СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизненный и творческий путь композитора Иоганна Себастьяна Баха

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жизненный и творческий путь композитора Иоганна Себастьяна Баха»


















Выполнил: Тарасевич Иван 6 «б» класс

Руководитель: Литошенко В.В.












2019 год








На уроке музыки, мы познакомились с великим немецким композитором Иоганном Себастьяном Бахом. Родился в городе Тюринге.

Рассказ учителя и слушание музыки, поразили меня, я заметил, что начал задумываться о жизни композитора и своей. Меня удивила мысль, что я смог «услышать душу маэстро». На меня воздействовала преобразующая сила, заставила меня прислушаться к музыке Баха, на себе испытать печали и радости. У меня возникло желание как можно больше узнать о Бахе, я решил провести исследование и отправился по страницам творчества великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.


1 урок: Начать урок: «Органная фуга»

Иоганн Себастьян Бах великий немецкий композитор.

В переводе с немецкого языка фамилия Бах, означает – ручей.

«Не ручей – море, должно быть ему имя», так сказал о Бахе Людвиг Ван Бетховен.

Баха называют не просто великим, а величайшим композитором в истории человечества. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

За всю жизнь Бах написал более 1000 произведений.

Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе.

Орган – это величественный, могучий инструмент, соревноваться с которым трудно даже большому симфоническому оркестру. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:

- Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал,

господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время — и тогда инструмент играет сам…

Иоганн Себастьян Бах предстаёт перед нами умудрённым старцем в музыке, но сам Бах удивился бы этому. Он сочинял музыку во славу Господа и чтобы удовлетворить свою неиссякаемую любознательность, а не для будущей славы. И действительно, в годы своей жизни он был известен как великолепный органист, а не как композитор.

Бах никогда не выезжал из Германии и довольствовался просто тем, что выполнял свою работу музыканта. Особое значение для Баха имели традиции: музыкальные традиции его семьи, (несколько поколений бахов, были музыкантами), религиозные традиции его Родины, традиционные методы композиции в музыке. Они для него были гораздо важнее перемен в музыкальной моде.

Бах не собирался ничего менять в этом мире, но он поднял прежнюю музыку на небывалую, величественную высоту. Его творчество очень обширно и многогранно. Ни один композитор не может с ним сравниваться. После рождения Баха его родители знали, что он будет хорошим музыкантом, как и все в семье, но не предполагали, что сегодня его имя будет знать каждый и даже дети.

В те годы органист должен был сам писать музыку для церковных служб, но некоторые произведения Баха просто пугали прихожан. Он часто импровизировал новые блестящие вариации в мелодиях традиционных церковных гимнов, сочиняя их заново на ходу. Публика жаловалась, что его исполнение было слишком вольным, и поэтому остальным исполнителям

было трудно следовать за ним. Это очень удручало Баха, так же как и плохое отношение к нему остальных хористов, многие из которых были гораздо старше его и не позволяли собой командовать.

Однажды с Бахом даже подрался один из музыкантов оркестра, которого он обвинил в плохой игре на фаготе. Ситуация ещё больше обострилась, когда он на четыре месяца уехал в гости к выдающемуся органисту Букстехуду в далёкий город Любек. Когда Себастьян вернулся обратно в Арнштадт, проехав 320 километров, то предстал перед разъярённым городским советом. Его обвинили в том, что он слишком долго отсутствовал, это было нарушением правил, и Бах был вынужден оправдываться. Потом Бах понимает, что городской совет не одобряет его музыки, поэтому он стал искать по всей Тюрингии новую работу и в 1707г. становиться органистом собора Св. Блаза в Мюльхаузене. Здесь Бах стал хорошо известным органным виртуозом. Он знал всё про работу органа и к нему часто обращались за советом, как улучшить звучание того или иного инструмента. Михаил Казиник (Бах 1)

2 урок: Так, как характер Баха был сложный, он долго не мог найти постоянную работу. В мае 1723 года магистрат предложил Баху работу в соборе Святого Фомы в городе Лейпциге. В этом соборе, он жил и работал последние 27 лет своей жизни.

Служба в церкви св. Фомы была нелёгкой, помимо управления церковной музыкой, Бах должен был:

- обучать и воспитывать певчих- учеников церковной школы

- и к каждой субботе сочинять по новой кантате.

Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти. Сегодня на уроке прозвучит одно из прекраснейших произведений И.С.Баха «Органная фуга» соль минор

Фуга - (от лат.) означает бег, движение. Что же бегает в фуге?

В фуге бегает один голос, мы назовем его «темой». Тема начинается н/р в среднем регистре. Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время, развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. При этом они все одинаково важны. Такой тип музыки называется полифонией.

3 урок: Полифония – от ( гр. Многие)

Поли – много, Фония – голос, звук

Таким образом Полифония – это вид многоголосия, где все голоса одинакого важны. Вершиной полифонического искусства является Фуга.

«Органная фуга» и схема на доске


В полифонической музыке существует два склада: полифония и гомофония. Гомо – голос фония - фон

Если в полифонии все голоса одинакого важны, то гомофонии есть главная мелодия и её сопровождение.

«Весенняя песня» - слушание, Какой это склад?


Хорал – церковное песнопение. Мелодия хорала отличается возвышенным характером.

Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в тоже время слишком народна, что мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Бах всё время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность. Только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. А музыку он всё равно продолжал писать такую, какую подсказывало ему сердце,- человечную, одухотворённую живыми мыслями и глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений. Михаил Казиник (Бах 2)

Династия

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Все Бахи были музыкантами, кроме ‘основателя’ династии Фейта Баха, жившего в XVI столетии, который был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и он прекрасно играл на каком-то струнном инструменте, напоминающем гитару, и очень любил музыку.

Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом. У самого Иоганна было 20 детей, 10 из которых умерли в младенчестве.

Сам же Бах в конце жизни говорил:

- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.

Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа — Иоганну Кристофу Баху.

У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Но этот сборник «модной» музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.

Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник… Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно, и приходилось пользоваться только лунным светом.

Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы - когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию…

Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:

- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!

Брат рассмеялся в ответ и сказал:

- Иди спать, болтун.

Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил…

Бессонные ночи и лунный свет повлияли на детский организм ребёнка, у Иоганна портилось зрение. В течение всей жизни, он работал при свечах.

С каждым годом всё хуже видят усталые глаза. Баху сделали несколько неудачных операций, его здоровье быстро ухудшалось. Он ослеп.

Будучи слепым, он продолжает сочинять музыку. В одну из последних ночей, он сочинил нежную мелодию, которая поднималась и возносилась, как рассвет из мрака и постепенно заливая всё своим небесным светом.


История сохранила очень интересные факты о Бахе.

Тайна трех селедок

Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург — послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом.

В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились, и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.

Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные. Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.

Вдруг открылось окно, и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову — еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована. Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург — слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.

Гармония - прежде всего!

В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно, поэтому он совершенно не терпел неразрешенных аккордов… Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошел в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем, ни здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту. Даже не присев, он довел аккорд до надлежащего каданса. Вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

А где соперник?..

В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан. Своей игрой он всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества.

Соревнование Маршана и Баха устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушавшие разразились громкими аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть Баха.

Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Причем, несмотря на то что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим. Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше — француз или немец. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.

Но в назначенный вечер Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть — попросту сбежал…

Здоровый воздух Лейпцига

Служа кантором в церкви св. Фомы, Бах получал дополнительные доходы от исполнения церковных треб (свадеб и похорон), которые неплохо оплачивались прихожанами. Однажды, когда все граждане города долгое время пребывали в полном здравии и никак не хотели умирать, а следовательно, доходы Баха стали мизерными, жена пожаловалась ему, что скоро у них в доме будет денег не только на похлебку, но и на хлеб… Иоганн Себастьян развел руками:

- Дорогая моя, всему виной здоровый воздух Лейпцига, оттого и покойников маловато, и мне, живому, жить не на что…

Бах сердится

Несмотря на всю безграничную доброту и простодушие, Бах порой бывал сварливым и вспыльчивым. Как-то раз на репетиции второй органист церкви св. Фомы, играя, допустил небольшую ошибку, рассердившись и не найдя под рукой чем бы запустить в неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал с себя парик и швырнул им в органиста.

- Тебе надо сапоги тачать, а не играть на органе! — закричал Иоганн Себастьян.


Блудный сын и музыка

Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку.

Вечером, когда он ложился спать, три его сына поочередно играли ему на клавесине. Подобные обязательные занятия очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько усыпив отца, он вырывался на свободу. Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние упражнения и, как только услышал долгожданное посвистывание, моментально удрал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный - в сладкую дремоту Бах моментально проснулся. Диссонанс истязал его слух! Эммануил не возвращался!

Бах долго ворочался в теплой постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки, пробрался к инструменту и разрешил аккорд. Через минуту композитор безмятежно спал.

Шутник

Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в какой-нибудь захолустной церкви. Там он просил у церковного органиста разрешения сыграть на органе. Получив таковое, великий органист садился за инструмент и… Присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры, что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали… Они думали, что к ним в церковь заглянул… переодетый дьявол.

Вообще Иоганн Бах любил пошутить, не только в жизни, но и в музыке, у него есть

Сюита № 2, в которой звучит пьеса «Шутка»


Некоторые композиторы, такие как Моцарт, Гайдн и Бетховен высоко ценили Баха, но после смерти в течение 100 лет его музыка не звучала, ноты были утеряны.

В 1829г. немецкий композитор Феликс Мендельсон в возрасте 20 лет дирижировал исполнением Страсти по Матфею - впервые через сто лет. После этого опубликованы сохранившиеся сочинения Баха, и с тех пор они исполняются во всём мире.

Влияние его музыки чувствуется и в современной поп-музыке, например, мелодия, исполняемая на трубе в песне ансамбля «Битлз» «Пенни Лейн» или в фортепьянном соло в песне Нины Симоне « My Baby, Just cares, For me».

И особый вклад в признание величия Баха находится в космосе, в тысячах милях от Земли. В 1977г. был запущен космический корабль «Вояджер», на борту которого находится золотой диск с музыкой Баха, готовой звучать, если этот корабль встретит жизнь на других планетах. И впервые звуками, представляющими человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт №2».

Бранденбургские концерты – название 6 ансамблево – инструментальных концертов И.С.Баха, созданных в 1717 – 1721 г.

И посвящённых маркграфу Бранденбургскому. Они отмечены исключительной яркостью, виртуозностью фактуры, чертами новаторства и предвосхищают появление классической симфонии.

Бранденбургские концерты

На сегодняшний день Иоганн Себастьян Бах известен для каждого из нас как лучший композитор, умевший своими произведениями открывать свою безмятежную душу и на своём языке рассказывать обо всех своих странствиях по миру. Золотой маэстро умер, его похоронили в Лейпциге, но творчество его будет жить вечно, потому что чудеса никогда не умирают…

В течение нескольких уроков, мы говорили о великом композиторе. Ребята высказывали своё мнение, я обратил внимание, что многие дети до знакомства с творчеством И.С.Баха, не обращали внимания на этого композитора и даже путали его с Людвигом Бетховеном. После знакомства с жизнью и творчеством Баха у моих одноклассников появилось желание посещать концерты, слушать музыку Иоганна Себастьяна Баха.

Мое личное мнение о творчестве и натуре И.С. Баха складывается местами непредсказуемо. Его необычная музыка заставляет себя слушать, несмотря на ее задумчивость, она как тихая, непреступная река плавно и приятно течет по нашим мыслям и душам.

Домашнее задание – написать вывод.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!