поступки героев, находить причину.


4

Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала

Анализ содержания 3 главы «На даче «Дружба»

1. О чем говорит название дачи, на которой произошли центральные события рассказа?

2. Почему и смешно и грустно наблюдать за поведением обитателей дачи?

3. Чем отличается манера говорить старика Лодыжкина от речи других персонажей?

4. Что общего в поведении обитателей дачи?

Из-за чего возник конфликт?

5. Как работают артисты?

6. Почему и хозяева дачи, и их слуги так непочтительны по отношению к бродячим артистам?

7. Как реагируют Сергей и дедушка на происходящее?

8. Почему Трилли позволяет себе подобные выходки?

9. Кто виноват в том, что девятилетний мальчик так ведет себя?

10.Как проявляется отношение автора к обитателям дачи? Найдите фразы, характеризующие персонажей.

11. С чем сравнивает А.И. Куприн виновника суматохи?


VI. Индивидуальные задания:


Сравнительная характеристика героев. Серёжа и Трилли.


1.Чем отличаются мальчики друг от друга по характеру, поведению и поступкам?

2.Как воспитывает Трилли его мама, как приобщает к жизни Серёжу дедушка Лодыжкин?

Контраст между детьми. –

3.Как вы думаете, кто счастливее: Сергей или Трилли?

Выступление учащихся.


Сравнительная характеристика героев. Серёжа и Трилли.


Мальчичи живут по разным социальным и нравственным законам.

Трилли: Сын барыни изнежен, неуклюж, капризный, избалованный, грубый, истеричный ребёнок, нетерпеливый мальчик, воспринимает природу с полным равнодушием,


Речь Трилли: это набор потребительных слов «хочу», «мне», «дай»


Серёжа: работящий, смелый, сдержанный, терпеливый, силен и ловок, с восторгом воспринимает природу, способен на благородный поступок.













Подготовка к изучению нового материала.

Определение конфликт.а произведения

Реальная основа сюжета.


Развитие умения анализировать поступки героев, находить причину.

Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.


7мин

5

Изучение нового материала

Александр Иванович симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки.

1.Докажите, что наши герои способны на благородные поступки?


Художественный пересказ 4 главы. «Не всё продаётся, что покупается» Слайд 5.


2.Вспомните, какое название мы дали 4 главе?


3.Какой смысл вложил в эту фразу дедушкой Лодыжкиным? (письменно)


4. Как объясняет Лодыжкин свой отказ продать Арто?

Лодыжкин, в отличие от красивой барыни, знает, что на свете не все продается и покупается. Он ни за какие деньги не продаст верного друга.

Лодыжкин понимает, что на деньги, предложенные барыней, он может открыть дело, которое избавит от необходимости странствовать, унижаться, надеясь на милость богатых.

Но он живет по законам совести, любви, доброты, незнакомым обитателям дачи.

Чувство любви к членам своего маленького семейства сильнее расчёта и выгоды.

Старик-шарманщик отказался от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и своё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных: мальчике-сироте, собаке.

Работают над художественным пересказом главы 4.






Отвечают письменно на вопрос Какой смысл вложил дедушка Лодыжкин в свою фразу:

«Не всё продаётся, что покупается»?






Ответы учащихся: обитатели дачи хотели купить собаку, бродячие артисты не выполнили их прихоть.


Записи в тетради:

«Нет вещи, которая бы ни продавалась»

«Не все то продается, что покупается»

Реальная основа сюжета


Развитие умения анализировать сюжет рассказа, составлять характеристику героев

Установление причинно-следственных связей:


Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания


6 мин

6.

Словарная работа


Словарная работа

1.На каком инструменте играет дедушка Лодыжкин?

2.Что такое шарманка? (небольшой переносный орган, музыкальный духовой инструмент; звуки извлекаются подвертыванием ручки)

(Демонстрация игры шарманки)

Ответы учащихся, текст.

Обогащение словарного запаса

2

мин

7

Работа над выразительностью речи.


Работа над выразительностью речи.

С чем сравнивает А.И. Куприн виновника суматохи?

Объясните роль сравнений.

1.На террасу из внутренних комнат выскочил, как бомба,

издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти.

2.Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами,

которые внезапно делались крепкими, точно две стальные пружины.

Физкультминутка

Учащиеся отвечают на вопросы, объясняют роль сравнений

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– использование критериев для обоснования своего суждения;

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


1 мин












1 мин

8.

Исследовательская работа

Исследовательская работа (текст)

1.Найдите в третьей главе описание наружности дворника.

2.Какое впечатление он производит?

3.Какими качествами наделил дворника Куприн?

4.Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни?

5.Как вы считаете, чем объясняется его поведение?

6.Как вы думаете, в жизни все можно приобрести за деньги?

Ответы учащихся:

Не только богатые люди считают, что в жизни все покупается. Дворник хочет угодить и хозяевам, и их сыну Трилли, у него такое же мнение - за деньги можно приобрести все.

Открытие новых знаний:–


анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация ;– извлечение из текстов необходимой информации;– установление причинно-следственных связей;– построение логической цепи рассуждений, доказательство;– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;– осознание ответственности за общее дело;– выполнение действий по алгоритму.

3 мин



Рассказ об освобождении Арто от лица Сережи.

«Похищение и возвращение Арто»

1.Страшно ли было одному в чужом саду?

2.Что помогло справиться с чувствам страха?


Пересказ ученика.

Вопросы учеников Серёже:


Развитие умения творчески пересказывать эпизод .


3 мин



1.Какова основная мысль рассказа?

Слайд 6.


2. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель Арто, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

Ответы учащихся: в жизни человека самое главное – это дружба. Настоящего друга за деньги купить нельзя, пускай твой друг и не человек.

Определение идеи произведения.

Развитие аналитических способностей: выявление основных понятий темы с последующим их сравнением - работа с текстам.

3мин

9.

Этап контроля

Мини тест

1. Определите основные темы рассказа «Белый пудель»

1) О братьях наших меньших – животных.

2) О взаимоотношении людей и животных.

3) О жизни людей до революции.

4) О дружбе и преданности.

2. Какова главная мысль этого произведения?

1) Добиваться цели нужно любыми способами.

2) Купить можно все, были бы деньги.

3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.

3. Кто из перечисленных литературных героев не является героем рассказа «Белый пудель»?

1) Арто 2) дедушка Лодыжкин

3) мальчик Сережа 4) Каштанка


Взаимопроверка

Заполнение карты самооценки.

Выставление отметок за урок., комментирование .

Определение усвоения учащимися нового материала

3 мин

10

Домашнее задание

Задания по выбору.

Написать мини-сочинение


1.«Чему учит читателей рассказ А.И. Куприна «Белый пудель»?


2. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель Арто, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?













1 мин

11

Итог урока

- Назовите произведение, над которым работали на уроке?

- Какие задачи стояли перед нами?

- Что такое сюжет произведения, композиция?

- В чем конфликт рассказа?

- Что в жизни не продается и не покупается?

- К чему призывает автор своих читателей?

Ответы учащихся

Подведение итогов работы

1 мин

12

Рефлексия


Самостоятельно подготовленная презентация, (индивидуальное задание) «Братья наши меньшие», сопровождаемая рассказом о домашних животных.

Составление синквейнов:

Доброта.

Чуткая, сердечная.

Жалеет, сочувствует, помогает.

Доброта – лучше красоты.

Сострадание.

Дружба.

Истинная, крепкая.

Беречь, заботиться, любить.

Друг в беде не бросит.

Преданность.

Выявление чувственного восприятия произведения учащимися

1 мин


Используемая литература:

  1. Учебник «Литература. 6 класс» автор Г.С. Меркин, Москва, изд. «Русское слово», 2008.

  2. Программа по литературе для 5-11 классов» автор-составитель Г.С. Меркин, М.: изд. «Русское слово», 2011.

  3. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/под ред. Г.С. Меркина. – 3 изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

  4. Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) в 2 ч, под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник


































Мини тест

1. Определите основные темы рассказа «Белый пудель»

1) О братьях наших меньших – животных.

2) О взаимоотношении людей и животных.

3) О жизни людей до революции.

4) О дружбе и преданности.


2. Какова главная мысль этого произведения?

1) Добиваться цели нужно любыми способами.

2) Купить можно все, были бы деньги.

3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.


3. Кто из перечисленных литературных героев не является героем рассказа «Белый пудель»?

1) Арто 2) дедушка Лодыжкин 3) мальчик Сережа 4) Каштанка


1. Определите основные темы рассказа «Белый пудель»

1) О братьях наших меньших – животных.

2) О взаимоотношении людей и животных.

3) О жизни людей до революции.

4) О дружбе и преданности.


2. Какова главная мысль этого произведения?

1) Добиваться цели нужно любыми способами.

2) Купить можно все, были бы деньги.

3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.


3. Кто из перечисленных литературных героев не является героем рассказа «Белый пудель»?

1) Арто 2) дедушка Лодыжкин

3) мальчик Сережа 4) Каштанка


1. Определите основные темы рассказа «Белый пудель»

1) О братьях наших меньших – животных.

2) О взаимоотношении людей и животных.

3) О жизни людей до революции.

4) О дружбе и преданности.


2. Какова главная мысль этого произведения?

1) Добиваться цели нужно любыми способами.

2) Купить можно все, были бы деньги.

3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.


3. Кто из перечисленных литературных героев не является героем рассказа «Белый пудель»?

1) Арто 2) дедушка Лодыжкин 3) мальчик Сережа 4) Каштанка



1. Определите основные темы рассказа «Белый пудель»

1) О братьях наших меньших – животных.

2) О взаимоотношении людей и животных.

3) О жизни людей до революции.

4) О дружбе и преданности.



2. Какова главная мысль этого произведения?

1) Добиваться цели нужно любыми способами.

2) Купить можно все, были бы деньги.

3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека.




3. Кто из перечисленных литературных героев не является героем рассказа «Белый пудель»?

1) Арто 2) дедушка Лодыжкин

3) мальчик Сережа 4) Каштанка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!